Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
to |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9-27 |
*° |
|
|
Режимы работы электрощеток |
на автомобильных стартерах |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Тип стартера |
|
|
Наименование показателей |
СТ-8, СТ-15Б |
СТ-26 |
СТ-103 |
СТ-113 |
СТ-130, СТ-130Б |
|||
|
|
|
|
|||||
Марка автомобиля, |
на котором приме |
ЗИЛ-164 |
МАЗ-500, МАЗ-503, |
ГАЗ-56 |
ЗИЛ-130 |
|||
няется стартер |
|
|
|
|
МАЗ-504, КрАЗ-214 |
|
ГАЗ-53А |
|
|
|
|
|
ГАЗ-51 |
КрАЗ-219, КрАЗ-221, |
„Волга" |
ГАЗ-66 |
|
|
|
|
|
|
КрАЗ-222 |
УАЗ-451 |
|
|
Номинальная |
мощность стартера, л. с. |
1,4 |
13,0 |
7,0 |
1,5 |
1,5 |
||
Рабочий ток стартера, |
А |
250 |
700 |
600 |
225 |
225 |
||
Ток при полном торможении якоря, не |
600 |
900 |
— 800 |
530 |
650 |
|||
более А |
|
|
|
|
|
|
МГСО |
МГСО |
Марка используемых электрощеток |
МГСО |
МГС5 |
МГС5 |
|||||
Количество электрощеток на стартере |
4 |
8 |
8 |
4 |
4 |
|||
Давление на электрощетки, сН (гс) |
850—1 400 |
1 250—1 750 |
1 250—1 750 |
1 200—1 500 |
1 200—1 500 |
|||
Размеры электрощеток, мм |
8,8X19,2X14 |
12X32X20 |
12X32X20 |
8,8X19,2X14 |
8 , 8 X ^ . 2 X 1 4 |
|||
Плотность |
тока |
в |
электрощетке, |
|
|
|
|
|
А / с м 2 : |
|
|
|
|
|
|
|
67 |
при рабочем токе |
стартера |
74 |
45 |
39 |
67 |
|||
при полном |
торможении якоря |
177 |
58 |
54 |
157 |
192 |
токе стартера и при полностью заторможенном его якоре в момент пуска. В первом случае отмечаемые значения достигают нескольких десятков, а во втором — двух сотен ампер на квадратный сантиметр. Подобные обстоятель ства имеют место и на стартерах зарубежного производ ства. Вот почему в новейших каталогах на электроще точную продукцию при описании стартерных щеток в графах, характеризующих допустимую для них номи нальную плотность тока можно встретить трехзначные цифры.
Устанавливаемые на автомобилях малогабаритные электродвигатели (ГОСТ 9443-60) используются в каче стве приводов стеклоочистителей, вентиляторов и других вспомогательных механизмов. Для этих двигателей при меняются некоторые из числа ранее описанных марок злектрощеток. Так, в промышленности ГДР для двигате лей стеклоочистителей рекомендуется применять электро
щетки" марок |
Е18, М7, М8, характеристики |
которых |
при |
||||
водились в табл. |
9-24 |
и 9-18; для двигателей вентилято |
|||||
ров — щетки |
марки |
М П (табл. |
9-24); |
для |
других |
||
вспомогательных |
машин — щетки |
марок |
Е8 |
и |
Е14 |
||
(табл. 9-14). В Англии для вспомогательных |
автомобиль |
ных электродвигателей рекомендуется применять элек трощетки марок СМ2, СМ9, СМЗН, СМ5В и СМ5Н (табл. 9-18).
Наряду с перечисленными выше для описываемых двигателей в некоторых странах изготавливаются злектрощетки специализированных марок. Отечественная промышленность выпускает для этих целей электрощетки марки «96» (ГОСТ 12919-67), допускающие работу при номинальной плотности тока 15 А/см2 , максимальной окружной скорости 20 м/с и удельном нажатии '200— 300 гПа(гс/см2 ). Удельное электрическое сопротивление материала марки «96», равно 2,6 Ом - мм 2 /м; переходное падение напряжения 1,1В, коэффициент трения не более 0,18.
Английская фирма «Морганайт» для указанных целей рекомендует специализированные электрощетки марки DM4A, допускающие работу при номинальной плотности тока до 11,5 А/см2 и максимальной окружной скорости до 20 м/с. Удельное электрическое сопротивление мате риала этой марки достигает 3,0 Ом • мм2 /м, переходное падение напряжения 0,8 В и коэффициент трения не бо лее 0,20.
203
Фирма «Тосиба Денко Компани» (Япония) предна
значает для автомобильных электродвигателей щетки марки MG9RB, допускающие работу с номинальной плотностью тока 15 А/см2 , максимальной окружной ско ростью 30 м/с и удельным нажатием 150—250 гПа (гс/см2 ). Удельное электрическое сопротивление материа ла этой марки достигает 12 Ом-мм2 /м, переходное паде ние напряжения 0,6 В и коэффициент трения 0,27.
Наблюдения за эксплуатацией автомобильных генера торов и стартеров позволили установить, что средняя 'скорость изнашивания применяемых на них электроще ток лежит в пределах 0,2—0,9 мм/10 тыс. км пробега автомобиля. Среднее квадратическое отклонение приве денных значений г ь щ не превышает 0,3 мм/10 тыс. км пробега. В последнее время наметилась тенденция оце нивать свойства автомобильных электрощеток путем нор мирования в технической документации обеспечиваемых ими эксплуатационных показателей. Так, например, в ка талоге фирмы «Морганайт» указывается, что изготавли
ваемые |
ею изделия марки |
СМО обеспечивают не менее |
||
40 тыс. |
пусков |
стартера |
напряжением |
12 В [Л. 9-10]. |
В СССР |
ГОСТ |
12919-67 гарантирует 100 тыс. включений |
||
стартера |
типа |
СТ-15, оборудованного |
электрощетками |
марки МГСО. В этом же стандарте указаны гарантийные 1 000-часовые сроки службы электрощеток марок ЭГ13 и ЭГ13П на автомобильных генераторах типов Г-108 и Г-214А-1 и 3 000-часовой гарантийный срок службы элек трощеток марки M l на генераторе типа Г-250.
Техническая документация, нормирующая характери стики износа щеток автомобильного электрооборудова ния итальянских фирм, предусматривает, что за 500 ч испытаний генератора переменного тока износ установ ленных на нем электрощеток не должен превышать 1,5 мм. Нормы износа стартерных электрощеток в про мышленности Италии дифференцированы по типам ма шин. Для ряда этих типов норма износа, определяемого в процессе проведения пятисот испытательных пусков, не должна превышать указанных в табл. 9-28.
Износ коллектора стартера после проведения описы ваемых пятисот испытательных пусков не должен превы шать 0,02 мм (по диаметру).
Щетки для судовых электрических машин. Для обеспе чения разнообразных нужд современного судостроения в различных странах созданы соответствующие серии
204
|
|
|
Т а б л и ц а |
9-28 |
Тип стартера |
Ток, А |
Напряжение, В |
Максимально до |
|
пустимый |
износ |
|||
|
|
|
щеток, мм |
|
В76-0.5/12 |
130+5 |
10+0,3 |
0,6 |
|
ЕЮО-1,5/12 |
300+10 |
9,3+0,3 |
0,7 |
|
EI15-1,8/12 |
400+15 |
9,5+0,3 |
0,6 |
|
Е115-3/24 |
310+10 |
18,5+0,5 |
1,1 |
|
Е150-10/24 |
1 000+30 |
16+0,5 |
1,0 |
|
С125-4/24 |
575+15 |
18+0,5 |
1,4 |
|
С150-7/24 |
750+20 |
18+0,5 |
1,0 |
|
электрических машин. При проектировании этих машин им стремятся придать минимально возможные габарит ные размеры и массу, а также приспособить к эксплуа тации в следующих условиях: а) температура окружаю щего воздуха до +40 °С; б) относительная влажность окружающего воздуха до 95+3%; в) качка корабля •с креном до 45° и дифферентом до 15°; г) длительный крен до 15° и длительный дифферент до 10°; д) частые сотрясения и перегрузки до 10% сверх номинального то ка в течение 2 ч и 50% перегрузки в течение 2 мин.
Помимо приведенных характеристик окружающей среды в судовых условиях следует учитывать наличие в атмосфере морских солей, содержание которых доходит до 2—5 мг на 1 м3 воздуха. Кроме того, в машинных отсеках, вблизи дизелей, в воздухе накапливаются пары нефти, количество которых непосредственно над машина ми колеблется в пределах 3—'20 мг/м3 . Очевидно, что указанные обстоятельства делают необходимой защиту судового электрооборудования от коррозионных воздей ствий.
Выбор рода тока для судовых электрических машин определяется прежде всего технико-экономическими со ображениями. Машины постоянного тока благодаря своей высокой перегрузочной способности и отличным регулировочным характеристикам находят на судах с электродвижением широкое применение. Однако при мощностях свыше 4 000—5 000 кВт машины постоянного тока по к. п. д., массе и габариту уступают машинам пере менного тока, и электродвижение очень крупных судов принято осуществлять с помощью этих последних. Исклю чение составляют суда специального назначения, напри мер ледоколы. Здесь постоянный ток применяется при всех мощностях установленных на них электродвигателей.
205
Номенклатура электрических машин, |
используемых |
в отечественном судостроении, по данным |
[Л. 9-11—9-13] |
включает в себя различные типы машин серий П, ПГ, ГПМ, ПД, ДПМ, ПС, ПГ, ПГК и МП.
Единая серия П включает в себя генераторы и двига тели постоянного тока брызгонепроницаемого и водоза щищенного исполнения с кремнийорганической изоля цией класса Н. В судостроении используется часть типоз машин данной серии от нулевого до семнадцатого габа ритов, охватывающих диапазон мощностей 0,3—1 400 кВт. Серия ГПМ содержит ряд типов машин постоянного то ка, предназначенных для использования в генераторном режиме при п= \ 500 об/мин. Серия ПД состоит из трех генераторов постоянного тока типов ПД-150-6, ПД-151-6и ПД-152-5-9, имеющих соответственно мощности 200, 300 и 400 кВт. Все генераторы работают при « = 500 об/мин и предназначены для судовых электростанций и питания гребных электродвигателей. В серию ДПМ (модифика ция серии ДП) входит ряд типов двигателей постоянного тока напряжением 110 и 220 В, перекрывающих диапазон мощностей 1,8—75 кВт. Эти двигатели используются в качестве приводов судовых механизмов с кратковре менным и повторно-кратковременным режимами работы. Исполнение двигателей водозащищенное; изоляция кремнийорганическая, п равно 780 (тихоходные) и 1 850 (бы строходные) об/мин. Серия ПС включает несколько ти пов высокоскоростных двигателей постоянного тока. Дви гатели 1-го—6-го габарита перекрывают диапазон мощ ностей 0,54—39 кВт при п = 3 000-И 000 об/мин. Мощ ность машин 7-го и 8-го габарита составляет 32—60 кВт
при |
/1=2 600+3 600 об/мин. Двигатели |
9-го—11-го габа |
|
рита |
при я = 2 750 |
об/мин охватывают |
мощности 50,5— |
412 кВт. В серию |
ПГ входит ряд типов |
машин постоян |
ного тока, каждая из которых имеет вполне определен
ное назначение. Так, машина типа ПГ-3-2 |
мощностью |
100 кВт при « = 4 000 об/мин предназначена |
для приме |
нения в качестве привода пожарных насосов. Машина
ПГ-ЗЗ-З |
используется |
в качестве |
генератора |
судовых |
||||||
электростанций. |
Двухъякорный |
генератор типа |
ПГ-145 |
|||||||
(2x625 |
кВт, |
810 об/мин) |
предназначен |
для |
питания |
|||||
гребных электродвигателей. Для привода гребных |
винтов |
|||||||||
в этой |
серии |
предназначены |
машины |
типов |
|
ПГ-146 |
||||
(1178 |
кВт; |
212/266 |
об/мин), |
|
ПГ-147 |
(1 824 |
кВт, |
|||
152/202 |
об/мин), |
ПГ-150 |
(2 350 |
кВт, |
150 |
об/мин), |
206