Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ПГ-150-8К (300 кВт, 490 об/мин) и ПГ-178-8К (700 кВт, 196/210 об/мин).
К рассматриваемой серии следует также отнести ма шину типа 2ПГК-120/150, используемую в качестве гене ратора питания гребных двигателей. Мощность этого двухъякорного генератора равна 2X1 920 кВт при часто те вращения 595 об/мин.
Серия МП содержит в своем составе следующие четы ре типа машин, предназначенных для привода винтов (табл. 9-29).
|
|
|
Т а б л и ц а 9-29 |
Тип |
Мощность, кВт |
Напряжение, В |
Частота вращения, |
сб/мин |
|||
2МП-7000-115 |
2X2555 |
1 000 |
115/140 |
2МП-7000-125 |
5125 |
1 000 |
125/170 |
2МП-9800-150 |
2X3626 |
1 200 |
150/215 |
2МП-19000-150 |
2X7178 |
1 200 |
150/195 |
При использовании на судне переменного тока в ка честве источников электроэнергии применяются синхрон ные генераторы. Серии применяемых генераторов и ха рактеристики каждого из них, по данным [Л. 9-11], тако вы (табл. 9-30):
Т а б л и ц а 9-30
Обозначение |
Краткая характеристика серии |
серии |
Содержит 12 типов машин мощностью 25—1 250 кВт. Машины снабжены возбудителями типа ВСМ
Содержит ряд типов машин мощностью 31—1 875 кВт. Самовозбуждение через селеновый выпрямитель
Содержит три типа машин мощностью 275—500 кВт Содержит два типа машин мощностью 375 и 500 кВт Содержит один тип машины мощностью 125 кВт Содержит три типа машин мощностью 2 500—
5 000 кВт
Описанное разнообразие типов, мощностей и назначе ний электрических машин обеспечивается соответствую щей номенклатурой марок электрощеток, причем в дан ной серии машин может использоваться не одна, а не сколько марок электроугольных изделий. Так, например,
?07
обстоит дело с подбором электрощеток к машинам се рии П. Машины этой серии мощностью 80—100 кВт обо рудуются электрощетками марки ЭГ71. Крупные машины серии снабжаются электрощетками марки ЭГ74. Послед няя марка широко распространена на мощных машинах серий ГПМ, ПС, ПГ и МП. Машины малой мощности пе речисленных серий удовлетворительно работают с элек трощетками марки ЭГ14, которые обеспечивают также удовлетворительную работу всех двигателей серии ДПМ.
Синхронные машины всех серий снабжаются электро щетками марок ЭГ4 и 611М. Две последние марки используются иногда на машинах малых мощностей се рии П.
Конструкции электрощеток в своем подавляющем большинстве являются радиальными (тип К-1 ГОСТ 12232-66) и только в отдельных случаях встречаются ре активные (тип К-3 того же ГОСТ).
Размеры |
применяемых щеток практически совпадают |
с теми, которые используются на электрооборудовании |
|
металлургических заводов. Для машин серии ДПМ, обо |
|
рудуемых |
электроугольными изделиями марки ЭГ14, |
шкала |
размеров последних имеет |
вид, |
представленный |
|
в табл. |
9-31. |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9-3 |
|
|
Размеры щеток, мм, при |
||
Тип электродвигателя |
номинальном напряжении, В |
|||
|
|
|
||
|
|
110 |
|
220 |
Д П М - И |
|
12,5X16X32 |
|
10X16X25 |
ДПМ-12 |
|
12,5X16X32 |
|
10X16X25 |
ДПМ-21 |
|
12,5X32X40 |
|
12,5X32X40 |
ДПМ-22 |
|
|
|
12,5X32X40 |
ДПМ-31 |
|
16X32X40 |
| |
12,5X32X40 |
ДПМ-32 |
|
|
|
16X32X40 |
ДПМ-41 |
|
|
|
16X32X40 |
ДПМ-42 |
|
|
|
16X32X40 |
ДПМ-52 |
(тихоходный) |
|
|
16X32X40 |
ДПМ-52 |
(быстроходный |
|
|
20X32X40 |
ДПМ-62 |
|
|
|
20X32X40 |
Помимо рассмотренных генераторов и двигателей на судах находят себе применение одноякорные преобразо ватели, преобразующие постоянный ток в однофазный переменный. Подбор щеток для электрических машин этого назначения осуществлен по схеме, представленной в табл. 9-32.
-208
Тип преобразователя
ПО-12Ф, ПО-12АФ ПО-300А, ПО-300АФ ПО-300Б, ПО-300В ПО-550Ф, ПО-550АФ ПО-600, ПО-1000 ОП-120А ОП-120Л, ОП-12АЛ
ОП-120Ф1, ОП-120Ф2 ОП-120ФЗ ОП-120Ф4, ОП-120Ф5
|
|
Т а б л и ц а 9-32 |
|
Марка электро щеток |
Коллектор |
Контактное кольцо |
|
Размеры электро |
Марка электро щеток |
Размер |
|
|
щеток, мм |
|
электрсщеток, |
|
|
|
мм |
ЭГ14 |
4X5X15 |
Мб |
4X5X15 |
Мб |
10X16X20 |
Мб |
8X8X22 |
ЭГ4 |
10X16X20 |
Мб |
8X8X22 |
Г'З |
10X12,5X20 |
Мб |
8 Х Ю Х 2 0 |
ЭГ4 |
10X16X20 |
Мб |
8X8X22 |
Мб |
10X12,5X20 |
МГ6 |
8 Х Ю Х 2 0 |
Т2 |
6,4X8X20 |
г з |
6,4X8X20 |
Т2 |
6,4X8X20 |
г з |
6,4X8X20 |
Мб |
10X12,5X20 |
г з |
6,4X8X20 |
Т2 |
6.4X8X20 |
г з |
6,4X8X20 |
При внимательном рассмотрении номенклатуры ма рок щеток, используемых на судовых электрических ма шинах, можно обнаружить, что здесь нашли себе приме нение те же марки, которые упоминались ранее, при опи сании других областей использования электроугольных изделий. Подобное положение характерно не только для отечественной промышленности. В каталогах крупнейших зарубежных фирм, поставляющих электрощеточную про дукцию на мировые рынки, щетки морского назначения специально не выделяются. Упоминание о возможности использования электрощеток тех или иных марок в судо вых условиях делается после того, как описаны другие возможные области их применения. Именно так рекомен дованы в соответствующих каталогах электрощеточные материалы марок EG10, EG225, EG226, IM91901 фирмы «Морганайт», RE54 фирмы «Рингсдорф», Е4 и Е4647 фирмы «Шунк и Эббе» и TG401, TG404 и G25P фирмы «Тосиба Денко Компани». Исключение из этого правила составляет предлагаемая фирмой «Морганайт» электро щетка марки EG6345, относительно которой сообщается, что она предназначена специально для судового электро оборудования постоянного тока средней мощности. Тех нические характеристики электрощеток таковы:
Номинальная плотность тока, А/см 2 . . . . |
9,5 |
|
Максимальная окружная скорость, м/с . . . |
30 |
|
Переходное падение напряжения, В . . . . |
1,4—2,4 |
|
Коэффициент трения . . . |
. |
0,10—0,15 |
14—2 |
|
209 |
Эксплуатационные свойства электрощеток рассматри ваемого назначения изучены недостаточно полно. Некото рые сведения по этому вопросу можно найти в табл. 9-33, где представлены результаты наблюдений за работой ряда марок электрощеток отечественного и зарубежного производства на электрических машинах ледоколов и транспортных судов ледокольного типа. Приведенные данные свидетельствуют о том, что значения у щ для по давляющего большинства изученных случаев не превы шают 3 мм/1 ООО ч. Скорость изнашивания рабочих по верхностей коллекторов при этом не должна превышать 0,1 мм/1 ООО ч (по радиусу).
Щетки для электрических машин гражданского воз душного флота. Стремительное развитие авиационной тех ники привело к тому, что во всем мире значительно вырос объем пассажирских и грузовых перевозок, совер шаемых с помощью летательных аппаратов. Особое раз витие этот вид перевозок получил в нашей стране. Граж данский воздушный флот Советского Союза (Аэрофлот) является крупнейшим авиатранспортным предприятием мира, протяженность воздушных путей которого к нача лу 1973 г. достигла восьмисот тысяч километров. На воз душных трассах Аэрофлота эксплуатируется парк совре менных самолетов и вертолетов, осуществляющих полеты в самые различные районы планеты. Среди большого чис ла установленного на них машин, оборудования и аппа ратов находится также значительное количество электро технического оборудования.
Идея использования электричества в авиации зароди лась еще в 1869 г., когда А. Н. Лодыгин в своем проекте летательного аппарата тяжелее воздуха предусмотрел установку на нем электродвигателя, питаемого от разра ботанного П. Н. Яблочковым аккумулятора. На постро енных в России первых бомбардировщиках «Русский ви тязь», «Илья Муромец» и «Святогор» электричество было применено для зажигания, освещения, обогрева и радио связи.
Снабжение электроэнергией производилось генерато рами переменного тока мощностью 0,5—2,0 кВ-А. С 1919 г. в авиации начали применять постоянный ток
напряжением 8 В, которое в |
последующем |
последова |
|
тельно |
повышалось до 12 В в |
1923 г. и до 24 В в 1930 г. |
|
В 1934 |
г. на самолете «Максим Горький» впервые широ |
||
ко был применен трехфазный |
переменный ток |
напряже- |
210