Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9-33V

Оценка эксплуатационных свойств щеток,

используемых на электрических машинах ледоколов

 

и транспортных судов ледокольного типа

 

 

 

 

Сведения об электрических машинах

 

 

Эксплуатационные

свойства электрощеток

 

 

£

 

 

 

Скорость изнашивания,

 

 

ы

Частота

 

 

мм/1 000 ч

 

 

Н

X

Марка

Степень

 

 

Назначение

Тип

и

*

вращения,

 

 

О

электрощеток

искрения

Номиналь­

Среднее квад-

 

 

 

 

| ь

к

об/мин

 

 

ное значе­

ратическое от­

 

 

о,

 

 

 

 

 

< К

с

 

 

 

ние »щ

клонение

 

 

га

 

 

 

 

 

 

X CQ

 

 

 

 

 

Атомный ледокол

„Ленин"

 

 

 

 

 

 

 

Гребной

 

двигатель

бор­

2МП-9800-150

7 200

1 200

150/215

ЭГ14

товой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизель-элект

рический

 

 

 

 

 

ледокол

типа

„Москва"

 

 

 

 

 

Главный

 

генератор

ГЭУ

GM434/80-8*

2 160

600

480

ЭГ74

Гребной

двигатель

 

GM524/130-10*

8 100

1 200

115/155

EG-3532*

 

ЭГ51

Двигатель

шпиля

 

THR-59*

11

380

960

RE59*

 

611М

Генератор буксирной ле­ G304/24-6*

261

330

1 460

ЭГ74

бедки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генератор

судовой

элек­

F3541-100*

385

400

480

611М

тростанции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I V *

2,3

1,5

17*

0.6

0,2

W «

2,1

0,5

17*

1,9

0,5

174

1,5

0,4

17*

0,2

0,1

174

0,9

0,4

0,8

0,01

174

 

 


Сведения об электрических машинах

 

 

 

 

 

 

0>

 

 

 

 

 

 

&

К

Частота

 

Назначение

 

Тип

Н

К

 

 

<v

вращения,

 

 

 

 

 

о

к

 

 

 

 

 

 

а.

об/мин

 

 

 

 

 

 

 

Дизель-электрический

 

 

 

 

 

ледокол

типа

 

 

 

 

 

„Капитан

Мелехов"

 

 

 

 

Главный

генератор

ГЭУ

GTKUL-135/346*

1 370

400

325

Гребной

двигатеьь

 

GTKUL-220/5010*

2 560

400

180

Дизель-

 

электрическое

 

 

 

 

ледокольное

судно

типа

 

 

 

 

 

„Лена"

 

 

 

 

 

Главный

генератор ГЭУ

МРС-60/84*

1 392

400

360

Гребной

двигатель

 

МРС-108/88*

2 573

800

150/180

Генератор

судовой

элек­

MP-29/44

225

230

428

тростанции

 

Продолжение

табл. 9-33"

Эксплуатационные свойства электрощеток

 

Скорость изнашивания,

Марка

мм/1 000 ч

Степень

 

электрощеток

искрения Номиналь­

Среднее квад-

 

ное значе­

ратическое от­

 

ние р щ

клонение Чрщ

ЭГ74

I V *

0,7

0,4

EG99*

I V *

0,3

0,2

ЭГ74

I V *

0,4

0,2

ЭГ74

I V .

2,5

1,3

EG12*

I V .

3,9

1,1

ЭГ14

I V .

1,4

0,7

EG 12*

I V *

3,5

1,0

ЭГ14

I V *

0,5

0,2

EG 12*

I V *

0,5

0,1

ЭГ74

I V *

0,1

0,2.

* Изделия (машины, электрощетки) зарубежного производства.

>


нием 120 В и постоянный ток напряжением 27 В. Послед­ нее напряжение продолжает сохраняться в системах са­ молетного энергоснабжения постоянным током и теперь. Наряду с отмеченным в современном самолетостроении развивается применение систем трехфазного тока напря­ жением 200/115 В. Мощность самолетных генераторов постоянного тока также претерпела существенные изме­ нения. Если на самолетах, строившихся в 1919 г., мощ­ ность таких генераторов составляла всего 36 Вт, то те­ перь мощность самолетного генератора достигает 18 кВт, а суммарная мощность устанавливаемых на одном само­ лете источников электроэнергии доходит до 250 кВт [Л. 9-14].

Описываемые достижения в области электрификации летательных аппаратов обусловлены развитием электро­ технического оборудования, способного удовлетворитель­ но работать в рассматриваемых условиях эксплуатации. Применительно к деталям узла токосъема общие техни­ ческие требования к самолетным электрическим маши­ нам формулируются следующим образом:

1)надежность и безотказность действия в любых условиях полета как на высоте, так и у земли при любом положении в пространстве;

2)высокая механическая, электрическая и термиче­ ская прочность при достаточной химической стойкости, вибростойкость, быстрая готовность к работе;

3)способность нqpмaльнo работать при изменении температуры окружающей среды от +50 до —60°С,

изменении

давления этой

среды от

1 000 (уровень моря)

до 53 гПа

(высота 20 км)

(т. е. от

796 до 40 мм рт. ст.)

иотносительной влажности до 98% (при20°С);

4)удобство и безопасность в обращении, взрыве- и пожаробезопасность в эксплуатации, малая уязвимость и большая живучесть;

5)минимальные габаритные размеры и масса;

6)минимальное воздействие на работу магнитных компасов и радиоустройств;

7)простота ухода и эксплуатации;

8)минимальная стоимость;

9)

унификация и взаимозаменяемость

отдельных

узлов

и деталей.

 

Из

числа перечисленных требований

наибольшую

трудность представляет удовлетворение третьего, касаю­ щегося необходимости обеспечить работу скользящего

213


контакта при значительном снижении давления окружа­ ющей среды, обусловленного подъемом летательного аппарата на высоту. В гл. 5 было описано явление фор­ сированного изнашивания электрощеток, эксплуатируе­ мых в высотных условиях, и показано, что для нормали­ зации их работы в этих условиях приходится создавать специальные электрощеточные материалы. Для разных по назначению самолетных электрических машин эти ма­ териалы должны быть различными.

Одной из главнейших электрических машин соврехменного самолета является генератор. В отечественном само­ летостроении используется несколько серий генераторов переменного и постоянного тока. Для рассматриваемых здесь вопросов последние и представляют наибольший интерес.

Наиболее совершенными генераторами постоянного тока из числа применяемых на самолетах Аэрофлота Я Е Л Я Ю Т С Я генераторы серии ГСР. В них применены на1ревостойкие материалы на основе стекла и кремнийорганических соединений, что наряду с использованием высо­ кокачественной электротехнической стали и усовершенст­ вованной системы охлаждения продувом встречным пото­ ком позволило создать вполне надежную систему элек­ троснабжения бортовой сети [Л. 9-14]. В рассматривае­

мую серию

входят генераторы ГСР-3000, ГСР-6000,

ГСР-9000,

ГСР-СТ-9000, ГСР-12000, ГСР-СТ-12000,

ГСР-18000, ГСР-СТ-18000. Работая при частоте вращения 400—9 000 об/мин при напряжении 28,5 В, перечисленные типы генераторов перекрывают диапазон мощностей 3— 18 кВт при нужной высоте полета летательного аппара­ та до 20 км. Номинальная работа узла токосъема гене­ раторов серии ГСР обеспечивается за счет использования электрощеток марок МГС7, МГС7И и МГС8 [Л. 9-14, 9-15]. Количество устанавливаемых на каждом генерато­ ре щеткодержателей и электрощеток указано в табл. 9-34.

Среди упомянутых генераторов имеется несколько ти­ пов, в обозначении которых находятся буквы «СТ». По­ добное обозначение свидетельствует о том, что данный тип генератора может работать в двигательном (стартерном) режиме, осуществляя запуск турбодвигателя са­ молета.

Наряду с комбинированными стартер-генераторами в авиации используются специализированные электриче­ ские стартеры. Они представляют собою электрические

214


 

 

 

 

Т а б л и ц а

9-34

 

Количество

 

Количество

Тип генератора

щеткодер­

щеток

Тип генератора

щеткодер­

щеток

 

жателей

 

жателей

ГСР-3000

4

4

ГСР-12000

8

24

ГСР-6000

4

8

ГСР-СТ-12000

8

24

ГСР-9000

6

18

ГСР-18000

8

24

ГСР-СТ-9000

6

12

ГСР-СТ-18000

8

24

машины серии CT, CT-2, CT-2-48, СТ-2-48В, CT-8, CT-50, CT-107 и других, питаемые от соответствующих аккуму­ ляторных батарей. Преимущественное использование на самолетных стартерах получили электрощетки марки МГС5, описанные при рассмотрении автомобильного электрооборудования. Фактическая плотность тока в элек­ трощетках самолетного стартера достигает тех же зна­ чений, которые приводились в табл. 9-27 для стартеров автомобилей.

Для приведения в действие многочисленных исполни­ тельных механизмов современного самолета использует­ ся ряд серий электрических двигателей с естественным охлаждением закрытого или защищенного исполнения. Эти двигатели изготовляются на номинальное напряже­ ние 20—28 В при мощности от долей ватта до несколь­ ких десятков киловатт. Номинальная частота вращения описываемых двигателей лежит в пределах 2 000— 24 000 об/мин при к. п. д. 0,3—0,6. Перечисленные здесь показатели реализованы в авиационных двигателях так называемого общего применения серии Д, серии МУ (мо­ торы управления), серии МУК (моторы управления крат­ ковременные), серии МА (моторы аэрофотоаппаратов), серии А, серий МГП, МП, МБП, MB, ЭМ, СД и других [Л. 9-16]. Некоторые представления об отдельных маши­ нах серий Д и МУ дает табл. 9-35, содержащая характе­ ристики, с помощью которых принято описывать эти ма­ шины в соответствующих каталогах [Л. 9-17].

Особую группу электрических машин на современном самолете составляют преобразователи постоянного тока напряжением 27 В в постоянный ток другого напряжения и преобразователи постоянного тока в одно- и трехфаз­ ный переменный. Авиационные машинные преобразовате­ ли состоят из двигателей постоянного тока и генератора

215