ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
должна? Ведь не могло не быть ясно архитектору — башня лишняя. Слишком это очевидно.
Но, кроме архитектора, к проекту имел отношение
еще и заказчик. |
ялтинскому |
архитектору |
Проект дворца заказал |
||
Н. П. Краснову Николай II. |
На первый |
взгляд, пара |
докс: самодержец всероссийский снисходит до ничем не примечательного, рядового провинциального архи тектора, имея возможность воспользоваться услугами светил.
Но парадокс ли? Краснова, помимо несомненной одаренности, отличали еще два качества: он был «верноподдан» и сговорчив. Видимо, это и определило вы бор царя, который, конечно, предварительно навел справки. Ну, а со знаменитостью иметь дело куда хлопотливей. Талант имеет свой угол зрения и свое мнение. Талант горд. Пришлось же в свое время Екате рине II отстранить В. И. Баженова от строительства дворца в Царицыне (под Москвой). Идеи, видите ли, для этих са-мо-быт-ных зодчих превыше всего.
Нет уж, лучше без хлопот. Попроще. Так, чтоб при казать — и было выполнено. С этой точки зрения выбор был как нельзя более удачен. Краснов не прекословил. Он прятал глаза и соглашался. Он задумал дворец в стиле итальянского Возрождения. Его одергивали, сби вали на архитектурное хвастовство, которое считали комплиментом своему вкусу. Ему давали нелепые со веты. Он послушно нагружал, усложнял, разрушая гар монию.
Весь 1909 год Краснов работал над проектом, а 23 апреля 1910 года дворец был заложен. Строился он быстро, с размахом, средств для строительства не жале ли. Краснову были предоставлены широкие права, он сам заключал договоры с различными фирмами на
27
устройство инженерных сетей, сам расплачивался с поставщиками и подрядчиками. Две с половиной тыся чи русских и украинских рабочих работали даже но чами —при свете факелов и костров.
14 сентября 1911 года дворец был построен. Но продолжим нашу экскурсию.
Средний ризалит восточного фасада — широкий, как будто центральный. Три арочных окна первого и второго этажей богато декорированы. Среди этой пышности на центральном ризалите и положено быть главному входу, но, увы, он левее, южнее, по центру не глубокой, в метр, галереи, его не сразу приметишь, не смотря на массивную входную арку и лучковый санд рик над окном второго этажа. Слишком скромный вход для такого дворца!
Левый ризалит восточного фасада схож со средним высотой, карнизом, тягами, но он значительно уже среднего, и оконные проемы здесь скромнее: в центре арочный, по бокам — прямоугольные. Тут архитектора можно понять: упростил, чтобы лучше «заиграла» рас положенная впритык к ризалиту угловая довольно изящная аркада. Левый (южный) угол восточного фа сада в верхней части перегружен повышенными объе мами, которые вместе с перголой, установленной на крыше, составляют неприятные уступы, как у недо строенной вавилонской башни. Опять просчет. Чей? Архитекторов от этого предостерегают со студенче ской скамьи.
Итак, мы ознакомились с восточным фасадом — главным, но без главного входа. Теперь рассмотрим се верный фасад дворца.
Какой удивительный портик выплывает из-за угла башни! Белая невысокая стена прорезана тремя изящ ными арками, опирающимися на спаренные колонны
28
...Девочка-подросток, наклонясь, разглядывает по очереди каждого грифона и вдруг звонко кричит, не в силах сдержать радость открытия: «Вот он, который на царя похож!» Экскурсанты подходят ближе, тоже смот рят и шумно удивляются: «Точно! Надо же! И бородка клинышком, козлиная, и глаза стеклянные, щеки наду тые... Это что же, нарочно кто или случайно получи лось?..» Вряд ли кто осведомлен точно — случайное это сходство или преднамеренное?
А руки здесь работали исключительно талантливые. Это они так изысканно, тонко прочертили орнаментом мрамор, испещрили мельчайшей насечкой колонны, от шлифовали архивольты, капители и портал, отполиро вали скамьи и львов. Словно с пожелтевших от време ни увражей — великолепных обмерных чертежей эпо хи Возрождения — сошел этот итальянский портик. Да, на совесть поработали приглашенные в Ливадию италь янские мастера.
Но — все это детали. Каков же общий вид северно го фасада?
Прямо над портиком — такой неожиданный, неук люжий рядом с этим изяществом кубический объем с тремя окнами, карнизом и балюстрадой. Слева башня— та самая, лишняя, северный ее фасад: три арочных окна, фигурный полубарочный балкончик, ниже — дверь, массивный балкон на сложных стоячих кронштейнах, под ним — спаренное венецианское окно. И опять уступы, недостроенная вавилонская башня, убываю щие ступени гигантской лестницы: нижняя ступень — портик, средняя — кубический объем, верхняя — баш ня. Пренеприятнейший ритм!
Краснов собирался посадить справа от портика для симметрии еще одну башню, но самодержавная рука остановила зодчего. Вместо башни зияет пустота, а за
30
ная стена. Одно из двух: или фасад не закончен, пото му что не просматривается, или подпорная стена не отодвинута, не расширена площадка перед входом, по скольку не удался фасад в целом.
Закончив осмотр северного фасада, пройдем к юж ному, куда выводит широкая наружная лестница, распо ложенная в юго-восточном углу здания. Монументаль ный мраморный диван времен древнего Рима встретится по пути вблизи лестницы, а к самой стене ее прижат декоративный колодец. Сверху, с высоты лестничного парапета, в колодец заглядывает крылатая химера, буд то прилетевшая из готического собора Парижской бо гоматери и усевшаяся тут на углу лестницы, чтобы охранять царицу от злых духов. Скульптура химеры — каприз суеверной царицы, спальня которой находилась на втором этаже в юго-восточном углу здания. Кстати, капризов таких в Ливадии немало. В их числе подкова, найденная Николаем II на Царской тропе и прикреп ленная к одной из входных дверей.
С лестничной площадки открывается великолепная панорама — сверкающая морская гладь, Ялтинская бух та и амфитеатр гор.
А вот и южный фасад, весь открытый к морю. Тридцать шагов к западу... Башня, переход, еще баш
ня. Два этажа на высоком, в полэтажа, рустованном цо коле. Тридцать шагов обратно... Нет, это не совсем башни — подобие башен, торцы продольных объемов. Тот, что справа, — прямоугольный, узкий, — кажется башней. Левый пошире — в него врезается трехгранный,
напоминающий церковную |
апсиду. Оконные проемы |
|
слева арочные, по центру |
— прямоугольные с сандри |
|
ками, справа |
— арочный и два узких прямоугольных. |
|
Первый этаж |
— в ионических пилястрах и колоннах. |
На крыше, уродуя силуэт здания, лепится к правой по
32
С запада к дворцу прилепилась церковь в византий ском стиле, переделанная архитектором Монигетти в 1864 году из костела и потому ориентированная алта рем не на восток, как принято в русских церквах, а на юг (католическая церковь допускала любую ориента цию алтарной апсиды).
Монигетти возвел в Ливадии до 60 построек (в их числе Малый дворец в восточном стиле), реконструи ровал дом Потоцких (позднее его стали называть Ста рым дворцом) и церковь. При строительстве ныне су ществующего дворца Старый дворец был снесен.
Церковь, перестроенная Монигетти, —это крестооб разное в плане здание, вытянутое по северо-южной оси, с двумя входами —с севера и востока, с арочными окна ми — тройным и спаренным. В объемной композиции доминирует куб центральной части, увенчанный свето вым фонарем, скорее символизирующим, чем напоми нающим церковный купол. Внешне здание маловыра зительно. Только мозаичное изображение архангела Гавриила над северным (главным) входом и небольшая изящная звонница, расположенная в нескольких шагах к западу, свидетельствуют о культовом назначении здания.
В интерьере церкви (теперь здесь клуб) не сохра нились мраморная облицовка стен и золоченый иконо стас. Панели стен в настоящее время расписаны масля ной краской под серый мрамор, коробовый свод — под свод небесный. Три стройные арки на тонких колоннах из светло-голубого полированного мрамора условно отделяют внутренний притвор от главного помещения для молящихся.
Интерьер замыкает по длине слегка вогнутая стена неглубокой апсиды с великолепным панно художника Бейдемана, выполненным в технике византийской мо
34
гетти, архитектурно увязывающая оба сооружения. Соседство мавританского дворика придает восточный колорит и самой церкви.
А теперь взглянем на противоположный от церкви торец мавританской аркады. Из какого удивительного кружева сплетены металлические ворота! Узор сложен в виде листьев, цветов, фантастических животных. Ка жется, металл звенит, поет, — добрый памятник своему мастерству выковали уральские кузнецы!
А за кружевом ворот — итальянский дворик, такой легкий, изящный, окруженный с четырех сторон арка дой. Прекрасно очерченные арки опираются на строй ные колонны дорического ордера. На гладкой плоско сти стены между арками помещены круглые «утоплен ные» медальоны с рельефами тонкой работы (дельфи ны, рога изобилия, вазы, виноград). Тонкий вытянутый карниз и ажурный парапет над арками уравновешивают передний план дворика. Стены в глубине аркады реше ны по-разному. Восточная стена глухая, без окон. На юг и запад выходят большие арочные окна, на север — спаренные прямоугольные и дверь. На глухой части стены — мраморная доска с текстом: «На месте старого Ливадийского дворца сооружен... сей новый... в 14-й день сентября 1911 года».
По крестово-сводчатому перекрытию аркады, по полу и стенам скользят тени. Линии пересечения сво дов четки и точны. Капители колонн и волюты выпол нены в духе итальянского Возрождения. Тяжелые «фло рентийские» фонари, свисающие со сводов, подчерки вают белизну аркады, изящество и легкость ее.
В центре дворика — фонтан из белого резного мра мора. От него радиально расходятся к галерее восемь узких, вымощенных базальтовыми шашками дорожек. Восемь финиковых пальм трехметровой высоты, благо-
36
изрезанный окнами и «перекрытый» небом. Простенки между окнами и дверями первого этажа облицованы майоликовыми изразцами в сложных арабских орна ментах.
Между окном и дверью западной стены дворика расположен пристенный фонтан из резного белого мра мора с пятигранной раковиной и латунной трубкой для струи.
Подоконники и дорожки — из белых мраморных с голубыми прожилками плит. Отличное качество рабо ты: точная подгонка плит, волосяные швы, углы и фа ски ровные, как будто несколько лет, а не полвека прошло со времени строительства дворца.
Цветистый арабский ковер облицовки обрывается в уровне перекрытия первого этажа. Здесь и заканчи вается «арабская» архитектура, выше — ренессансная трактовка форм: балкона, окон, карниза... Опять слу чайное объединение двух стилей, опять эклектика.
Несколько слов об интерьерах, внутренней отделке и убранстве дворца. Здесь поражает и подавляет вы чурность форм, смешение стилей и перегрузка деталя ми. Чего только не встретишь: и пышную барочную лепку (столовая), и итальянскую и английскую готику (приемная, бильярдная), и французский ампир (каби нет), да еще иконы, картины религиозного содержания. Какой уж тут стиль?!
...Если по окончании осмотра дворца уложить на весы общей оценки все его архитектурные достоинст ва и недостатки, то на долю последних падет значи тельный перевес. Есть удачные детали, и среди них прежде всего итальянский дворик. Дворец хорошо смотрится с моря, с юго-восточной стороны. Он пре восходно облицован плитами известняка, покрытого флюатами (составами, защищающими камень от вывет
38
ривания). В его отделке применены дорогостоящие материалы — мрамор, майолика, ценные породы дере ва. Архитектурные детали — резьба по камню, решетки и другое — выполнены мастерски.
Однако в архитектуре здания слишком много показ ного. И вряд ли целесообразно выяснять, кто тут вино вен — невежественный ли заказчик или недостаточно принципиальный архитектор.
Метрах в двадцати к западу от Большого дворца расположено двухэтажное здание — дворец барона Фредерикса (министр двора при Николае II). Серые массивные стены, внушительных размеров кронштейны, поддерживающие громоздкие балконы, непомерно тя желый приземистый объем галереи — таков облик это го сооружения, нарочито грубо «скроенного и сшито го», словно для того, чтобы своим уродством выгодно оттенять «светлый лик» обиталища «величеств».
Некоторого внимания заслуживает Свитский кор пус, расположенный западнее дворца Фредерикса. Вы строен он в традициях классицизма: спокойный ритм окон, ордерная система пилястров, классический кар низ. Все это в какой-то степени перекликается с архи тектурой Большого дворца.
Свитский корпус строился одновременно с Большим дворцом, тоже по проектам Краснова.
Наши ливадийские впечатления будут неполными, если не осмотреть хотя бы бегло замечательный Ливадийский парк — один из лучших на Южном берегу Крыма. Площадь парка — около 40 гектаров. По харак теру планировки он ландшафтный, но есть в нем и эле менты регулярного парка, в основном вблизи зданий, — прямые дорожки, геометрических очертаний цветники, газоны с подстриженной зеленью.
39