Файл: Крикун, Е. В. Архитектура Южнобережья.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

должна? Ведь не могло не быть ясно архитектору — башня лишняя. Слишком это очевидно.

Но, кроме архитектора, к проекту имел отношение

еще и заказчик.

ялтинскому

архитектору

Проект дворца заказал

Н. П. Краснову Николай II.

На первый

взгляд, пара­

докс: самодержец всероссийский снисходит до ничем не примечательного, рядового провинциального архи­ тектора, имея возможность воспользоваться услугами светил.

Но парадокс ли? Краснова, помимо несомненной одаренности, отличали еще два качества: он был «верноподдан» и сговорчив. Видимо, это и определило вы­ бор царя, который, конечно, предварительно навел справки. Ну, а со знаменитостью иметь дело куда хлопотливей. Талант имеет свой угол зрения и свое мнение. Талант горд. Пришлось же в свое время Екате­ рине II отстранить В. И. Баженова от строительства дворца в Царицыне (под Москвой). Идеи, видите ли, для этих са-мо-быт-ных зодчих превыше всего.

Нет уж, лучше без хлопот. Попроще. Так, чтоб при­ казать — и было выполнено. С этой точки зрения выбор был как нельзя более удачен. Краснов не прекословил. Он прятал глаза и соглашался. Он задумал дворец в стиле итальянского Возрождения. Его одергивали, сби­ вали на архитектурное хвастовство, которое считали комплиментом своему вкусу. Ему давали нелепые со­ веты. Он послушно нагружал, усложнял, разрушая гар­ монию.

Весь 1909 год Краснов работал над проектом, а 23 апреля 1910 года дворец был заложен. Строился он быстро, с размахом, средств для строительства не жале­ ли. Краснову были предоставлены широкие права, он сам заключал договоры с различными фирмами на

27

устройство инженерных сетей, сам расплачивался с поставщиками и подрядчиками. Две с половиной тыся­ чи русских и украинских рабочих работали даже но­ чами —при свете факелов и костров.

14 сентября 1911 года дворец был построен. Но продолжим нашу экскурсию.

Средний ризалит восточного фасада — широкий, как будто центральный. Три арочных окна первого и второго этажей богато декорированы. Среди этой пышности на центральном ризалите и положено быть главному входу, но, увы, он левее, южнее, по центру не­ глубокой, в метр, галереи, его не сразу приметишь, не­ смотря на массивную входную арку и лучковый санд­ рик над окном второго этажа. Слишком скромный вход для такого дворца!

Левый ризалит восточного фасада схож со средним высотой, карнизом, тягами, но он значительно уже среднего, и оконные проемы здесь скромнее: в центре арочный, по бокам — прямоугольные. Тут архитектора можно понять: упростил, чтобы лучше «заиграла» рас­ положенная впритык к ризалиту угловая довольно изящная аркада. Левый (южный) угол восточного фа­ сада в верхней части перегружен повышенными объе­ мами, которые вместе с перголой, установленной на крыше, составляют неприятные уступы, как у недо­ строенной вавилонской башни. Опять просчет. Чей? Архитекторов от этого предостерегают со студенче­ ской скамьи.

Итак, мы ознакомились с восточным фасадом — главным, но без главного входа. Теперь рассмотрим се­ верный фасад дворца.

Какой удивительный портик выплывает из-за угла башни! Белая невысокая стена прорезана тремя изящ­ ными арками, опирающимися на спаренные колонны

28



...Девочка-подросток, наклонясь, разглядывает по очереди каждого грифона и вдруг звонко кричит, не в силах сдержать радость открытия: «Вот он, который на царя похож!» Экскурсанты подходят ближе, тоже смот­ рят и шумно удивляются: «Точно! Надо же! И бородка клинышком, козлиная, и глаза стеклянные, щеки наду­ тые... Это что же, нарочно кто или случайно получи­ лось?..» Вряд ли кто осведомлен точно — случайное это сходство или преднамеренное?

А руки здесь работали исключительно талантливые. Это они так изысканно, тонко прочертили орнаментом мрамор, испещрили мельчайшей насечкой колонны, от­ шлифовали архивольты, капители и портал, отполиро­ вали скамьи и львов. Словно с пожелтевших от време­ ни увражей — великолепных обмерных чертежей эпо­ хи Возрождения — сошел этот итальянский портик. Да, на совесть поработали приглашенные в Ливадию италь­ янские мастера.

Но — все это детали. Каков же общий вид северно­ го фасада?

Прямо над портиком — такой неожиданный, неук­ люжий рядом с этим изяществом кубический объем с тремя окнами, карнизом и балюстрадой. Слева башня— та самая, лишняя, северный ее фасад: три арочных окна, фигурный полубарочный балкончик, ниже — дверь, массивный балкон на сложных стоячих кронштейнах, под ним — спаренное венецианское окно. И опять уступы, недостроенная вавилонская башня, убываю­ щие ступени гигантской лестницы: нижняя ступень — портик, средняя — кубический объем, верхняя — баш­ ня. Пренеприятнейший ритм!

Краснов собирался посадить справа от портика для симметрии еще одну башню, но самодержавная рука остановила зодчего. Вместо башни зияет пустота, а за

30

ная стена. Одно из двух: или фасад не закончен, пото­ му что не просматривается, или подпорная стена не отодвинута, не расширена площадка перед входом, по­ скольку не удался фасад в целом.

Закончив осмотр северного фасада, пройдем к юж­ ному, куда выводит широкая наружная лестница, распо­ ложенная в юго-восточном углу здания. Монументаль­ ный мраморный диван времен древнего Рима встретится по пути вблизи лестницы, а к самой стене ее прижат декоративный колодец. Сверху, с высоты лестничного парапета, в колодец заглядывает крылатая химера, буд­ то прилетевшая из готического собора Парижской бо­ гоматери и усевшаяся тут на углу лестницы, чтобы охранять царицу от злых духов. Скульптура химеры — каприз суеверной царицы, спальня которой находилась на втором этаже в юго-восточном углу здания. Кстати, капризов таких в Ливадии немало. В их числе подкова, найденная Николаем II на Царской тропе и прикреп­ ленная к одной из входных дверей.

С лестничной площадки открывается великолепная панорама — сверкающая морская гладь, Ялтинская бух­ та и амфитеатр гор.

А вот и южный фасад, весь открытый к морю. Тридцать шагов к западу... Башня, переход, еще баш­

ня. Два этажа на высоком, в полэтажа, рустованном цо­ коле. Тридцать шагов обратно... Нет, это не совсем башни — подобие башен, торцы продольных объемов. Тот, что справа, — прямоугольный, узкий, — кажется башней. Левый пошире — в него врезается трехгранный,

напоминающий церковную

апсиду. Оконные проемы

слева арочные, по центру

— прямоугольные с сандри­

ками, справа

— арочный и два узких прямоугольных.

Первый этаж

— в ионических пилястрах и колоннах.

На крыше, уродуя силуэт здания, лепится к правой по­

32


С запада к дворцу прилепилась церковь в византий­ ском стиле, переделанная архитектором Монигетти в 1864 году из костела и потому ориентированная алта­ рем не на восток, как принято в русских церквах, а на юг (католическая церковь допускала любую ориента­ цию алтарной апсиды).

Монигетти возвел в Ливадии до 60 построек (в их числе Малый дворец в восточном стиле), реконструи­ ровал дом Потоцких (позднее его стали называть Ста­ рым дворцом) и церковь. При строительстве ныне су­ ществующего дворца Старый дворец был снесен.

Церковь, перестроенная Монигетти, —это крестооб­ разное в плане здание, вытянутое по северо-южной оси, с двумя входами —с севера и востока, с арочными окна­ ми — тройным и спаренным. В объемной композиции доминирует куб центральной части, увенчанный свето­ вым фонарем, скорее символизирующим, чем напоми­ нающим церковный купол. Внешне здание маловыра­ зительно. Только мозаичное изображение архангела Гавриила над северным (главным) входом и небольшая изящная звонница, расположенная в нескольких шагах к западу, свидетельствуют о культовом назначении здания.

В интерьере церкви (теперь здесь клуб) не сохра­ нились мраморная облицовка стен и золоченый иконо­ стас. Панели стен в настоящее время расписаны масля­ ной краской под серый мрамор, коробовый свод — под свод небесный. Три стройные арки на тонких колоннах из светло-голубого полированного мрамора условно отделяют внутренний притвор от главного помещения для молящихся.

Интерьер замыкает по длине слегка вогнутая стена неглубокой апсиды с великолепным панно художника Бейдемана, выполненным в технике византийской мо­

34

гетти, архитектурно увязывающая оба сооружения. Соседство мавританского дворика придает восточный колорит и самой церкви.

А теперь взглянем на противоположный от церкви торец мавританской аркады. Из какого удивительного кружева сплетены металлические ворота! Узор сложен в виде листьев, цветов, фантастических животных. Ка­ жется, металл звенит, поет, — добрый памятник своему мастерству выковали уральские кузнецы!

А за кружевом ворот — итальянский дворик, такой легкий, изящный, окруженный с четырех сторон арка­ дой. Прекрасно очерченные арки опираются на строй­ ные колонны дорического ордера. На гладкой плоско­ сти стены между арками помещены круглые «утоплен­ ные» медальоны с рельефами тонкой работы (дельфи­ ны, рога изобилия, вазы, виноград). Тонкий вытянутый карниз и ажурный парапет над арками уравновешивают передний план дворика. Стены в глубине аркады реше­ ны по-разному. Восточная стена глухая, без окон. На юг и запад выходят большие арочные окна, на север — спаренные прямоугольные и дверь. На глухой части стены — мраморная доска с текстом: «На месте старого Ливадийского дворца сооружен... сей новый... в 14-й день сентября 1911 года».

По крестово-сводчатому перекрытию аркады, по полу и стенам скользят тени. Линии пересечения сво­ дов четки и точны. Капители колонн и волюты выпол­ нены в духе итальянского Возрождения. Тяжелые «фло­ рентийские» фонари, свисающие со сводов, подчерки­ вают белизну аркады, изящество и легкость ее.

В центре дворика — фонтан из белого резного мра­ мора. От него радиально расходятся к галерее восемь узких, вымощенных базальтовыми шашками дорожек. Восемь финиковых пальм трехметровой высоты, благо-

36


изрезанный окнами и «перекрытый» небом. Простенки между окнами и дверями первого этажа облицованы майоликовыми изразцами в сложных арабских орна­ ментах.

Между окном и дверью западной стены дворика расположен пристенный фонтан из резного белого мра­ мора с пятигранной раковиной и латунной трубкой для струи.

Подоконники и дорожки — из белых мраморных с голубыми прожилками плит. Отличное качество рабо­ ты: точная подгонка плит, волосяные швы, углы и фа­ ски ровные, как будто несколько лет, а не полвека прошло со времени строительства дворца.

Цветистый арабский ковер облицовки обрывается в уровне перекрытия первого этажа. Здесь и заканчи­ вается «арабская» архитектура, выше — ренессансная трактовка форм: балкона, окон, карниза... Опять слу­ чайное объединение двух стилей, опять эклектика.

Несколько слов об интерьерах, внутренней отделке и убранстве дворца. Здесь поражает и подавляет вы­ чурность форм, смешение стилей и перегрузка деталя­ ми. Чего только не встретишь: и пышную барочную лепку (столовая), и итальянскую и английскую готику (приемная, бильярдная), и французский ампир (каби­ нет), да еще иконы, картины религиозного содержания. Какой уж тут стиль?!

...Если по окончании осмотра дворца уложить на весы общей оценки все его архитектурные достоинст­ ва и недостатки, то на долю последних падет значи­ тельный перевес. Есть удачные детали, и среди них прежде всего итальянский дворик. Дворец хорошо смотрится с моря, с юго-восточной стороны. Он пре­ восходно облицован плитами известняка, покрытого флюатами (составами, защищающими камень от вывет­

38

ривания). В его отделке применены дорогостоящие материалы — мрамор, майолика, ценные породы дере­ ва. Архитектурные детали — резьба по камню, решетки и другое — выполнены мастерски.

Однако в архитектуре здания слишком много показ­ ного. И вряд ли целесообразно выяснять, кто тут вино­ вен — невежественный ли заказчик или недостаточно принципиальный архитектор.

Метрах в двадцати к западу от Большого дворца расположено двухэтажное здание — дворец барона Фредерикса (министр двора при Николае II). Серые массивные стены, внушительных размеров кронштейны, поддерживающие громоздкие балконы, непомерно тя­ желый приземистый объем галереи — таков облик это­ го сооружения, нарочито грубо «скроенного и сшито­ го», словно для того, чтобы своим уродством выгодно оттенять «светлый лик» обиталища «величеств».

Некоторого внимания заслуживает Свитский кор­ пус, расположенный западнее дворца Фредерикса. Вы­ строен он в традициях классицизма: спокойный ритм окон, ордерная система пилястров, классический кар­ низ. Все это в какой-то степени перекликается с архи­ тектурой Большого дворца.

Свитский корпус строился одновременно с Большим дворцом, тоже по проектам Краснова.

Наши ливадийские впечатления будут неполными, если не осмотреть хотя бы бегло замечательный Ливадийский парк — один из лучших на Южном берегу Крыма. Площадь парка — около 40 гектаров. По харак­ теру планировки он ландшафтный, но есть в нем и эле­ менты регулярного парка, в основном вблизи зданий, — прямые дорожки, геометрических очертаний цветники, газоны с подстриженной зеленью.

39