ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
решеткой, над окном — рельефное изображение двух воронов, охраняющих вечный покой усопших.
Примыкающая к стене апсиды лестница выводит на восточную террасу — в сторону алтаря, откуда откры вается великолепный вид на город. Но это не главная лестница. Главная расположена слева от поминальной ниши. Здесь же — надгробие и мемориальная доска с барельефом Вардгеса Суренянца, великолепно распи савшего купол церкви. Ради одной настенной живопи
си Суренянца — а она хорошо сохранилась — стоит посетить армянскую церковь.
Главный вход в церковь — с западной стороны, пор тал суховатый, плоский, напоминающий очертаниями ложный свод древнего склепа. Остальное поле стены фасада аскетически-гладкое, и лишь одно окошко как бы связывает фасад с вершиной щипца и далее с изящной ротондой звонницы —завершающим аккордом всего фасада.
Северная фасадная стена декорирована аркатурой, гармонически увязанной с арочным световым проемом
итреугольными фасадными нишами.
Всеверо-восточном углу церкви расположена полу круглая выступающая часть здания, аналогичная апсиде
южного фасада. Единственный здесь дверной проем — вход в усыпальницу и одновременно в ризницу. Алтар ная апсида, пятигранная в плане, вынесена за пределы основного объема здания благодаря низкому располо жению перекрытия; этим подчеркивается во внешних объемных массах центрально-купольная форма интерь ера. Апсида прорезана двумя арочными окнами, снаружи декорирована аркатурой и рельефным изо бражением креста (на всю высоту арочной ниши), украшенного геометрическим орнаментом прекрасной резьбы.
50
Выполненный из белого с серым мрамора и алебастра с цветными майоликовыми орнаментованными встав ками и золочеными деталями и освещенный сзади боковыми окнами апсиды, иконостас смотрится гол}'- бым, миражным силуэтом храма, уменьшенного рас стоянием и словно прилетевшего из какой-то сказки. Высокие беломраморные ступени амфитеатром уходят ввысь от амвона, скрываясь за силуэтом парящего над алтарной дверью креста, также превосходной резьбы.
...Уже спускаясь вниз по лестнице, вы непременно оглянетесь еще и еще раз на церковь. Она стоит на зем ле крепко, облицованная плотно пригнанными плитами песчаника. Древностью веет от серой громады, хотя она ровесница нашего века и памятником седой старины ее не назовешь.
И все же церковь должна быть причислена к памят-| никам архитектуры. Потому что построена в опреде-j ленных традициях, интересна своим интерьером, архи-i тектурными деталями и высоким качеством отделки. Потому что над ней работал большой художник, при несший сюда, на Южный берег Крыма, частицу своей родины, традиции своего народа, столь богатого талан тами.
САНАТОРИЙ «ГОРНЫЙ»
Как и многие южнобережные дворцы, санаторий «Горный» хорошо виден с моря — светлый, открытый солнцу и воздуху, с величавой протяженностью спаль но-лечебного корпуса и гармоничной компактностью клуба-столовой. Оба сооружения, соединенные крытым переходом, господствуют над окружением; все осталь-
52
1ные здания подчинены им и вместе с горами и лесом «работают» как фон.
Если вы подъезжаете к «Горному» автобусом со стороны Ялты, то первой открывается из-за поворота дороги великолепная ротонда — наиболее парадная часть клуба-столовой и всего комплекса. Ее серебря щийся оцинкованным железом конус приподнят над белым барабаном, изрезанным аркадой, и словно парит, подхваченный незримыми потоками воздуха, струящи мися к горным вершинам...
Большой архитектурный комплекс санатория «Гор ный» построен в 1964 году в классических традициях по проекту выдающегося советского архитектора ака демика Ивана Васильевича Жолтовского (1867—1959).
В молодости Жолтовский много путешествовал, не раз бывал в Италии, где обмерял и зарисовывал лучшие творения итальянской архитектуры. Особенно тщатель но он изучил работы великого итальянского зодчего XVI века Палладио и всю жизнь оставался убежденным пропагандистом классической архитектуры. Однако даже в самых ранних своих работах Жолтовский не механически копирует классику, как Краснов, — он ищет новые пропорциональные соотношения, а затем вырабатывает свою собственную цельную творческую систему, свою школу, оказавшую влияние на многих советских архитекторов.
В результате тщательного изучения лучших образ цов зодчества Жолтовский вывел определенную зако номерность. Как известно, пропорции классических ар хитектурных сооружений подчинены закономерности так называемого «золотого сечения». Простейший при мер-прямоугольник, длинная сторона которого равна диагонали квадрата, построенного на его короткой сто роне. Однако соотношения золотого сечения часто «ре-
53
повышенного объема. Должно быть, птицы с высоты полета видят в нем своего огромного сородича, по скольку в плане корпус напоминает парящую чайку. На сгибах крыльев возвышаются граненые башни с витыми лестницами внутри. Значительный перепад рельефа использован для устройства высокого, в этаж, поста мента под левое, западное крыло—с зеленым откосом, спальными номерами и террасой по верху. Центральный объем несколько отодвинут в глубь участка — это поз-
| волило архитектору парадно решить подходы и полу чить пространство, необходимое для нормального вос приятия центрального объема с развитым главным входом.
Цветное отражение — подпорная стена и верхушка центрального объема —колеблется в декоративном бас сейне. Распашная лестница ведет от бассейна на верх нюю террасу к главному входу, выделенному резным по двухслойной штукатурке порталом. Классический прием, но это не копия: в классической трактовке — пятно портала, а рисунок деталей полностью авторизо ван. Красные ломаные линии по белому фону — это уже не классика, скорее это мотив русской народной резьбы по дереву. Гладкая стена с тремя этажами ровно разбросанных окон дана в соотношении функций зо лотого сечения, и поэтому так приятен для глаза лежа чий прямоугольник стены вокруг портала. И тем кон трастнее смотрится ажурный четвертый этаж. Широко расставленные спаренные колонны ионического ордера несут хорошо видимую снизу конструкцию крыши — деревянные резные балки и сплошную дощатую обре шетку, окрашенные в желтые, красные и белые цвета. Здесь размещена открытая на море галерея — превос ходное завершение центрального объема главного кор пуса.
55
Боковые крылья решены трехэтажными объемами с лоджиями по ширине спальных комнат. Лоджии офор млены аркадой и колоннадой в разных вариациях. На флангах ионические колонны высотой в этаж в шести метровом шаге несут на себе аркаду второго этажа и коринфскую колоннаду третьего этажа с шагом колонн в три метра, т. е. соответственно членению плана зда ния на спальные номера. В двух нижних этажах лоджии разграничены дополнительными легкими перегородка ми-ширмами.
Части боковых крыльев между башнями и централь ным объемом решены ионической колоннадой трех метрового шага высотой в два верхних этажа, покоя щейся на рустованных базах. За этими пышными клас сическими одеждами расположены лоджии.
Венчающий карниз крыльев, как, впрочем, и всего здания, — деревянный. Торцы крыльев решены асим метрично, двумя мотивами — лоджиями и стеной. Им соответствуют различные композиции венчающего кар низа: его композиционное богатство заметно падает на стыке лоджии со стеной. Спад композиционного богат ства или, по выражению самого Жолтовского, «двухтемность» карниза в плоскости одного фасада, — один из любимых архитектурных приемов мастера.
Упомянутые выше башни в изломах крыльев — хо роших пропорций, их завершения красиво прорисова ны. Без башен здание выглядело бы монотонным.
Любопытны интерьеры главного корпуса. Металли ческие декоративные решетки со вставками из кова ного металла (морские животные) в сочетании с цве точными горшками, мозаичными панно, светильниками и эстампами — все это отделано мастерски, создает ощущение уюта и в то же время очень строго —ничего лишнего.
56
Несколько слов о клубе-столовой. Хороши пропор ции ее парадной части — ротонды. По своему функ циональному назначению это большая танцплощадка и одновременно открытый вестибюль, наполовину вре занный в объем столовой. Стройные коринфские ко лонны несут массивный барабан, облегченный тремя арками и перекрытый смелой конструкции куполом. Тяжесть купольного покрытия покоится на изящных железобетонных фермах, установленных по верху барабана. Уменьшаясь по высоте, фермы лучами схо дятся в соединительном кольце, пригруженном сверху световым фонарем. Между верхом барабана и свесом купола оставлен световой зазор на высоту торцов ферм. Сияющее кольцо верхне-бокового света, сноп света сверху, из круглого отверстия, свет из арок, из-за ко лонн делают ротонду зрительно необычайно легкой. Кажется, она вот-вот сорвется и торжественно поплы вет по воздуху. Безусловно, ротонда — наиболее ори гинальная часть архитектурного комплекса «Горного», хотя в ее высоте (равной пятиэтажному дому) допуще но явное излишество.
Что хочется сказать в заключение?
Санаторий «Горный» — один из интересных архи тектурных комплексов Южнобережья. Он хорош по пропорциям, но несколько тяжеловесен, архаичен, как будто выстроен значительно раньше, чем на самом де ле. Дух ренессансного зодчества, дух итальянской ста рины присутствует в архитектуре советского общест венного здания. Колоннада, аркада, башни, ротонда, парадные лестницы, строго симметричное, как у палладианских вилл, построение плана... Стилизованные эле менты устаревших архитектурных форм.
Новые архитектурные формы пришли бы значитель но раньше в советскую архитектуру, если бы не убеди
57
тельное мастерство таких приверженцев классики, как Жолтовский.
Но зачем, спросите вы, искать новые формы, чем плоха матушка-классика? Хороша. Для своего времени. В античное время колонна была каменной, достигала 6—7 метров высоты, несла каменные балки и карнизы. До совершенства обработанные каменные блоки скла дывались в конструкцию, в архитектурную форму, изображающую самое себя. Позже к колонне, к стоеч но-балочной несущей системе —ордеру —присоедини лась римская арка — несущая конструкция из отдель ных камней, выложенных по деревянным кружалам. Правдиво, прогрессивно, красиво.
Спустя много столетий, уже в XV веке, зодчие воз родили давно умершие классические формы, предло жив красивую ложь: на реально существующей конст рукции стены стали изображать несуществующие кон струкции ордерной системы и ее частей. Кирпичные колонны и пилястры, оштукатуренные под камень. Лож ные арки. Пустотелые, бутафорные карнизы. Это скульптурное изображение греко-итальянской архитек туры обошло весь земной шар и продержалось несколь ко веков.
В двадцатых годах нашего столетия над ренессан сной архитектурой навис устрашающий меч конструк тивистов, впавших в другую крайность. На кирпичной стене конструктивисты стали изображать штукатуркой несуществующие новые конструкции. Старая красивая ложь заменялась новой, некрасивой и поэтому продер жавшейся недолго. Конструктивизм породил отрица тельное отношение ко всему новому в архитектуре. В противовес ему в советской архитектуре прокатилась новая волна увлечения ренессансными и античными формами.
Это увлечение отразилось в архитектуре большин ства крымских здравниц, выстроенных в предвоенные и особенно в первые послевоенные годы. Правда, новое целевое назначение зданий и характер социалистиче ского быта приводили к совершенно новым композици онным приемам и формам (санатории «Новая Ореанда» и «Курпаты», 1935 — 1936 годы, архитектор В. Коваль ский). В отдельных случаях появлялись здания ради мнимого эффекта, изобилующие архитектурными изли шествами. К последним следует отнести санаторий «Украина» (1954 — 1955 годы, архитектор Б. Ефимович). Здесь значительно завышены размеры и состав поме щений, а фасады здания перегружены архитектурно скульптурной декорацией.
На территории санатория «Горного» есть примеры архитектуры новой, совершенно иной трактовки: ее принцип — показать работу красивой конструкции в
ееестественном виде.
Увъезда в санаторий выстроено двухэтажное зда ние с подвесной на консолях галереей. Тонкие мета\- лические стержни, отлично «работающие» на растя жение, подвешены к железобетонным балочкам, вы ступающим из плоскости стены. Дощатый настил по
деревянным прогонам подвешен к стержням. Чистый материал, гладкие плоскости, четкие грани... Правдивая, доступная взору работа красивой конструкции. Новые материалы, по-новому примененные, породили новые архитектурные формы и образы.
На территории санатория недавно вступил в строй плавательный бассейн. Под большим стеклянным гра неным колпаком плещется морская вода. Здесь, в го рах, деревья голые, без листьев: зима. А за стеклом — люди в ярких купальных костюмах. Бирюзовая вода, белый облицованный метлахской плиткой пол, огром-
59