Файл: Крикун, Е. В. Архитектура Южнобережья.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

решеткой, над окном — рельефное изображение двух воронов, охраняющих вечный покой усопших.

Примыкающая к стене апсиды лестница выводит на восточную террасу — в сторону алтаря, откуда откры­ вается великолепный вид на город. Но это не главная лестница. Главная расположена слева от поминальной ниши. Здесь же — надгробие и мемориальная доска с барельефом Вардгеса Суренянца, великолепно распи­ савшего купол церкви. Ради одной настенной живопи­

си Суренянца — а она хорошо сохранилась — стоит посетить армянскую церковь.

Главный вход в церковь — с западной стороны, пор­ тал суховатый, плоский, напоминающий очертаниями ложный свод древнего склепа. Остальное поле стены фасада аскетически-гладкое, и лишь одно окошко как бы связывает фасад с вершиной щипца и далее с изящной ротондой звонницы —завершающим аккордом всего фасада.

Северная фасадная стена декорирована аркатурой, гармонически увязанной с арочным световым проемом

итреугольными фасадными нишами.

Всеверо-восточном углу церкви расположена полу­ круглая выступающая часть здания, аналогичная апсиде

южного фасада. Единственный здесь дверной проем — вход в усыпальницу и одновременно в ризницу. Алтар­ ная апсида, пятигранная в плане, вынесена за пределы основного объема здания благодаря низкому располо­ жению перекрытия; этим подчеркивается во внешних объемных массах центрально-купольная форма интерь­ ера. Апсида прорезана двумя арочными окнами, снаружи декорирована аркатурой и рельефным изо­ бражением креста (на всю высоту арочной ниши), украшенного геометрическим орнаментом прекрасной резьбы.

50

Выполненный из белого с серым мрамора и алебастра с цветными майоликовыми орнаментованными встав­ ками и золочеными деталями и освещенный сзади боковыми окнами апсиды, иконостас смотрится гол}'- бым, миражным силуэтом храма, уменьшенного рас­ стоянием и словно прилетевшего из какой-то сказки. Высокие беломраморные ступени амфитеатром уходят ввысь от амвона, скрываясь за силуэтом парящего над алтарной дверью креста, также превосходной резьбы.

...Уже спускаясь вниз по лестнице, вы непременно оглянетесь еще и еще раз на церковь. Она стоит на зем­ ле крепко, облицованная плотно пригнанными плитами песчаника. Древностью веет от серой громады, хотя она ровесница нашего века и памятником седой старины ее не назовешь.

И все же церковь должна быть причислена к памят-| никам архитектуры. Потому что построена в опреде-j ленных традициях, интересна своим интерьером, архи-i тектурными деталями и высоким качеством отделки. Потому что над ней работал большой художник, при­ несший сюда, на Южный берег Крыма, частицу своей родины, традиции своего народа, столь богатого талан­ тами.

САНАТОРИЙ «ГОРНЫЙ»

Как и многие южнобережные дворцы, санаторий «Горный» хорошо виден с моря — светлый, открытый солнцу и воздуху, с величавой протяженностью спаль­ но-лечебного корпуса и гармоничной компактностью клуба-столовой. Оба сооружения, соединенные крытым переходом, господствуют над окружением; все осталь-

52


1ные здания подчинены им и вместе с горами и лесом «работают» как фон.

Если вы подъезжаете к «Горному» автобусом со стороны Ялты, то первой открывается из-за поворота дороги великолепная ротонда — наиболее парадная часть клуба-столовой и всего комплекса. Ее серебря­ щийся оцинкованным железом конус приподнят над белым барабаном, изрезанным аркадой, и словно парит, подхваченный незримыми потоками воздуха, струящи­ мися к горным вершинам...

Большой архитектурный комплекс санатория «Гор­ ный» построен в 1964 году в классических традициях по проекту выдающегося советского архитектора ака­ демика Ивана Васильевича Жолтовского (1867—1959).

В молодости Жолтовский много путешествовал, не раз бывал в Италии, где обмерял и зарисовывал лучшие творения итальянской архитектуры. Особенно тщатель­ но он изучил работы великого итальянского зодчего XVI века Палладио и всю жизнь оставался убежденным пропагандистом классической архитектуры. Однако даже в самых ранних своих работах Жолтовский не механически копирует классику, как Краснов, — он ищет новые пропорциональные соотношения, а затем вырабатывает свою собственную цельную творческую систему, свою школу, оказавшую влияние на многих советских архитекторов.

В результате тщательного изучения лучших образ­ цов зодчества Жолтовский вывел определенную зако­ номерность. Как известно, пропорции классических ар­ хитектурных сооружений подчинены закономерности так называемого «золотого сечения». Простейший при­ мер-прямоугольник, длинная сторона которого равна диагонали квадрата, построенного на его короткой сто­ роне. Однако соотношения золотого сечения часто «ре-

53

повышенного объема. Должно быть, птицы с высоты полета видят в нем своего огромного сородича, по­ скольку в плане корпус напоминает парящую чайку. На сгибах крыльев возвышаются граненые башни с витыми лестницами внутри. Значительный перепад рельефа использован для устройства высокого, в этаж, поста­ мента под левое, западное крыло—с зеленым откосом, спальными номерами и террасой по верху. Центральный объем несколько отодвинут в глубь участка — это поз-

| волило архитектору парадно решить подходы и полу­ чить пространство, необходимое для нормального вос­ приятия центрального объема с развитым главным входом.

Цветное отражение — подпорная стена и верхушка центрального объема —колеблется в декоративном бас­ сейне. Распашная лестница ведет от бассейна на верх­ нюю террасу к главному входу, выделенному резным по двухслойной штукатурке порталом. Классический прием, но это не копия: в классической трактовке — пятно портала, а рисунок деталей полностью авторизо­ ван. Красные ломаные линии по белому фону — это уже не классика, скорее это мотив русской народной резьбы по дереву. Гладкая стена с тремя этажами ровно разбросанных окон дана в соотношении функций зо­ лотого сечения, и поэтому так приятен для глаза лежа­ чий прямоугольник стены вокруг портала. И тем кон­ трастнее смотрится ажурный четвертый этаж. Широко расставленные спаренные колонны ионического ордера несут хорошо видимую снизу конструкцию крыши — деревянные резные балки и сплошную дощатую обре­ шетку, окрашенные в желтые, красные и белые цвета. Здесь размещена открытая на море галерея — превос­ ходное завершение центрального объема главного кор­ пуса.

55


Боковые крылья решены трехэтажными объемами с лоджиями по ширине спальных комнат. Лоджии офор­ млены аркадой и колоннадой в разных вариациях. На флангах ионические колонны высотой в этаж в шести­ метровом шаге несут на себе аркаду второго этажа и коринфскую колоннаду третьего этажа с шагом колонн в три метра, т. е. соответственно членению плана зда­ ния на спальные номера. В двух нижних этажах лоджии разграничены дополнительными легкими перегородка­ ми-ширмами.

Части боковых крыльев между башнями и централь­ ным объемом решены ионической колоннадой трех­ метрового шага высотой в два верхних этажа, покоя­ щейся на рустованных базах. За этими пышными клас­ сическими одеждами расположены лоджии.

Венчающий карниз крыльев, как, впрочем, и всего здания, — деревянный. Торцы крыльев решены асим­ метрично, двумя мотивами — лоджиями и стеной. Им соответствуют различные композиции венчающего кар­ низа: его композиционное богатство заметно падает на стыке лоджии со стеной. Спад композиционного богат­ ства или, по выражению самого Жолтовского, «двухтемность» карниза в плоскости одного фасада, — один из любимых архитектурных приемов мастера.

Упомянутые выше башни в изломах крыльев — хо­ роших пропорций, их завершения красиво прорисова­ ны. Без башен здание выглядело бы монотонным.

Любопытны интерьеры главного корпуса. Металли­ ческие декоративные решетки со вставками из кова­ ного металла (морские животные) в сочетании с цве­ точными горшками, мозаичными панно, светильниками и эстампами — все это отделано мастерски, создает ощущение уюта и в то же время очень строго —ничего лишнего.

56

Несколько слов о клубе-столовой. Хороши пропор­ ции ее парадной части — ротонды. По своему функ­ циональному назначению это большая танцплощадка и одновременно открытый вестибюль, наполовину вре­ занный в объем столовой. Стройные коринфские ко­ лонны несут массивный барабан, облегченный тремя арками и перекрытый смелой конструкции куполом. Тяжесть купольного покрытия покоится на изящных железобетонных фермах, установленных по верху барабана. Уменьшаясь по высоте, фермы лучами схо­ дятся в соединительном кольце, пригруженном сверху световым фонарем. Между верхом барабана и свесом купола оставлен световой зазор на высоту торцов ферм. Сияющее кольцо верхне-бокового света, сноп света сверху, из круглого отверстия, свет из арок, из-за ко­ лонн делают ротонду зрительно необычайно легкой. Кажется, она вот-вот сорвется и торжественно поплы­ вет по воздуху. Безусловно, ротонда — наиболее ори­ гинальная часть архитектурного комплекса «Горного», хотя в ее высоте (равной пятиэтажному дому) допуще­ но явное излишество.

Что хочется сказать в заключение?

Санаторий «Горный» — один из интересных архи­ тектурных комплексов Южнобережья. Он хорош по пропорциям, но несколько тяжеловесен, архаичен, как будто выстроен значительно раньше, чем на самом де­ ле. Дух ренессансного зодчества, дух итальянской ста­ рины присутствует в архитектуре советского общест­ венного здания. Колоннада, аркада, башни, ротонда, парадные лестницы, строго симметричное, как у палладианских вилл, построение плана... Стилизованные эле­ менты устаревших архитектурных форм.

Новые архитектурные формы пришли бы значитель­ но раньше в советскую архитектуру, если бы не убеди­

57


тельное мастерство таких приверженцев классики, как Жолтовский.

Но зачем, спросите вы, искать новые формы, чем плоха матушка-классика? Хороша. Для своего времени. В античное время колонна была каменной, достигала 6—7 метров высоты, несла каменные балки и карнизы. До совершенства обработанные каменные блоки скла­ дывались в конструкцию, в архитектурную форму, изображающую самое себя. Позже к колонне, к стоеч­ но-балочной несущей системе —ордеру —присоедини­ лась римская арка — несущая конструкция из отдель­ ных камней, выложенных по деревянным кружалам. Правдиво, прогрессивно, красиво.

Спустя много столетий, уже в XV веке, зодчие воз­ родили давно умершие классические формы, предло­ жив красивую ложь: на реально существующей конст­ рукции стены стали изображать несуществующие кон­ струкции ордерной системы и ее частей. Кирпичные колонны и пилястры, оштукатуренные под камень. Лож­ ные арки. Пустотелые, бутафорные карнизы. Это скульптурное изображение греко-итальянской архитек­ туры обошло весь земной шар и продержалось несколь­ ко веков.

В двадцатых годах нашего столетия над ренессан­ сной архитектурой навис устрашающий меч конструк­ тивистов, впавших в другую крайность. На кирпичной стене конструктивисты стали изображать штукатуркой несуществующие новые конструкции. Старая красивая ложь заменялась новой, некрасивой и поэтому продер­ жавшейся недолго. Конструктивизм породил отрица­ тельное отношение ко всему новому в архитектуре. В противовес ему в советской архитектуре прокатилась новая волна увлечения ренессансными и античными формами.

Это увлечение отразилось в архитектуре большин­ ства крымских здравниц, выстроенных в предвоенные и особенно в первые послевоенные годы. Правда, новое целевое назначение зданий и характер социалистиче­ ского быта приводили к совершенно новым композици­ онным приемам и формам (санатории «Новая Ореанда» и «Курпаты», 1935 — 1936 годы, архитектор В. Коваль­ ский). В отдельных случаях появлялись здания ради мнимого эффекта, изобилующие архитектурными изли­ шествами. К последним следует отнести санаторий «Украина» (1954 — 1955 годы, архитектор Б. Ефимович). Здесь значительно завышены размеры и состав поме­ щений, а фасады здания перегружены архитектурно­ скульптурной декорацией.

На территории санатория «Горного» есть примеры архитектуры новой, совершенно иной трактовки: ее принцип — показать работу красивой конструкции в

ееестественном виде.

Увъезда в санаторий выстроено двухэтажное зда­ ние с подвесной на консолях галереей. Тонкие мета\- лические стержни, отлично «работающие» на растя­ жение, подвешены к железобетонным балочкам, вы­ ступающим из плоскости стены. Дощатый настил по

деревянным прогонам подвешен к стержням. Чистый материал, гладкие плоскости, четкие грани... Правдивая, доступная взору работа красивой конструкции. Новые материалы, по-новому примененные, породили новые архитектурные формы и образы.

На территории санатория недавно вступил в строй плавательный бассейн. Под большим стеклянным гра­ неным колпаком плещется морская вода. Здесь, в го­ рах, деревья голые, без листьев: зима. А за стеклом — люди в ярких купальных костюмах. Бирюзовая вода, белый облицованный метлахской плиткой пол, огром-

59