Файл: Кашкаев, И. С. Производство глиняного кирпича учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Г л а в а X
ТОПЛИВО, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ КИРПИЧА
§ 46. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТОПЛИВЕ И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ
Топливом, по определению Д. И. Менделеева, называются го рючие вещества, сжигаемые для производства тепла. Далеко не все вещества, способные выделять тепло при соединении с кисло родом, можно считать топливом. Только те вещества принято на зывать топливом, которые удовлетворяют следующим особым тре бованиям:
продукты сгорания топлива должны быть газообразными; это создает возможность гибкого управления процессом сгорания и использования тепла, получаемого при сгорании топлива;
продукты сгорания должны быть безвредными (в процессах, где используется теплота сгорания) для обслуживающего персо нала и аппаратуры, а также для животного и растительного мира при выбрасывании продуктов сгорания в окружающее простран ство.
Этим требованиям удовлетворяет топливо, содержащее химиче ские элементы — углерод С и водород Н, а также их соединения, которые, как правило, имеют органическое происхождение. Такие вещества, как алюминий, сера, фосфор и другие, выделяющие мно го тепла при соединении с кислородом, не могут быть причислены к топливу.
Основным поставщиком топлива является органический мир земного шара. Топливо в его естественном виде не всегда может удовлетворять предъявляемым требованиям, а потому часто его предварительно обрабатывают, в результате чего появляются раз личные искусственные виды топлива.
Большинство разновидностей твердого, жидкого и газообраз ного топлива применяют для отопления кольцевых и туннельных кирпичеобжигательных печей. Выбор того или иного вида топлива базируется в основном на технологических особенностях режима обжига и конструкции печи, но с учетом технико-экономических ха рактеристик самого топлива и местных условий.
Для кольцевых и туннельных печей целесообразно использовать природный газ, если данный район газифицирован и подача газа не лимитируется. Весьма ценным топливом для печей является мазут.
В современных туннельных печах процессы сжигания топлива должны обеспечивать автоматическое регулирование теплового ре жима. Наиболее просто это выполняется при сжигании газообраз ного топлива, несколько сложнее — при сжигании мазута и совсем не выполняется при применении твердого топлива, сжигаемого в рабочем канале кирпичеобжигательнон печи.
180
Это положение очень важно при выборе топлива для обжига
кирпича.
К характеристике топлива относятся классификация по проис хождению и агрегатному состоянию, химический состав топлива и количество тепла (теплота сгорания), которое выделяется при сгорании топлива.
В основу классификации положено физическое состояние и про исхождение топлива. Общая классификация различных видов топ лива приведена в табл. 23.
Физическое
состояние
Твердое
Жидкое
Г азообразное
|
|
Т а б л и ц а 23 |
|
Классификация топлива |
|
|
Происхождение |
|
естественное |
искусственное |
|
Древесина, торф, бурый уголь, |
Древесный уголь, кокс, пыле |
|
каменный уголь, антрацит, |
видное топливо, брикетиро |
|
горючие |
сланцы |
ванное топливо |
Нефть |
|
Бензин, керосин, мазут, камен |
Природные |
и нефтепромысло |
ноугольная смола и др. |
Коксовый, доменный, светиль |
||
вые газы |
|
ный, водяной, генераторный |
|
|
газы |
§47. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И М АССА ТОПЛИВА
Всостав топлива входят дза основных горючих элемента — углерод С и водород Н. Эти горючие элементы находятся в топ ливе в виде соединений один с другим. В связанном с ними состоя
нии находится также кислород 0 2, азот N2 и сера S. Соединения из пяти перечисленных элементов принято условно называть горю чей массой топлива.
В состав твердого и жидкого топлива почти всегда входят зо ла А и влага W. Эти примеси топлива принято называть баллас том.
У г л е р о д С — главная горючая составляющая топлива. Со держание углерода в топливе колеблется от 50%' (в древесине) до 97% (в антраците). При полном сгорании 1 кг углерода выделя ется 7850 ккал. Большое количество углерода увеличивает тепло ту сгорания топлива и обусловливает его горение коротким пла менем и трудную возгораемость.
В о д о р о д Н2 в топливе содержится от 1%' (в антраците) до 25% (в природном газе). При сгорании водорода образуется вла га. Количество тепла, выделяемого при горении водорода, зависит от состояния продуктов горения (жидкого или парообразного) и составляет при сжигании 1 кг водорода соответственно 28 750 и 34 150 ккал.
Наличие водорода обусловливает выделение при горении смо листых соединений, дающих растянутое коптящее пламя.
181
К и с л о р о д 0 2 уменьшает горючую часть топлива, вследствие чего снижается его теплота сгорания. Содержание кислорода в раз личных видах топлива изменяется в пределах от 0 %' (в природном газе) до 44% (в древесине). При сжигании топлива кислород участ вует в реакциях горения, образуя Н20, С 02 и другие продукты. Большое содержание кислорода в некоторых бурых углях служит причиной их самовозгорания при хранении.
Аз от N2 является балластом топлива и при сжигании целиком переходит в продукты сгорания. Азот содержится в топливе в не большом количестве — от 0,3—-2,0%' (в твердом топливе) до 14,5% (в природном газе Бугурусланского месторождения).
С е р а S в твердом топливе содержится в виде органических соединений (органическая сера обозначается S0), сернистых соеди нений с железом (колчеданная сера FeS2 обозначается SK) и сер нокислых соединений в виде сульфатов (сульфатные CaS04, FeS04 обозначаются Sc).
Сера в топливе является вредной составляющей. Это объясняет
ся тем, |
что продукты сгорания серы S 0 2 и S0 3 |
при |
соединении с |
влагой |
образуют сернистую и серную кислоты |
(H |
2SO3, H2S04), |
которые |
вызывают интенсивную коррозию металлических частей |
(вентиляторов, вагонеток и др.). Кроме того, сернистый и серный газы, выбрасываемые с продуктами сгорания топлива в атмосфе ру, оказывают вредное действие на здоровье людей, а также на окружающий животный и растительный мир.
З о л а А представляет собой остаточный продукт, получаемый при полном сгорании топлива. Она является результатом раз ложения и частичного окисления минеральных примесей топлива. К таким примесям относятся: глины (А120 3 • 2Si02 -2H20 ) , сво бодный кремнезем (Si02), карбонаты (CaC03, MgC03, FeC03)y
сульфаты (CaS04 и MgS04), закиси и окиси металлов, хлориды и т. д.
Содержание золы в твердых топливах изменяется в широких пределах: от 1—2% (з древесном топливе) до 70%' (в горючих сланцах); в жидком топливе — до 1 %.
Впроцессе горения топлива минеральные примеси могут из твердого состояния переходить в жидкое. Плавкость золы, как ее основное свойство, определяется составом и температурными ус ловиями процесса горения.
Взависимости от температуры плавления различают золы: ту
гоплавкую с температурой плавления выше 1425° С, |
среднеплав |
кую— 1200—1425° С, легкоплавкую — ниже 1200° С. |
массу, легко |
Тугоплавкая зола представляет собой сыпучую |
удаляемую с поверхностей. Легкоплавкая зола в процессе сгорания
топлива превращается в твердые остатки |
(шлаки) в виде сплошной |
слипшейся массы или отдельных кусков. |
топлива, уменьшающая |
В л а г а W — вредная составляющая |
его теплоту сгорания. На испарение влаги тратится часть теплоты, выделяемой при сгорании топлива. Влага топлива делится на внеш нюю (физическую) Wra (%) и внутреннюю (гигроскопическую)
182
Wrp (%'), сумма которых составляет рабочую влажность:
1ГР = W7BH+ 1^Гр, %■
В зависимости от элементарного состава топливо условно ха рактеризуется различными массами: рабочей, сухой, горючей и органической. Каждая из этих масс определяется компонентами,
включаемыми в нее.
Сумма содержания золы и влаги дает содержание балласта. Топливо, добытое из недр и доставленное потребителю без из
менения, характеризуется рабочей массой.
Путем искусственного высушивания топлива при ^ 1 0 5 ° С мож но удалить из рабочей массы топлива всю содержащуюся в нем влагу. В этом случае состав топлива характеризуется абсолютно сухой массой.
Горючая масса топлива равна весу рабочей массы за вычетом балласта. Горючая часть топлива состоит только из углерода, во дорода и серы. Известно, что азот является инертным газом, а кис лород принимает участие в горении, но сам не горит. Однако азот и кислород находятся в связанном состоянии с другими элемента ми топлива, поэтому их включение в состав горючей массы условно.
Горючая масса является наиболее устойчивым составом топ лива.
Органическая масса топлива состоит из горючей части за вы четом серы.
§48. ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ ТОПЛИВА, УСЛОВНОЕ ТОПЛИВО
ИТОПЛИВНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ
При сгорании топлива выделяется теплота. Количество тепла, которое выделяется при полном сгорании 1 кг твердого или жидко
го топлива или |
1 ж3 газа, |
находящегося в нормальных условиях, |
т. е. при 0° С и |
давлении |
1 кгс/см2, называется теплотой сгорания |
(раньше эта величина называлась теплотворной способностью или теплотворностью). Ее размерность в международной системе еди ниц СИ: для твердого и жидкого топлива — кдж/кг, а газообраз ного топлива — кдж/м3.
В науке и технике в качестве единицы количества теплоты по лучила весьма широкое распространение международная калория
1 кал = 4,187 дж; 1 ккал = 4,187 кдж.
Теплоту сгорания топлива обычно обозначают буквой Q с соот ветствующим индексом о, г, с или р (например, Qp— теплота сго рания рабочей массы).
Различают высшую QB и низшую QHтеплоту сгорания топлива. Высшая теплота сгорания соответствует условию, при котором водяные пары, находящиеся в продуктах сгорания, доводятся до
жидкого состояния.
В практических условиях сжигания топлива водяные пары не конденсируются, а удаляются из печи в виде пара с другими про
183
дуктами сгорания и инертными газами в атмосферу. С целью при ближения к реальным условиям сжигания топлива введено поня тие низшей теплоты сгорания. Ее величину получают, вычитая из высшей теплоты сгорания теплоту парообразования влаги, как содержащейся в топливе, так и образующейся при его сжигании.
Зная состав топлива, можно рассчитать его теплоту сгорания. Если неизвестен химический состав топлива, а известен лишь род топлива, низшую теплоту сгорания его можно определить, ис ходя из теплоты сгорания горючей массы топлива по приближенной
формуле.
После определения в лабораторных условиях завода влажности и зольности твердого топлива Q£ находят из выражения
г, |
QB |
100 — (Лр + W*>) |
QW$ ккал/кг. |
|
|
Qg = |
----------------------------100 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Усредненные |
значения теплоты |
сгорания |
приведены |
в |
|
табл. 24. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
24 |
Усредненные значения теплоты сгорания, |
к к а л / к г |
|
Вид топлива |
|
_г |
|
Qв |
|
Каменные угли: |
донец |
|
длиннопламенный, |
7400 |
|
кий ...................................... |
|
|
кемеровский ....................... |
. . . |
8100 |
анжеро-суджерский |
8400 |
|
донецкий антрацит |
. . . |
8100 |
|
г |
Вид топлива |
Q& |
Бурые угли: |
|
боровический . . . . |
6400 |
подмосковный . . . . |
6500 |
челябинский .................. |
6900 |
Т о р ф ................................... |
5500 |
Дрова .................................. |
4800 |
П р и м е р . Определить низшую теплоту сгорания подмосковного угля, если известно, что зольность его Лр= 25% и влажность W? = 35%.
QР = 6500 |
100—(25 + 35) |
6-35 = 2390 ккал/кг. |
|
|
100 |
Для сравнения и оценки разных видов топлива по их тепловой ценности и решения вопроса о замене одного топлива другим, а также составления норм расхода топлива и планов его потребле ния используют понятие об условном топливе и топливных экви валентах различных видов топлива.
Под условным топливом понимают такое топливо, которое при сгорании выделяет 7000 ккал/кг.
Любое топливо может быть пересчитано на условное:
Qh |
кг, |
С у с л — G r ‘ 7000 |
184