Файл: Кашкаев, И. С. Производство глиняного кирпича учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Место для складирования глины выбирают возможно ближе к формовочному отделению. Такие склады необходимо защищать от затопления дождевыми или талыми водами и поддерживать в надлежащем состоянии подъезды из них к формовочному отде лению.
Высота конусов 6—8 м и равна длине ковшовой рамы или стреле экскаватора.
Наземные конусы разрабатывают многоковшовыми экскавато рами верхним черпанием или одноковшовыми экскаваторами с пря
|
|
|
мой |
лопатой при |
транспортировании |
|
|
|
|
глины самосвалами или вагонетками. |
|||
|
|
|
Конусы типа котлован |
отличаются |
||
|
|
|
от наземного меньшим на 15—17% рас |
|||
|
|
|
ходом утеплителя, |
большей простотой |
||
|
|
|
укрытия от промерзания, так как в про |
|||
|
|
|
цессе |
разработки |
глинозапаеник от |
|
|
|
|
крыт только по фронту работ. При раз |
|||
|
|
|
работке такого склада многоковшовым |
|||
|
|
|
экскаватором используют нижнее чер |
|||
|
|
|
пание (наполнение ковшей больше на |
|||
|
|
|
5—10%, чем при верхнем). |
|
||
|
|
|
При разработке глины из конусов ее |
|||
|
|
|
берут экскаватором на всю толщу так |
|||
|
|
|
же, как и в карьере. |
|
||
|
|
|
Усреднение глины с дополнитель |
|||
|
|
|
ным |
ее вылеживанием (см. главу V) |
||
|
|
|
даже в больших массивах улучшает пе |
|||
Рис. 14. Открытые глинозапас- |
ремещение разнородных по |
свойствам |
||||
ники |
(конусы): |
слоев |
глины, содействует |
некоторому |
||
а —наземный, |
б — типа |
котлован, |
разрушению ее природной структуры, |
|||
в — комбинированный; |
1— опилки, |
|||||
2 —глина |
|
повышает эффективность последующей |
механической обработки глины. Однородность сырца, сформованного из глины, выдержанной в
глинозапаснике, повышается, а прочность изделий увеличивается на 10—15% по сравнению с изделиями, изготовленными из глины, взятой непосредственно из карьера.
Несмотря на увеличение расхода рабочей силы из-за двухкрат ной добычи глины, значительного расхода утеплителя и повышения стоимости глины, многие кирпичные заводы перешли на круглого довое снабжение глины из конусов, утепленных опилками.
Наиболее целесообразно добывать глину в летнее время, заго тавливать ее в стационарных утепленных глинохранилищах и пода вать на дальнейшую обработку. Капитальные затраты на сооруже ние такого глинохранилища и оборудование его средствами меха низации (конвейерами, многоковшовым экскаватором или мосто вым краном с грейферным захватом) окупаются в течение несколь ких лет за счет улучшения качества глины, возможности более ра циональной одноили двухсменной добычи глины в карьере только в наиболее благоприятные погодные условия, устранения затрат
46
труда на утепление карьеров, открытых конусов или других вре
менных глинозапасников.
В связи со значительными единовременными капитальными за тратами по сооружению глинохранилищ емкостью, обеспечивающей хранение глины весь зимний период, за последнее время многие дей ствующие предприятия строят небольшие утепленные глинохранилища с 2—3-недельным запасом глины на дождливый период, а также для оттаивания мерзлой глины, поступающей нз зимних карьеров.
§17. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГЛИНЫ И ДОБАВОК
Взависимости от объема потребляемой глины, расстояния от места добычи глины к месту ее потребления и рельефа местности выбирают тот или иной вид транспорта: безрельсовый — автомаши ны, скреперы, бульдозеры; рельсовый — мотовозы, электровозы, ка натная тяга.
Для внутрицехового транспортирования глины и добавок приме
няют ленточные конвейеры и ковшовые элеваторы.
Безрельсовый транспорт
Для транспортирования глины чаще всего используют автомо бильный транспорт, в основном автосамосвалы, вследствие их хоро шей маневренности, способности перемещаться по пересеченной местности, а также возможности быстрой разгрузки. Чем больше расстояние, на которое транспортируют глину, тем выгоднее исполь зовать автосамосвалы.
Для бесперебойной и производительной работы автотранспорта, а также уменьшения его износа необходимо строить автомобильные дороги и надлежащие подъезды, связывающие карьеры с заводом. В забое и на отвалах устраивают дороги временного типа. При дос таточной несущей способности грунта временные дороги устраива ют путем планировки требуемого участка. Для упрочнения дороги и подъездных путей их засыпают мелкими фракциями каменного материала, щебнем из отходов производства, иногда котельными или доменными шлаками.
Более надежно применять для устройства временных дорог на глиняных карьерах настил из железобетонных плит.
При транспортировании на значительное расстояние с централи зованных хорошо оборудованных карьеров, которые снабжают не сколько заводов большой мощности, целесообразно перевозить гли ну автопоездами с использованием большегрузных автомашин типа «Белаз» и «Краз».
Для транспортирования вскрышных пород и глины на близкое расстояние (не более 500 м) применяют также тракторы с прицепа ми и колесные скреперы. Преимущество этих машин в том, что они
47
работают без устройства специальных дорог. Скреперы выполняют две операции: выемку породы и ее транспортирование.
При вязких глинах, налипающих на ковш скрепера, используют бульдозеры. Наиболее целесообразно применять бульдозеры для транспортирования глины на расстояние до 100 м. При большем расстоянии производительность их резко снижается.
Рельсовый транспорт
Рельсовый транспорт представляет собой комплекс оборудова ния, состоящего из рельсовых путей, вагонеток, локомотивов, мото возов, электровозов и канатной тяги.
Рельсовый путь состоит из земляного полотна, балластного слоя, шпал, рельсов и рельсовых скреплений. Земляное полотно вместе с искусственными сооружениями называют нижним строе нием пути. Балластный слой, шпалы, рельсы и рельсовые скрепле ния составляют верхнее строение пути. Расстояние между внутрен ними гранями головок рельсов называют шириной рельсовой колеи. На кирпичных заводах стандартной является узкая колея — 750 мм.
При локомотивной тяге предельные уклоны узкоколейных путей не должны превышать 20% и только в особо трудных случаях мо гут достигать 40%.
На кирпичных заводах применяют вагонетки с опрокидным ку зовом емкостью 0,75; 1 и 1,5 ж3. В целях сокращения количества вагонеток и упрощения их маневренности все больше переходят на большегрузные вагонетки, так называемые опрокидные платформы с кузовом емкостью 3—6 м3.
Для перемещения вагонеток на кирпичных заводах применяют локомотивы, мотовозы и электровозы. Больше всего распростране ны мотовозы и электровозы.
На кирпичных заводах при небольшом расстоянии транспортиро вания глины (до 200 м) и при большом подъеме применяют канат ную тягу. Различают две основные схемы канатной тяги при пере мещении вагонеток по рельсовым путям:
прерывного (цикличного) действия с помощью концевых кана тов и лебедок барабанного типа;
непрерывного действия с помощью бесконечного (замкнутого) каната и лебедок со шкивами трения.
В зависимости от требуемой производительности применяют од нопутную или двухпутную откатку вагонеток концевыми канатами. Вагонетки спускают самокатом, а лебедка при этом работает на тормозном режиме.
При горизонтальных путях вагонетки откатывают двумя лебед ками с дистанционным управлением или одной барабанной лебед кой с концевым и головным канатом или бесконечным канатом.
В процессе использования канатной тяги тросом сразу подни мают и опускают несколько вагонеток. Для прицепки вагонеток к тросу достаточно 20—35 сек. Во время работы трос вытягивается,
48
поэтому в системе канатной тяги непрерывного (замкнутого) кана та предусматривают натяжное приспособление.
При канатной тяге применяют опрокидные вагонетки неболь шой емкости: 0,75—1,0 мъ.
|
Внутрицеховой транспорт |
Л е н т о ч н ы е |
к о н в е й е р ы предназначены для непрерывного |
транспортирования |
материала в горизонтальном положении или |
под углом не более 25°. Разработаны крутонаклонные конвейеры с углом наклона до 45°.
Ленточные конвейеры состоят из бесконечной прорезиненной ленты, двух барабанов — приводного и натяжного, роликов, рамы, приемной воронки, редуктора и электродвигателя. Рабочим орга ном ленточного конвейера служит бесконечная лента.
На кирпичных заводах применяют плоские ленточные и желоб чатые конвейеры. Различие состоит в том, что в плоских конвейе рах верхняя несущая ветвь ленты опирается на цилиндрические ролики с осями, расположенными горизонтально, в желобчатых конвейерах несущая ветвь ленты конвейера опирается на три ро лика, из которых средний расположен горизонтально и два боко вых под углом. При использовании желобчатого конвейера устра няется просыпание материала с ленты и загрузка их больше, чем плоских.
Во время работы ленточного конвейера надо следить, чтобы материал из приемной воронки поступал на конвейер по его оси и по направлению движения, а также равномерно распределялся по ширине ленты. Необходимо следить, чтобы все ролики, поддер живающие ленту, вращались свободно, чтобы натяжение ленты бы ло достаточным и она не провисала между роликами.
К о в ш о в ы е э л е в а т о р ы применяют для непрерывного транспортирования сухих глин, отощающих и выгорающих доба вок в вертикальном или крутонаклонном положении под углом не менее 70°.
Ковшовые элеваторы представляют собой тяговый орган (лен ту или цепь) с жестко прикрепленными к нему ковшами, огибаю щий верхний приводной и нижний натяжной барабаны (звездоч ки). Ходовая часть элеватора помещается в закрытом металличе ском кожухе. В нижней и верхней частях его находятся загрузоч ное и разгрузочное отверстия и ремонтные люки.
Материал, поступающий в загрузочное отверстие, расположен ное внизу у основания элеватора, захватывается непрерывно дви жущимися ковшами и вверху при повороте ковшей вокруг оси при водного вала вываливается из них в разгрузочное отверстие.
В процессе работы ковшового элеватора необходимо следить за тем, чтобы натяжение тягового органа было достаточным и чтобы лента или цепь не сходили с барабана. При этих явлениях необхо димо остановить элеватор и с помощью натяжного устройства и
49