Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

найденных этими двумя методами, называют «чувствительностью» бен­ зина. Чувствительность бензина зависит от его химического состава

(см. ниже).

Сопоставление октановых чисел с поведением бензинов в дорож­ ных условиях показало, что исследовательский метод в какой-то мере характеризует антидетонационные свойства бензинов при работе дви­ гателя в условиях городской езды при сравнительно низкой тепловой напряженности. При повышении теплового режима двигателя (длительная загородная езда, езда по плохим дорогам, перевозка тяже­ лых грузов, преодоление перевалов и т. д.) фактическая детонационная стойкость бензина больше соответствует октановым числам, определен­ ным по моторному методу.

Соответствие октановых чисел бензинов, определенных тем или иным лабораторным методом, их фактической детонационной стойкости в дорожных условиях зависит не только от конструктивных особен­ ностей самого двигателя (его «жесткости»— см. ниже), но и от типа трансмиссии, использованной в данном автомобиле. В автомобиле с ручным переключением передач возможна работа двигателя на пол­ ностью открытом дросселе при сравнительно малой частоте вращения коленчатого вала. Максимальная детонация в этом случае обычно наблюдается при малой частоте вращения и исследовательский метод сценки октановых чисел точнее отражает дорожную детонационную ха­ рактеристику топлива.

При автоматической передаче двигатель не может работать при малой частоте вращения коленчатого вала с полностью открытым дрос­ селем. Поэтому детонация возникает в области большой частоты враще­ ния и дорожные характеристики бензинов точнее оцениваются мотор­ ным методом определения октановых чисел.

Наиболее полная методика детонационных испытаний полнораз­ мерных автомобильных двигателей и бензинов была разработана и стандартизирована в Советском Союзе в 1963 г.

Метод (ГОСТ 10373—63) предназначен для определения фактиче­ ских октановых чисел автомобильных бензинов и требований двигате­

лей к детонационной стойкости применяемых

бензинов. Он нашел

применение при доводочных работах, связанных

с созданием новых

или модернизацией существующих двигателей,

при определении их

требований, при оценке фактических антидетонационных качеств товарных и новых сортов автомобильных бензинов и их компонентов, а также в исследовательских работах по изучению рабочих процессов двигателей и детонационной стойкости топлив.

Метод предусматривает проведение детонационных испытаний дви­ гателей (на моторном тормозном стенде со стандартным оборудо­ ванием) или автомобиля (на стенде с беговыми барабанами или на дороге с динамометрическим устройством).

Метод стандартных испытаний позволяет получить детонационную характеристику двигателя на всем диапазоне его рабочих оборотов, и соответственно детонационные характеристики испытуемых бензинов, показывающие их фактические антидетонационные свойства на данном двигателе.

50


Рис. 22. Вставки во впускной трубопровод для определения октановых

чисел

по методу

DON

Развитие и конструктивное совершенствование автомобильных дви­ гателей и выяснение некоторых особенностей использования высоко­ октановых бензинов заставляют искать пути усовершенствования и уточнения методов детонационных испытаний.

Предложено несколько вариантов впускных систем, имитирующих разделение отдельных фракций бензина (фракционирование) во впуск­ ном трубопроводе. В частности, для стандартной одноцилиндровой установки предложен впускной трубопровод, в котором по потоку сме­ си из карбюратора в цилиндр расположена металлическая вставка (рис. 22). Этот участок трубопровода окружен охлаждающей рубаш­ кой так, что часть смеси конденсируется, конденсат отводят и коли­ чество его замеряют. Полученное таким методом октановое число легкоиспаряющейся части бензина названо «октановым числом распреде­ ления» (см. ниже).

Требования автомобильных двигателй к детонационной стойкости бензинов

Требования автомобильного двигателя к детонационной стойкости применяемых бензинов определяются комплексом их конструктивных особенностей, среди которых наибольшее значение имеют степень сжа­ тия и диаметр цилиндра. Между этими тремя показателями установлена следующая эмпирическая зависимость:

ОЧт = 125,4 — —

+ 0,183D,

е

 

51

где Ol!T— требования двигателя к детонационной стойкости приме­ няемых бензинов;

е — степень сжатия;

D — диаметр цилиндра, мм.

С увеличением степени сжатия и диаметра цилиндра требования дви­ гателя к детонационной стойкости применяемых бензинов возрастают.

Развитие автомобильного двигателестроения идет по пути непрерыв­ ного увеличения степени сжатия. Эта тенденция является главной в со­ вершенствовании конструкции автомобильных карбюраторных двига­ телей, так как позволяет улучшать их технико-экономические и экс­ плуатационные показатели (табл. 7).*

 

 

 

Т а б л и ц а 7

Изменение основных характеристик автомобильных двигателей

«Москвич»

 

Степень

Удельные мощностные

Октановое

 

 

показатели

Марка двигателя

сжат ия

 

 

число реко­

 

р **

мендуемого

 

8

< 0

бензина

 

 

етах

 

 

 

 

 

«Москвич-400»

6,0

5,72

5,95

66

«Москвич-402»

6,7

6,55

7,45

72

«Москвич-407»

7,0

7,71

8,50

72

«Москвич-408»

7,5

8,57

9,32

76

«Москвич-412»

8,2

9,18

9,69

85***

* Литр-оборотная мощность, л. с./л при 1000 об/мим.

**Наибольшее среднее эффективное давление, кгс/см2.

***Бензин АИ-93.

Из табл. 7 видно, что повышение степени сжатия сопровождалось улучшением мощностных показателей и увеличением требований к де­ тонационной стойкости применяемых бензинов.

Увеличение степени сжатия автомобильного двигателя одно­ временно улучшает два основных показателя (рис. 23) — увеличивает литровую мощность и снижает расход бензина.

Задача обеспечения полного соответствия между требованиями дви­ гателей и фактической детонационной стойкостью применяемых бензи­ нов приобретает особенно большое значение при использовании высо­ кооктановых бензинов в связи с тем, что стоимость каждой октановой единицы резко возрастает с повышением общего уровня детонационной стойкости бензинов.

В нашей .стране требования автомобильных двигателей к детонаци­ онной стойкости бензинов определяют по ГОСТ 10373—63, т. е. по тому же стандарту, по которому определяют фактические октановые числа бензинов.

Результаты определения требований отечественных автомобильных двигателей к детонационной стойкости бензинов приведены в табл. 8.


Приведенные данные убедитель­ но свидетельствуют о том, что по­ требность в высокооктановом бен­ зине возникает лишь на ограничен­ ном диапазоне режимов работы двигателя. На остальных режимах вполне возможно использование низкооктановых и потому более де­ шевых топлив. В этой связи сделан ряд попыток раздельного питания двигателя на режимах полных и частичных нагрузок путем приме­ нения двойной системы питания или впрыска антидетонационных или охлаждающих жидкостей на режиме полных нагрузок. Эти ме­ тоды не получили широкого прак­ тического применения ввиду зна­ чительного усложнения систем пи­

тания и снижения их надежности.

Рис. 23. Влияние степени сжатия па

Стремление к

более полному

расход топлива и

литровую мощ­

 

ность двигателя:

использованию детонационной стой­

J —литровая мощность,

л. с./л;

2 — расход

кости топлива и улучшению топлив­

 

топлива,

л/100 км

ной экономичности

двигателей на

 

 

 

частичных нагрузках привело к созданию ряда конструкций двигате­ лей с переменной степенью сжатия. Предлагаемые конструкции пред­ усматривают увеличение степени сжатия двигателя при работе на час­ тичных нагрузках, когда это не лимитируется детонацией. К сожа­ лению, конструктивные усложнения, вводимые в двигателях с перемен­ ной степенью сжатия, пока что столь велики, что они не компенсируют­ ся получаемыми преимуществами.

При рассмотрении результатов оценки антидетонационных требова­ ний двигателей (см. табл. 8) можно заметить, что октановые числа ре­ комендуемых и фактически применяемых на этих двигателях бензинов значительно ниже тех, которые требуются на некоторых режимах. Это объясняется следующими обстоятельствами. Наиболее высокие антидетонационные качества бензина требуются двигателю при работе на некоторых режимах со 100-процентной отдачей мощности. Замечено, что если на этих режимах несколько уменьшить угол опережения за­ жигания по сравнению с оптимальным, то антидетонационные требова­ ния двигателя снижаются довольно резко при относительно небольшом уменьшении мощностных показателей. В результате испытаний уста­ новлено, что установка позднего опережения зажигания, вызывающе­ го падение мощности более чем на 5%, приводит к перегреву выпуск­ ной системы и снижению устойчивости работы двигателя. Поэтому ве­ личина 5% падения мощности может быть принята в качестве оценоч­ ной для определения допустимого снижения антидетонационных тре­ бований двигателей. Полученные таким образом значения октано­ вых чисел бензинов, необходимые для работы двигателя, с паде-

53


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 8

 

Требования

отечественных

автомобильных двигателей

 

 

 

 

к детонационной

стойкости

бензинов

I Указатели

ЗАЗ-966

«Москвич •

ГАЗ-21

3M3-53

ЗИЛ-130

ЗИЛ-375

408»

 

Оптимальный угол опережения зажигання °ПКВ и требуемые октановые числа бензина при частоте вращения коленчатого вала, об/мин*:

1000

1500

2000

2500

3000

3500

4000

24

30

30

30

34

32

87,0

83,0

82,0

80,0

86,0

82,0

26

34

33

35

36

34

85,0

82,0

79,0

.80,0

82,5

79Щ

29

38

35

38

38

36

82,5

81,0

75,5

75,0

78,5

76,0

32

41

37

41

39

38

80,0

80,0

71,0

73,0

73,5

72Щ

37

44

41

46

41

39

77,0

79,0

65,0

69Д)

68,5

6875

42

47

45

74,0

757В

59,0

 

 

 

44

48

51

 

 

 

70Т5

71,0

52,0

 

 

 

* В числителе указан оптимальный угол опережения зажигания, а в знаме­ нателе—требуемое октановое число бензина.

нием мощности до 5% могут быть условно названы минимально допу­ стимыми.

Д. М. Ароновым проведено определение минимально допустимых октановых чисел для ряда отечественных двигателей (табл. 9) и най­ дена зависимость допустимого снижения октановых чисел (АОЧ) от уровня исходных требований (ОЧт):

АОЧ = 46,6 — 0,415 (ОЧт).

Эта зависимость свидетельствует о том, что допустимое снижение октановых чисел за счет установки более позднего опережения за­ жигания уменьшается при увеличении исходных требований. Иными словами, с повышением общего уровня антидетонационных требований (см. табл. 9) снижаются допустимые отклонения в октановых числах применяемых топлив.

54


Т а б л и ц а 9

Снижение антидетонационных требований некоторых двигателей при ухудшении их показателей на 5%

 

Оптимальные

Допустимое

Минимально

Двигатели

требования

снижение

допу стимые

оч„,

требований

октановые

 

т

А ОЧ

числа бензи­

 

 

 

нов1

ГАЗ-20, ГАЗ-51, ЗИЛ-164

70—78

15

55—63

ГАЗ-21, «Москвич-407»

82—84

12

70—72

ЗАЗ-966. ЗИЛ-130

86—87

10

76-77

1 Автоматы опережения зажигания

устанавливаются на

заводе таким

образом, чтобы обеспечить использование

бензинов с минимально допустимыми

октановыми числами.

 

 

 

Детонационная стойкость бензинов

Антидетонационные свойства автомобильных бензинов и их ком­ понентов полностью обусловливаются количеством и строением состав­ ляющих углеводородов. Неуглеводородные примеси, содержащиеся в топливах, практически не влияют на их детонационную стойкость.

Современные товарные автомобильные бензины готовятся смеше­ нием компонентов, полученных путем прямой перегонки, термическо­ го крекинга и риформинга, каталитического крекинга и риформинга, коксования, гидрокрекинга, алкилирования, полимеризации, изоме­ ризации и других процессов переработки нефти и нефтяных фракций. Одним из решающих показателей, определяющих соотношение компо­ нентов в товарных бензинах, является их детонационная стойкость.

Бензины прямой перегонки нефти содержат много парафиновых уг­ леводородов слабо разветвленного строения с низкой детонационной стойкостью. Октановые числа таких бензинов невелики (табл. 10).

Таблица 10

Антидетонационные свойства бензинов прямой перегонки различных нефтей

 

 

Пределы вы­

Октановое

Октановое

Чувст­

Нефти, из которых

получен бензин

кипания бен­

число по ис­

число по

зина (начало

следователь­

моторному

витель­

 

 

кипения), °С скому методу

методу

ность

Туймазинская

(Башкирская

200

43,0

41,0

+2,0

АССР)

 

200

70,5

68,5

+2,0

Катанглийская (о. Сахалин)

Мухановская

(Куйбышевская

200

33,0

32,8

+0,2

обл.)

 

200

63,8

62,0

+ 1,8

Урицкая (Саратовская обл.)

Ромашкинская (Татарская

200

41,6

41,0

+0,6

АССР)

 

180

46,0

46,0

0,0

То же

 

»

 

120

57,5

58,0

—0,5

»

 

85

67,0

68,0

—1,0

»

 

62

76,0

75,0

+ 1,0