Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Бензины прямой перегонки сернистых нефтей с концом кипения 180—200° С содержат 60—80% парафиновых углеводородов и имеют октановые числа в пределах 40—50. Лишь из отдельных «отборных» нефтей можно получить бензины прямой перегонки с октановым чис лом около 70. Однако ресурсы таких нефтей весьма ограничены, а их раздельная переработка на заводах сопряжена со значительными труд ностями.
Бензины прямой перегонки пока еще остаются основным компонен том при изготовлении бензинов типа А-66, используются в небольших количествах при составлении бензинов типа А-72, А-76 и даже АИ-93.
В состав бензинов термического крекинга входит большое количест во непредельных углеводородов, детонационная стойкость которых выше, чем нормальных парафинов. Поэтому бензины термического крекинга обычно имеют более высокие октановые числа, чем бензины прямой перегонки из тех же нефтей (табл. 11).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 11 |
|
Антидетонационные свойства |
бензинов, |
полученных |
термическими |
||
|
|
|
и каталитическими процессами |
||
Способ получения бензина |
и наименование |
Октаногое |
Октановое |
Чувствитель |
|
число по |
число по |
||||
сырья |
|
исследова |
моторному |
ность |
|
|
|
|
тельскому |
методу |
|
|
|
|
методу |
|
|
Термический крекинг мазута из смеси |
71,2 |
64,2 |
7,0 |
||
куйбышевских нефтей |
|
82,6 |
74,9 |
7,7 |
|
Каталитический крекинг легкого дис |
|||||
тиллятного сырья из смеси куйбышев |
|
|
|
||
ских нефтей |
полугудрона |
75,6 |
68,5 |
7,1 |
|
Термический крекинг |
|||||
Катали!ический крекинг |
тяжелого дис |
|
|
|
|
тиллятного сырья: |
нефти |
83,8 |
76,2 |
7,6 |
|
из ромашкинской |
|||||
» туймазинской |
» |
лигроина |
87,0 |
77,8 |
9,2 |
Термический риформинг |
76,0 |
71,0 |
5,0 |
||
Гплрокрекинг |
|
|
75,0 |
71,0 |
4,0 |
Каталитический риформинг (платфор |
83,6 |
77,0 |
6,7 |
||
минг обычного режима) |
96,6 |
86,0 |
10,6 |
||
Каталитический риформинг (платфор |
|||||
минг жесткого режима) |
|
|
|
|
Октановые числа бензинов термического крекинга находятся в пре делах 64—70 в зависимости от качества сырья и температурного ре жима крекинга.
Бензины термического крекинга являются основным компонентом при изготовлении бензинов типа А-66 и могут добавляться в неболь ших количествах в бензины типа А-72 и А-76. В более высокооктано вые бензины компоненты, полученные термическим крекингом, добав лять нецелесообразно ввиду их относительно низкой детонационной стойкости.
Бензины термического риформинга имеют более высокие октано вые числа, чем бензины термического крекинга (см. табл. 11). Однако
56
вследствие небольшого повышения октанового числа бензинов и ухуд
шения ряда других |
эксплуатационных свойств процесс термическо |
||
го риформирования |
получил ограниченное |
применение |
и использо |
вался на заводах нашей страны как временная мера для |
повышения |
||
детонационной стойкости товарных автомобильных бензинов. |
|||
Бензины, полученные путем каталитического крекинга, имеют бо |
|||
лее высокую детонационную стойкость по |
сравнению с |
бензинами, |
полученными термическими процессами. Увеличение детонационной стойкости в этом случае происходит главным образом за счет увеличе ния содержания в бензинах ароматических и парафиновых углеводоро дов изостроения.
Процесс каталитического риформинга предназначен для повышения детонационной стойкости бензинов прямой перегонки. Наиболее ши рокое применение получил риформинг в присутствии платинового ка тализатора — платформинг. Платформинг может осуществляться при двух режимах: мягком (обычном) и жестком. При жестком режиме уменьшается выход бензина, увеличивается газообразование, но бен зин получается более высокооктановый с содержанием ароматиче ских углеводородов до 70% (см. табл. 11).
В качестве компонентов автомобильных бензинов может использо ваться не только целиком дистиллят каталитического риформинга, но и его отдельные фракции, остающиеся после извлечения индивидуаль ных ароматических углеводородов.
Помимо перечисленных выше «базовых» бензинов для приготов ления товарных автомобильных топлив используют ряд других, как правило, высокооктановых компонентов (табл. 12).
Т а б л и ц а 12
|
Антидетонационные свойства высокооктановых |
компонентов |
||
|
|
|
автомобильных бензинов |
|
|
|
Октаншюе |
Октановое |
Чувствитель |
Компонент |
число по |
число по |
||
исследова |
моторному |
ность |
||
|
|
тельскому |
методу |
|
|
|
методу |
|
|
Бутановая фракция |
94,0 |
89,0 |
5,0 |
|
Изобутановая фракция |
101,0 |
97,0 |
4,0 |
|
Изопентановая |
» |
93,0 |
90,0 |
3,0 |
Пентаамиленовая |
» |
90,0 |
87,0 |
3,0 |
Газовый бензин |
(33—103 °С) |
89,0 |
85,8 |
3,2 |
Диизобутилен (изооктилен) |
100,0 |
88,0 |
12,0 |
|
Полимсрбензин |
|
100,0 |
85,0 |
15,0 |
Алкилат |
|
92,0 |
90,0 |
2,0 |
Алкилбензин (широкая фракция алкила |
90,0—94,0 |
88,0—92,0 |
2,0—4,0 |
|
та) |
|
115,0 |
103,0 |
12,0 |
Толуол |
|
|||
Пиробензол |
|
102,0 |
88,0 |
14,0 |
Алкилбензол |
|
107,0 |
100,0 |
7,0 |
Нзооктан технический |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
|
Продукты изомеризации фракции С5—С6 |
81,0—87,0 |
79,0—85,0 |
2,0—4,0 |
(изомеризат)
57
Одним из наиболее распространенных компонентов товарных бен зинов является смесь низкокипящих углеводородов с различными пре делами кипения. Широкую фракцию низкокипящих углеводородов называют газовым бензином, более узкие фракции с преобладанием то го или иного углеводорода именуют по названию преобладающего углеводорода.
Все приведенные выше данные по октановым числам получены на одноцилиндровых установках и являются лишь ориентировочными при оценке детонационной стойкости товарных автомобильных бензинов. Фактические октановые числа бензинов (ФОЧ) определяют непосред ственно на двигателях (табл. 13) в стендовых или дорожных условиях
(ГОСТ 10373—63).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
||
Фактическая |
детонационная |
стойкость |
автомобильных бензинов |
|||
|
при испытаниях на различных двигателях |
|||||
|
Фактические октановые числа при часто ie |
|||||
|
|
вращения, коленчатого вала, об/мин |
||||
|
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
3500 |
Т о в а р н ы й |
б е н з и н А-72 (ОЧМ=72; |
ОЧИ=75) |
|
|
||
МеМЗ-966 |
80 |
79 |
77 |
76 |
75 |
73 |
«Москвич-407» |
76 |
74 |
73 |
73 |
72 |
69 |
«Москвич-408» |
75 |
72 |
68 |
69 |
70 |
70 |
ГАЗ-21 |
75 |
74 |
73 |
73 |
72 |
71 |
3M3-53 |
74 |
73 |
73 |
72 |
71 |
70 |
Т о в а р н ы й |
б е н з и н А-76 (ОЧМ —76; ОЧИ = 80) |
|
|
|||
МеМЗ-966ф |
78 |
78 |
76 |
75 |
76 |
76 |
«Москвич-407» |
79 |
80 |
80 |
79 |
77 |
73 |
«Москвич-408» |
81 |
78 |
76 |
73 |
73 |
72 |
ЗИЛ-130 |
77 |
77 |
77 |
75 |
72 |
70 |
ЗИЛ-375 |
77 |
78 |
77 |
76 |
72 |
70 |
ГАЗ-21 |
78 |
78 |
76 |
74 |
71 |
67 |
3M3-53 • |
80 |
79 |
77 |
75 |
73 |
70 |
Фактическое октановое число товарного бензина А-72 (ОЧМ= 72; ОЧИ=75) оказалось равным от80до 68, а в среднем составило 74,1. Для бензина А-76 (ОЧМ=76; ОЧИ=80) фактические октановые числа оказались в пределах от 86 до 71 единицы при среднем значении 78,9.
Эти исследования показали, что у бензинов А-72 и А-76 значение фактических октановых чисел ближе к значениям октановых чисел, определенным по исследовательскому методу.
Таким образом, в автомобильных двигателях чувствительность бен зина проявляется в том, что его фактическое октановое число отлича ется от лабораторного. При этом разница в значениях октановых чисел зависит как от чувствительности бензина, так и от специфических свойств данного двигателя и режима его работы.
Замечено, что фактические октановые числа некоторых бензинов резко отличаются от октановых чисел, определенных лабораторными
58
методами на переходных режимах ра |
|
|
|
|
||||||
боты автомобильных |
двигателей. Это |
|
|
|
|
|||||
явление связывают с фракционирова |
|
|
|
|
||||||
нием бензина во впускном трубопро |
|
|
|
|
||||||
воде двигателя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Фракционирование бензина в дви |
|
|
|
|
||||||
гателе |
рассматривалось ранее, |
здесь |
|
|
|
|
||||
остановимся |
лишь на сущности |
явле |
|
|
|
|
||||
ния для того, |
чтобы |
уяснить возник |
|
|
|
|
||||
шие проблемы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В начале разгона |
автомобиля дви |
|
|
|
|
|||||
гатель |
работает |
на |
малых |
оборотах |
|
|
|
|
||
и при полностью |
открытом |
дросселе, |
|
|
|
|
||||
давление во |
впускном трубопроводе |
|
|
|
|
|||||
приближается к атмосферному. Ско |
|
|
|
|
||||||
рость проходящего воздуха довольно |
|
|
|
|
||||||
низкая, |
и бензин распыливается пло |
|
|
|
|
|||||
хо. Только часть подаваемого бензи |
/ — |
онной |
стойкости r Пр н ч и м я у |
|||||||
на И м еет ДОСТаТОЧНО ТОНКИЙ |
распыл И |
каталитического |
риформинга; 2 — |
|||||||
подхватывается |
ПОТОКОМ воздуха, на- |
каталитического крекинга; 3 - термиче- |
||||||||
|
|
|
|
|
•' |
|
ского крекинга; 4 — прямой перегонки |
|||
правляясь в цилиндры двигателя. |
|
впускного трубопровода, |
||||||||
Более крупные капли оседают на стенках |
||||||||||
образуя |
жидкую |
пленку. |
|
|
|
|
|
|
||
Низкокипящие углеводороды бензина частично успевают испариться |
||||||||||
во впускном |
трубопроводе, |
в |
результате |
чего |
смесь, |
попадающая |
в цилиндры двигателя, обогащается низкокипящими углеводородами, а жидкая пленка — высококипящими углеводородами.
При открытии дросселя жидкая пленка по стенкам трубопровода движется со значительно меньшей скоростью, чем воздушный поток и в течение какого-то отрезка времени в цилиндры двигателя попадает смесь, обогощенная низкокипящими углеводородами.
Явление фракционирования бензина во впускном трубопроводе известно давно, но оно до недавнего времени не вызывало существен ных осложнений.
Дело в том что в бензинах прямой перегонки и термического кре кинга низкокипящие фракции имеют более высокую детонационную стойкость, чем высококипящие (рис. 24). В бензинах каталитического крекинга октановые числа фракций более близки между собой, однако и в этих бензинах головные фракции имеют более высокую детона ционную стойкость.
Всвязи с этим пока товарные автомобильные бензины готовили на базе компонентов прямой перегонки и крекинга их фракционирование во впускном трубопроводе существенно не влияло на работу двигате ля на переходных режимах.
Вбензинах каталитического риформинга некоторые фракции име
ют |
низкую детонационную стойкость, |
а основные высокооктано |
вые |
углеводороды концентрируются |
в высококипящих фракциях |
(табл. 14). Поэтому при работе двигателя на таком бензине на переход ных режимах может наблюдаться детонация вследствие того, что в ци-
59