Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бензины прямой перегонки сернистых нефтей с концом кипения 180—200° С содержат 60—80% парафиновых углеводородов и имеют октановые числа в пределах 40—50. Лишь из отдельных «отборных» нефтей можно получить бензины прямой перегонки с октановым чис­ лом около 70. Однако ресурсы таких нефтей весьма ограничены, а их раздельная переработка на заводах сопряжена со значительными труд­ ностями.

Бензины прямой перегонки пока еще остаются основным компонен­ том при изготовлении бензинов типа А-66, используются в небольших количествах при составлении бензинов типа А-72, А-76 и даже АИ-93.

В состав бензинов термического крекинга входит большое количест­ во непредельных углеводородов, детонационная стойкость которых выше, чем нормальных парафинов. Поэтому бензины термического крекинга обычно имеют более высокие октановые числа, чем бензины прямой перегонки из тех же нефтей (табл. 11).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 11

Антидетонационные свойства

бензинов,

полученных

термическими

 

 

 

и каталитическими процессами

Способ получения бензина

и наименование

Октаногое

Октановое

Чувствитель­

число по

число по

сырья

 

исследова­

моторному

ность

 

 

 

тельскому

методу

 

 

 

 

методу

 

 

Термический крекинг мазута из смеси

71,2

64,2

7,0

куйбышевских нефтей

 

82,6

74,9

7,7

Каталитический крекинг легкого дис­

тиллятного сырья из смеси куйбышев­

 

 

 

ских нефтей

полугудрона

75,6

68,5

7,1

Термический крекинг

Катали!ический крекинг

тяжелого дис­

 

 

 

тиллятного сырья:

нефти

83,8

76,2

7,6

из ромашкинской

» туймазинской

»

лигроина

87,0

77,8

9,2

Термический риформинг

76,0

71,0

5,0

Гплрокрекинг

 

 

75,0

71,0

4,0

Каталитический риформинг (платфор­

83,6

77,0

6,7

минг обычного режима)

96,6

86,0

10,6

Каталитический риформинг (платфор­

минг жесткого режима)

 

 

 

 

Октановые числа бензинов термического крекинга находятся в пре­ делах 64—70 в зависимости от качества сырья и температурного ре­ жима крекинга.

Бензины термического крекинга являются основным компонентом при изготовлении бензинов типа А-66 и могут добавляться в неболь­ ших количествах в бензины типа А-72 и А-76. В более высокооктано­ вые бензины компоненты, полученные термическим крекингом, добав­ лять нецелесообразно ввиду их относительно низкой детонационной стойкости.

Бензины термического риформинга имеют более высокие октано­ вые числа, чем бензины термического крекинга (см. табл. 11). Однако

56


вследствие небольшого повышения октанового числа бензинов и ухуд­

шения ряда других

эксплуатационных свойств процесс термическо­

го риформирования

получил ограниченное

применение

и использо­

вался на заводах нашей страны как временная мера для

повышения

детонационной стойкости товарных автомобильных бензинов.

Бензины, полученные путем каталитического крекинга, имеют бо­

лее высокую детонационную стойкость по

сравнению с

бензинами,

полученными термическими процессами. Увеличение детонационной стойкости в этом случае происходит главным образом за счет увеличе­ ния содержания в бензинах ароматических и парафиновых углеводоро­ дов изостроения.

Процесс каталитического риформинга предназначен для повышения детонационной стойкости бензинов прямой перегонки. Наиболее ши­ рокое применение получил риформинг в присутствии платинового ка­ тализатора — платформинг. Платформинг может осуществляться при двух режимах: мягком (обычном) и жестком. При жестком режиме уменьшается выход бензина, увеличивается газообразование, но бен­ зин получается более высокооктановый с содержанием ароматиче­ ских углеводородов до 70% (см. табл. 11).

В качестве компонентов автомобильных бензинов может использо­ ваться не только целиком дистиллят каталитического риформинга, но и его отдельные фракции, остающиеся после извлечения индивидуаль­ ных ароматических углеводородов.

Помимо перечисленных выше «базовых» бензинов для приготов­ ления товарных автомобильных топлив используют ряд других, как правило, высокооктановых компонентов (табл. 12).

Т а б л и ц а 12

 

Антидетонационные свойства высокооктановых

компонентов

 

 

 

автомобильных бензинов

 

 

Октаншюе

Октановое

Чувствитель­

Компонент

число по

число по

исследова­

моторному

ность

 

 

тельскому

методу

 

 

 

методу

 

 

Бутановая фракция

94,0

89,0

5,0

Изобутановая фракция

101,0

97,0

4,0

Изопентановая

»

93,0

90,0

3,0

Пентаамиленовая

»

90,0

87,0

3,0

Газовый бензин

(33—103 °С)

89,0

85,8

3,2

Диизобутилен (изооктилен)

100,0

88,0

12,0

Полимсрбензин

 

100,0

85,0

15,0

Алкилат

 

92,0

90,0

2,0

Алкилбензин (широкая фракция алкила­

90,0—94,0

88,0—92,0

2,0—4,0

та)

 

115,0

103,0

12,0

Толуол

 

Пиробензол

 

102,0

88,0

14,0

Алкилбензол

 

107,0

100,0

7,0

Нзооктан технический

100,0

100,0

0,0

Продукты изомеризации фракции С5—С6

81,0—87,0

79,0—85,0

2,0—4,0

(изомеризат)

57


Одним из наиболее распространенных компонентов товарных бен­ зинов является смесь низкокипящих углеводородов с различными пре­ делами кипения. Широкую фракцию низкокипящих углеводородов называют газовым бензином, более узкие фракции с преобладанием то­ го или иного углеводорода именуют по названию преобладающего углеводорода.

Все приведенные выше данные по октановым числам получены на одноцилиндровых установках и являются лишь ориентировочными при оценке детонационной стойкости товарных автомобильных бензинов. Фактические октановые числа бензинов (ФОЧ) определяют непосред­ ственно на двигателях (табл. 13) в стендовых или дорожных условиях

(ГОСТ 10373—63).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

Фактическая

детонационная

стойкость

автомобильных бензинов

 

при испытаниях на различных двигателях

 

Фактические октановые числа при часто ie

 

 

вращения, коленчатого вала, об/мин

 

1000

1500

2000

2500

3000

3500

Т о в а р н ы й

б е н з и н А-72 (ОЧМ=72;

ОЧИ=75)

 

 

МеМЗ-966

80

79

77

76

75

73

«Москвич-407»

76

74

73

73

72

69

«Москвич-408»

75

72

68

69

70

70

ГАЗ-21

75

74

73

73

72

71

3M3-53

74

73

73

72

71

70

Т о в а р н ы й

б е н з и н А-76 (ОЧМ —76; ОЧИ = 80)

 

 

МеМЗ-966ф

78

78

76

75

76

76

«Москвич-407»

79

80

80

79

77

73

«Москвич-408»

81

78

76

73

73

72

ЗИЛ-130

77

77

77

75

72

70

ЗИЛ-375

77

78

77

76

72

70

ГАЗ-21

78

78

76

74

71

67

3M3-53 •

80

79

77

75

73

70

Фактическое октановое число товарного бензина А-72 (ОЧМ= 72; ОЧИ=75) оказалось равным от80до 68, а в среднем составило 74,1. Для бензина А-76 (ОЧМ=76; ОЧИ=80) фактические октановые числа оказались в пределах от 86 до 71 единицы при среднем значении 78,9.

Эти исследования показали, что у бензинов А-72 и А-76 значение фактических октановых чисел ближе к значениям октановых чисел, определенным по исследовательскому методу.

Таким образом, в автомобильных двигателях чувствительность бен­ зина проявляется в том, что его фактическое октановое число отлича­ ется от лабораторного. При этом разница в значениях октановых чисел зависит как от чувствительности бензина, так и от специфических свойств данного двигателя и режима его работы.

Замечено, что фактические октановые числа некоторых бензинов резко отличаются от октановых чисел, определенных лабораторными

58


методами на переходных режимах ра­

 

 

 

 

боты автомобильных

двигателей. Это

 

 

 

 

явление связывают с фракционирова­

 

 

 

 

нием бензина во впускном трубопро­

 

 

 

 

воде двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фракционирование бензина в дви­

 

 

 

 

гателе

рассматривалось ранее,

здесь

 

 

 

 

остановимся

лишь на сущности

явле­

 

 

 

 

ния для того,

чтобы

уяснить возник­

 

 

 

 

шие проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале разгона

автомобиля дви­

 

 

 

 

гатель

работает

на

малых

оборотах

 

 

 

 

и при полностью

открытом

дросселе,

 

 

 

 

давление во

впускном трубопроводе

 

 

 

 

приближается к атмосферному. Ско­

 

 

 

 

рость проходящего воздуха довольно

 

 

 

 

низкая,

и бензин распыливается пло­

 

 

 

 

хо. Только часть подаваемого бензи­

/

онной

стойкости r Пр н ч и м я у

на И м еет ДОСТаТОЧНО ТОНКИЙ

распыл И

каталитического

риформинга; 2 —

подхватывается

ПОТОКОМ воздуха, на-

каталитического крекинга; 3 - термиче-

 

 

 

 

 

•'

 

ского крекинга; 4 — прямой перегонки

правляясь в цилиндры двигателя.

 

впускного трубопровода,

Более крупные капли оседают на стенках

образуя

жидкую

пленку.

 

 

 

 

 

 

Низкокипящие углеводороды бензина частично успевают испариться

во впускном

трубопроводе,

в

результате

чего

смесь,

попадающая

в цилиндры двигателя, обогащается низкокипящими углеводородами, а жидкая пленка — высококипящими углеводородами.

При открытии дросселя жидкая пленка по стенкам трубопровода движется со значительно меньшей скоростью, чем воздушный поток и в течение какого-то отрезка времени в цилиндры двигателя попадает смесь, обогощенная низкокипящими углеводородами.

Явление фракционирования бензина во впускном трубопроводе известно давно, но оно до недавнего времени не вызывало существен­ ных осложнений.

Дело в том что в бензинах прямой перегонки и термического кре­ кинга низкокипящие фракции имеют более высокую детонационную стойкость, чем высококипящие (рис. 24). В бензинах каталитического крекинга октановые числа фракций более близки между собой, однако и в этих бензинах головные фракции имеют более высокую детона­ ционную стойкость.

Всвязи с этим пока товарные автомобильные бензины готовили на базе компонентов прямой перегонки и крекинга их фракционирование во впускном трубопроводе существенно не влияло на работу двигате­ ля на переходных режимах.

Вбензинах каталитического риформинга некоторые фракции име­

ют

низкую детонационную стойкость,

а основные высокооктано­

вые

углеводороды концентрируются

в высококипящих фракциях

(табл. 14). Поэтому при работе двигателя на таком бензине на переход­ ных режимах может наблюдаться детонация вследствие того, что в ци-

59