Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
Для вспенивания полимеров используют воздух, азот, газы, вы деляющиеся при отверждении пластмасс или при разложении специаль но добавленных газообразователей (порофоров).
Вспененные пластмассы на основе мочевиноформальдегидных смол называют мипорой. Вспенивание этих смол производится воздухом в присутствии добавок, повышающих устойчивость пены. Сушку и от верждение полученной пены проводят при комнатной или несколько повышенной температуре. Мипора представляет собой жесткий пеноматериал белого цвета открытой ячеистой структуры с низкими зна чениями кажущейся плотности (от 12 кг/м3 и ниже), вследствие чего этот материал имеет низкий коэффициент теплопроводности 0,022—- 0,026 ккал/м-г-град.
Мипора выпускается двух марок: М и Н. Мипора М служит тепло изоляционным материалом общего назначения, мипора Н обладает пониженной горючестью и применяется для теплоизоляции кислород ных установок, сосудов для хранения и перевозки жидкого кислорода, холодильных камер и вагонов.
Пенополистирол и пенополихлорвинил получают вспениванием со ответствующих расплавленных термопластов.
Процесс изготовления пенопласта состоит из смешения полисти рола с газообразователем (углекислым аммонием, бикарбонатом нат рия и т. п.) в шаровой мельнице и прессования порошкообразной массы на гидравлических прессах при температуре 140—176° С и давлении
100—150 кгс/сы2.
§ 2. ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Назначение лакокрасочных покрытий—создавать надежную дол госрочную защиту изделия от воздействия окружающей среды и придавать красивый внешний вид готовым изделиям. В процессе эксплуатации автомобилей лакокрасочные покрытия теряют свои качества. Верхний слой покрытия тускнеет, теряет свой первоначаль ный цвет. Появляются царапины, трещины и другие повреждения, требующие восстановления покрытия. Для поддержания хорошего внешнего вида автомобиля необходим постоянный уход, а также час тичная или полная замена лакокрасочного покрытия. Как правило, покрытия делают многослойными, состоящими из грунтовочного слоя, шпаклевок и красочных слоев. В процессе выполнения малярных работ из перечисленных материалов создают единую лакокрасочную компо зицию.
Лакокрасочные материалы делят на основные и вспомогательные. К основным относят грунты, шпаклевки, лаки и краски. К вспомога тельным — жидкости для подготовки поверхности к окраске и для ухода за лакокрасочными покрытиями.
Состав лакокрасочных материалов
Основными связующими компонентами лакокрасочных материалов являются пленкообразователи. Они бывают жидкие, твердые и комби нированные.
257
Наиболее распространенным жидким пленкообразователем яв ляются олифы. Все олифы делят на три группы: натуральные, полу натуральные и синтетические.
Натуральные олифы изготовляют путем обработки некоторых рас тительных масел при температуре 280—300° С и добавления от 0,1 до 2,5% сиккативов.
Температурная обработка масла и введение сиккатива ускоряют отверждение пленок при нанесении краски на поверхность в 5—6 раз по сравнению с сырым маслом.
Уплотненные или полунатуральные олифы — продукт уплотне ния растительных масел, образующийся при продувании воздуха через масло, подогретое до температуры 100—150° С. Олифа, полученная в результате такой обработки, называется оксидированной. Олифу, полученную полимеризацией и уплотнением растительных масел при нагревании в автоклавах до температуры 280—300° С, называют по лимеризированной.
Представителем синтетических олиф является глифталевая олифа, состоящая из смеси глифталевых смол и уплотненных растительных масел. Такая олифа является наиболее полноценным заменителем на туральной олифы.
Твердыми пленкообразователями являются естественные и синте тические смолы. К естественным смолам относят канифоль, шеллак, асфальт и др. Эти смолы применяют в растворе уайт-спирита, сольвен та, ксилола и т. д.
К синтетическим твердым пленкообразователям относят те высоко молекулярные полимерные соединения, которые описаны в первом па раграфе данной главы.
Лаки и эмали
Растворы твердых пленкообразователей в растворителях называют лаками. Лаки широко применяются как в качестве самостоятельного материала, так и в составе различных красок, грунтов и шпаклевок.
Суспензию твердого красящего вещества (пигмента) в лаке называют эмалью или эмалевой краской. В состав эмалей могут также входить пластификаторы, сиккативы и разбавители.
Нитроэмали. Представляют собой растворы нитроцеллюлозы с до бавкой пластификаторов, смол и красящих пигментов.
В качестве растворителей используют смеси бутилацетата, этилацетата, бутилового и этилового спиртов, толуола. Эти смеси в зависи мости от состава маркируют различными номерами (растворители 646, 647, 648 и др.). Способность нитроэмалей быстро высыхать на воздухе и давать после шлифования и полирования ровную, красивую, блестя щую пленку является их основным положительным качеством. Однако нитроэмали обладают рядом существенных недостатков. К ним отно сят: склонность к растрескиванию пленки в процессе эксплуатации автомобилей вследствие недостаточной механической прочности, по ниженную адгезионную способность, легкую воспламеняемость. Кроме
268
того, они требуют трудоемких шлифовальных и полировочных работ при покрытии.
Нитроэмали наносят обязательно на предварительно загрунто ванные поверхности, так как пленки их плохо сцепляются с металлом и без применения грунта они газо- и водопроницаемы.
Нитроэмаль наносят на поверхность при помощи распылителя в че тыре—шесть слоев. Необходимость многослойности нитроэмалевого покрытия вызывается тем, что эмаль в своем составе содержит большое количество летучих растворителей и очень мало сухого пленкооб разующего вещества. Поэтому пленка одного слоя очень тонка (8— 10 мкм).
Глифталевые эмали. В состав этих эмалей входит глифталевая смо ла, содержащая до 50% высыхающих масел, которые повышают меха нические свойства и эластичность покрытия. В качестве растворителей и разбавителей применяют сольвент, ксилол, толуол и их смеси с уайтспиритом. Количество растворителя в эмалях не должно превышать 30%, так как при большем количестве растворителя может произойти выпадение смолы из эмалей.
При комнатной температуре процесс пленкообразования у глифталевых эмалей происходит в течение 30—40 ч. Однако полностью про цесс не заканчивается и такая пленка легко разрушается. Для устра нения этого недостатка применяют сушку в течение 1 ч при температуре
100—110° С.
После высыхания эмалей образуется прочная пленка, обладающая хорошей глянцевой поверхностью и устойчивостью к воздействию ат мосферы.
Меламиноалкидные эмали получают растворением алкидной (глифталевой) и меламиноформальдегидной смолы в органических раство рителях с добавлением различных пигментов.
Меламиноалкидные эмали дают покрытия с высоким устойчивым блеском без применения трудоемкой полировки пленки. Они обладают высокой твердостью водо- и атмосферостойкостью даже в условиях тро пического климата. Покрытия из этих эмалей устойчивы к действию бензина и минерального масла.
В нашей стране производят и применяют эмали на основе фенолоформальдегидных и мочевиноформальдегидных смол, алкидностирольной смолы и других соединений (табл. 80).
Масляные краски представляют собой одну из разновидностей ок расочных материалов. В состав красок входят сухие пигменты и напол нители, перетертые с натуральной или синтетической олифой в краско терочных машинах. На месте потребления густотертые масляные крас ки доводят до малярной вязкости растворителями — олифой, бензином. Для ускорения процесса сушки в них вводят сиккатив. Сушка красок при комнатной температуре «от пыли» — 10, а полное высыхание — до 24—48 ч. Наносят краски на окрашиваемую поверхность вручную кистью. Такой способ окраски и продолжительное время высыхания весьма ограничивают их применение при окраске автомобилей, дорож ных машин и другой техники.
259
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
80 |
|
|
|
|
|
Применение |
эмалей и лаков |
|||
|
Объект окрашивания |
Наименование применяемых эмалей и лаков |
||||||
Кабина, |
оперение |
и капот грузового |
Нитроэмали, |
507, 508, 907, 230, 908. |
||||
автомобиля |
|
|
Нитроглифталевые эмали 517, 518, |
519 |
||||
|
|
|
|
и др. Нитропентафталевая эмаль |
||||
|
|
|
|
НПФ-10. Нитроэпоксидные эмали |
||||
|
|
|
|
ЭП-191. Эмали глифталевые эмульси |
||||
Кузов, |
оперение |
и капот легкового |
|
онные. Эмаль МЧ-139, ХВ-113 |
|
|||
Нитроэмаль 511, НЦ-11. |
Эмали глифта |
|||||||
автомобиля |
|
|
левые. Меламино-алкидная эмаль |
|||||
Внутренние и наружные поверхности |
|
МЛ-12 |
НЦ-25. Пентафталевые эма |
|||||
Нитроэмаль |
||||||||
автобуса |
|
|
ли ПФ-115 |
660. Эмаль |
124, 1433, |
|||
Шасси, |
рама и трансмиссия автомо |
Нитроэмаль |
||||||
биля |
|
|
|
НЦ-262, МС-17, БТ-539. Мочевино- |
||||
|
|
|
|
алкидная эмаль МЧ-123, МЧ-139. |
||||
Двигатель |
|
|
Лаки БТ-577 и 123 |
|
|
|
||
|
Нитроглифталевая эмаль НЦ-273 |
|
||||||
|
|
|
|
|
Грунты и |
шпаклевки |
||
Нанесение первого слоя лакокрасочного покрытия на окрашивае |
||||||||
мую поверхность металла, дерева |
и т. д. называют |
грунтованием. |
||||||
Грунты должны обладать хорошей |
адгезией. |
Под адгезией понимают |
прочность сцепления наносимого вещества с металлом и следующим слоем покрытия. Для улучшения адгезионных свойств в состав грунтов добавляют поверхностно-активные вещества. Кроме того, прочность сцепления лакокрасочного покрытия зависит от хорошего смачивания поверхности и сплошности самого покрытия. Для достижения хорошей смачиваемости поверхности необходимо при нанесении первых слоев покрытия снижать вязкость лакокрасочного материала, а для проч ности покрытия добиваться полного отверждения грунта перед нане сением последующих слоев.
Грунт представляет собой суспензию пигментов и наполнителей в лаках. В состав грунтов входит связующее — это масляные лаки, олифы или лаки, приготовленные на синтетических смолах (глифталевый, пентофталевый, нитролаки).
В качестве пигментов применяют: железный сурик, цинковые и свин цовые белила, охру жженую и др. Наполнителями служат тальк, мел и пр. Пигменты и наполнители грунтов должны быть мелкодисперсны ми для того, чтобы проникать во все мелкие поры поверхности. Для придания грунтам молярной вязкости в них вводят растворители. Каж дому типу грунтов соответствует свой растворитель. Например, фенолоформальдегидный грунт разбавляют ксилолом или сольвентом камен ноугольным, а глифталевый — уайт-спиритом. Для ускорения сушки грунта применяют добавки, называемые сиккативами. Сиккативы пред ставляют собой свинцовые, марганцевые и другие мыла жирных или нафтеновых кислот.
260
Они ускоряют окислительную полимеризацию связующего материа ла. Основным видом грунта для большинства автомобилей является грунт ГФ-020.
Для выравнивания наружной поверхности покрытия, заделки ри сок и царапин применяют шпаклевки. В состав шпаклевки входят те же пигменты и наполнители, что и для красок, но в значительно боль ших количествах. В качестве связующего применяют нитролаковые, алкидностирольные и эпоксидные смолы. Шпаклевка представляет со бой густую пасту, не обладающую эластичными свойствами. Поэтому во избежание ее растрескивания общая толщина всех шпаклевочных слоев не должна превышать 2 мм. Для автомобилей применяют шпа клевки ПФ-002, КФ-00-3, МС-00-6, НЦ-00-7 и др.
Основные свойства лакокрасочных материалов
Вязкость лакокрасочного материала имеет определяющее значение при нанесении его на поверхность как ручным, так и механическим спо собом. Определение условной вязкости лакокрасочных материалов предусматривается ГОСТ 8420—57. Условной вязкостью лакокрасоч ных материалов называют время истечения в секундах 100 мл жидкости через калиброванное сопло вискозиметра ВЗ-5 при температуре 20° С.
Вязкость лакокрасочных материалов изменяют в пределах 12—50 с в зависимости от метода нанесения покрытия.
Твердость пленки определяется по ГОСТ 5233—67 как отношение времен затухания колебаний идентичных маятников, установленных на окрашенной поверхности стеклянной пластинки и на чистой стеклян ной поверхности. Чем больше этот показатель, тем тверже покрытие.
Прочность на удар красочной пленки определяется по ГОСТ 4765— 59 на лабораторном копре, у которого масса бойка маятника равна 1 кг, а высота его отклонения — 1 м. Между направляющими копра закреп ляют жесткую пластину, покрытую лакокрасочным материалом. Мак симальная высота отклонения груза, не вызывающая разрушения по крытия при ударе по нему бойком, характеризует прочность пленки на удар.
Эластичность красочной пленки испытывают по ГОСТ 6806—53 путем изгибания металлических ленточек с нанесенным покрытием вокруг стержней различного диаметра. Эластичность покрытия выра жают минимальной величиной диаметра стержня (мм), при изгибании вокруг которого покрытие еще не разрушается.
Розлив — это способность лакокрасочных материалов, наносимых на поверхность, утрачивать под влиянием поверхностного натяжения штрихи, образовавшиеся от кисти, или ряби при нанесении слоя краскораспылителем. Метод определения розлива заключается в оп ределении времени, в течение которого исчезают неровности с окраши ваемой поверхности.
Укрывистость — способность лакокрасочного материала при на несении его возможно тонким равномерным слоем делать невидимым цвет закрашиваемой поверхности другой расцветки. Ее оценивают по ГОСТ 8784—58. Укрывистость выражают в граммах на квадратный метр (г/м2), чем лучше укрывистость, тем меньше расход материала.
261