Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для вспенивания полимеров используют воздух, азот, газы, вы­ деляющиеся при отверждении пластмасс или при разложении специаль­ но добавленных газообразователей (порофоров).

Вспененные пластмассы на основе мочевиноформальдегидных смол называют мипорой. Вспенивание этих смол производится воздухом в присутствии добавок, повышающих устойчивость пены. Сушку и от­ верждение полученной пены проводят при комнатной или несколько повышенной температуре. Мипора представляет собой жесткий пеноматериал белого цвета открытой ячеистой структуры с низкими зна­ чениями кажущейся плотности (от 12 кг/м3 и ниже), вследствие чего этот материал имеет низкий коэффициент теплопроводности 0,022—- 0,026 ккал/м-г-град.

Мипора выпускается двух марок: М и Н. Мипора М служит тепло­ изоляционным материалом общего назначения, мипора Н обладает пониженной горючестью и применяется для теплоизоляции кислород­ ных установок, сосудов для хранения и перевозки жидкого кислорода, холодильных камер и вагонов.

Пенополистирол и пенополихлорвинил получают вспениванием со­ ответствующих расплавленных термопластов.

Процесс изготовления пенопласта состоит из смешения полисти­ рола с газообразователем (углекислым аммонием, бикарбонатом нат­ рия и т. п.) в шаровой мельнице и прессования порошкообразной массы на гидравлических прессах при температуре 140—176° С и давлении

100—150 кгс/сы2.

§ 2. ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Назначение лакокрасочных покрытий—создавать надежную дол­ госрочную защиту изделия от воздействия окружающей среды и придавать красивый внешний вид готовым изделиям. В процессе эксплуатации автомобилей лакокрасочные покрытия теряют свои качества. Верхний слой покрытия тускнеет, теряет свой первоначаль­ ный цвет. Появляются царапины, трещины и другие повреждения, требующие восстановления покрытия. Для поддержания хорошего внешнего вида автомобиля необходим постоянный уход, а также час­ тичная или полная замена лакокрасочного покрытия. Как правило, покрытия делают многослойными, состоящими из грунтовочного слоя, шпаклевок и красочных слоев. В процессе выполнения малярных работ из перечисленных материалов создают единую лакокрасочную компо­ зицию.

Лакокрасочные материалы делят на основные и вспомогательные. К основным относят грунты, шпаклевки, лаки и краски. К вспомога­ тельным — жидкости для подготовки поверхности к окраске и для ухода за лакокрасочными покрытиями.

Состав лакокрасочных материалов

Основными связующими компонентами лакокрасочных материалов являются пленкообразователи. Они бывают жидкие, твердые и комби­ нированные.

257


Наиболее распространенным жидким пленкообразователем яв­ ляются олифы. Все олифы делят на три группы: натуральные, полу­ натуральные и синтетические.

Натуральные олифы изготовляют путем обработки некоторых рас­ тительных масел при температуре 280—300° С и добавления от 0,1 до 2,5% сиккативов.

Температурная обработка масла и введение сиккатива ускоряют отверждение пленок при нанесении краски на поверхность в 5—6 раз по сравнению с сырым маслом.

Уплотненные или полунатуральные олифы — продукт уплотне­ ния растительных масел, образующийся при продувании воздуха через масло, подогретое до температуры 100—150° С. Олифа, полученная в результате такой обработки, называется оксидированной. Олифу, полученную полимеризацией и уплотнением растительных масел при нагревании в автоклавах до температуры 280—300° С, называют по­ лимеризированной.

Представителем синтетических олиф является глифталевая олифа, состоящая из смеси глифталевых смол и уплотненных растительных масел. Такая олифа является наиболее полноценным заменителем на­ туральной олифы.

Твердыми пленкообразователями являются естественные и синте­ тические смолы. К естественным смолам относят канифоль, шеллак, асфальт и др. Эти смолы применяют в растворе уайт-спирита, сольвен­ та, ксилола и т. д.

К синтетическим твердым пленкообразователям относят те высоко­ молекулярные полимерные соединения, которые описаны в первом па­ раграфе данной главы.

Лаки и эмали

Растворы твердых пленкообразователей в растворителях называют лаками. Лаки широко применяются как в качестве самостоятельного материала, так и в составе различных красок, грунтов и шпаклевок.

Суспензию твердого красящего вещества (пигмента) в лаке называют эмалью или эмалевой краской. В состав эмалей могут также входить пластификаторы, сиккативы и разбавители.

Нитроэмали. Представляют собой растворы нитроцеллюлозы с до­ бавкой пластификаторов, смол и красящих пигментов.

В качестве растворителей используют смеси бутилацетата, этилацетата, бутилового и этилового спиртов, толуола. Эти смеси в зависи­ мости от состава маркируют различными номерами (растворители 646, 647, 648 и др.). Способность нитроэмалей быстро высыхать на воздухе и давать после шлифования и полирования ровную, красивую, блестя­ щую пленку является их основным положительным качеством. Однако нитроэмали обладают рядом существенных недостатков. К ним отно­ сят: склонность к растрескиванию пленки в процессе эксплуатации автомобилей вследствие недостаточной механической прочности, по­ ниженную адгезионную способность, легкую воспламеняемость. Кроме

268


того, они требуют трудоемких шлифовальных и полировочных работ при покрытии.

Нитроэмали наносят обязательно на предварительно загрунто­ ванные поверхности, так как пленки их плохо сцепляются с металлом и без применения грунта они газо- и водопроницаемы.

Нитроэмаль наносят на поверхность при помощи распылителя в че­ тыре—шесть слоев. Необходимость многослойности нитроэмалевого покрытия вызывается тем, что эмаль в своем составе содержит большое количество летучих растворителей и очень мало сухого пленкооб­ разующего вещества. Поэтому пленка одного слоя очень тонка (8— 10 мкм).

Глифталевые эмали. В состав этих эмалей входит глифталевая смо­ ла, содержащая до 50% высыхающих масел, которые повышают меха­ нические свойства и эластичность покрытия. В качестве растворителей и разбавителей применяют сольвент, ксилол, толуол и их смеси с уайтспиритом. Количество растворителя в эмалях не должно превышать 30%, так как при большем количестве растворителя может произойти выпадение смолы из эмалей.

При комнатной температуре процесс пленкообразования у глифталевых эмалей происходит в течение 30—40 ч. Однако полностью про­ цесс не заканчивается и такая пленка легко разрушается. Для устра­ нения этого недостатка применяют сушку в течение 1 ч при температуре

100—110° С.

После высыхания эмалей образуется прочная пленка, обладающая хорошей глянцевой поверхностью и устойчивостью к воздействию ат­ мосферы.

Меламиноалкидные эмали получают растворением алкидной (глифталевой) и меламиноформальдегидной смолы в органических раство­ рителях с добавлением различных пигментов.

Меламиноалкидные эмали дают покрытия с высоким устойчивым блеском без применения трудоемкой полировки пленки. Они обладают высокой твердостью водо- и атмосферостойкостью даже в условиях тро­ пического климата. Покрытия из этих эмалей устойчивы к действию бензина и минерального масла.

В нашей стране производят и применяют эмали на основе фенолоформальдегидных и мочевиноформальдегидных смол, алкидностирольной смолы и других соединений (табл. 80).

Масляные краски представляют собой одну из разновидностей ок­ расочных материалов. В состав красок входят сухие пигменты и напол­ нители, перетертые с натуральной или синтетической олифой в краско­ терочных машинах. На месте потребления густотертые масляные крас­ ки доводят до малярной вязкости растворителями — олифой, бензином. Для ускорения процесса сушки в них вводят сиккатив. Сушка красок при комнатной температуре «от пыли» — 10, а полное высыхание — до 24—48 ч. Наносят краски на окрашиваемую поверхность вручную кистью. Такой способ окраски и продолжительное время высыхания весьма ограничивают их применение при окраске автомобилей, дорож­ ных машин и другой техники.

259


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

80

 

 

 

 

Применение

эмалей и лаков

 

Объект окрашивания

Наименование применяемых эмалей и лаков

Кабина,

оперение

и капот грузового

Нитроэмали,

507, 508, 907, 230, 908.

автомобиля

 

 

Нитроглифталевые эмали 517, 518,

519

 

 

 

 

и др. Нитропентафталевая эмаль

 

 

 

 

НПФ-10. Нитроэпоксидные эмали

 

 

 

 

ЭП-191. Эмали глифталевые эмульси­

Кузов,

оперение

и капот легкового

 

онные. Эмаль МЧ-139, ХВ-113

 

Нитроэмаль 511, НЦ-11.

Эмали глифта­

автомобиля

 

 

левые. Меламино-алкидная эмаль

Внутренние и наружные поверхности

 

МЛ-12

НЦ-25. Пентафталевые эма­

Нитроэмаль

автобуса

 

 

ли ПФ-115

660. Эмаль

124, 1433,

Шасси,

рама и трансмиссия автомо­

Нитроэмаль

биля

 

 

 

НЦ-262, МС-17, БТ-539. Мочевино-

 

 

 

 

алкидная эмаль МЧ-123, МЧ-139.

Двигатель

 

 

Лаки БТ-577 и 123

 

 

 

 

Нитроглифталевая эмаль НЦ-273

 

 

 

 

 

 

Грунты и

шпаклевки

Нанесение первого слоя лакокрасочного покрытия на окрашивае­

мую поверхность металла, дерева

и т. д. называют

грунтованием.

Грунты должны обладать хорошей

адгезией.

Под адгезией понимают

прочность сцепления наносимого вещества с металлом и следующим слоем покрытия. Для улучшения адгезионных свойств в состав грунтов добавляют поверхностно-активные вещества. Кроме того, прочность сцепления лакокрасочного покрытия зависит от хорошего смачивания поверхности и сплошности самого покрытия. Для достижения хорошей смачиваемости поверхности необходимо при нанесении первых слоев покрытия снижать вязкость лакокрасочного материала, а для проч­ ности покрытия добиваться полного отверждения грунта перед нане­ сением последующих слоев.

Грунт представляет собой суспензию пигментов и наполнителей в лаках. В состав грунтов входит связующее — это масляные лаки, олифы или лаки, приготовленные на синтетических смолах (глифталевый, пентофталевый, нитролаки).

В качестве пигментов применяют: железный сурик, цинковые и свин­ цовые белила, охру жженую и др. Наполнителями служат тальк, мел и пр. Пигменты и наполнители грунтов должны быть мелкодисперсны­ ми для того, чтобы проникать во все мелкие поры поверхности. Для придания грунтам молярной вязкости в них вводят растворители. Каж­ дому типу грунтов соответствует свой растворитель. Например, фенолоформальдегидный грунт разбавляют ксилолом или сольвентом камен­ ноугольным, а глифталевый — уайт-спиритом. Для ускорения сушки грунта применяют добавки, называемые сиккативами. Сиккативы пред­ ставляют собой свинцовые, марганцевые и другие мыла жирных или нафтеновых кислот.

260


Они ускоряют окислительную полимеризацию связующего материа­ ла. Основным видом грунта для большинства автомобилей является грунт ГФ-020.

Для выравнивания наружной поверхности покрытия, заделки ри­ сок и царапин применяют шпаклевки. В состав шпаклевки входят те же пигменты и наполнители, что и для красок, но в значительно боль­ ших количествах. В качестве связующего применяют нитролаковые, алкидностирольные и эпоксидные смолы. Шпаклевка представляет со­ бой густую пасту, не обладающую эластичными свойствами. Поэтому во избежание ее растрескивания общая толщина всех шпаклевочных слоев не должна превышать 2 мм. Для автомобилей применяют шпа­ клевки ПФ-002, КФ-00-3, МС-00-6, НЦ-00-7 и др.

Основные свойства лакокрасочных материалов

Вязкость лакокрасочного материала имеет определяющее значение при нанесении его на поверхность как ручным, так и механическим спо­ собом. Определение условной вязкости лакокрасочных материалов предусматривается ГОСТ 8420—57. Условной вязкостью лакокрасоч­ ных материалов называют время истечения в секундах 100 мл жидкости через калиброванное сопло вискозиметра ВЗ-5 при температуре 20° С.

Вязкость лакокрасочных материалов изменяют в пределах 12—50 с в зависимости от метода нанесения покрытия.

Твердость пленки определяется по ГОСТ 5233—67 как отношение времен затухания колебаний идентичных маятников, установленных на окрашенной поверхности стеклянной пластинки и на чистой стеклян­ ной поверхности. Чем больше этот показатель, тем тверже покрытие.

Прочность на удар красочной пленки определяется по ГОСТ 4765— 59 на лабораторном копре, у которого масса бойка маятника равна 1 кг, а высота его отклонения — 1 м. Между направляющими копра закреп­ ляют жесткую пластину, покрытую лакокрасочным материалом. Мак­ симальная высота отклонения груза, не вызывающая разрушения по­ крытия при ударе по нему бойком, характеризует прочность пленки на удар.

Эластичность красочной пленки испытывают по ГОСТ 6806—53 путем изгибания металлических ленточек с нанесенным покрытием вокруг стержней различного диаметра. Эластичность покрытия выра­ жают минимальной величиной диаметра стержня (мм), при изгибании вокруг которого покрытие еще не разрушается.

Розлив — это способность лакокрасочных материалов, наносимых на поверхность, утрачивать под влиянием поверхностного натяжения штрихи, образовавшиеся от кисти, или ряби при нанесении слоя краскораспылителем. Метод определения розлива заключается в оп­ ределении времени, в течение которого исчезают неровности с окраши­ ваемой поверхности.

Укрывистость — способность лакокрасочного материала при на­ несении его возможно тонким равномерным слоем делать невидимым цвет закрашиваемой поверхности другой расцветки. Ее оценивают по ГОСТ 8784—58. Укрывистость выражают в граммах на квадратный метр (г/м2), чем лучше укрывистость, тем меньше расход материала.

261