Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Время высыхания подразделяют на «высыхание от пыли» и полное высыхание. Время «высыхания от пыли» представляет собой время, необходимое для образования тончайшей пленки по всей окрашенной поверхности. Наступление этого момента определяют возможностью сдувания ваты с окрашенной поверхности. Полное высыхание насту­ пает тогда, когда материал полностью отвердеет, о чем свидетельствует отсутствие отпечатков на поверхности при приложении давления в 0,2 кгс/см2.

Кроме перечисленных свойств, покрытия должны обладать доста­ точной светостойкостью (способность сохранять свой цвет под дейст­ вием освещения) и атмосферостойкостью (способность противостоять

действию влаги и колебаниям температуры).

 

81.

Основные свойства некоторых эмалей приведены в табл.

 

 

 

Т а б л и ц а 81

 

Характеристика

меламиноалкидных и мочевинных эмалей

Показатель

Меламиноал-

Мел аминоалкид-

Мочевиноал-

Мочевиноал-

кидная эмаль

ная эмаль ИЛ-729

кидная эмаль

ккдпая эмаль

 

МЛ-12

 

МЧ-139

МЧ-123

Цвет:

Рабочая вязкость по ВЗ-4, Ст:

для распиливания » окунания и обливания

Разбавитель (растворитель), его количество, % веса

Укрывистость, г/м2, не более

Прочность при:

изгибе, мм, не более ударе, кг-см, не ме-

нее Твердость, не менее Требуемый грунт

Режим сушки: температура, °Cj

первый слой второй »

продолжительность, мин: первый слой второй »

Назначение

Разный

Коричневый

Разный

Черный

30—34

20—22

28—36

25—30

16—18

20—25

20—25

№ 651, соль-

Разбавитель

Сольвент,

Сольвент,

вент смесь

РКБ-1,

смесь

ксилол,

ксилол,

ксилола и

ксилола

и бу-

№ 651;

№ 651;

уайт-спири­ тилового спирта

12-15%

12—15%

та (1:1);

(1:1); 10-20%

 

 

10—20%

45

40

35

35—100

3

 

3

3

1

40

40

40

40

0,4—0,5

0,45

0,5

ГФ-020,

МЛ-029

ГФ-018-2,

ГФ-020,

ФЛ-ОЗк

 

 

ФГ-013,

БТ-180

 

 

 

ФЛ-ОЗк

 

8—20

18—20

| 140

100—120

120-130

130—140

140—150

 

5—7

0,5

 

1,0

1,0

 

Окрашива-

Окрашивание

ние кузовов,

в один слой

оперения,

внутренних

по-

капотов лег-

верхностей

та-

новых авто-

ры для нефте-

мобилен и

продуктов

 

автобусов

 

 

J 0,5—1,0

0,5

0,25

Окрашива-

Окрашива-

ние кабин,

ние рам,

оперения,кашасси и друпотов грузогих частей вых автомогрузовых

билей автомобилей

262



Вспомогательные материалы

Смывки предназначаются для удаления старых лакокрасочных покрытий. Они растворяют обратимые пленки и вызывают набухание необратимых.

Смывки и растворители, удаляющие старую краску с кузова авто­ мобиля, могут снимать нанесенное покрытие до грунтовочно-шпак­ левочных слоев.

Смывка обыкновенная — смесь органических растворителей: аце­ тона — 47, этилового спирта — 6, бензола — 8, этилацетата — 19, скипидара — 7, нафталина — 10,8 и парафина — 2,2%. Для разру­ шения нитроэмалевого покрытия требуется 10—20 мин, для других эмалей — 2—3 ч. Перед употреблением смывку подогревают в водя­ ной бане до температуры 30—40° С, так как на холоде происходит вы­ падение парафина.

Смывка АФТ-1 состоит из колоксилина — 5, парафина — 0,5, аце­ тона — 19, формальдегида — 47,5, толуола — 28%. Эта смывка более эффективна, ее действие наступает через 20 мин.

Составы для удаления ржавчины. Перед нанесением грунта на металлическую поверхность необходимо удалить ржавчину и окалину. Состав № 1120 содержит: ортофосфорной кислоты — 74, этилового — 20, бутилового спирта — 5 и гидрохинона 1% как антиокислительные добавки.

Ортофосфорная кислота растворяет ржавчину и образует на по­ верхности фосфорную пленку. Моющий состав можно наносить кистью

или краскораспылителем. Налет

ржавчины растворяется в течение

2 мин, после чего состав смывают

водой, сушат и обрабатывают нейт­

рализующим составом № 107 — водным раствором этилового спирта с аммиаком.

Все более широкое распространение получают так называемые преобразователи ржавчины. Они предназначены для подготовки прокорродировавших поверхностей коррозии. Действие их основано на превращении гидроокисей и окислов железа в безвредный или даже за­ щитный слой нерастворимых комплексных соединений железа.

Преобразователи ржавчины применяют как самостоятельно, так

ив составе грунтов. Такие грунты-преобразователи обеспечивают од­ новременно удаление продуктов коррозии и грунтование поверхности.

Промышленность вырабатывает преобразователи ржавчины П-1Т

иП-2, в состав которых входят танин, фосфорная кислота и другие добавки.

Весьма эффективен грунт-преобразователь В-1ГП, в состав кото­ рого входят поливинилацетатная эмульсия, фосфорная кислота, жел­ тая кровяная соль и другие добавки.

Следует отметить, что преобразователи ржавчины не удаляют с по­ верхности металла старые лакокрасочные покрытия.

Составы для обезжиривания. Для обезжиривания поверхности при­ меняют органические растворители: уайт-спирит, бензин-растворитель (БР-1) и щелочные препараты, которые омыляют жиры, растворимые

вводе. Жировые пленки лучше снимать составами, в которых нахо­

263


дятся поверхностно-активные вещества. Например, применяют сле­ дующий состав, г/л:

Каустик

(едкий

натр) . .

...............................................0,8—1,5

Сода кальцинированная

................................................... 6—12

Тринатринфосфат

:

:

..........................................15—25

Жидкое

стекло

:

: .............................................................

0,8—1,5

В некоторые составы для улучшения действия смывки вводят эмуль­ гатор ОП-7 или жидкое мыло. Признаком удаления жира с поверх­ ности является хорошая ее смачиваемость водой. Вода не должна со­ бираться на ней каплями.

Полирующие составы. Для восстановления блеска покрытия реко­ мендуют периодически применять полирующие составы: полировочную воду № 1, воскополировочную пасту № 2, жидкий восковой состав № 3, полировочную пасту № 290, 617 и др.

Полирующие составы или пасты состоят из смеси тонких абразивов, масел, воска, хозяйственного мыла, воды и растворителя.

Абразивные составляющие пасты служат в качестве шлифующего и полирующего, а воск в качестве заполняющего поры покрытия и сгла­ живающего микроскопические неровности материалов. Растворители, содержащиеся в небольшом количестве в полирующих составах, уда­ ляют остатки жировых пятен и других загрязнений.

Перечисленными полирующими составами можно полировать по­ верхности, окрашенные нитро- и другими синтетическими эмалями. Полирующие составы наносят на хорошо промытую водой и тщательно^ протертую поверхность. Полировкой лакокрасочной пленки достигают не только хорошего глянца покрытия, но и частичного восстановления цвета, удаления омеления поверхности и царапин.

Полировочная вода № 1представляет собой смесь абразивной пасты (инфузорной земли) и воды с эмульсией. Эмульсия содержит касторо­ вое или вазелиновое масло. Полировочную воду применяют для ухода за лакокрасочным покрытием, находящимся в хорошем состоянии, для снятия незначительных загрязнений, не поддающихся удалению водой.

Восковая полировочная паста № 2 состоит из воска, парафина, ке­ росина или скипидара и уайт-спирита. При отверждении пасты реко­ мендуется разбавлять ее уайт-спиритом или скипидаром в количестве 10—12% от веса пасты. Для этого банку с пастой подогревают в горя­ чей воде и в размягченную пасту добавляют растворитель. Затем пасту хорошо размешивают. Полировочную пасту № 2 применяют как про­ филактический состав для сохранения лакокрасочного покрытия. Паста, нанесенная на лакокрасочное покрытие, образует защитный слой, предохраняющий от атмосферных воздействий.

Жидкий восковой полирующий состав № 3 представляет собой смесь окиси алюминия и восковой эмульсии. Состав № 3 следует при­ менять 1 раз в два-три месяца, когда на покрытии наблюдается потеря блеска. Состав № 3 наносят тонким слоем тампоном из фланели и расти­ рают круговыми движениями на небольших участках. После высыха­ ния (6 мин) поверхность протирают сухой чистой фланелью до зер­ кального блеска. Поверхность, отполированную составом № 3, реко­ мендуется дополнительно полировать восковой пастой № 2.

264


Полировочная паста № 290 состоит из мелкодисперсной окиси алюминия, вазелинового и касторового масла, хозяйственного мыла и воды. Паста применяется, когда лакокрасочное покрытие становится матовым.

Консервационные материалы. При консервации автомобилей сле­ дует применять защитные составы: смывающийся пигментированный состав Г1С-7, смывающийся непигментнрованный состав на основе ва­ зелина и церезина, пленочный состав ПС-40 желтого цвета, состав Л-1 коричневого цвета (предназначен для защиты хромированных дета­ лей), пленочные составы «Масплин» и др.

Состав ПС-7 состоит из раствора лакового полимера бутилметакрилата в уайт-спирите с добавкой желтого железоокисного пигмента. Состав на поверхность наносят распылителем тонким слоем.

Рабочая вязкость состава по вискозиметру ВЗ-4 при температу­ ре 18—20° С — 14—17 Ст. Состав ПС-7 разбавляют уайт-спиритом или смесью спирта и бензола в соотношении 1:1. Состав высыхает за 20— 30 мин. Пленка нанесенного состава имеет высокую твердость и слу­ жит хорошей защитой лакокрасочного покрытия от атмосферных воз­ действий, загрязнений и легких механических повреждений. При кон­ сервации пленка ПС-7 полностью сохраняется более шести лет.

Защитный состав на основе вазелина и церезина состоит из следу­ ющих компонентов: вазелин—20, церезин — 8,5, уайт-спирит— 71,5%. Состав наносят распылением. Вязкость состава по вискозиметру ВЗ-4 при температуре 18—20°С— 16—19Ст. Высыхает состав за 20—30 мин при комнатной температуре, пленка его мягкая, но при нагревании до 70° С не стекает даже с вертикальной поверхности. Этот состав при­ меняют для защиты нитроцеллюлозных и меламиноалкидных покры­ тий, а также хромированных деталей. Пленочный защитный состав ПС-40 состоит из раствора хлорвиниловой смолы, желтого железо­ окисного пигмента с добавкой касторового масла. В качестве раствори­ теля применяют ксилол. Рабочая вязкость состава по вискозиметру ВЗ-4 при температуре 18—20° С—65—70 Ст. Состав наносят в три слоя

вхолодном состоянии, а при подогреве в два слоя. Толщина пленки должна быть 100—120 мкм. Сушка каждого слоя 1 ч при температуре 15—23° С. Защитная пленка ПС-40 легко снимается с поверхности ку­ зова автомобиля путем ее подрезания. Она сохраняет свои свойства

втечение одного года. Консервирующий состав Л-1 применяют для защиты хромированных деталей. Состав можно приготовить из стро­ ительного битума IV или V и 80% авиационного бензина Б-70. Нано­ сят состав тампоном в одном направлении.

Противокоррозионные составы применяют для предохранения от коррозии и механического воздействия песка мелких камней днища кузова и внутренней поверхности крыльев. Противокоррозионный состав 4010 представляет бензиновый раствор натурального каучука, регенерированной резины, канифоли, сажи и каолина.

Все более широкое применение находят пленочные защитные по­ крытия Масплин-1 и Масплин-2. В состав этих покрытий входит суль­ фонат кальция и в качестве пленкообразователя — алкидностирольная смола АСБ.

265