Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
Рис. |
10. Зависимость давления насыщенных паров бензинов рн |
от |
температуры |
|||
|
|
в обычных |
(а) и |
полулогарифмических |
(б) |
координатах: |
/ — Л-76 южный; |
2 — АИ-93 леший; |
3 — А-76 летний; 4 — А-76 зимний; 5 — А-76 северный |
||||
ние, |
что при всех возможных режимах испарение бензина |
в двигателе |
||||
происходит в среду, далекую от насыщения. |
|
|
||||
Характер зависимости давления насыщенных паров от температуры |
||||||
для |
некоторых |
отечественных |
товарных автомобильных бензинов |
|||
представлен на |
рис. 10. |
|
|
|
|
Скорость испарения топлива зависит от коэффициента диффузии паров топлива в окружающую среду. В результате диффузии конценцентрация испарившихся молекул над поверхностью топлива пони жается и испаряются новые молекулы топлива. Чем больше скорость диффузии паров топлива, тем быстрее оно испаряется.
Коэффициент диффузии представляет собой физическую констан ту, характеризующую количество паров данного топлива в граммах, диффундирующее в единицу времени через 1 см2 поверхности при гра диенте давления паров 1 мм рт. ст. на 1 см. Коэффициент диффузии паров товарных автомобильных бензинов в воздух при дав лении 760 мм рт. ст. и температуре 20° С равен 0,09 г/см2-с.
В соответствии с законом Дальтона скорость испарения жидкости прямо пропорциональна величине поверхности испарения. В случае испарения бензина во впускной системе двигателя поверхность испа рения зависит от тонкости распыла. Тонкость распыла зависит как от условий распыла (величины и формы отверстия распылителя и скорос ти воздуха в диффузоре), так и от свойств топлива и , в первую очередь, от величины его поверхностного натяжения.
Приближенно принято считать, что при истечении бензина из распылителя постоянного сечения средний радиус капель прямо про порционален поверхностному натяжению бензина.
Поверхностное натяжение характеризует состояние поверхности жидкости, оно численно выражается той работой, которую необходимо совершить для образования единицы поверхности. Эта работа затрачи
27
вается на преодоление сил притяжения между молекулами при выхо де их в поверхностный слой. Поверхностное натяжение автомобиль ных бензинов равно 20—24 эрг/см2.
Выше говорилось о поверхностном натяжении углеводородов и топлив на границе раздела с воздухом. На границе с другими среда ми поверхностное натяжение может значительно отличаться. В част ности, поверхностное натяжение бензинов на границе с водой составля ет 47—50 эрг/см2.
Существенное влияние на процесс испарения топлив различного происхождения имеет их скрытая теплота испарения (теплота парооб разования). Основное количество тепла, необходимое для испарения топлива в двигателе, отнимается от воздуха, в котором происходит ис парение, и от самого топлива. Поэтому скрытая теплота испарения топ лива, наряду с его теплоемкостью, определяет снижение температуры
при испарении топлив во впускном трубопроводе (табл. |
1). |
||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1 |
|
|
Влияние физико-химических сзойств топлив на снижение |
|||
|
|
температуры |
во впускном трубопроводе ( а = ! ) |
||
|
|
|
|
|
Понижение тем |
|
Топливо |
Теплота |
испа Теплоемкость, |
пературы смеси |
|
|
рения, ккал/кг |
ккал/кг» град |
при полном испа |
||
|
|
рении топлива, |
|||
|
|
|
|
|
°С |
Изопентан |
|
82,0 |
0,52 |
19,5 |
|
Гептан нормальный |
75,8 |
0,52 |
18,3 |
||
Изооктан |
|
65,1 |
0,47 |
16,0 |
|
Бензол |
|
94,2 |
0,40 |
26,4 |
|
Изопропилбензол |
75,5 |
0,41 |
20,3 |
||
Метиловый спирт |
263.4 |
0,58 |
123,1 |
||
Этиловый |
» |
219,5 |
0,57 |
80,4 |
|
Диэтилопый эфир |
86,2 |
0,54 |
26,3 |
||
Бензин: |
|
|
|
|
|
А-66 |
|
09.0 |
0,49 |
16.8 |
|
Б-70 |
|
75,0 |
0,50 |
18,4 |
|
А-76 |
|
71,0 |
0,48 |
17.7 |
|
АИ-93 |
|
73,0 |
0,47 |
18,6 |
|
Керосин |
|
52.0 |
0,46 |
13,3 |
Среди соединений, нашедших применение в качестве компонентов автомобильных топлив, наиболее высокую теплоту парообразования имеют спирты. Понижение температуры во впускном трубопроводе за счет более высокого значения теплоты парообразования спиртов примерно в 3 раза больше, чем при испарении углеводородных топлив. Однако фактическое понижение температуры при испарении спиртов в двигателе еще больше, так как для их сгорания требуется меньше воздуха, чем для углеводородных топлив.
Это свойство спиртов широко используется при их применении в качестве топлив для гоночных мотоциклов и автомобилей. Тепловой режим двигателей таких машин бывает очень напряжен, и применение спиртов позволяет снизить температуру газов в конце такта впуска.
28
Более низкая температура смеси в конце такта впуска при исполь зовании спиртов приводит к увеличению плотности заряда и повыше нию коэффициента наполнения, что, в свою очередь, ведет к повышению среднего эффективного давления и увеличению мощности двигателя.
Роль теплоемкости топлива в понижении температуры при его ис парении относительно невелика, а сами значения теплоемкостей для различных топлив близки между собой (см. табл. 1).
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
|
|
Вязкость |
и плотность товарных автомобильных бензинов |
|||
|
|
|
и их компонентов при температуре 20°С |
|||
|
|
Бензины |
|
Плотность, |
Кинематиче |
|
|
|
|
г/см3 |
ская вязкость, |
||
|
|
|
|
|
сСт |
|
А-66 |
летний |
|
0,7193 |
0,5993 |
|
|
А-66 |
зимний |
|
0,6987 |
0,5343 |
|
|
А-72 |
летний |
|
0,7332 |
0,6013 |
|
|
А-72 |
зимний |
|
0,7258 |
0,5423 |
|
|
А-76 |
летний |
|
0,7840 |
0,5609 |
' |
|
АИ-93 |
» |
|
0,7550 |
0,6204 |
||
Каталитического риформинга обычного режима |
0,7576 |
0,5835 |
|
|||
Каталитического риформинга |
жесткого режима |
0,8114 |
0,6857 |
|
||
Каталитического крекинга |
|
0,7848 |
0,7127 |
|
||
Термического крекинга |
|
0,7345 |
0,6895 |
|
Физические свойства бензина оказывают влияние и на его расход через калиброванные отверстия карбюратора. В этом случае наиболь шее значение имеют вязкость и плотность бензина (табл. 2).
Рис. 11. Зависимость плотности бен |
Рис. 12. Зависимость вязкости |
бензи |
||||||||
|
зинов от |
температуры’. |
|
|
нов от |
температуры: |
||||
1 — Л-66 |
зимний; |
2 — А-66 |
летний; 3 — А-72 |
/ — А-93 |
летний этилированный; 2 |
— |
А-66 |
|||
зимний; |
4 —А-72 |
летний; |
5 — АИ-93 |
лет |
зимний; |
3 — А-72 |
зимний; |
-# — А-76 |
летний; |
|
ний этилированный; 6 — АИ-93 летний |
не |
5 —А-66 |
летний; |
6 —А-72 |
летний; |
7 — |
||||
|
этилированный; |
7 — А-76 летний |
|
АИ-93 |
летний неэтилированный |
29
Рис. 13. Зависимость количества бен зина, поступающего через жиклер, от температуры (постоянное разре жение в диффузоре — 200 мм вод. ст., главный жиклер двигателя ЗИ Л '130):
/ — А-76 летний; 2 —АИ-93 летний этили рованный; 3 — АИ-93 летний неэтилиро
ванный; 4 — А-72 |
зимний; |
5 — А-72 |
летний; |
6 — А-66 |
летний; |
7 — А-66 |
зимний |
От плотности бензина зависит его уровень в поплавковой камере карбюратора. Чем меньше плотность бензина, тем глубже опускается в него поплавок и тем выше устанавливается уровень в камере. При нормальной работе двигателя уровень бензина в поплавковой камере карбюратора устанавливается на 3—5 мм ниже верхнего среза распы лителя. Если плотность бензина значительно меньше расчетной, уро вень топлива в поплавковой камере может повыситься настолько, что бензин будет самопроизвольно вытекать из распылителя.
Количество топлива, протекающего через жиклеры карбюратора, зависит от вязкости и плотности бензина. Чем выше плотность бензи на, тем большее количество его пройдет через жиклеры в единицу вре мени. Чем больше вязкость топлива, тем меньше скорость прохожде ния его через жиклеры, т. е. меньше его расход.
Таким образом, при снижении температуры топлива его расход, с одной стороны, возрастает (за счет увеличения плотности), с другой стороны, понижается (за счет увеличения вязкости) (рис. 11 и 12).
В целом при понижении температуры происходит снижение расхода бензина через жиклер, т. е. изменение вязкости в суммарном эффекте играет большую роль, чем изменение плотности (рис. 13).
Изменение свойств бензинов в различных температурных условиях эксплуатации автомобилей должно служить основой при разработке се зонных норм расхода бензина на автомобильном транспорте.§
§ 3. СГОРАНИЕ
Нормальное сгорание
Под термином «сгорание» применительно к автомобильным двига телям понимают быструю реакцию взаимодействия углеводородов и примесей топлива с кислородом воздуха, сопровождающуюся свече нием и выделением значительного количества тепла.
Сгорание является важнейшим процессом, обусловливающим полез ную работу двигателя, так как при этом происходит превращение хи мической энергии топлива в тепловую и далее в механическую. Процесс сгорания определяет мощностные и экономические показате ли двигателя, а характер его протекания существенно влияет на надеж ность и долговечность двигателя.
30