Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.

10. Зависимость давления насыщенных паров бензинов рн

от

температуры

 

 

в обычных

(а) и

полулогарифмических

(б)

координатах:

/ — Л-76 южный;

2 — АИ-93 леший;

3 — А-76 летний; 4 — А-76 зимний; 5 — А-76 северный

ние,

что при всех возможных режимах испарение бензина

в двигателе

происходит в среду, далекую от насыщения.

 

 

Характер зависимости давления насыщенных паров от температуры

для

некоторых

отечественных

товарных автомобильных бензинов

представлен на

рис. 10.

 

 

 

 

Скорость испарения топлива зависит от коэффициента диффузии паров топлива в окружающую среду. В результате диффузии конценцентрация испарившихся молекул над поверхностью топлива пони­ жается и испаряются новые молекулы топлива. Чем больше скорость диффузии паров топлива, тем быстрее оно испаряется.

Коэффициент диффузии представляет собой физическую констан­ ту, характеризующую количество паров данного топлива в граммах, диффундирующее в единицу времени через 1 см2 поверхности при гра­ диенте давления паров 1 мм рт. ст. на 1 см. Коэффициент диффузии паров товарных автомобильных бензинов в воздух при дав­ лении 760 мм рт. ст. и температуре 20° С равен 0,09 г/см2-с.

В соответствии с законом Дальтона скорость испарения жидкости прямо пропорциональна величине поверхности испарения. В случае испарения бензина во впускной системе двигателя поверхность испа­ рения зависит от тонкости распыла. Тонкость распыла зависит как от условий распыла (величины и формы отверстия распылителя и скорос­ ти воздуха в диффузоре), так и от свойств топлива и , в первую очередь, от величины его поверхностного натяжения.

Приближенно принято считать, что при истечении бензина из распылителя постоянного сечения средний радиус капель прямо про­ порционален поверхностному натяжению бензина.

Поверхностное натяжение характеризует состояние поверхности жидкости, оно численно выражается той работой, которую необходимо совершить для образования единицы поверхности. Эта работа затрачи­

27


вается на преодоление сил притяжения между молекулами при выхо­ де их в поверхностный слой. Поверхностное натяжение автомобиль­ ных бензинов равно 20—24 эрг/см2.

Выше говорилось о поверхностном натяжении углеводородов и топлив на границе раздела с воздухом. На границе с другими среда­ ми поверхностное натяжение может значительно отличаться. В част­ ности, поверхностное натяжение бензинов на границе с водой составля­ ет 47—50 эрг/см2.

Существенное влияние на процесс испарения топлив различного происхождения имеет их скрытая теплота испарения (теплота парооб­ разования). Основное количество тепла, необходимое для испарения топлива в двигателе, отнимается от воздуха, в котором происходит ис­ парение, и от самого топлива. Поэтому скрытая теплота испарения топ­ лива, наряду с его теплоемкостью, определяет снижение температуры

при испарении топлив во впускном трубопроводе (табл.

1).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

 

 

Влияние физико-химических сзойств топлив на снижение

 

 

температуры

во впускном трубопроводе ( а = ! )

 

 

 

 

 

Понижение тем­

 

Топливо

Теплота

испа­ Теплоемкость,

пературы смеси

 

рения, ккал/кг

ккал/кг» град

при полном испа­

 

 

рении топлива,

 

 

 

 

 

°С

Изопентан

 

82,0

0,52

19,5

Гептан нормальный

75,8

0,52

18,3

Изооктан

 

65,1

0,47

16,0

Бензол

 

94,2

0,40

26,4

Изопропилбензол

75,5

0,41

20,3

Метиловый спирт

263.4

0,58

123,1

Этиловый

»

219,5

0,57

80,4

Диэтилопый эфир

86,2

0,54

26,3

Бензин:

 

 

 

 

 

А-66

 

09.0

0,49

16.8

Б-70

 

75,0

0,50

18,4

А-76

 

71,0

0,48

17.7

АИ-93

 

73,0

0,47

18,6

Керосин

 

52.0

0,46

13,3

Среди соединений, нашедших применение в качестве компонентов автомобильных топлив, наиболее высокую теплоту парообразования имеют спирты. Понижение температуры во впускном трубопроводе за счет более высокого значения теплоты парообразования спиртов примерно в 3 раза больше, чем при испарении углеводородных топлив. Однако фактическое понижение температуры при испарении спиртов в двигателе еще больше, так как для их сгорания требуется меньше воздуха, чем для углеводородных топлив.

Это свойство спиртов широко используется при их применении в качестве топлив для гоночных мотоциклов и автомобилей. Тепловой режим двигателей таких машин бывает очень напряжен, и применение спиртов позволяет снизить температуру газов в конце такта впуска.

28


Более низкая температура смеси в конце такта впуска при исполь­ зовании спиртов приводит к увеличению плотности заряда и повыше­ нию коэффициента наполнения, что, в свою очередь, ведет к повышению среднего эффективного давления и увеличению мощности двигателя.

Роль теплоемкости топлива в понижении температуры при его ис­ парении относительно невелика, а сами значения теплоемкостей для различных топлив близки между собой (см. табл. 1).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

 

 

Вязкость

и плотность товарных автомобильных бензинов

 

 

 

и их компонентов при температуре 20°С

 

 

Бензины

 

Плотность,

Кинематиче­

 

 

 

г/см3

ская вязкость,

 

 

 

 

 

сСт

 

А-66

летний

 

0,7193

0,5993

 

А-66

зимний

 

0,6987

0,5343

 

А-72

летний

 

0,7332

0,6013

 

А-72

зимний

 

0,7258

0,5423

 

А-76

летний

 

0,7840

0,5609

'

АИ-93

»

 

0,7550

0,6204

Каталитического риформинга обычного режима

0,7576

0,5835

 

Каталитического риформинга

жесткого режима

0,8114

0,6857

 

Каталитического крекинга

 

0,7848

0,7127

 

Термического крекинга

 

0,7345

0,6895

 

Физические свойства бензина оказывают влияние и на его расход через калиброванные отверстия карбюратора. В этом случае наиболь­ шее значение имеют вязкость и плотность бензина (табл. 2).

Рис. 11. Зависимость плотности бен­

Рис. 12. Зависимость вязкости

бензи­

 

зинов от

температуры’.

 

 

нов от

температуры:

1 — Л-66

зимний;

2 — А-66

летний; 3 — А-72

/ — А-93

летний этилированный; 2

А-66

зимний;

4 —А-72

летний;

5 — АИ-93

лет­

зимний;

3 — А-72

зимний;

-# — А-76

летний;

ний этилированный; 6 — АИ-93 летний

не­

5 —А-66

летний;

6 —А-72

летний;

7 —

 

этилированный;

7 — А-76 летний

 

АИ-93

летний неэтилированный

29



Рис. 13. Зависимость количества бен­ зина, поступающего через жиклер, от температуры (постоянное разре­ жение в диффузоре — 200 мм вод. ст., главный жиклер двигателя ЗИ Л '130):

/ — А-76 летний; 2 —АИ-93 летний этили­ рованный; 3 — АИ-93 летний неэтилиро­

ванный; 4 — А-72

зимний;

5 — А-72

летний;

6 — А-66

летний;

7 — А-66

зимний

От плотности бензина зависит его уровень в поплавковой камере карбюратора. Чем меньше плотность бензина, тем глубже опускается в него поплавок и тем выше устанавливается уровень в камере. При нормальной работе двигателя уровень бензина в поплавковой камере карбюратора устанавливается на 3—5 мм ниже верхнего среза распы­ лителя. Если плотность бензина значительно меньше расчетной, уро­ вень топлива в поплавковой камере может повыситься настолько, что бензин будет самопроизвольно вытекать из распылителя.

Количество топлива, протекающего через жиклеры карбюратора, зависит от вязкости и плотности бензина. Чем выше плотность бензи­ на, тем большее количество его пройдет через жиклеры в единицу вре­ мени. Чем больше вязкость топлива, тем меньше скорость прохожде­ ния его через жиклеры, т. е. меньше его расход.

Таким образом, при снижении температуры топлива его расход, с одной стороны, возрастает (за счет увеличения плотности), с другой стороны, понижается (за счет увеличения вязкости) (рис. 11 и 12).

В целом при понижении температуры происходит снижение расхода бензина через жиклер, т. е. изменение вязкости в суммарном эффекте играет большую роль, чем изменение плотности (рис. 13).

Изменение свойств бензинов в различных температурных условиях эксплуатации автомобилей должно служить основой при разработке се­ зонных норм расхода бензина на автомобильном транспорте.§

§ 3. СГОРАНИЕ

Нормальное сгорание

Под термином «сгорание» применительно к автомобильным двига­ телям понимают быструю реакцию взаимодействия углеводородов и примесей топлива с кислородом воздуха, сопровождающуюся свече­ нием и выделением значительного количества тепла.

Сгорание является важнейшим процессом, обусловливающим полез­ ную работу двигателя, так как при этом происходит превращение хи­ мической энергии топлива в тепловую и далее в механическую. Процесс сгорания определяет мощностные и экономические показате­ ли двигателя, а характер его протекания существенно влияет на надеж­ ность и долговечность двигателя.

30