Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
скорости |
распространения фронта пламени соответствует значениям |
а = 0,90 |
(рис. 15). При обогащении и обеднении смеси скорость рас |
пространения фронта пламени уменьшается. В первом случае это про исходит вследствие недостатка кислорода, а во втором — вследствие расхода части тепла на нагревание избыточного количества воздуха При некоторых значениях коэффициента а в смеси создается такой избыток воздуха или топлива, что основная часть энергии от источни ка воспламенения рассеивается, расходуется на подогрев избыточных количеств воздуха или топлива и скорость распространения фронта пламени в этих случаях падает до нуля. Такие значения приняты за пределы распространения пламени. Как правило, пределы распростра нения пламени одновременно являются и пределами воспламеняемости смеси, так как вне этих пределов местный источник зажигания не способен обеспечить распространение процесса горения на весь объем смеси. Принято считать, что в условиях двигателя значения а равны: для верхнего предела воспламенения бензо-воздушной смеси
примерно 0,4—0,5 и для нижнего — 1,3—1,4.
Вопрос о расширении пределов устойчивого горения рабочей сме си, в частности о повышении скорости сгорания, особенно бедных сме
|
|
|
|
сей, |
и обеспечении их надежного воспламе |
||||||||||
1 |
|
|
|
нения имеет важное практическое значение, |
|||||||||||
|
|
|
так |
как |
решение его может |
позволить |
по |
||||||||
I 30 |
|
|
|
высить экономичность двигателя. При ра |
|||||||||||
1 . |
|
|
боте |
двигателя |
на |
бедных |
смесях |
дости |
|||||||
Г У 20 |
-2 |
|
|
гаются более высокие значения индикатор |
|||||||||||
5 § № |
■ |
|
ного |
к. |
п. д. вследствие |
снижения темпе |
|||||||||
|
|
|
|||||||||||||
Ш |
S00 |
1200' |
1500 |
ратуры |
продуктов |
сгорания |
и степени |
их |
|||||||
Частота Вращениямнении:он |
диссоциации, уменьшения |
теплоотдачи |
в |
||||||||||||
Рис. И. Влияние числа обо |
стенки и т. д. Все вместе |
взятое |
приводит |
||||||||||||
к существенной |
экономии |
топлива |
на ча |
||||||||||||
ротов на среднюю скорость |
стичных нагрузках. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
распространения пламени: |
|
решение |
задачи |
||||||||||||
S — по данным |
Чудакова; 2 —по |
Относительно простое |
|||||||||||||
|
данным |
Тейлора |
значительного расширения пределов эффек |
||||||||||||
|
|
|
|
тивного использования бедных смесей в* |
|||||||||||
|
|
|
|
карбюраторных |
двигателях |
на |
частичных |
||||||||
|
|
|
|
нагрузках при одновременном |
сохранении |
||||||||||
|
|
|
|
высоких мощностных и экономических по |
|||||||||||
|
|
|
|
казателей на полных нагрузках дает фор- |
|||||||||||
|
|
|
|
камерно факельное |
зажигание, разработан |
||||||||||
|
|
|
|
ное А. С. Соколиком, А. Н. |
Воиновым |
и |
|||||||||
|
|
|
|
Л. А. Гуссаком. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Принцип форкамерио-факельного за |
|||||||||||
|
|
|
|
жигания |
сводится |
к тому, |
что |
рабочая |
|||||||
|
|
|
|
смесь в цилиндре |
воспламеняется |
не от ис |
|||||||||
|
|
|
|
кры свечи, а от факела пламени, |
образую |
||||||||||
Рис. 15. Влияние состава |
щегося при сгорании небольшого |
количе |
|||||||||||||
ства обогащенной смеси в особой форкаме- |
|||||||||||||||
бензино-воздушной |
смесн |
||||||||||||||
на скорость сгорания: |
ре, соединенной с основной камерой сгора |
||||||||||||||
I — в двигателе; |
2 — в бомбе |
ния несколькими каналами. |
|
|
|
|
|
36
|
Форкамерно-факельное |
|
|
|
|
|
|
|||||||
зажигание нашло практи |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ческое применение на ряде |
|
|
|
|
|
|
||||||||
отечественных |
и |
зарубеж |
|
|
|
|
|
|
||||||
ных |
двигателей. |
|
рабо |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
При |
нормальном |
|
|
|
|
|
|
||||||
чем |
процессе в двигателях |
|
|
|
|
|
|
|||||||
с |
искровым |
зажиганием |
|
|
|
|
|
|
||||||
сгорание смеси может быть |
|
|
|
|
|
|
||||||||
условно |
разделено на три |
|
|
|
|
|
|
|||||||
фазы (рис. 16): / — началь |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ную, |
в течение которой не |
|
|
|
|
|
|
|||||||
большой очаг горения, воз |
|
|
|
|
|
|
||||||||
никающий между |
электро |
|
|
|
|
|
|
|||||||
дами |
свечи, |
постепенно |
|
|
|
|
|
|
||||||
превращается |
в |
развитый |
|
|
|
|
|
|
||||||
фронт турбулентного |
пла |
|
|
|
|
|
|
|||||||
мени; II |
— основную |
фазу |
|
|
|
|
|
|
||||||
распространения |
пламени; |
Рис. 16. Свернутая |
по ходу поршня |
(а) и раз |
||||||||||
III —фазу догорания смеси. |
||||||||||||||
вернутая |
по углу |
поворота |
коленчатого ва |
|||||||||||
|
Провести резкую грань |
|||||||||||||
|
|
ла (б) индикаторные диаграммы: |
||||||||||||
между отдельными фазами |
|
0 —угол опережения |
зажигания |
|||||||||||
сгорания |
не |
|
представ |
|
|
|
|
|
|
|||||
ляется |
возможным, |
так |
процесса |
происходит |
постепенно. |
|||||||||
как |
изменение |
характера |
||||||||||||
|
Первая фаза начинается с момента проскакизания искры между |
|||||||||||||
электродами свечи. Вначале очаг горения очень мал, |
скорость пламени |
|||||||||||||
невелика, она |
близка |
к скорости ламинарного горения. Излишняя |
||||||||||||
турбулизация |
смеси |
в |
зоне |
свечи ведет к усилению теплоотдачи |
||||||||||
из |
зоны |
горения |
и делает |
развитие очага пламени неустойчивым. |
||||||||||
В |
связи |
с этим |
свечу |
зажигания обычно помещают |
в небольшом |
|||||||||
углублении в стенке камеры сгорания. |
В начальный период |
скорость |
||||||||||||
сгорания |
определяется |
физико-химическими |
свойствами |
горючей |
смеси и сравнительно мало зависит от интенсивности турбулент ности.
Длительность начальной фазы принято измерять отрезком времени от момента появления искры (точка а на рис. 16, а) до «точки отрыва» линии сгорания от линии сжатия на индикаторной диаграмме (точка 6 на рис. 16, б), т. е. до момента начала ощутимого повышения давле ния в результате сгорания.
Вторая фаза процесса сгорания, за начало которой принята «точ ка отрыва» линии сгорания от линии сжатия, характеризуется резким увеличениемскорости сгорания за счет интенсивной турбулизации смеси. В этой фазе скорость сгорания определяется интенсив ностью турбулизации смеси и мало зависит от ее физико хими ческих свойств. Турбулентность смеси, как указывалось выше, рас тет пропорционально частоте вращения коленчатого вала, поэтому длительность основной фазы сгорания, выраженная в градусах пово рота коленчатого вала, почти не зависит от скоростного режима дви
37
гателя. Замеры показали, что на некоторых участках в средней части камеры сгорания при больших числах оборотов скорость рас пространения пламени достигает 50—60 м/с.
За границу раздела между основной и завершающей фазами сгора ния условно принят момент достижения максимума давления на инди каторной диаграмме (точка в на рис. 16. б). Сгорание в это время еще не заканчивается, и средняя температура газов в цилиндре продол жает некоторое время возрастать. Фронт пламени уже приближается
кстенкам камеры сгорания, и скорость его распространения умень шается за счет меньшей интенсивности турбулентности и снижения тем пературы в пристеночных слоях. Уменьшение скорости сгорания ведет
кснижению скорости тепловыделения, поэтому повышение давления в результате сгорания в фазе догорания уже не может компенсировать его падения вследствие начавшегося рабочего хода поршня. Процес сы догорания смеси в пристеночных слоях продолжаются в течение довольно длительного времени. При этом скорость процесса догорания, так же как и скорость сгорания в начальной фазе, в большей мере
|
зависит от физико-химических |
||||||||
|
свойств |
рабочей |
смеси, чем от |
ин |
|||||
|
тенсивности |
ее турбулентного дви |
|||||||
|
жения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следует отметить, что эффектив |
|||||||
|
ность рабочего процесса в цилин |
||||||||
|
драх двигателя,а соответственно и |
||||||||
|
максимальные мощность и эконо |
||||||||
|
мичность двигателя |
при |
прочих |
||||||
|
равных |
условиях определяются |
|||||||
|
продолжительностью и «своевремен |
||||||||
|
ностью» процесса сгорания рабо |
||||||||
|
чей смеси. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Чем выше скорость сгорания, |
|||||||
|
тем большую мощность будет раз |
||||||||
|
вивать двигатель |
при |
одинаковом |
||||||
|
расходе топлива. Это происходит |
||||||||
|
потому, |
что при увеличении |
скоро |
||||||
|
сти сгорания рабочий цикл двига |
||||||||
|
теля приближается к теоретическо |
||||||||
|
му, в котором предполагается мгно |
||||||||
|
венное |
сгорание |
всего |
заряда |
в |
||||
|
в. м. т. |
Чем |
ближе к в. |
м. |
т. сго |
||||
|
рает топливо, тем более полно про |
||||||||
|
исходит |
последующее |
расширение |
||||||
|
продуктов сгорания последователь |
||||||||
|
но, |
меньше тепла отводится с отра |
|||||||
Угонповорота коленчатого вала,град |
ботавшими газами. Однако при |
||||||||
очень быстром протекании |
процес- |
||||||||
„ |
са |
сгорания |
возникают |
большие |
|||||
|
Улар™ |
нагрузки на детали ша- |
|||||||
ной диаграммы |
тунно-кривошипного |
мсхзнизмз, |
38
вызывающие «жесткую» работу |
|
|
|||||||||
двигателя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
В быстроходных карбюратор |
|
|
|||||||||
ных |
двигателях |
со |
степенью |
|
|
||||||
сжатия 7—8 длительность ос |
|
|
|||||||||
новной фазы сгорания состав |
|
|
|||||||||
ляет |
25—30° угла поворота ко |
|
|
||||||||
ленчатого вала, что соответст |
|
|
|||||||||
вует |
0,0025 с |
при 2000 |
об/мин. |
|
|
||||||
При такой длительности основ |
|
|
|||||||||
ной фазы |
сгорания |
«жесткость» |
|
|
|||||||
работы двигателя, |
оцениваемая |
|
|
||||||||
скоростью нарастания |
давления |
|
|
||||||||
в камере сгорания по углу пово |
|
|
|||||||||
рота коленчатого вала, состав |
|
|
|||||||||
ляет |
1—1,2 кгс/см2-град |
для |
|
|
|||||||
двигателей со |
степенью сжатия |
|
|
||||||||
6—7 |
и 1,5—2,0 кгс/см2-град |
|
|
||||||||
для двигателей со степенью сжа |
|
|
|||||||||
тия 8—10. |
|
|
|
|
процесса |
|
|
||||
«Своевременность» |
|
|
|||||||||
сгорания |
в |
значительной |
мере |
|
|
||||||
регулируется |
моментом |
поджи |
|
|
|||||||
гания смеси искрой, т. е. углом |
Рис. 18. Индикаторные диаграммы кар- |
||||||||||
опережения |
зажигания |
0. |
Если |
||||||||
смесь |
поджечь |
слишком |
поздно |
бюраторного двигателя при различной |
|||||||
частоте вращения |
коленчатого вала: |
||||||||||
(рис. |
17, а), то |
сгорание |
может |
||||||||
а — при постоянном угле опережения |
|||||||||||
начаться на ходе расширения. |
|||||||||||
зажигания; б — при оптимальной регу |
|||||||||||
При |
этом |
падает мощность дви |
лировке момента зажигания; |
||||||||
гателя и ухудшается его |
эконо |
/ —«=1000 об/мин; 2 — |
«=2000 об/м ин; ,? —«=* |
||||||||
мичность. Если смесь поджечь |
|
= 3000 об/мин |
|||||||||
слишком |
рано (рис. 17, |
в), |
то сгорание смеси в основном произойдет |
еще во время хода сжатия, при этом значительно возрастут потери мощности на преодоление давления газов на поршень при его движе нии к в. м. т. (заштрихованная область диаграммы).
Наивыгоднейшим является такое опережение зажигания, при ко тором основная фаза сгорания располагается на индикаторной диа грамме симметрично в. м. т. (рис. 17, б). При этом повышение давления в результате сгорания начинается за 12—15° до в. м. т. и максималь ное давление достигается через 12—15° поворота коленчатого вала пос
ле |
в. м. т. Однако |
угол опережения зажигания не |
может оставать |
ся |
постоянным при |
изменении частоты вращения |
коленчатого вала |
и нагрузки на двигатель.
Ранее отмечалось, что увеличение частоты вращения коленчатого вала и связанное с ним усиление турбулентности смеси практичеки не влияют на длительность первой фазы. В связи с этим при неиз менном угле опережения зажигания с повышением частоты вращения будет наблюдаться все более позднее развитие процесса сгорания по циклу (рис. 18, а).
;9