Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скорости

распространения фронта пламени соответствует значениям

а = 0,90

(рис. 15). При обогащении и обеднении смеси скорость рас­

пространения фронта пламени уменьшается. В первом случае это про­ исходит вследствие недостатка кислорода, а во втором — вследствие расхода части тепла на нагревание избыточного количества воздуха При некоторых значениях коэффициента а в смеси создается такой избыток воздуха или топлива, что основная часть энергии от источни­ ка воспламенения рассеивается, расходуется на подогрев избыточных количеств воздуха или топлива и скорость распространения фронта пламени в этих случаях падает до нуля. Такие значения приняты за пределы распространения пламени. Как правило, пределы распростра­ нения пламени одновременно являются и пределами воспламеняемости смеси, так как вне этих пределов местный источник зажигания не способен обеспечить распространение процесса горения на весь объем смеси. Принято считать, что в условиях двигателя значения а равны: для верхнего предела воспламенения бензо-воздушной смеси

примерно 0,4—0,5 и для нижнего — 1,3—1,4.

Вопрос о расширении пределов устойчивого горения рабочей сме­ си, в частности о повышении скорости сгорания, особенно бедных сме­

 

 

 

 

сей,

и обеспечении их надежного воспламе­

1

 

 

 

нения имеет важное практическое значение,

 

 

 

так

как

решение его может

позволить

по­

I 30

 

 

 

высить экономичность двигателя. При ра­

1 .

 

 

боте

двигателя

на

бедных

смесях

дости­

Г У 20

-2

 

 

гаются более высокие значения индикатор­

5 § №

 

ного

к.

п. д. вследствие

снижения темпе­

 

 

 

Ш

S00

1200'

1500

ратуры

продуктов

сгорания

и степени

их

Частота Вращениямнении:он

диссоциации, уменьшения

теплоотдачи

в

Рис. И. Влияние числа обо­

стенки и т. д. Все вместе

взятое

приводит

к существенной

экономии

топлива

на ча­

ротов на среднюю скорость

стичных нагрузках.

 

 

 

 

 

 

 

распространения пламени:

 

решение

задачи

S — по данным

Чудакова; 2 —по

Относительно простое

 

данным

Тейлора

значительного расширения пределов эффек­

 

 

 

 

тивного использования бедных смесей в*

 

 

 

 

карбюраторных

двигателях

на

частичных

 

 

 

 

нагрузках при одновременном

сохранении

 

 

 

 

высоких мощностных и экономических по­

 

 

 

 

казателей на полных нагрузках дает фор-

 

 

 

 

камерно факельное

зажигание, разработан­

 

 

 

 

ное А. С. Соколиком, А. Н.

Воиновым

и

 

 

 

 

Л. А. Гуссаком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип форкамерио-факельного за­

 

 

 

 

жигания

сводится

к тому,

что

рабочая

 

 

 

 

смесь в цилиндре

воспламеняется

не от ис­

 

 

 

 

кры свечи, а от факела пламени,

образую­

Рис. 15. Влияние состава

щегося при сгорании небольшого

количе­

ства обогащенной смеси в особой форкаме-

бензино-воздушной

смесн

на скорость сгорания:

ре, соединенной с основной камерой сгора­

I — в двигателе;

2 — в бомбе

ния несколькими каналами.

 

 

 

 

 

36


 

Форкамерно-факельное

 

 

 

 

 

 

зажигание нашло практи­

 

 

 

 

 

 

ческое применение на ряде

 

 

 

 

 

 

отечественных

и

зарубеж­

 

 

 

 

 

 

ных

двигателей.

 

рабо­

 

 

 

 

 

 

 

При

нормальном

 

 

 

 

 

 

чем

процессе в двигателях

 

 

 

 

 

 

с

искровым

зажиганием

 

 

 

 

 

 

сгорание смеси может быть

 

 

 

 

 

 

условно

разделено на три

 

 

 

 

 

 

фазы (рис. 16): / — началь­

 

 

 

 

 

 

ную,

в течение которой не­

 

 

 

 

 

 

большой очаг горения, воз­

 

 

 

 

 

 

никающий между

электро­

 

 

 

 

 

 

дами

свечи,

постепенно

 

 

 

 

 

 

превращается

в

развитый

 

 

 

 

 

 

фронт турбулентного

пла­

 

 

 

 

 

 

мени; II

— основную

фазу

 

 

 

 

 

 

распространения

пламени;

Рис. 16. Свернутая

по ходу поршня

(а) и раз­

III —фазу догорания смеси.

вернутая

по углу

поворота

коленчатого ва­

 

Провести резкую грань

 

 

ла (б) индикаторные диаграммы:

между отдельными фазами

 

0 —угол опережения

зажигания

сгорания

не

 

представ­

 

 

 

 

 

 

ляется

возможным,

так

процесса

происходит

постепенно.

как

изменение

характера

 

Первая фаза начинается с момента проскакизания искры между

электродами свечи. Вначале очаг горения очень мал,

скорость пламени

невелика, она

близка

к скорости ламинарного горения. Излишняя

турбулизация

смеси

в

зоне

свечи ведет к усилению теплоотдачи

из

зоны

горения

и делает

развитие очага пламени неустойчивым.

В

связи

с этим

свечу

зажигания обычно помещают

в небольшом

углублении в стенке камеры сгорания.

В начальный период

скорость

сгорания

определяется

физико-химическими

свойствами

горючей

смеси и сравнительно мало зависит от интенсивности турбулент­ ности.

Длительность начальной фазы принято измерять отрезком времени от момента появления искры (точка а на рис. 16, а) до «точки отрыва» линии сгорания от линии сжатия на индикаторной диаграмме (точка 6 на рис. 16, б), т. е. до момента начала ощутимого повышения давле­ ния в результате сгорания.

Вторая фаза процесса сгорания, за начало которой принята «точ­ ка отрыва» линии сгорания от линии сжатия, характеризуется резким увеличениемскорости сгорания за счет интенсивной турбулизации смеси. В этой фазе скорость сгорания определяется интенсив­ ностью турбулизации смеси и мало зависит от ее физико хими­ ческих свойств. Турбулентность смеси, как указывалось выше, рас­ тет пропорционально частоте вращения коленчатого вала, поэтому длительность основной фазы сгорания, выраженная в градусах пово­ рота коленчатого вала, почти не зависит от скоростного режима дви­

37


гателя. Замеры показали, что на некоторых участках в средней части камеры сгорания при больших числах оборотов скорость рас­ пространения пламени достигает 50—60 м/с.

За границу раздела между основной и завершающей фазами сгора­ ния условно принят момент достижения максимума давления на инди­ каторной диаграмме (точка в на рис. 16. б). Сгорание в это время еще не заканчивается, и средняя температура газов в цилиндре продол­ жает некоторое время возрастать. Фронт пламени уже приближается

кстенкам камеры сгорания, и скорость его распространения умень­ шается за счет меньшей интенсивности турбулентности и снижения тем­ пературы в пристеночных слоях. Уменьшение скорости сгорания ведет

кснижению скорости тепловыделения, поэтому повышение давления в результате сгорания в фазе догорания уже не может компенсировать его падения вследствие начавшегося рабочего хода поршня. Процес­ сы догорания смеси в пристеночных слоях продолжаются в течение довольно длительного времени. При этом скорость процесса догорания, так же как и скорость сгорания в начальной фазе, в большей мере

 

зависит от физико-химических

 

свойств

рабочей

смеси, чем от

ин­

 

тенсивности

ее турбулентного дви­

 

жения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что эффектив­

 

ность рабочего процесса в цилин­

 

драх двигателя,а соответственно и

 

максимальные мощность и эконо­

 

мичность двигателя

при

прочих

 

равных

условиях определяются

 

продолжительностью и «своевремен­

 

ностью» процесса сгорания рабо­

 

чей смеси.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем выше скорость сгорания,

 

тем большую мощность будет раз­

 

вивать двигатель

при

одинаковом

 

расходе топлива. Это происходит

 

потому,

что при увеличении

скоро­

 

сти сгорания рабочий цикл двига­

 

теля приближается к теоретическо­

 

му, в котором предполагается мгно­

 

венное

сгорание

всего

заряда

в

 

в. м. т.

Чем

ближе к в.

м.

т. сго­

 

рает топливо, тем более полно про­

 

исходит

последующее

расширение

 

продуктов сгорания последователь­

 

но,

меньше тепла отводится с отра­

Угонповорота коленчатого вала,град

ботавшими газами. Однако при

очень быстром протекании

процес-

са

сгорания

возникают

большие

 

Улар™

нагрузки на детали ша-

ной диаграммы

тунно-кривошипного

мсхзнизмз,

38


вызывающие «жесткую» работу

 

 

двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

В быстроходных карбюратор­

 

 

ных

двигателях

со

степенью

 

 

сжатия 7—8 длительность ос­

 

 

новной фазы сгорания состав­

 

 

ляет

25—30° угла поворота ко­

 

 

ленчатого вала, что соответст­

 

 

вует

0,0025 с

при 2000

об/мин.

 

 

При такой длительности основ­

 

 

ной фазы

сгорания

«жесткость»

 

 

работы двигателя,

оцениваемая

 

 

скоростью нарастания

давления

 

 

в камере сгорания по углу пово­

 

 

рота коленчатого вала, состав­

 

 

ляет

1—1,2 кгс/см2-град

для

 

 

двигателей со

степенью сжатия

 

 

6—7

и 1,5—2,0 кгс/см2-град

 

 

для двигателей со степенью сжа­

 

 

тия 8—10.

 

 

 

 

процесса

 

 

«Своевременность»

 

 

сгорания

в

значительной

мере

 

 

регулируется

моментом

поджи­

 

 

гания смеси искрой, т. е. углом

Рис. 18. Индикаторные диаграммы кар-

опережения

зажигания

0.

Если

смесь

поджечь

слишком

поздно

бюраторного двигателя при различной

частоте вращения

коленчатого вала:

(рис.

17, а), то

сгорание

может

а — при постоянном угле опережения

начаться на ходе расширения.

зажигания; б — при оптимальной регу­

При

этом

падает мощность дви­

лировке момента зажигания;

гателя и ухудшается его

эконо­

/ —«=1000 об/мин; 2

«=2000 об/м ин; ,? —«=*

мичность. Если смесь поджечь

 

= 3000 об/мин

слишком

рано (рис. 17,

в),

то сгорание смеси в основном произойдет

еще во время хода сжатия, при этом значительно возрастут потери мощности на преодоление давления газов на поршень при его движе­ нии к в. м. т. (заштрихованная область диаграммы).

Наивыгоднейшим является такое опережение зажигания, при ко­ тором основная фаза сгорания располагается на индикаторной диа­ грамме симметрично в. м. т. (рис. 17, б). При этом повышение давления в результате сгорания начинается за 12—15° до в. м. т. и максималь­ ное давление достигается через 12—15° поворота коленчатого вала пос­

ле

в. м. т. Однако

угол опережения зажигания не

может оставать­

ся

постоянным при

изменении частоты вращения

коленчатого вала

и нагрузки на двигатель.

Ранее отмечалось, что увеличение частоты вращения коленчатого вала и связанное с ним усиление турбулентности смеси практичеки не влияют на длительность первой фазы. В связи с этим при неиз­ менном угле опережения зажигания с повышением частоты вращения будет наблюдаться все более позднее развитие процесса сгорания по циклу (рис. 18, а).

;9