Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ния. Английская фирма «Дженерал Электрик» все проводники
стержня делает полыми, т. е. каждый проводник охлаждается водой. В стержнях обмотки турбогенераторов фирмы «Дженерал
Электрик» (США) на один полый проводник в стержне приходится
Рис. 4-3. Концевые соединения стержня статора (фирма «Дженерал Электрик», США).
два сплошных. Фирма «Броун Бовери» использует небольшое
количество (6—10) полых проводников на стержень, что облегчает и упрощает конструкцию головки стержня. В турбогенераторе 1200 МВт, 1800 об./мин. в целях повышения надежности вместо медных фирма использовала трубки из нержавеющей стали. При менение стальных охлаждающих трубок позволяет в целом сни
82
зить потери в стержнях обмотки, дает возможность повысить
скорость движения воды и тем самым поднять интенсивность охлаждения обмотки.
Большинство фирм толщину стенки полого проводника при нимает равной 1.5 мм, фирма «Альстом» выбирает ее равной 1.1 мм.
На рис. 4-3 показаны концевые соединения стержней обмотки
статора турбогенераторов фирмы «Дженерал Электрик» (США). Наконечник выполняется из медной отливки и припаивается к эле ментарным проводникам стержня. Электрические соединения
между стержнями осуществляются с помощью гибких медных
Рис. 4-4. Концевые соединения стержня статора (фирма «Крафтверкунион»).
полос, впаиваемых в наконечники. Такое исполнение концевых соединений является характерным для многих фирм. Фирма
«Крафтверкунион» (рис. 4-4) токовые соединения между стержнями выполняет с помощью болтового соединения.
Фирма «Броун Бовери» токовые и гидравлические соединения выполняет раздельно. Наконечники стержней делаются из не ржавеющей стали, пайка их производится твердым припоем, нагрев осуществляется индукционным способом на промышленной ча стоте. Пайка токовых соединений производится серебряным при поем на 50—60 мм длины стержня. При этом стержни в своей пря мой части спаиваются и к ней припаивается головка. В турбо генераторах, у которых охлаждающие трубки выполняются из
нержавеющей стали, соединение с наконечником производится
с помощью микроплазменной сварки (рис. 4-5).
6* 83
Для снижения добавочных потерь от циркуляционных токов стержни мощных турбогенераторов изготовляются с полной транс позицией как в пазовой, так и в лобовых частях. Фирма «Броун Бовери» применяет транспозицию в 720, 360° в пазовой части и
2×180o — в лобовой. Полые и сплошные проводники транспони руются одинаково. Такую же схему транспозиции использует
также и фирма «Дженерал Электрик» (США). Другие фирмы, например «Альстом», транспозицию элементарных 'проводников выполняют только в пазовой части обмотки на 540°. Применение
транспозиции на лобовой части требует повышения уровня техно-
Рис. 4-5. Наконечник стержня статорной обмотки
(фирма «Броун Бовери»),
логии изготовления во избежание внутренних замыканий между
проводниками стержня. Поэтому внедрение в производство стерж ней с полной транспозицией должно быть обеспечено надежным пооперационным контролем.
В установившейся мировой практике пооперационный кон троль изготовления стержней начинается с контроля трубчатых
проводников на проходимость, отсутствие течи и механических дефектов. Контроль полых проводников фирма «Броун Бовери» производит сжатым воздухом при давлении 15 ата, при этом в те чение 15 мин. не должно наблюдаться сколь-нибудь заметное падение давления. Кроме того, измеряется расход воды через полый проводник в единицу времени. Отсутствие витковых замыканий элементарных проводников контролируется путем поочередного приложения напряжения переменного тока ПО В, при этом кон троль отсутствия витковых к. з. осуществляется с помощью авто
матического |
устройства. |
|
43-. |
КРЕПЛЕНИЕ СТЕРЖНЕЙ ОБМОТКИ В ПАЗУ |
|
Традиционные типы крепления обмотки статора были разра |
||
ботаны для |
турбогенераторов мощностью порядка |
100 МВт. |
C ростом единичных мощностей генераторов, а следовательно, и |
||
электромагнитных сил, действующих на обмотки, |
конструкто |
84
рами всех фирм производятся поиски новых решений, обеспечи вающих надежное крепление обмотки как в пазах, так и в лобо вых частях.
Опыт эксплуатации генераторов мощностью 300—500 МВт
показал, что традиционное крепление стержней статорной об
мотки в пазах становится мало приемлемым. Это связано, во-пер
вых, с переходом на высоковольтную изоляцию на термореактив ных связующих и, во-вторых, с резким ростом погонных пульси рующих нагрузок, прижимающих с частотой 100 (120) Гц стержни ко дну паза. Величина этих нагрузок в современных турбогенера торах уже достигла 10 кГ/пог.см в нормальных режимах и до
500 кГ/пог.см в режимах внезапных коротких замыканий. Поскольку изоляция на термореактивных связующих не об
ладает способностью при нагреве плотно заполнять паз, как это имело место при компаундированной микалентной изоляции, и тем самым за счет сил трения устойчиво сохранять положение стержня в пазу, то надежная фиксация стержней целиком возла
гается на принятую систему крепления.
G другой стороны, опыт эксплуатации мощных турбогенерато ров с новыми видами изоляции на термореактивных связующих показал, что при некачественном заклинивании электродинамиче
ские силы вызывают перемещения стержней в пазу и это приводит к быстрому износу изоляции.
Впервые с этой проблемой столкнулись американские, француз
ские и швейцарские фирмы, поскольку они первыми начали вне дрять новые виды высоковольтной изоляции.
Крепление обмотки статора в пазу фирмой «Броун Бовери» производится плоскими пазовыми клиньями. Уплотнение обмотки в пазу выполняется с помощью полупроводящей бумаги, оборачи ваемой вокруг стержней в нескольких местах по длине, а также с помощью полосок полупроводящего стеклокартона, помещаемого между стержнем и стенкой паза. Надежное крепление обмотки обеспечивается за счет высоких усилий нажатия с помощью клина
до 40—50 кГ/см2.
Фирмой «Крафтверкунион» для турбогенераторов с газовым охлаждением крепление обмотки в пазу осуществляется пло скими пазовыми клиньями. Уплотнение обмотки в пазу произво дится с помощью коробочки из полупроводящего стеклокартона и плоских полупроводящих прокладок, при этом коробочки ста вятся в нескольких местах по длине стержня, а прокладки — по мере необходимости. Для турбогенераторов с водяным охлажде
нием под клин помещается гофрированная пружинящая про
кладка, которая при заклинивании доводится до плоского состоя ния. Над гофрированной прокладкой устанавливается еще пло
ская прокладка. На дно паза кладется полоска из формующегося материала. Между стержнем и стенкой паза, как и для генераторов с газовым охлаждением, помещаются плоские полупроводящие
85
прокладки толщиной 0.5 мм. Такую конструкцию крепления имеет, в частности, опытный турбогенератор с водяным охлаждением обмоток статора и ротора мощностью 300 Мвт, 3000 об./мин. на
станции г. Киль (ФРГ).
Д-Д
Рис. 4-6. Крепление стержней обмотки статора в пазу (фирма «Дженерал Электрик», США).
1,2 — встречные клинья; 3 — сердечник; 4 — формую щийся материал; 5 — изоляция майкопел; 6 — медные проводники; 7 — асбестовая лента; 8 — волнистая стек лотекстолитовая прокладка.
Фирма «Альстом» в своих турбогенераторах большой мощности
на дно паза и между стержнями также помещает специальный
формующийся материал. Прокладки из материала нарезаются
по ширине узкой части стержня.
86
Конструкция крепления обмотки статора в пазовой части, применяемая в турбогенераторах большой мощности фирмой
«Дженерал Электрик», показана на рис. 4-6. Для обеспечения радиального закрепления стержня в пазу используется составной по высоте клин со встречной заклиновкой. Для закрепления стержня в тангенциальном направлении между стенкой паза и стержнем устанавливается волнистая стеклотекстолитовая про кладка, для чего стержни в паз укладываются с зазором в 1 мм. Для обеспечения плотного прилегания стержня ко дну паза и относительно друг друга используется формующийся термореак тивный материал. Стержни с прокладками из формующегося мате риала обматываются полупроводящей лентой, состоящей из ас
бестовых нитей и нитей полупроводящей резины. При этом на нижний стержень (у дна паза) прокладки из формующегося мате риала накладываются с двух сторон стержня, а на верхний стер жень только с одной стороны, причем в сторону дна паза.
Для проверки надежности конструкции крепления были вы полнены исследования на специальной модели. Между стержнями создавались усилия, в 3 раза превышавшие максимальные усилия, имевшие место в серийных машинах наибольшей мощности. Ис следования показали, что при использовании конструкции креп
ления, показанной на рис. 4-6, максимальный размах вибросме щений стержня составил 17 мкм. Стержень, хорошо закрепленный
впазу, стремится вести себя как упругое основание с модулем упругости, определяемым поперечным сечением стержня. При не достаточном закреплении (во время опытов это достигалось с по мощью прокладки толщиной 0.4 мм у выхода из паза) стержень ведет себя как упругая балка, частота собственных колебаний которой может составить 120 Гц при некоторой критической длине,
вто время как в первом случае частота собственных колебаний значительно выше 120 Гц.
4-. КРЕПЛЕНИЕ ОБМОТКИ В ЛОБОВОЙ ЧАСТИ
Лобовая часть обмотки статора, особенно на выходе из паза, является более уязвимой в отношении возможности механиче ского повреждения, чем пазовая часть, так как выполнить надеж ное крепление лобовой части обмотки значительно труднее.
Анализ существующих типов креплений лобовых частей ста торных обмоток показывает, что все виды креплений можно разде лить на три большие группы — крепления шнурового, бесшнуро вого и смешанного типов.
Американская фирма «Дженерал Электрик» в мощных турбо генераторах как двух-, так и четырехполюсного исполнения при меняет систему крепления лобовой части типа «тетралок» (рис. 4-7).
Впервые такая система была использована в 1965 г. В дальней шем в систему был введен ряд усовершенствований.
87
Внешние аксиальные кронштейны прикрепляются к танген
циальным кронштейнам, которые |
в свою очередь |
прикреплены |
к нажимному фланцу сердечника. |
Тангенциальные |
кронштейны |
выполняются на опорах, дающих возможность перемещаться
в аксиальном направлении всей системе крепления при тепловом расширении проводников статора.
Бандажные кольца статора выполняются из стеклопластика на полиэфирных связующих и прикрепляются к аксиальным крон-
Рис. 4-7. Крепление стержней обмотки статора в лобовой части
(фирма «Дженерал Электрик», США).
1 — сердечник статора; |
2 — нажимной фланец; |
3 — кронштейн; 4 — опоры; |
S — радиальные вязки; |
в — бандажные кольца; 7 — стержни обмотки ста |
|
тора; з — формующийся материал; 9 — кольцо; |
10 — тесьма с регулируемым |
|
|
натяжением. |
|
штейнам с помощью пропитанных стекловолокон. Все радиальные и тангенциальные прокладки для крепления лобовых частей и’
соединительных шин выполняются с применением формующихся материалов («корформинг»), которые обеспечивают очень плот ное прилегание стержней обмотки к элементам крепления. Стержни обмотки глубоко вдавливаются в радиальные прокладки из фор мующегося материала, чем достигается дополнительное ограниче
ние возможного перемещения лобовых частей обмотки в танген
циальном направлении. Стержни обмотки между собой, а также нижние стержни и бандажные кольца перевязываются с помощью пропитанного стекловолокна. Головки стержней ближайшего к расточке слоя обмотки прикрепляются с помощью вязок к бан
дажному дополнительному кольцу, также выполненному из
88
стеклопластика на полиэфирных связующих. Это бандажное кольцо прикрепляется к кронштейнам с помощью пропитанной
тесьмы из стекловолокна, причем натяжение тесьмы может регу
лироваться. Бандажное кольцо у головок стержней ограничивает их возможные перемещения в радиальном направлении. В допол нение к тангенциальным распоркам из формующегося материала смежные стержни обматываются пропитанной лентой из стекло
волокна.
Рис. 4-8. Общий вид лобовой части обмотки (фирма «Дженерал
Электрик», США).
Лобовые части обмотки и соединительные шины армируются пропитанной стеклолентой, которая обеспечивает более высокий уровень механической прочности в промежутках между изоля цией и вязками или прокладками. После закрепления лобовые части обмотки пропитываются эпоксидным компаундом и запе каются в специальных печах с помощью воздуха, нагретого до 120o С. В результате получается жесткая монолитная конструк ция креплений всей лобовой части обмотки (рис. 4-8).
Учитывая, что проведение испытаний крепления обмотки ста тора на натурных машинах является затруднительным и опасным в связи с возможным появлением скрытых повреждений, исследо
89