Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
вания новых методов крепления проводились на специальной модели, представляющей собой натурную машину укороченной длины без ротора.
В первом варианте модель обмотки статора имела обычное охлаждение и обычное «веревочное» крепление лобовых частей с одной стороны и прототип системы крепления «тетралок» с дру
гой стороны. Обмотка статора, оснащенная тензодатчиками и дат чиками смещения, была подвергнута воздействию ударного тока к. з. в лаборатории разрывных мощностей. Испытания, повторяв
шиеся 15 раз, показали, что «веревочное» крепление не обеспечи вает необходимой жесткости, а смещения лобовых частей при «веревочном» креплении во время к. з. в 3 раза больше аналогич ных смещений при использовании системы «тетралок».
В 1962 г. на основе первого варианта с учетом результатов ис пытаний был создан второй вариант модели, в котором была уста новлена обмотка статора с водяным охлаждением и усовершенство ванная система крепления типа «тетралок» с обеих сторон. Об мотка 28 раз подвергалась ударным к. з. Результаты испытаний подтвердили целесообразность выполненных усовершенствований системы «тетралок», а также показали, что гидравлические соеди
нения и водяные шланги могут выдержать ударные к. з. После
испытаний не было обнаружено течей в водяных соединениях.
Как и при испытаниях первого варианта модели, перемещения лобовых частей определялись также с помощью кинокамеры с ча стотой 4000 кадров в секунду.
Для оптимизации крепления лобовой части обмотки был раз работан третий вариант модели. В этом варианте также была уста новлена обмотка с водяным охлаждением. Лобовые части с одной стороны модели закреплены по системе «тетралок», применяемой
всерийных машинах; с другой стороны — по новой усовершен ствованной системе. Модель допускает проведение исследований
вустановившемся режиме. Для компенсации реактивного сопро
тивления обмотки была использована батарея конденсаторов ем костью 141 MBA. На обмотку статора подается ток 11 кА, 60 Гц от специального трансформатора. В 1967 г. испытания на модели
начались исследованием частотных характеристик и форм колеба ний лобовых частей обмотки. Усилия, имевшие место в обмотке, модели, соответствовали натурному турбогенератору мощностью
1800 МВт. До настоящего времени не было замечено ни истирания, ни износа изоляции обмотки.
Виюле 1970 г. обмотка модели несколько раз подвергалась действию ударного к. з. в лаборатории разрывных мощностей.
Врезультате было выявлено, что примерно при тех же максималь
ных усилиях перемещение лобовых частей обмотки составляло всего лишь 1/10 соответствующих перемещений, наблюдавшихся при испытаниях второго варианта модели. Было обнаружено
также несколько трещин толщиной в волос на крашеной поверх
90
ности тангенциальных распорок в межфазной зоне. После испыта
ний на ударное к. з. лобовые части обмотки вновь подвергались воздействию установившегося тока,но увеличения уровня вибра
ций обнаружено не было.
По данным испытаний, максимальный размах вибросмещений лобовых частей обмотки составил 50—70 мкм. Частотная харак
теристика лобовых частей имеет сложный характер с несколькими резонансными частотами. Резо нансные максимумы имеют раз мытый характер, что объясня ется монолитностью обмотки
в лобовой части.
Измерений вибраций лобо
вых частей обмотки статора на натурных машинах не произво дилось.
Рис. 4-9. Расположение |
Рис. 4-10. Зависимость вибрации |
||||||||||
тензодатчиков на |
лобовой |
лобовой |
части |
обмотки |
статора |
||||||
части обмотки статора гене |
генератора 500 МВт от скорости |
||||||||||
ратора |
500 |
МВт. |
вращения |
ротора при к. з. |
|||||||
1 — стержень; |
2 —■ кронштейн; |
а — радиальные |
смещения; |
б — тан |
|||||||
3 — наружный диаметр гребен |
генциальные; |
Г — водяной |
коллектор; |
||||||||
чатого |
кольца; |
4 — водяной |
2 — гребенчатое |
кольцо; |
3 — конус; |
||||||
коллектор; |
5 — внутренний |
4 — стержень; |
5 — кронштейн; |
« — |
|||||||
диаметр |
гребенчатого |
кольца; |
внутренний |
диаметр |
гребенчатого |
||||||
6 — конус; 7 — сердечник; 8 — |
кольца; |
7 — наружный |
диаметр |
гре |
|||||||
воздушный зазор, |
9 — ротор.- |
|
бенчатого кольца. |
|
Фирма «Альстом» в основу крепления лобовых частей обмотки
статора также положила применение формующегося материала.
Лобовая часть обмотки крепится на кольцах, устанавливаемых на кронштейнах. Для повышения жесткости лобовой части с вну тренней стороны корпуса обмотки размещается кольцо. На об мотку и кольцо вдоль внутреннего конуса укладываются ребра, которые распираются изнутри кольцом, расположенным около середины ребер. Групповые вязки выполняются стекловолокном.
В связи с использованием формующихся материалов трижды проводится запекание обмотки статора при температуре НО— 120o G — после укладки слоев обмотки и закрепления лобовых частей.
91
В генераторах «Дженерал Электрик» (Англия) предусматри вается крепление лобовых частей обмотки статора с помощью пластмассовых внутренних колец, планок и внешних бандажных колец, укрепляемых на кронштейнах. Лобовые части бандажируются к кольцам и смежным прокладкам с помощью стеклошнура. Между каждым третьим стержнем помещается плоская трубка из пластика, в которую под давлением подается термореактив ная смола для увеличения жесткости конструкции лобовых частей.
Английской фирмой «Парсонс» крепление лобовых частей об-
мотки статора |
осуществляется с |
помощью мощных неметалличе |
|||||||||
|
|
|
|
|
ских опор, колец и гребенок из изо |
||||||
|
|
|
|
|
ляционного |
материала; |
стержни |
||||
|
|
|
|
|
в |
лобовой |
части укладываются |
||||
|
|
|
|
|
впритык. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фирма «Парсонс» провела по |
|||||
|
|
|
|
|
дробные |
исследования |
вибрации |
||||
|
|
|
|
|
лобовых частей обмотки статора на |
||||||
|
|
|
|
|
турбогенераторах 200 и 500 МВт, |
||||||
|
|
|
|
|
3000 об./мин. |
Расположение тен |
|||||
|
|
|
|
|
зодатчиков |
на |
лобовых |
частях |
|||
Рис. 4-11. Крепление лобовой |
показано на рис. 4-9, результаты |
||||||||||
части |
обмотки |
статора |
фирмы |
исследований вибрации приведены |
|||||||
|
«Броун |
Бовери». |
|
на рис. 4-10. |
|
|
|
||||
3 — планки; 4 — клинья; 5 — крон |
|
На основании проведенных ис |
|||||||||
эластичные пружины; 8 — корпус ста |
следований |
сделаны |
следующие |
||||||||
1 — сердечник; |
2 — обмотки |
статора; |
выводы [98]: |
с |
увеличением мощ |
||||||
штейны; |
тора; |
9 — кольца. |
|
||||||||
в — нажимной фланец; 7 — |
ности генератора вибрации воз |
||||||||||
|
|
|
|
|
растают |
но |
нелинейному |
закону; |
|||
|
|
|
|
|
в районе |
головок лобовых частей |
обмотки амплитуда вибрации является наибольшей; стержни
верхнего слоя обмотки имеют большее тангенциальное смещение, чем стержни нижнего слоя; тангенциальное смещение нижнего
слоя стержней лобовых частей обмотки, крепящихся кронштейном с помощью шнура, может быть ограничено.
Для турбогенераторов с водяным охлаждением фирмы «Броун
Бовери», а также «Крафтверкунион» применяют разборные методы крепления обмотки статора с помощью системы планок и накладок,
изготовленных из стеклопластика.
Втурбогенераторах фирмы «Броун Бовери» обмотка крепится
спомощью системы накладок, соединенных между собой радиаль
ными болтами из стеклопластика (рис. 4-11). Go стороны расточки статора планки удерживаются кольцом также из стеклопластика. G наружной стороны планки поджимаются с помощью клиньев, устанавливаемых между планками и кронштейнами. Для обес печения аксиальных смещений используются радиальные эластич ные пружины, выполненные из стеклопластика, с прорезями.
92
Кроме того, дополнительно головки стержней обмотки крепятся между собой с помощью стеклопластиковых сегментов.
Фирма «Крафтверкунион» (рис. 4-12) для турбогенераторов
с водяным охлаждением использует разборное крепление лобо
вой части обмотки статора. Лобовые части стержней опираются
на опорное конусное кольцо из древесного пластика. По всей поверхности кольца, а также стеклотекстолитовых прокладок, помещенных между верхним и нижним стержнем и сегментов,
Рис. 4-12. Общий вид лобовых частей — обмотки статора в турбогенераторах фирмы «Крафтверкунион».
с помощью которых закрывается вся поверхность обмотки, имеются канавки для прокладок из формующегося материала. Лобовые
части обмотки прижимаются к опорному кольцу с помощью бол тов из стеклопластика и немагнитных гаек. Между стержнями
втангенциальном направлении устанавливаются прокладки.
Стержни для закрепления обмотки с помощью болтов имеют раз личную длину прямолинейной части при выходе из паза.
Фирма «Броун Бовери» применяет специальные точные шаб лоны для подгонки размеров каждого из стержней обмотки как
впазовой, так и лобовой частях. После укладки обмотки исполь зуются приспособления в виде кольца с радиальными болтами и стеклопластиковыми накладками для дополнительного поджатия и получения более точной формы лобовых частей обмотки.
ГЛАВА ПЯТАЯ
НОВЫЕ ТИПЫ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК СТАТОРА И РОТОРА
15-. ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТКИ СТАТОРА
В настоящее время для обмоток статоров турбогенераторов повсеместно используется высоковольтная изоляция на основе стеклослюдинитовых или стекломикалентных лент и термореак тивных связующих. Широкое применение находят следующие типы термореактивной непрерывной изоляции: термоластик («Вестин
гауз», США), майкапел («Дженерал Электрик», США), изотенакс
(«Альстом», Франция), микаластик («Крафтверкунион», ФРГ),
микадур («Броун Бовери»), слюдотерм (ЛЭО «Электросила»),
монолит («Сибэлектротяжмаш», «Уралэлектротяжмаш») и др.
При изготовлении лент в качестве связующих применяются эпо ксидные составы. Помимо них могут быть использованы поли
эфирные или кремнийорганические смолы. Изоляция элементар ных проводников производится с помощью стеклопряжи с про питкой также эпоксидными смолами.
После формовки конфигурация стержней большинством фирм проверяется на шаблонах, воспроизводящих паз и опорную контрукцию для лобовых частей; перед наложением первого слоя производится промазка стержня.
Подробные исследования по сопоставлению свойств изоляции при использовании эпоксидных или полиэфирных смол в качестве
связующих были проведены фирмой «Хитачи», Япония [41].
В результате исследований было выявлено следующее: а) при
температуре нагрева свыше 100° C изоляция на основе эпоксидных
смол обладает лучшими диэлектрическими свойствами; б) в ре зультате испытаний на тепловое старение, которые проводились при температуре до 150° C в течение 10 дней и при температуре до 130—180° G в течение одного года, было установлено, что электри
ческие и механические свойства изоляции на основе эпоксидной смолы менее подвержены изменению;
в) испытания на тепловые циклы (1000 циклов нагрев—охла ждение) показали, что изоляция с эпоксидной смолой в качестве связующего сохраняет более высокую прочность на разрыв и прочность склеивания. Расслоения и образования трещин в ней
94
не наблюдается. Все это позволит в будущем использовать этот вид изоляции при изготовлении стержней длиной до 10 м для статоров турбогенераторов повышенной мощности;
г) изоляция на основе эпоксидной смолы более однородна, что позволяет уменьшить толщину изоляционного слоя, а следова
тельно, и общие габариты машин. |
Таблица 5-1 |
||
Связующие новых видов изоляции |
|
||
Параметры |
'Температура, |
Эпоксидная |
Полиэфирная |
0C |
смола |
смола |
|
Удельная ударная вязкость, |
25 |
2.0 |
1.5 |
г/см.сек............................................ |
|||
Удельный вес, Г/см3.................... |
25 |
1.2 |
1.1 |
Усадка, %......................................... |
— |
3.9 |
7.2 |
Прочность на разрыв, кГ/см2 . . { |
100 |
350 |
232 |
Удлинение, % |
120 |
215 |
63 |
160 |
10 |
15 |
|
Потери в весе за 40 дней, % . . |
0.5 |
4.2 |
|
Тангенс угла диэлектрических по |
100 |
0.6 |
0.8 |
терь, %......................................... |
|||
Сопротивление, ом.см.................... |
100 |
IO13 |
10lβ |
Сравнительные характеристики связующих на эпоксидных и
полиэфирных смолах приведены в табл. 5-1.
Кремнийорганические связующие имеют высокую нагревостойкость, обеспечивают влагонепроницаемость обмотки. Однако, как показали исследования, при их применении значительно повышаются температуры и необходимое время изготовления стержней. Кроме того, эти связующие более дорогие по сравнению
сэпоксидными. Поэтому в настоящее время они не находят при менения при создании изоляции турбогенераторов.
Получили распространение два основных метода изготовления обмотки статора при применении термореактивных связующих —
сиспользованием пропитанных смолами лент и сухих лент.
При использовании пропитанных лент стержень обмотки ста тора изолируется стеклослюдинитовой лентой или стекломикалентой, содержащей необходимое количество термореактивного связующего; изготовление стержня производится без добавления
связующего. Качество изоляции улучшается, если в процессе изготовления стержней производится их вакуумирование. Это позволяет удалить газовые включения и, благодаря этому, повы
сить диэлектрические свойства изоляции.
При применении сухих лент стержень после наложения изо
ляции подвергается вакуумной обработке с последующей пропит кой термореактивными связующими и выпечкой.
95