Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
зано главным образом с тем, что опытное значение номинального тока возбуждения может несколько отличаться от расчетного.
5-. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
V-
B перспективе следует ожидать дальнейшего повышения напря-
жения обмотки статора, следовательно, можно ожидать значитель ных трудностей при испытании стержней обмоток как в процессе
их производства, так и при укладке обмотки. Поэтому необходимо разрабатывать новые методы испытаний обмотки. Одним из спосо бов испытаний стержней обмотки является проведение испытаний
в атмосфере водорода (азота) при рабочих давлениях.
Важно внедрить комплексные методы испытаний изоляции и
разработать критерии ее оценки.
Необходимо также проведение исследований по совершенство ванию характеристик и параметров изоляции, в частности обес печению большей ее эластичности при одновременном увеличении слюдосодержания до 70—75%. Это позволит уменьшить толщину изоляции и сократить размеры турбогенераторов.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ПОКОВКИ РОТОРОВ И БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ
61-. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время в связи с ростом мощностей турбогенерато ров проблемы создания поковок роторов и бандажных колец являются центральными в турбогенераторостроении. В двух
полюсных машинах сложность их обусловлена главным образом
Рис. 6-1. Зависимость веса |
Рис. 6-2. Зависимость веса |
||
ротора от мощности турбо |
ротора |
от мощности турбо |
|
генераторов фирмы «Броун |
генераторов фирмы |
||
|
Бовери». |
|
«Мицубиси». |
1 — двухполюсные; |
1 |
— двухполюсные; |
|
2 — четырехполюсные. |
2 — четырехполюсные. |
||
механической |
прочностью поковок, а |
в четырехполюсных — |
|
их большим |
весом. |
|
|
На рис. 6-1 приведена зависимость веса роторов двухполюсных и четырехполюсных турбогенераторов от полной мощности, по
данным фирмы «Броун Бовери», Швейцария [123]. Зависимости
даны для турбогенераторов, работающих с частотой 50 и 60 Гц. Однако разброс в значениях веса при той же мощности связан не только с различием частоты, но также и с различием в способах
[06
охлаждения. Аналогичные зависимости для поковок роторов, по данным фирмы «Мицубиси», Япония [130], представлены на рис. 6-2.
На международном совещании по поковкам в Италии [103] в докладе фирмы «Дженерал Электрик» (США) были приведены диаметры и веса роторов двухполюсных и четырехполюсных турбогенераторов при частоте 6θ Гц (рис. 6-3 и 6-4). Сравнение наибольших размеров и веса роторов турбогенераторов, изгото
вленных в период с 1955 г. по
1970 г., показывает значительное снижение этих параметров за 15 лет. Такой прогресс был возможен
PMBt Р,МВт
Рис. 6-3. Диаметры роторов турбо |
Рис. 6-4. Веса роторов турбо |
|
генераторов при |
частоте 60 Гц. |
генераторов при частоте 60 Гц. |
1 — двухполюсные, |
1800 об./мин.; 2 — |
1800 об./мин.; 1 — двухполюсные, |
четырехполюсные, 3600 об. /мин. |
2 — четырехполюсные, 3600 об./мин. |
благодаря совершенствованию технологии литья, ковки и терми ческой обработки крупных поковок. Особое значение среди всех
мероприятий имела вакуумная разливка стали, которая суще ственно уменьшила содержание растворенного водорода. Боль шое количество примеси водорода может служить причиной обра зованию флокенов (мелких трещин), к тому же при вакуумной разливке металл оказывается защищенным от окисления. Все это
привело к большей однородности металла, повышению его пла стичности при высоких прочностных свойствах и даже улучшению магнитных свойств стали. В результате появилась возможность увеличения веса слитков и использования основной стали электро-
дуговых печей.
26.- ПОКОВКИ РОТОРОВ ДВУХПОЛЮСНЫХ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ
Роторы крупных турбогенераторов изготовляются из слитков легированной хромоникельмолибденовой и хромоникельмолиб-
денванадиевой стали. Предпочтение отдается последнему виду
стали [41], содержащему 1—3% никеля, 1.5% хрома, до 0.5%
молибдена и около 1% ванадия. После термической обработки
toy
такой стали получаются следующие механические свойства поко вок: предел текучести 55—68 кГ/мм2, предел прочности 75— 83 кГ/мм2 и относительное удлинение 28—16%. Отечественная промышленность достигла высоких показателей коэффициента
использования слитков. Так, вес поковки ротора турбогенератора
мощностью 500 МВт составил 64% от веса слитка, а вес поковки ротора машины 800 МВт — 70%. Особенно сложные задачи воз никли при создании поковок роторов турбогенераторов мощностью 1200 МВт. Из рис. 6-1 и 6-2 следует, что вес поковки в этом слу чае достигает 105—110 т. При существующем в международной
практике соотношении веса крупной поковки и слитка (около 50%) возникла необходимость в слитках примерно 220 т: Создание слитка такого веса и получение поковки с высокими механическими свой
ствами позволяет отечественному турбогенераторостроению занять
ведущее .положение в области двухполюсных турбогенераторов большой мощности.
На основе поковки весом 105—110 т может быть выполнен ротор с диаметром 1250 мм, длиной бочки ротора около 8000 мм
и общей длиной вала около 15.5 м.
Следует заметить, что в СССР к двухполюсным роторам предъ
являются следующие требования: предел текучести до 65 кГ/мм2,
предел прочности 80 кГ/мм2, относительное удлинение 16%. В США от аналогичных роторов требуется: предел текучести 42—59.5 кГ/мм2, предел прочности 60—85 кГ/мм2, относительное удлинение 16—20%. Из приведенных данных видно, что механи ческие свойства поковок находятся практически на одинаковом уровне, но, учитывая номинальные скорости вращения (3000 и 3600 об./мин.), запасы прочности в США будут меньше, чем
вСССР.
Внастоящее время как в СССР, так и за рубежом ведутся пред варительные разработки двухполюсных турбогенераторов мощ
ностью до 2000 МВт при скорости вращения 3000 об./мин.
Возрастание мощностей турбогенераторов с 1200 до 2000 Мвт по требует увеличения размеров роторов. Для этой цели будет необхо
димо не только повышение веса поковок, но и улучшение их проч
ностных показателей. По предварительным расчетам турбогене ратор мощностью 1600 МВт должен иметь диаметр бочки ротора
1300 мм и длину бочки ротора 8300—9700 мм. Для такого диа метра ротора предел текучести должен быть 70 кГ/мм2, а предел прочности 85 кГ/мм2 [91]. Турбогенератор мощностью 2000 МВт
при значении переходного индуктивного сопротивления x'd ≤ 0.4 должен иметь следующие размеры бочки ротора: диаметр 1400 мм, длина 9700—11 000 мм. В данном случае потребуются еще более высокие механические показатели роторной стали. Следует за метить, что если исключить ограничение по величине переходного индуктивного сопротивления, то турбогенератор мощностью 2000 МВт можно выполнить с меньшими размерами ротора: диа-
108
метром 1300 мм и длиной 9500 мм. При этом величина х'л будет равна 0.45.
Увеличение веса поковок может быть достигнуто за счет уве
личения веса слитков и роста отношения веса поковки к весу слитка. Таким образом, металлургам предстоит решить сложные проблемы по увеличению веса поковок с одновременным повыше нием механических свойств сталей для двухполюсных турбогене
раторов очень большой мощности.
Принимая во внимание высокие требования к надежности
поковок, очень большое внимание уделяется контролю их качества. Прежде всего, из бочки ротора вырезаются образцы в тангенциаль ном и радиальном направлениях, а из конца вала — в продоль ном направлении. Для этой цели бочка ротора и вал выполняются с определенными припусками по длине. Образцы проходят проч ностные испытания со статическими и ударными нагрузками,
а также усталостные испытания. Наряду с этим проверяются и магнитные свойства роторной стали.
Для выявления возможных дефектов в стали ротора широко
используется ультразвуковая дефектоскопия. В крупных поковках такая проверка выполняется два раза: после обдирки поковки
и механической обработки ее поверхности и после сверления цен трального отверстия и термообработки с последующей обработкой поверхности.
Кроме проверки поковки ультразвуком, производится тща
тельный осмотр поверхности центрального отверстия C помощью перископической трубы. Это дает возможность произвести не только тщательную проверку центральной части поковки, но и удалить из поковки ту ее часть, где дефекты являются наиболее вероятными. Большая вероятность дефектов в центральной части, как известно, объясняется затвердеванием слитка от наружных к внутренним слоям и вытеснением в процессе такого затвердева ния наиболее легких компонентов к центру слитка.
Следует отметить, что наличие центрального отверстия, вы полняемого для проверки качества поковки, приводит к появле нию повышенных механических напряжений на внутренней поверхности вдоль всей бочки ротора (рис. 6-5, а). В связи с этим в зарубежной практике для проверки двухполюсных и четырех полюсных роторов, наряду с рассмотренным, нашел применение и другой способ. Он заключается в выполнении нескольких от верстий полым сверлом. В результате при сверлении каждого отверстия извлекается стержень вплоть до центральной части
ротора (рис. 6-5, б). Металл стержня подвергается тщательной проверке. Хотя максимальное напряжение получается приблизи тельно таким же, как и в способе с центральным отверстием, од нако зоны повышенных механических напряжений имеют локаль
ный характер и не охватывают всю длину ротора. Поэтому такой способ может иметь некоторые преимущества. Наибольшие меха-
109