Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
а полимеризация смолы — в печах. Рабочий градиент изоляций
микадур — 4.5 кВ/мм.
В заключение необходимо отметить, что удаление газообраз ных включений и летучих компонентов во время вакуумирования и прессовки стержней имеет важнейшее значение для диэлектри ческих свойств изоляции. Это поло жение может быть иллюстрировано рис. 5-5. Поэтому совершенствование методов технологии производства об моток статоров может привести к сни жению толщины изоляции или
Рис. 5-4. Срок службы изоляции мика- |
Рис. 5-5. |
Зависимость tgδ |
|
ластик. |
от температуры при различ |
||
1 — средние значения; 2 ■— минимальные; з —■ |
ной степени удаления летучих |
||
компонентов. |
|||
максимальные рабочие напряжения. |
|||
|
1 — частичное |
удаление; 2 — пол |
|
|
ное удаление. |
к увеличению номинального напряжения при той же толщине. Дальнейшие исследования в области материалов (подложек,
связующих, противокоронных покрытий) и технологических про цессов позволит в перспективе перейти от линейного напряжения 24—26 кВ к напряжениям до 33 кВ [114].
25.- ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТКИ РОТОРА
За последние годы в мощных турбогенераторах номинальное напряжение обмотки ротора выросло с 250—375 до 500—600 В, поэтому возрастают и требования к изоляции обмотки ротора.
Витковая изоляция обмотки ротора выполняется в большинстве случаев в виде полосок из стеклопластика; главная изоляция — также из стеклопластика в виде tZ-образной коробки. Ряд фирм, например «Вестингауз» и др., для повышения электрической проч
ности изоляции вводит в стеклопластик слой слюды.
Фирма «Крафтверкунион» пазовую коробочку для обмотки ротора выполняет из стеклоткани (из 2 половин), верхний виток обмотки имеет меньшую ширину для возможности укладки допол нительной изоляции в виде Г-образных прокладок (две на паз).
100
В конструкции изоляции обмотки ротора особое внимание уделяется выбору воздушных промежутков во избежание поверх ностного разряда и обеспечению механической прочности изо ляции, так как изоляция должна выдерживать усилия до 7000 g.
35-. ИСПЫТАНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТКИ СТАТОРА
Качество изоляции в процессе производства турбогенераторов проверяется путем пооперационного испытания высоким напря жением переменного тока, снижающимся от операции к операции.
Фирма «Джеперал Электрик» (США) выбирает испытательное напряжение для стержней до укладки 3—3.5 номинального. Кроме
пооперационного контроля электрической прочности всех стерж ней, производится испытание на корону и «простукивание» изо
ляции.
В порядке систематического контроля технологии от каждого комплекта стержней отбирается один для лабораторной проверки,
включающей: определение кратковременной электрической проч ности, определение tgδ и Atg δ, определение размеров стержня и толщины изоляции, определение содержания в изоляции свя зующего слюды и летучих, определение правильности наложения
ленты (отрезок стержня прокаливается и затем изоляция разматы
вается, при этом проверяется укладка и повреждение слюды). Определение сцепления изоляции со стержнем путем выпрессовки отрезка стержня из изоляции, определение механических пара метров стержня, в частности его жесткости.
Если обнаруживаются какие-либо отклонения от нормы, то производится проверка технологии по всей цепочке.
Уровень испытательного напряжения для машин с напряже
нием более 20 кВ, согласно последним рекомендациям МЭК,
принимается равным
2(7tt4-lκB.
В готовых стержнях фирмой «Броун Бовери» стержни испыты ваются также высоким напряжением, равным двойному номиналь ному плюс 6 кВ.
Фирма «Крафтверкунион» в качестве окончательного испыта тельного напряжения принимает 2i7π-)-3 кВ. При этом в процессе
укладки обмотка подвергается следующим испытаниям высоким напряжением (в процентах от окончательного):
после укладки нижнего ряда обмотки |
115, |
после укладки верхних стержней |
ПО, |
после пайки соединений (каждая фаза отдельно) |
105. |
Вбольшинстве фирм используется метод оценки состоянии изоляции путем измерения tgδ [44].
Вкачестве критерия оценки изоляции при измерении tgδ наиболее часто применяется изменение кривой tgδ при изменении
101
напряжения в пределах от 0.2—0.8 Ua или 0.2—1.0 Ua, Фирмы Франции и Италии считают стеклослюдинитовую изоляцию удов летворительной, если выполняются условия табл. 5-4. Фирма «Броун Бовери» для изоляции стержневых обмоток использует
правила |
|
|
|
∆tgδ |
|
<5∙1> |
|
|
|
|
|
|
tgδO.2tZ.. <0. 04, |
) |
|
|
|
|
|
|
ɪ ≤ (0. 1 Ua + 4) 10-3 , J |
||
где |
Ua — |
номинальное напряжение, кВ. |
|
||||
|
По нормам |
VDE |
в ФРГ при напряжении 20 кВ допустимое из |
||||
менение |
tgδ1 0—tg δ0 s составляет |
5∙10~3. |
Японии применяется |
||||
|
В исследовательских целях в |
фирмах |
метод измерения наибольшего кажущегося заряда для проверки
Допустимые значения tg S |
5-4 |
состояния изоляции |
в усло |
||
|
Таблица |
виях эксплуатации, |
при этом |
||
Страна |
Номиналъ» |
|
для |
машин с напряжением |
|
ное напря (tg 8c.B-tgS0J-IO-3 |
до |
11 кВ в качестве крите |
|||
|
жение, кВ |
|
рия |
используется величина |
|
|
|
|
IO4 |
пК. |
|
|
Í |
5.65 |
7 |
Во Франции, Италии и |
||
|
I |
10.3 |
9 |
Швейцарии применяется |
ме |
|
Франция |
II |
15.3 |
12 |
тод измерения величины ква |
||
|
|
20 |
16 |
дратичного потока при кажу |
||
|
|
10 |
9 |
щихся разрядах. Измерения |
||
Италия |
|
15 |
12 |
производятся при частотах |
||
|
I |
20 |
20 |
10, 130 или 472 кГц. Общих |
||
|
|
|
|
критериев не имеется; так, |
||
|
|
|
|
во Франции |
используется |
|
|
|
|
|
величина IO-7 |
K2∕ceκ. |
Ф, |
вИталии Ю~6 K2∕ceκ. Ф, в Швейцарии — 5∙10~6 K2∕ceκ. Ф.
Для машин, находящихся в эксплуатации, в Швейцарии
используется напряжение переменного тока 1.5 Ua или постоян ного тока, равное 1.7 X 1.5 Ua, Для проверки состояния изоляции лобовых частей обмоток рекомендуется измерение токов утечки
при низкой частоте.
Представляет интерес использование метода хроматографиче ского газового анализа продуктов разложения изоляции обмоток, а также исследование механических напряжений в изоляции.
Во Франции методом хроматографического анализа производится обследование 20 турбогенераторов мощностью 250—600 МВт.
При разработке новых видов изоляции в научно-исследова
тельских институтах и заводах особо важное значение приобретает метод комплексных испытаний изоляции, который предполагает испытание стержней обмоток с одновременным воздействием элек трического поля, температуры, вибраций и влажности. При этом испытательные установки должны позволять ускорение процес-
ФЗ
сов за счет повышения температуры, напряженности электриче ского поля, амплитуд вибраций с одновременным: ростом частот.
В настоящее время в СССР и за рубежом создаются многочис ленные специальные установки для комплексных испытаний. Для эффективного использования таких установок важно разра ботать методы и установить критерии оценки изоляции. В этом отношении решающее значение имеет работа международных орга
низаций СИГРЭ и МЭК. Необходима, в частности, более совер шенная классификация изоляции по сравнению с действующей
системой, базирующейся на ее теплостойкости.
45-. ИСПЫТАНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТКИ РОТОРА
В соответствии с действующими нормами в большинстве стран испытательное напряжение (действующее значение переменного тока частотою 50 Гц) изоляции обмотки ротора принимается
равным 10 Uvn, но не менее 1.5 кВ и не более 3.5 кВ.
В США действуют нормы, предписывающие проводить испыта ния напряжением 10 ZTpn с минимальным напряжением 1500 В,
но без указания верхнего предела.
Выбор максимального испытательного напряжения обмотки ротора должен определяться возможными величинами перенапря
жений на зажимах ротора в анормальных режимах.
Наибольшие перенапряжения получаются для систем возбу ждения с выпрямителями в асинхронном режиме при потере воз буждения, а также при отключении автомата гашения поля (АГП) при несимметричном коротком замыкании в цепи обмотки статора (внешнем или внутреннем).
В СССР исследования таких перенапряжений проводились
на турбогенераторах мощностью от 60 до 300 МВт с вентильными возбудительными системами в реальных условиях эксплуатации.
При этом были получены приводимые ниже величины перенапря жений t7pj,aκe.
1. При самосинхронизации величина Uvmm лежит в пределах от 3.5 до 6 Uv,,, где Uvn — номинальное значение напряжения обмотки ротора. Опыты выполнялись при величинах добавочных
сопротивлений, включаемых на обмотку ротора в режимах само
синхронизации, от 3.5 до 5 Rv, где Rv — сопротивление обмотки возбуждения.
2.В асинхронном ходе при потере возбуждения напряжение на обмотке ротора достигало от 3 до 6.5 ¡7рп.
3.В случае отключения АГП при несимметричном коротком замыкании в цепи статора уровень перенапряжений может быть более высоким, чем в предыдущих двух случаях. Максимальные
напряжения лежат в пределах от 5 до 12 Uvn, причем последнее значение было получено при отключенной защите от перенапря
жений,
103
Впрактике отечественного электромашиностроения для огра
ничения перенапряжений применяются разрядники разового и
многократного действия. Кроме того, при отключении АГП к об мотке ротора подключается защитное сопротивление.
Уставки защиты обмотки ротора от перенапряжения выби раются ниже испытательных напряжений в условиях эксплуата ции, которые в свою очередь ниже значений заводских испытатель ных напряжений обмоток роторов, равных, как указано выше,
IQ Uiπ, но не менее 1.5 кВ и не более 3.5 кВ. Испытательные на
пряжения в условиях эксплуатации составляют до 0.75 от завод
ских испытательных напряжений. Следует попутно заметить, что
вАнглии испытательное напряжение в условиях эксплуатации равно 0.85 от заводского испытательного напряжения, в Швеции —
0.8—0.85.
Всоответствии с изложенными выше положениями в практике
отечественного электромашиностроения разрядники настраи
ваются таким образом, чтобы напряжение срабатывания было приблизительно равно половине амплитуды заводского испыта тельного напряжения. Случаев повреждения обмоток возбуждения, защищенных разрядниками, не отмечалось, хотя срабатывание разрядников в условиях эксплуатации отмечалось неоднократно.
Полученный опыт эксплуатации показывает, что применение диодных или тиристорных систем возбуждения в случае исполь зования защиты от перенапряжений не требует усиления изоля ции обмоток роторов.
При проведении испытаний обмоток роторов, равно как и при расчетах возбудительных систем, важно иметь единое определение номинального напряжения возбуждения. В настоящее время номи
нальные напряжения определяются при номинальном токе ро тора, но при различных тепловых состояниях генератора: при тем
пературе обмотки ротора 75° С; при температуре обмотки возбу ждения, которая получается в условиях эксплуатации при номи нальной нагрузке генератора; при температуре, которая допустима для изоляции ротора в длительном режиме.
Наиболее логичным представляется определение номинального напряжения при температуре обмотки ротора, получающейся при номинальной нагрузке турбогенератора (активная мощность,
напряжение и ток статора). Однако в этом случае и расчеты устой чивости должны базироваться не на постоянной времени обмотки ротора, определенной при температуре 75° С, как это обычно
делается, а на значении постоянной времени при температуре номи нального режима.
Недостатком выбора номинального напряжения возбуждения по рабочему режиму является то, что остаются два значения на
пряжения: расчетное (на стадии проектирования) и опытное в ре альных условиях работы генератора. Различие в значениях номи нального напряжения возбуждения в данном случае будет свя-
104