Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
цательное напряжение, равное 150% номинального. При испы таниях на заводском стенде было установлено, что при скачко образном изменении входного сигнала у регулятора потолочное
напряжение достигало на время менее одного периода перемен ного тока (60 Гц).
В заключение необходимо отметить, что, по оценке специали стов фирмы «Дженерал Электрик», тиристорная система возбужде ния имеет определенные перспективы для применения в качестве передвижной установки для резервного возбуждения. Обычно ре
зервные возбудители представляли мотор-генераторные установки.
Одна такая установка использовалась для 4 турбогенераторов.
Однако в последние 5—6 лет все в большей мере начинает прояв-
Рис. 11-11. Структурная схема автоматического регуля
тора напряжения и системы возбуждения «Алтирскс».
ляться тенденция свести к минимуму резервное оборудование на электростанциях. В связи с этим существенно уменьшается применение резервных возбудителей.
Фирма предложила передвижной тиристорный возбудитель в качестве резервного возбудителя для нескольких электростан ций. Возбудитель, размещаемый на автоприцепе, включает транс форматор, тиристорный выпрямитель,, барабаны с кабелем, авто матический регулятор напряжения и регулятор постоянного тока,
автомат гашения поля с разрядными сопротивлениями, разряд ники. Тиристоры имеют воздушное форсированное охлаждение от вентиляторов с электродвигателями; в системе охлаждения имеются фильтры, позволяющие вести работы в любой окружаю
щей среде. В связи ,с использованием управляемых полупровод никовых вентилей такой возбудитель может быть применен для различных турбогенераторов.
Аналогичное решение в отношении резервного возбудителя начинают принимать в Англии [76], где на общей платформе устанавливается масляный трансформатор, выключатель, два
тиристорных выпрямителя, соединяемых параллельно. При этом выпрямители выполняются по трехфазным мостовым схемам. Передвижная установка снабжается барабаном с кабелем и не-
12 И. А. Глебов, Я. Б. Данилевич |
177 |
большой портативной панелью для временной установки на пульте управления станции.
116. - ТИРИСТОРНЫЕ СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ФИРМЫ «АЕГ» (ФРГ)
Этой фирмой применяется та же принципиальная схема воз будительной системы, что и схема фирм«Броун Бовери» и «Асджен», т. е. схема параллельного самовозбуждения (рис. 11-12). Основное питание преобразователей производится от трансформатора соб
ственных нужд. Однако наряду с этим предусматривается включе ние резервного питания от трансформатора собственных нужд, первичная обмотка которого включается на шины высокого напря жения станции.
В системе возбуждения имеются три одинаковых трансформа тора и тиристорных выпрямителя. Они могут отключаться со сто роны возбудителей и трансформатора тока, что позволяет осущест влять ремонт любого из блоков трансформатор—выпрямитель. Поэтому система возбуждения рассчитывается таким образом,
чтобы два выпрямителя могли обеспечить все режимы работы турбогенератора. Естественно, что в этих условиях отпадает необходимость в резервной возбудительной системе.
Преобразователи с устройствами управления, трансформаторы,
регулятор и другие элементы располагаются ниже уровня машин ного зала. В связи с этим в трансформаторах систем возбуждения используется негорючая жидкость.
Для двухполюсного турбогенератора мощностью 296 MBA
с непосредственным водородным охлаждением обмоток статора и ротора в каждом трехфазном мостовом выпрямителе имеется 24 ти ристора, причем каждая ветвь выпрямителя образуется из четырех параллельно соединенных тиристоров без их последовательного
включения. Охлаждение тиристоров — воздушное, от вентиля
тора. Тиристоры винтового типа имеют средний ток 236 А и пов торяющееся напряжение 1800 В. Общее число тиристоров в воз будительной системе равно 24×3=72.
Возбудительная система рассчитана на выпрямленный ток
3260 А и напряжение 620 В. Так как номинальные значения тока
возбуждения и напряжения составляют 2950 А и |
310 В, [131], |
то длительный ток выпрямителей составляет, 110% |
от номиналь |
ного, а потолочное напряжение около 2 значений номинального. Трансформаторы систем возбуждения имеют мощность 1180
кВА, первичное напряжение 6300 В.
Устройства управления выпрямителями и регуляторы напря жения выполняются с помощью интегральных элементов и полу проводниковых вентилей.
Благодаря резервированию питания и деления системы на три
одинаковые части, возбудительная система фирмы «АЕГ» имеет
178
повышенный уровень надежности. Это достигается за счет увели чения коммутационных аппаратов и числа трансформаторов.
Рис. 11-12. Принципиальная схема тиристорной си
стемы возбуждения фирмы АЕГ (ФРГ).
1 — турбогенератор; 2,3 — трансформаторы собственных нужд; 4—6 — трансформаторы системы возбуждения; 7—9 — тири сторные выпрямители; 10 — шины собственных нужд тепловой электростанции.
117. - ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ СТАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВОЗБУЖДЕНИЯ
1. К настоящему времени достаточно полно рассчитаны системы статического возбуждения в различных переходных режимах лишь при весьма упрощенном учете насыщения трансформаторов и вспомогательных генераторов. Поэтому для разработки оборудо вания с минимальными габаритами и весом необходимо развивать методы расчета возбудительных систем с полным учетом насыще ния магнитных цепей трансформаторов и генераторов.
2. В связи с необходимостью уменьшения запасов по напряже нию при выборе тиристоров важно развивать методы расчета перенапряжений на вентилях в различных видах аварийных ре жимов, включая атмосферные перенапряжения. При этом должны быть усовершенствованы механизмы защиты от перенапряжений,
в частности должны быть снижены разбросы в срабатывании ва куумных дуговых разрядников типа РД-2 многократного действия, применяемых в настоящее время в цепях возбуждения мощных синхронных генераторов.
12* 179
3.Поскольку важно обеспечить точное ( +10%) деление напря жений на последовательно соединенных тиристорах при различной ширине управляющих напряжений в нормальных и аварийных режимах, следует развивать методы расчета коммутационных
перенапряжений на тиристорах в различных режимах работы систем возбуждения и разрабатывать наиболее эффективные
способы их ограничения.
4.C целью снижения запасов тиристоров по токам следует развивать методы расчета тепловых режимов вентилей в разных условиях работы возбудительных систем.
5.Для возможности более широкого применения одногруп
повых схем с двумя одинаковыми выпрямителями, включаемыми параллельно, следует обеспечивать четкое деление токов не только между выпрямителями, но и между ветвями мостовых схем.
6.C целью уменьшения габаритов и надежности работы уст ройств управления тиристорными преобразователями необходим
переход на интегральные схемы.
7.В щитах коммутационной аппаратуры, устройств автомати ческого пуска и остановки, защиты и сигнализации систем воз
буждения применяется громоздкая аппаратура и реле. В связи с этим возникает необходимость разработки и применения более совершенных устройств и существенного уменьшения габаритов шкафов с коммутационной, пусковой и защитной аппаратурой.
8.Уменьшение габаритов шкафов тиристорных преобразо вателей и упрощение схем управления ими зависит от числа
тиристоров, поэтому важно перейти к выпуску таких тиристоров,
которые позволяют отказаться от последовательного соединения
вентилей и уменьшить число параллельно включаемых вентилей
за счет увеличения средних токов тиристоров до 500—1000 А.
9.Для упрощения схем преобразователей необходимы иссле дования по созданию упрощенных способов деления токов между параллельно включенными вентилями без использования сравни тельно громоздких индуктивных делителей тока.
10.Вместо резинотканевых шлангов следует внедрять фторо пластовые шланги.
11.Следует разрабатывать серии тиристорных преобразовате лей с форсированным воздушным охлаждением.
12.C целью упрощения схем коммутации тепловых и атомных электростанций нужно исследовать повышение внутреннего ре зервирования в системах возбуждения с возможностью ремонта
изамены отдельных элементов без нарушения работы турбогене раторов. В дальнейшем это позволит отказаться от резервных возбудительных агрегатов.
13.Развитие статических систем возбуждения должно сопро
вождаться интенсивными работами по созданию надежных уст-і
ройств токосъема.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
БЕСЩЕТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ
12. - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Возможность применения бесщеточных возбудителей для тур
богенераторов впервые была обоснована в 1950 г. Кларемом
Лином, который получил патент на такой возбудитель [ИЗ]. Сразу же после этого фирма «Вестингауз» начала исследователь ские и опытно-конструкторские работы, направленные на практи
ческую реализацию возбудительной системы без щеточно-кон тактного аппарата. К настоящему времени фирма перешла на
выпуск всех турбогенераторов с бесщеточной системой возбужде
ния.
Больших успехов в области создания бесщеточных возбудителей добились фирмы «Крафтверкунион», (ФРГ), «Жемон—Шнейдер» (Франция), «Мицубиси», «Хитачи» (Япония), «Парсонс» и «Дже-
нерал Электрик» (Англия), «Броун Бовери» (Швейцария), «АСЭК» (Бельгия).
За последние 10 лет в СССР также была проведена значитель ная работа в области исследования бесщеточных возбудителей для турбогенераторов, которая завершилась пуском в эксплуата цию сначала опытных установок для турбогенераторов мощностью 6 и 30 МВт, а затем опытно-промышленных возбудителей турбоге
нераторов мощностью 200 и 300 МВт. При этом получили практи
ческую реализацию два направления: создание трехфазных и многофазных возбудителей.
12. - БЕСЩЕТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМ
В области бесщеточных возбудительных систем фирма «Вестин гауз» добилась крупных успехов и занимает ведущее положение в мире. В 1960 г. был введен в эксплуатацию первый опытный
бесщеточный возбудитель для турбогенератора мощностью 50 MBA.
Вращающийся выпрямитель имел 36 кремниевых диодов с макси мальным обратным напряжением 500 В. Каждое плечо трехфазной мостовой схемы было образовано из трех параллельных ветвей,
ISl
при этом каждая из ветвей, защищенная предохранителем, имела два последовательно соединенных диода. Для равномерного распре деления напряжений были использованы активные сопротивления, подключенные параллельно диодам. Вращающийся выпрямитель
ный блок рассчитывался на обеспечение бесперебойной работы турбогенератора при выходе 1/3 диодов, приходящихся на одну
фазу. В качестве возбудителя использовался трехфазный генера тор обращенного типа с частотой 420 Гц. Номинальные данные бесщеточной системы возбуждения следующие: напряжение по стоянного тока 250 В, ток 720 А, скорость вращения 3600 об./мин.
Успешный опыт эксплуатации этого возбудителя позволил
фирме в 1963 г. ввести в эксплуатацию бесщеточный возбудитель с выпрямленным напряжением 375 В и током 3600 А для турбоге нератора мощностью 352 MBA со скоростью вращения 3600 об./мин. Вращающийся выпрямитель был собран по трехфазной схеме
снулевым выводом; в каждой фазе — по 10 параллельных ветвей.
Водну ветвь включалось три последовательно соединенных диода на максимальное обратное напряжение 1000 В каждый. Для защиты диодов от перенапряжений применялись активно емкостные цепи, включенные параллельно диодам. Для равномер ного распределения токов между ветвями в каждую ветвь были включены выравнивающие сопротивления.
В1965 г. эксплуатировалось уже более 30 бесщеточных возбу дителей производства фирмы «Вестингауз» [ИЗ]. В табл. 12-1 приведены основные данные наиболее мощных бесщеточных
возбудителей этой фирмы, Введенных в эксплуатацию в 1967— 1969 гг.
Таблица 12-1
Бесщеточные возбудители фирмы «Вестингауз»
|
Турбогенератор |
|
Возбудитель |
Год ввода |
||
S, |
р, |
|
|
|
в |
эксплуата |
COS φ |
П, |
Pf’ |
vf> |
цию |
||
MBA |
МВт |
|
об./мин. |
кВт |
в |
|
800 |
623 |
0.85 |
3600 |
|
||
4400 |
535 |
1967 |
||||
907 |
764 |
0.90 |
3600 |
4100 |
675 |
1969 |
894 |
728 |
0.85 |
1800 |
5000 |
600 |
1969 |
1125.6 |
1021.8 |
0.9 |
1800 |
4200 |
500 |
1969 |
Из табл. 12-1 видно, что фирма «Вестингауз» применяет бес щеточные системы возбуждения как для двухполюсных, так и для четырехполюсных турбогенераторов.
В конце 1972 г. был введен в эксплуатацию турбогенератор мощностью 823 МВт (914 MBA), cosφ=0.9, напряжением 26 кВ и скоростью вращения 3600 об./мин. с бесщеточным возбудителем. Мощность возбудителя 5225 кВт, напряжение постоянного тока
182
550 В, скорость нарастания напряжения возбуждения 21/сек. В качестве подвозбудителя применен трехфазный синхронный генератор мощностью 76.2 кВА с постоянными магнитами. Особый интерес вызывает прогрессивный метод применения подвозбуди теля такого типа, так как, во-первых, сам подвозбудитель явля ется весьма простым и, во-вторых, исключается необходимость иметь регулятор напряжения у подвозбудителя. Этими соображе
ниями может быть объяснено то, что фирма «Вестингауз» в каче-.
стве подвозбудителей применяет только генераторы с постоянными магнитами.
Опираясь на опыт фирмы «Вестингауз», фирма «Крафтверку-
нион» с самого начала ее организации взяла курс на широкое внедрение бесщеточных возбудителей как для двухполюсных, так и для четырехполюсных турбогенераторов. Первый опытный
бесщеточный возбудитель был выполнен в 1965 г. для турбогене ратора мощностью 100 МВт со скоростью вращения 3000 об./мин. [61]. Затем следовали промышленные образцы возбудителей для турбогенераторов мощностью 200 и 400 MBA, 3000 об./мин.
Вращающийся выпрямитель для турбогенератора 400 MBA, соб ранный по трехфазной мостовой схеме, имеет мощность 1760 кВт
и состоит из 60 кремниевых диодов с номинальным током 200 А (10 параллельных ветвей) и 60 предохранителей на 400 А и 750 В.
Для уменьшения пиков перенапряжений на вентилях параллельно им включены активно-емкостные цепи. В 1973 г. изготовлен и установлен на атомной электростанции турбогенератор мощно
стью 1200 МВт (1500 MBA), 1500 об./мин. с бесщеточным возбу дителем [65, 72]. .
Для всех возбудительных систем подвозбудитель выполняется с постоянными магнитами, как и у фирмы «Вестингауз». Макси
мальная мощность подвозбудителя составляет около 100 кВт.
Особое внимание специалисты фирмы уделяют соединительной муфте между генератором и возбудителем, так как через нее пере
дается ток возбуждения турбогенератора. На одной полумуфте
имеются пальцы, а на второй — гнезда с пружинящими контак тами. Все поверхности серебрятся. В результате такие соедини тельные муфты обеспечивают надежный контакт в условиях неиз бежных вибраций.
На основе расчетов вибрационного состояния валопровода было
найдено, что наилучшим решением является выполнение возбуди
теля с одним подшипником на конце валопровода. Второй опорой возбудителя будет подшипник главного генератора.
Для отработки бесщеточных систем возбуждения фирма «Крафтверкунион» имеет хорошо оснащенные испытательные заводские стенды.
Фирма «Жемон— Шнейдер» в 1968 г. изготовила первичный бес щеточный возбудитёль для турбогенератора мощностью 600 МВт, 3000 об./мин. Вращающийся выпрямитель этого возбудителя
183