Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
В случае ненасыщенной машины напряжение измерительной ка
тушки получается приблизительно пропорциональным току воз
буждения турбогенератора.
Проведенные экспериментальные исследования на моделях и опытных установках показали, что наиболее эффективным спо собом в достижении равномерного деления токов между парал
лельными вентилями является выполнение обмотки якоря возбу дителя с числом параллельных ветвей, равным числу ветвей одного
плеча трехфазной мостовой схемы. Недостаток такого решения заключается в усложнении обмотки якоря за счет большого количества выводов.
Для снижения уровня вибраций в первой промышленной
установке бесщеточного возбудителя турбогенератора типа ТВВ-320-2 был предложен и реализован демпферный подшипник возбудителя со стороны турбогенератора. Такой подшипник отли
чается от обычного |
тем, что вкладыш подшипника соединяется |
с его корпусом с помощью упругих элементов. |
|
Важной научной |
проблемой является повышение быстродей |
ствия диодной бесщеточной системы возбуждения, приближаю щейся к быстродействию тиристорной системы и позволяющего применить APB сильного действия. Обычная диодная бесщеточная система возбуждения является инерционной системой. Ее постоян ная времени Te 0.5 сек. и в основном определяется параметрами обмотки возбуждения возбудителя переменного тока. При таком
значении постоянной времени сйижается эффективность форсиро
вания возбуждения генератора и исключается возможность приме нения сильного регулирования с целью повышения пределов устойчивости [33]. В этих условиях искусственное уменьшение
постоянной времени возбудительной системы до значения Te ≤ ≤ 0.1 сек. приблизило бы ее по своей эффективности к тиристор ным системам возбуждения.
Включение добавочного сопротивления в цепь обмотки возбу ждения возбудителя переменного тока связано с большими поте
рями. В связи с этим было предложено другое решение, основанное на использовании тиристорного выпрямителя в цепи возбуж
дения возбудителя с высокими кратностями форсирования и введе нии жесткой отрицательной обратной связи. При форсировании
возбуждения APB открывает тиристорный выпрямитель и на об мотке возбуждения возбудителя появляется полное напряжение.
Ток возбуждения возбудителя, а следовательно, и напряжение на обмотке ротора турбогенератора увеличивается с постоянной времени Te возбудителя. Однако в связи с большой кратностью форсирования можно получить высокую скорость изменения
напряжения на обмотке ротора турбогенератора. Это в свою оче редь позволяет повысить уровень динамической устойчивости турбогенератора. Для обеспечения высокого уровня статической устойчивости и возможности использования APB сильного дейст
189
вия необходимо существенно уменьшить эквивалентную постоян
ную времени возбудителя. Это достигается за счет жесткой обрат
ной связи, охватывающей возбудитель и тиристорный выпрями
тель.
Для ограничения напряжения на обмотке ротора турбогене ратора двухкратной его величиной во время форсирования воз
буждения возможно введение, напримерR, , дополнительного эле |
||||||||||||||
мента (рис. 12-3). Для этой цели в обмотке возбуждения включается0 |
||||||||||||||
небольшое добавочное сопротивление |
напряжение сRкоторого |
|||||||||||||
подается через стабилитрон и диод на сопротивление |
|
в цепи |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
управления тиристорного вы |
||||||||
|
|
|
|
|
|
прямителя |
ТВ. Стабилитрон |
|||||||
|
|
|
|
|
|
выбирается |
с |
такимR0 |
напря |
|||||
|
|
|
|
|
|
жением, |
чтобы |
напряжение |
||||||
|
|
|
|
|
|
на сопротивлении |
|
появля |
||||||
|
|
|
|
|
|
лось только после достиже |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ния током возбуждения воз |
||||||||
|
|
|
|
|
|
будителя величины, соответ |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ствующей |
|
двухкратному на |
||||||
|
|
|
|
|
|
пряжению на обмотке ротора |
||||||||
Рис. 12-3. Схема ограничения форсиро |
турбогенератора. Только по- |
|||||||||||||
вания бесщеточного |
возбудителя. |
|
|
еле этого |
начинается |
режим |
||||||||
В — возбудитель; |
R — добавочное |
сопротив |
ограничения |
форсирования |
||||||||||
добавочное сопротивление в цепи управления |
возбуждения. |
|
быстродей |
|||||||||||
TB; C — стабилитрон; Д — диод; |
APB — |
|
Исследование |
|||||||||||
ление; ТВ — тиристорный выпрямитель;/?,, |
— |
ствующей бесщеточной систе |
||||||||||||
автоматическийподвозбудитель. |
|
|
|
|||||||||||
регулятор возбуждения; ПВ — |
мы возбуждения проводилось |
|||||||||||||
в 1968—1969 гг. на электро |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
электромаш |
применительно к |
|
|
динамической модели ВНИИ- |
||||||||||
условиям |
работы |
турбогенера |
||||||||||||
тора мощностью 1200 МВт |
через |
двухцепную |
линию электро |
|||||||||||
передачи 500 кВ длиною 400 км |
на |
приемную |
энергосистему |
|||||||||||
большой мощности. В опытах использовался APB сильного дей |
||||||||||||||
ствия и модель бесщеточного возбудителя |
с управляемым выпря |
|||||||||||||
мителем в цепи его возбужденияTe |
, жесткой обратной связью и до |
|||||||||||||
полнительным элементом |
для |
ограничения форсировки. При |
||||||||||||
постоянной |
времени |
=0.5 |
сек. |
использовалось |
10-кратное |
форсирование возбуждения и осуществлялась 5-кратная жесткая отрицательная обратная связь.
Исследования показали, что быстродействующая диодная си стема обеспечивает предельные значения мощностей по условиям
статической и динамической устойчивости, близкие к пределам
тиристорной системы возбуждения. Однако демпфирование ка
чаний в послеаварийном режиме получается хуже. Это объясня ется невозможностью создания в диодной бесщеточной системе отрицательного напряжения на обмотке ротора турбогенератора после прекращения форсировки возбуждения.
190
В заключение необходимо отметить, что в 1970—1971 гг. фирма «Вестингауз» провела разработку быстродействующей диодной системы возбуждения. При этом в основу разработки были поло жены те же принципы, что и во ВНИИэлектромаше, а именно:
высокая кратность форсирования и снижение эквивалентной
постоянной времени возбудителя за счет обратной связи [36].
Первая возбудительная система такого типа введена в эксплуата цию в 1973 г. на четырехполюсном турбогенераторе мощностью
1300 MBA, cosφ=0.9, напряжение 25 кВ, |
а |
вторая |
установка |
на такой же машине намечена к вводу в 1974 г. [119]. |
Основные |
||
данные возбудительной системы следующие: |
1) |
подвозбудитель — |
с постоянными магнитами, мощность 383 кВА, напряжение 352 В, частота 420 Гц, трехфазная обмотка на статоре, скорость враще
ния 1800 об./мин.; 2) возбудитель — мощность 800 кВт, напря жение 570 В, скорость вращения 1800 об./мин. К числу крупных достижений фирмы следует отнести создание трехфазного гене ратора с постоянными магнитами мощностью 383 кВА при ско
рости вращения 1800 об./мин.
Бесщеточная система возбуждения ЛЭО «Элек тр о с и л а » — В H И И Э л е к т р о м а ш. Разработка диодной бес
щеточной системы возбуждения проводилась для турбогене
ратора мощностью |
300 МВт типа ТВВ-320-2, |
3000 об./мин. |
||||
(номинальные ток |
и |
напряжение |
возбуждения |
2900 |
А и |
|
447 В). Сначала был |
создан и испытан на стенде завода |
опыт |
||||
ный вращающийся |
выпрямительный |
блок с |
тремя |
контакт |
ными кольцами для подвода трехфазного питания и двумя кон тактными кольцами для выпрямленного тока. Далее была изго товлена и испытана на заводском стенде бесщеточная система
возбуждения, которая позднее была установлена, испытана и
введена в эксплуатацию на Киришской ГРЭС на блоке мощностью
300 МВт (рис. 12-4).
Питание обмотки ротора турбогенератора обеспечивается воз
будителем переменного тока через диодный вращающийся выпря митель. Регулирование возбуждения турбогенератора осуществ ляется воздействием автоматического регулятора возбуждения через управляемый преобразователь на обмотку возбуждения
возбудителя. Питание регулятора обеспечивается от подвозбу
дителя — высокочастотного индукторного генератора. При этом напряжение на зажимах подвозбудителя поддерживается на за данном уровне с помощью собственного автоматического регуля
тора напряжения. В связи с большим диапазоном изменения тока возбуждения управляемый преобразователь в цепи обмотки возбуждения возбудителя выполнен двухгрупповым. Рабочий выпрямитель обеспечивает возбуждение в нормальных реяшмах работы турбогенератора, а форсированный — при аварийном сни жении напряжения на шинах станции. Для создания необходи мого закопа регулирования на вход автоматического регулятора
191
подаются сигналы, пропорциональные напряжению статора, то кам статора и ротора турбогенератора, а также току возбуждения возбудителя.
Рассмотрим более подробно возбудитель и вращающийся вы прямитель.
В качестве возбудителя выбран трехфазный синхронный гене ратор мощностью 1230 кВт обращенного исполнения, у которого
Рис. 12-4. Принципиальная схема диодной бесщеточной системы возбуждения ВНИИэлектромаш-ЛЭО «Электросила».
1 — турбогенератор; 2 — бесщеточный возбудитель; 3 — подвозбудитель; 4 — устройство начального возбуждения; 5 — автоматический регулятор напряжения подвозбудителя; 6 — тиристорный преобразователь; 7 — APB; 8 — добавочное сопротивление; 9 — устройство бесконтактного контроля предохранителей и измерения тока ротора.
якорная обмотка вращается, а индукторная неподвижна. При раз работке были рассмотрены несколько вариантов исполнения синхронного генератора с разными частотами. Наиболее приемле мым как по затратам активных материалов, так и по параметрам оказался вариант с частотой 150 Гц.
Шихтованный сердечник якоря генератора, состоящий из
10 пакетов, между которыми установлены вентиляционные рас порки, насажен на ребристую часть вала возбудителя. Трехфаз ная обмотка возбудителя (якорная), двухслойная петлевая с уко
роченным шагом, уложена на якоре. Каждая фаза обмотки со ставлена из шести параллельных ветвей, по шесть витков в каж дой ветви. Лобовые части обмотки располагаются на нажимных дисках сердечника якоря и укрепляются проволочными бан дажами. Полюса генератора выполнены шихтованными. На по люсах предусмотрена демпферная обмотка. Обмотка возбуждения, расположенная на шести полюсах, состоит из шести полюсных
192
катушек, соединенных последовательно. Сварная станина, ма
гнитопровод |
и |
щиты статора имеют разъем в горизонталь |
||
ной плоскости. |
Аэродинамический напор в замкнутой венти |
|||
ляционной цепи |
генератора создается посредством |
центробеж |
||
ного вентилятора, направляющего подогретый |
в |
генераторе |
||
воздух в |
воздухоохладители, встроенные в |
фундаментную |
плиту.
Конструкция якоря возбудителя предусматривает два способа питания вращающегося выпрямителя: от предварительно объеди
ненных в фазы параллельных ветвей якорной обмотки и каждой параллельной ветви выпрямителя от отдельной ветви якорной обмотки генератора.
Окончательный выбор способа питания вращающегося выпря
мителя может быть сделан после проведения испытаний на опытно промышленном образце.
Перейдем далее к рассмотрению вращающегося выпрямителя. Все элементы вращающегося выпрямителя размещены на двух то коведущих колесах из немагнитной стали,* причем одно из них имеет положительную, второе — отрицательную полярность. Оба колеса насажены с натягом горячей посадки на изолирован ную втулку и отделены друг от друга в аксиальном направлении воздушным промежутком. Втулка с колесами насаживается на вал с натягом прессовой посадки.
В ободе каждого из колес имеется по 36 наклоненных к про дольной оси радиальных отверстий, являющихся напорным эле ментом вентиляционной цепи вращающегося выпрямителя. 18 ди одов прямой проводимости располагаются на кольцевом силуми новом радиаторе одного колеса, а 18 диодов обратной проводи
мости располагаются на таком же радиаторе другого колеса. Силуминовые радиаторы в виде кольца, имеющего 180 вентиля
ционных аксиальных отверстий прямоугольного сечения (по 10 от верстий на каждый диод), запрессовываются в вентильные колеса. Диоды крепятся к радиаторам винтами.
Переменный ток от обмотки якоря синхронного генератора
подводится по шинам токопровода к шпилькам и перемычкам
через предохранители, которые располагаются на уступах вен тильных колес против каждого из диодов. Предохранители изо
лированы от вентильных колес текстолитовыми прокладками.
Изолированные шпильки токоподвода переменного тока рас полагаются в отверстиях вентильных колес.
Постоянный ток отводится от вентильных колес по шинам токо подвода постоянного тока и токоведущим болтам, которые соеди
няются со стержнями токоподвода, расположенными в осевом от верстии вала.
* Дальнейшие исследования показали возможность использования для колес обычной стали.
13 И- А. Глебов, Я. Б. Данилевич |
193 |