Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При покрытии полиметилметакрилом (рис. 14-6, г) полосы

были помещены в сильную струю водорода, что затрудняло до­ стижение желательной температуры на достаточно большой площади. В результате, на обоих детекторах были получены от­ носительно слабые сигналы от термического распада только не­ большой части покрытия.

Во всех опытах перегрев поверхности покрытий проводился в течение короткого промежутка времени (около одной минуты или меньше). Полученный сигнал в результате термического рас­

пада растет довольно резко, затем уменьшается и под конец ис­

чезает, поскольку малые частицы выходят из газа из-за столк­ новения с твердой поверхностью и друг с другом. Длительный перегрев вызывает сильный продолжительный сигнал.

Из сопоставления кривых (рис. 14-6, а, б) видно, что’камера-

индикатор ионов и индикатор ядер конденсации дают сигналы сравнимой интенсивности за исключением того, что сигнал от ка­

меры-индикатора ионов продолжается несколько дольше. Из кри­

вых (рис. 14-6, в), однако, заметно, что более сильный и более

продолжительный сигнал был получен от камеры-индикатора ионов при термическом распаде пропионата целлюлозы, что ука­

зывает на большую чувствительность камеры-индикатора ионов

к некоторым материалам или продуктам их термического рас­

пада.

В другой серии опытов полосы, покрытые материалами, при­ меняемыми в генераторах, размещались на одном конце круп­ ного турбогенератора, в то время как газ для детекторов отби­

рался с другого конца турбогенератора для выяснения эффекта расстояния между точкой перегрева и точкой отбора газа. Полосы

шириной около 0.6 см и длиной 23 см были изготовлены из материа­ лов, применяемых для покрытий листов сердечника и нагрева­ лись с помощью электронагревателей. Давление водорода 2.1 ати. Сигналы, полученные как от камеры-индикатора ионов, так и

от индикатора ядер конденсации, даны в виде диаграмм записи

двухканального регистратора. В каждом случае около 20 см2

покрытия были нагреты до обугливания (рис. 14-7). Из этого рисунка видно, что хороший, четкий сигнал был получен в каж­

дом случае от камеры-индикатора

ионов,

причем

ток падал

от 45 до 70% от исходного уровня.

наблюдалось от

индикатора

Наоборот, никакого сигналаа, бне).

ядер конденсации ни при использовании лака (эмали), ни при эпок­

сидной краске (рис. 14-7,

Слабый

сигнал

наблюдается

лишь при нанесении эпоксидной краски на лак, а также в случае применения связующей для адгезии лака (рис. 14-7, в, а). Однако это не исключает использования индикатора ядер конденсации для выявления перегреваний при других условиях, например, как уже упоминалось, контроля машин с открытой системой вентиляции.

15* 227


Заметна более высокая чувствительность камеры-индикатора

ионов в качестве детектора перегревов в турбогенераторах с водо­ родным охлаждением по сравнению с индикатором ядер кон­ денсации. В последней серии опытов это может быть объяснено тем, что камера-индикатор ионов достаточно чувствительна

к продуктам термического разложения, на которые индикатор

ядер конденсации не реагирует возможно потому, что частицы были меньших размеров, чем ядра конденсации. Чувствительность

камеры-индикатора ионов такова, что термический распад любого покрытия на площади около 6 см2 достаточен для четкого сигнала.

Рис. 14-7. Зависимость ионного тока I камеры-индикатора ионов (I) и кон­ центрации п ядер конденсации (2) при тепловом распаде различных по­ крытий.

а — лак на листовой стали; б — эпоксидный материал; в — эпоксидный материал поверх лака листовой стали; г — связующее для адгезии лака.

Представляет значительный интерес хотя бы приблизительно

определить продолжительность сигнала, полученного от камеры-

индикатора ионов, в зависимости от размера перегретой площади (табл. 14-1, рис. 14-8). При этом принимается, что перегреваемые

поверхности покрыты эпоксидной краской по лаку листовой стали сердечника крупного турбогенератора. Перегрев осущест­ вляется за короткий промежуток времени, порядка 1 мин., кроме того, перегретая площадь обдувается турбулентным потоком

газа таким образом, что создается практически мгновенное раз­ бавление продуктов термического распада.

В камере-индикаторе ионов требуемое значение потока водо­

рода, входящего в камеру, устанавливается специальным из-

228

мерителем. Поток должен быть отрегулирован таким образом, чтобы основной ионный ток был равен 95% от всей шкалы, обычно ток будет порядка 0.3 ×10~12 А по электрометрическому усилй-

S¡дм2

Рис. 14-8. Зависимости показаний камеры-индика­ тора ионов и длительности сигнала от площади по­

крытия.

1 — показание прибора; 2 — длительность сигнала.

гелю. Перепад давления в вентиляторе обеспечивает достаточ­ ный поток около 170—280 л/час. Кроме того, в камере преду­ смотрена система предупредительной сигнализации с регулируе­

мой

уставкой,

определяющей,

 

 

Таблица 14-1

при

каком снижении ионного

 

 

- Сигналы камеры-индикатора ионов

тока будет один сигнал. Пре­

для перегретых поверхностей

дупредительная уставка в пре­

 

 

 

 

 

делах 50—70%

от всей

шкалы

S, см2

Отсчеты

%

сигнала,

оказалась

достаточной.

Для

по шкале,

 

мин.

сигнализации используется как

 

 

 

длительность

световой,

так

и звуковой сиг­

0

100

 

 

о

налы. Предусмотрены меры для

20

35-50

 

3-5

контроля правильности сигнала

39

20-30

 

4—7

(падение

ионного

тока).

При

64

10—20

 

5-8

появлении сигнала производит­

160

1-10

 

10-15

ся нажатие на

кнопку.

Соле­

 

 

 

 

 

ноидный

клапан

направляет

 

 

 

 

 

поток

газа в

ионную

камеру

этом

скорость

потока

Coxpa-

по каналу

через

фильтр.

При

 

 

 

 

 

няется неизменной. Фильтрацией удаляются специфические

продукты теплового распада. Если прибор работает правильно, то ионный ток должен увеличиться и достигнуть первоначаль­ ного значения. После отпускания кнопки и прохождения газа по прежнему пути непосредственно в камеру при правильной ра­

229


боте прибора снова должен появиться сигнал. Указанная про­ верка прибора может быть автоматизирована для сокращения времени контроля. ⅛v

Приблизительно раз в месяц после установки прибора следует убедиться, что прибор контроля сердечника исправен и способен выявить перегрев с удовлетворительной чувствительностью. Для

этого предусмотрена профилактическая система контроля. Нить,

покрытая органическим полимерным материалом, нагревается

до температуры термического распада материала. В результате создаются частицы типа ядер конденсации, что приводит к умень­

шению ионного тока на величину, достаточную для появления предупредительного сигнала. Таким образом контролируется

не только чувствительность прибора, но также и цепи предупре­ дительной сигнализации. Если во время нагревания нити фильтр будет включен, то прибор контроля сердечника не даст никакого

показания о перегреве.

Американские специалисты Кэрсон, Эчеверриа и Бартон сравнили способы контроля путем введения продуктов теплового

распада (от перегретого органического покрытия) как в машину,

так и в линию отвода газа. Могут применяться оба способа, но по­ следний значительно удобнее. Они также изучали влияние длины линии отбора газа и нашли, что она может изменяться вплоть до 300 м без изменения интенсивности сигнала.

146. - ПРИБОР ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ

G 1969 г. на всех турбогенераторах фирмы «Дженерал Электрик»

[49] предусматривается место для такого прибора, установка которого производится по требдванию заказчика. В случае от­ сутствия на генераторе такого устройства заказчик может вы­ звать для проверки ротора представителя фирмы с необходимой аппаратурой.

Межвитковые короткие замыкания в обмотках круглых рото­ ров паровых турбогенераторов редко создают затруднения в экс­

плуатации. Однако исследования и ремонты в некоторых редких случаях в прошлом показали, что ранее принятая практика об­ наружения и установления места короткозамкнутых витков не­ достаточно чувствительна. Это особенно верно при определении числа и нахождения места короткозамкнутых витков при нормаль­ ной скорости вращения, когда к межвитковой изоляции прило­ жены центробежные силы катушек и короткое замыкание пре­ кращается при остановке ротора.

Прибор выдает сведения о номинальной скорости для уста­

новления места катушки или катушек, которые имеют коротко­

замкнутые витки,

и дает указания о числе замкнутых витков

в этих катушках,

Примененный метод получения повышенной

230



чувствительности заключается в измерении степени изменения кривой магнитной индукции в воздушном зазоре вблизи поверх­ ности ротора. Это измерение получается при помощи датчика

неподвижной поисковой катушки, расположенной в зазоре

вблизи ротора. Этот метод позволяет измерить скорость измене­ ния магнитной индукции, что существенно повышает чувствитель­ ность прибора.

Для экспериментов был использован старый турбогенератор

(рис. 14-9).

На рис. 14-10 приведена осциллограмма, снятая при холостом ходе генератора с номинальным напряжени­ ем. Обе прямые горизонталь­

ные линии соответствуют двум полюсам, а острые

пики напряжения соответ­ ствуют каждому пазу. Острые

пики напряжения, соот­ ветствующие катушке 1 на

полюсе А, значительно меньше, чем катушки 1 по­ люса В. На основании этого очевидно, что катушка 1 по­ люса А не создает такого же магнитного действия, как катушка 1 полюса В. После

разборки ротора было най­ дено короткое замыкание,

которое полностью выклю­ чало катушку 1. В результате был сделан обычный ремонт.

Учитывая успешный опыт шины, можно предположить,

а — поток рассеяния пазов;

б — радиальный

поток; в — номера пазов;

г — тангенциаль­

ный поток; д — номера катушек.

анализа рассмотренной выше ма­

что техника измерения скорости

изменения индукции в зазоре послужит средством для обнаруже­ ния короткозамкнутых витков всех типов роторов во время враще­ ния. Чтобы исследовать эту возможность были проведены ис­ пытания, использующие разные типы катушек и разные их по­

ложения в зазоре на генераторах в условиях завода во время

опытов холостого хода и короткого замыкания. Некоторые ис­ пытания были также проведены на электростанциях под нагруз­ кой. Нецелесообразно описывать детально результаты всех опы* тов, но следует перечислить типы измерительных катушек и из­ мерительных устройств: 1) катушки, позволяющие измерять скорость изменения волны радиальной, магнитной индукции

благодаря установке их на клине статора и на конце стержня-

зонда диаметром 6,35 мм, пропущенного через кожух и сердеч­

231