Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
14-8. ПОЛНАЯ ЗАЩИТА ОБМОТКИ СТАТОРА ГЕНЕРАТОРА ОТ ЗАМЫКАНИЙ НА ЗЕМЛЮ
Вслучае применения водяного охлаждения обмотки течь воды,
аследовательно, и пробой изоляции на корпус в отдельных редких случаях принципиально могут быть в любой части обмотки, вклю чая и зону, близкую к нейтрали генератора, которая не заземлена. Поэтому в обмотках с водяным охлаждением особенно важно перейти от обычных защит методом заземления, не охватывающих
Рис. 14-17. Принципиальная схема защиты обмотки статора генератора без зоны нечувствительности.
1 — магнитный усилитель; 2—4 — обмотки управления; 5 — рабочая обмотка; 6 — реле; 7 — источник питания, 8 — генератор; 9 — транс форматор напряжения; 10 — повышающий трансформатор; 11 — ком пенсирующая емкость; 12 — сопротивление обмотки управления; 13 — шунтирующий конденсатор.
зону обмотки вблизи нейтрали генератора, к полной защите. В последние годы за рубежом и в СССР было предложено несколько таких методов.
Принципиальная схема защиты обмотки статора, предложен ная во ВНИИэлектромаше, приведена на рис. 14-17. Магнитный усилитель 1 имеет три обмотки управления 2, 3, 4 и одну рабочую обмотку 5, включаемую на реле 6, действующее на сигнал или на
отключение генератора. Обмотки 2 и 3 включены встречно. Обмотка управления 4 создает положительную обратную связь, благодаря которой магнитный усилитель действует в релейном режиме, срабатывая практически при равенстве мдс обмоток управ ления 2 и 3, подключенных к общему источнику питания 7 по стоянного напряжения. Ток в обмотке управления 2 определяется сопротивлением изоляции Rs генератора 8, сопротивлением 7?тр первичных обмоток трансформатора напряжения 9 и сопротивле-
23g
ниєм Rγ обмотки управления 2. Ток в обмотке управления 3 опре
деляется сопротивлением уставки и сопротивлением R3 самой
обмотки. При равенстве сопротивлений обмоток управления 2 и 3 условие срабатывания реле может быть записано в виде:
Ли + -ffτp ≤ Rγ.
Из этого равенства следует, что реле будет срабатывать при снижении сопротивления в любой части обмотки статора генератора.
Этим и обеспечивается 100% защита всей обмотки от замыкания на землю. Вполне естественно, что нулевая точка генератора не
должна быть при этом соединена с землей через сопротивление.
Во избежание подмагничивания трансформаторов напряжения за счет постоянного тока последние должны быть меньше токов намагничивания первичных обмоток. Это требование должно учи тываться при выборе магнитного усилителя.
Шунтирующий конденсатор Сш необходим для исключения повышений напряжений на защитном устройстве со стороны це пей переменного тока генератора. Для этой цели емкостное со противление должно составлять незначительную долю от индук тивного сопротивления намагничивания трансформатора напря
жения (обычно около 0.025%).
Компенсирующая емкость Ск, включаемая параллельно со противлению Rv исключает ложную работу реле при переходных процессах генератора. Это объясняется тем, что емкость Ck в зна чительной мере эквивалентирует емкость обмоток генератора на
корпус. Кроме того, наличие емкости Ck позволяет отказаться от необходимой выдержки времени. В результате время действия за щиты при металлических замыканиях на землю составляет 0.02ceκ.
В связи с включением обмоток управления 2 и 3 на один и тот же источник питания при колебании напряжения в пределах
от —20 до ⅛10% номинального погрешность времени срабатыва ния не превышает 1% от Rγ. Это позволяет использовать простой дестабилизированный источник постоянного напряжения 7.
Величина сопротивления уставки выбирается согласно фор
муле:
ДДОП
r ⅛Λ
где Янлоп — допустимое сопротивление изоляции генератора; Zca — коэффициент надежности, учитывающий суммарную погреш ность уставки от изменения напряжения, температуры, а также от неточности настройки (обычно ⅛a=1.05); к3 — коэффициент воз врата защитного устройства (обычно Zcb=1.1).
Если генератор имеет водяное охлаждение статорной обмотки,
то сопротивление R, обмотки через дистиллированную воду си стемы охлаждения получается значительно меньше, чем сопротив-
240
ление изоляции обмотки на корпус. Поэтому сопротивление устав
ки выбирается меньше сопротивления Дд.
В том случае, когда требуется действие защиты на сигнал при ухудшении изоляции обмотки статора, а также на отключение
генератора при аварийном снижении изоляции или замыкании обмотки на землю, то применяются два комплекта защитных устройств. Следует подчеркнуть, что в этом случае обеспечивается
информация о состоянии изоляции генератора, в результате чего могут быть приняты профилактические меры при выявлении по ниженного уровня изоляции машины.
14-9. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Принимая во внимание необходимость обеспечения исключи тельно высокой надежности сердечников статоров турбогенерато ров в процессе эксплуатации, очень важно перейти от примитив
ных, выборочных способов контроля лаковых покрытий листов
стали к более совершенным методам. В связи с этим во ВНИИэлектромаше проводится разработка системы контроля лакового покрытия сегментов стали сердечников статоров мощных электри
ческих машин, которая позволит выявить сегменты с плохим ла ковым покрытием, а также с местными дефектами лакового по крытия. Такая система контроля базирует«! на измерении сопро тивлений поверхностей и сопротивлений в местах нарушений пленки. Она встраивается в автоматическую линию изготовления сегментов стали и позволяет отбраковывать сегменты с дефектами
покрытия, штамповки, снятия грата. При этом отбракованные сегменты стали направляются в выделенные для сбора приемники.
2. Во время капитального ремонта, когда производится раз борка турбогенератора, имеющего обмотку статора с водяным охлаждением, желательно убедиться в отсутствии следов увлажне
ния изоляции стержней. Для этой цели можно использовать спе
циальное устройство ВУС, разработанное во ВНИИэлектромаше.
Устройство имеет две плоские изолированные накладки, которые охватывают участок контролируемого стержня с двух сторон
в лобовой части. На эти накладки подается напряжение промыш ленной частоты 50 Гц и напряжение высокой частоты 200 кГц. Критерием увлажнения является отношение емкостей между накладками при указанных двух частотах. Устройство имеет из мерительный прибор, непосредственно показывающий отноше
ние C50∕C200 ООО-
3. В процессе изготовления стержней турбогенератора важно иметь уверенность в том, что в изоляции стержня нет газовых вклю
чений, неоднородностей, отслоений изоляции от меди и т. и. Для
этой сложной операции контроля во ВНИИэлектромаше ведутся
исследования по обоснованию физических принципов работы устройства.
16 И. А. Глебов, Я. Б. Данилевич |
241 |
4. В настоящее время контроль за отсутствием течи воды в ста торной обмотке на заводах проводится нагретой водой с повышен
ным давлением. Для упрощения этого процесса в воду добавляются красители, а на места паек наносятся временные меловые покры тия. Важно разработать более эффективные и в то же время доста
точно простые способы контроля обмоток статоров и роторов на
предмет установления течи воды.
Следует заметить, что для исключения тепловых расширений статоров и роторов при изменении нагрузок турбогенераторов в процессе их эксплуатации следует разработать и внедрить си стемы регулирования температуры обмоток статоров и роторов машин с водяным охлаждением.
5.Учитывая большое количество паек и сварок в электриче
ских машинах, необходимо развивать методы контроля паяных
исварных соединений. Важно также разрабатывать новые методы
исредства контроля качества сварных и сварно-кованых загото
вок для четырехполюсных турбогенераторов.
6.Очень важной проблемой является создание простого и на дежного способа контроля температур обмотки ротора и его кон структивных элементов как на заводских стендах, так и на электро
станциях.
Впоследние годы в СССР и в ряде зарубежных стран были раз работаны различные бесконтактные устройства для дистанцион ного контроля температуры вращающихся частей электрических машин. Эти устройства делятся на три основных типа: 1) устрой ства с электрическими контактами (кольца и щетки), 2) устройства
синдуктивной или емкостной связью, 3) радиотелеметрические устройства. В СССР используются главным образом устройства первого типа. В зарубежной практике находят применение устрой ства первого и третьего типа. При этом для непрерывного измере ния температуры обмотки возбуждения турбогенератора на элек тростанциях часто используется прибор фирмы «Лидс и Нортруп»
(Англия). Этот прибор имеет мостовую схему и подключается к ще точно-контактному аппарату турбогенератора.
Всвязи с изложенным в дальнейшем должно быть уделено боль шее внимание разработке и внедрению в практику турбогенерато-
ростроения СССР устройств с индуктивной или емкостной связью,
атакже радиотелеметрических устройств для измерения темпе ратур вращающихся элементов роторов турбогенераторов. Кроме того, необходимо проводить исследования по разработке устрой
ств для измерения средней температуры обмотки возбуждения
по ее сопротивлению с использованием щеточно-контактного ап
парата машины.
7. Существенное значение может иметь наблюдение за вибра ционным состоянием отдельных конструктивных элементов опыт
ных образцов турбогенераторов при их эксплуатации. Для этой цели следует продолжить работы по созданию системы для такого
242
контроля. Наряду с этим целесообразно провести Изучение изме рения уровня и частотного спектра шума для выявления повре
ждений |
турбогенераторов. |
— |
8. C |
целью повышения |
быстродействия и упрощения защит |
турбогенераторов необходимо проводить исследования по пере ходу от релейных схем с электромагнитными элементами на интег ральные схемы с полупроводниковыми коммутаторами. Важно также перейти на более совершенные резервные защиты, отказав шись от устаревшей максимальной токовой защиты с большими
выдержками времени.
16*
ГЛАВА пятнадцатая
АНОРМАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ
15. - КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ
Кратковременным перегрузкам длительностью менее 60 сек. подвергаются обмотки возбуждения турбогенераторов при форси рованиях возбуждения. Форсирование возбуждения широко при меняется для повышения устойчивости и поддержания напряже ния в аварийных режимах синхронных генераторов. Оно подается автоматически и длится обычно меньше минуты. G его помощью может быть существенно повышена величина электромагнитного момента генератора, характеризующая устойчивость генератора
ваварийных и послеаварийных режимах.
Вбольшинстве стран используется форсирование кратности 1.4—2.0 от номинального тока возбуждения. Считается достаточной
длительность форсирования порядка 10 сек., дополнительный
нагрев обмотки при этом не должен превышать 20°, причем ограни чения определяются величиной термомеханических напряжений
в изоляции. В ряде стран, например США, последующие циклы
форсирований допускаются после того, как температура обмотки возбуждения снизится до установившегося значения, т. е. через
10—20 мин.
152. - ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ
Перегрузкам длительностью 1—30 мин', подвергаются обмотки
статоров турбогенераторов в условиях эксплуатации. Фирмы «Броун Бовери» и «Крафтверкунион» для турбогенераторов с не
посредственным охлаждением обмоток допускают перегрузки 115% в течение 3 мин. и 110% в течение 5 мин.
По мнению специалистов фирм «Дженерал Электрик» (США), «Парсонс» и др., при длительной перегрузке могут возникнуть
дополнительные местные перегревы в соединительных шинах,
выводах ит. п., а также электродинамические усилия, что с уче том возможных производственных отклонений может быть опасным для машины. Кроме того, ведущие специалисты фирмы «Парсонс» считают, что длительные перегрузки допустимы лишь при условии соответствующего изменения параметров охлаждения.
244