Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
в режим работы с недов озбуждением. При этом уровни нагревов и скорости нарастания темпратуры элементов торцовых зон ока зываются значительно большими, и практически они, а не на гревы обмотки статора и бочки ротора определяют допустимые длительности работы и нагрузку генераторов.
Постоянные времени нагрева элементов торцовых зорі малы и для генераторов 300 МВт составляют 6—6.5 мин. для крайних пакетов активной стали и 6.5—8.5 мин. для нажимных колец. Скорости нарастания температуры тех же элементов при выходе машин в асинхронный режим без возбуждения с нагрузкой порядка 40% номинальной достигают 7—9 и 12—130 C в мин., соответственно. Результаты исследований турбогенераторов мощностью 200 и 300 МВт показали, что по условиям нагрева крайние пакеты стали
в случае потери возбуждения допускают работу в асинхронном ре
жиме в течение 15—20 мин. при снижении средней величины актив ной нагрузки до 40% номинальной. При этом потери в роторе не превышают 30—45% потерь на возбуждение в номинальном ре жиме.
Исследования завода «Шкода» на турбогенераторе мощностью 110 МВт в асинхронном режиме также показали, что в этом ре жиме работу генераторов ограничивает также нагрев крайних пакетов статора. При мощности, равной 0.55 номинальной, и
токе статора 0.8 Ig +10% превышение температуры на внутрен нем диаметре нажимной плиты составляет 60°, превышение темпе ратуры ротора по центру полюса не превышает 60° С.
По данным определения частотных характеристик на неподвиж ной машине для турбогенератора 800 МВт, проведенных ВНИИ-
электромашем, следует, что при замкнутой обмотке ротора значе ние максимального асинхронного момента при критическом сколь
жении 0.35% снижается на 8—10% по сравнению со значением этого момента для генератора мощностью 300 МВт; при замкнутой обмотке возбуждения значение максимального асинхронного мо
мента при критическом скольжении 4.5% уменьшается на 28% и относительная реактивная мощность — на 20% по сравнению
с теми же значениями для машин мощностью 300 МВт.
15-8. НЕСИММЕТРИЧНЫЕ РЕЖИМЫ
Опыт работы энергосистем большинства стран, показывает, что токи обратной последовательности могут достигать 4—6%,
а в отдельных случаях при питании тяговой нагрузки на перемен ном токе частотой 50 Гц даже 7—10%. Для снижения величин несимметричных нагрузок в энергосистемах необходимо примене
ние специальных мер, а следовательно, и капитальных вложений.
В практике турбогенераторостроения допустимые для турбоге нераторов токи обратной последовательности составляют:
в ЧССР — 8% от номинальных; в Англии — 30% для турбогснера-
250
торов с воздушным охлаждением и 10% — для мощных высокоиспользованных машин; во Франции — до 6—8% от номинальных для турбогенераторов мощностью 600 МВт и выше и 8—12% — для меньших машин; в ФРГ — 20% для турбогенераторов мощ ностью 150 MBA и ниже при наличии демпферной обмотки, 6— 8% для турбогенераторов мощностью 300—400 MBA без демпфер ной обмотки на роторе и 4—6% для турбогенераторов больших
мощностей; в Швейцарии — 8%, при этом допускается повышение температуры обмотки ротора на 5o C по сравнению с симметрич ной нагрузкой.
ВСССР наибольшая разность фазных токов не должна превы шать 10%, что соответствует в большинстве случаев токам обрат ной последовательности, не превышающим 5—6%.
Вряде стран используется защита от токов обратной последова тельности. Во Франции, например, при токе обратной последова тельности, равном 8%, релейная защита включает сигнал, а при 20% отключает машину. В Англии — релейная защита применя ется для турбогенераторов мощностью с 60 МВт и выше, имеющих
водородное охлаждение. При I2=10% защита включает сигнал,
апри большем токе — отключает турбогенератор.
Кратковременно несимметричные нагрузки наблюдаются при
несимметричных коротких замыканиях, однофазных АПВ и т. п. режимах. Является общепринятым характеризовать работу в не симметричных режимах с помощью критерия 7 Z, где T2 — ток
обратной последовательности в долях номинального тока статора; t — время в сек.
Как уже указывалось выше, значение Ilt для турбогенераторов с косвенным охлаждением равно 30 и 10—3 — для мощных турбоге нераторов с непосредственным охлаждением.
В 1967 г. в Риме на заседании комитета № 11 «Вращающиеся
электрические машины» СИГРЭ [25] во время дискуссии было вы
сказано мнение, что если используется однофазное АПВ, вели
чина Ilt, равная 3, недостаточна для эксплуатации.
15-9. ВНЕЗАПНЫЕ КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ
В большинстве стран при разработке турбогенераторов учиты вается необходимость того, чтобы они выдерживали внезапные 1-, 2- и 3-фазные короткие замыкания на землю.
По мнению специалистов фирмы «Парсонс» (Англия), внезапные короткие замыкания на зажимах генераторов большой мощности являются маловероятными, и обмотка статора должна выдержи
вать лишь внезапные короткие замыкания за трансформатором,
в то же время соединение генератора с турбиной должно быть рас считано на короткое замыкание на зажимах генератора.
По опыту энергосистем Англии вероятность внезапных корот
ких замыканий на зажимах генераторов большой мощности со-
251
•I
ставляет не более 1 случая на 100 генераторо-лет, на зажимах транс форматора или вблизи его 1 случай на 5 генераторо-лет.
Турбогенераторы мощностью свыше 800 MBA, 3600 об./мин.
и 1300 MBA, 1800 об./мин. фирмой «Дженерал Электрик» (США)
рассчитываются с учетом возможности внезапных коротких замыка ний в точке, в которой по отношению к зажимам генераторов име ется реактивность, равная 0.1 д. е. (в д. е. генератора). Эти же
генераторы должны выдерживать несимметричные короткие замы кания, если I t ≤ 7.
В большинстве фирм испытания на внезапные короткие замы кания проводятся как типовые. Фирма «Дженерал Электрик» (США) проверку на внезапные короткие замыкания вообще не производит, а конструкция крепления обмотки статора, как ука
зывалось выше, проверяется и отрабатывается на специальном полномасштабном макете. Как правило, турбогенераторы большой мощности испытывают на внезапное короткое замыкание исходя из режима холостого хода при пониженном напряжении, равном 60—85% от номинального. После этого проводятся испытания на нагревание в режиме установившегося 3-фазного короткого замыкания, а также высоковольтные испытания обмотки статора.
Если испытания проводятся на станции, то, кроме этого, осущест вляется осмотр крепления лобовых частей обмотки и состояния муфты. При испытаниях на внезапное короткое замыкание фирмы
«Крафтверкунион» (ФРГ) и «Дженерал Электрик» (Англия) приме няли для исследований скоростную киносъемку.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
ВОПРОСЫ ИСПЫТАНИИ
16. - ИСПЫТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА
В процессе производства турбогенераторы в целом и их основ ные узлы подвергаются комплексу испытаний. Наиболее важными для качества машин являются испытания стержней обмотки и сер
дечника статора, поковок и бандажных колец ротора. Турбогенераторы большой мощности, как правило, имеют об
мотку статора с непосредственным водяным охлаждением, что и определяет характер испытаний стержней обмотки статора в про цессе производства.
На первой стадии производства стержней производится про верка герметичности полых проводников. На отечественных заво
дах эти испытания производятся при давлении воды до 30 ата, при
толщине стенок полых проводников 1 мм в течение 40 мин. После обрезки проводников, их изолировки проводится проверка нали чия металлургических дефектов с помощью дефектоскопа.
После опрессовки стержней производится их испытание на пред
мет отсутствия витковых коротких замыканий. Как правило, испы
тание проводится напряжением переменного тока 220 В с исполь зованием лампочки 15 Вт. Место замыканий определяют следу ющим образом. На концы замкнутых проводников подается импульсное напряжение 400 В от импульсного генератора. Место короткого замыкания устанавливается по показаниям индика тора, перемещаемого вдоль стержня.
После припайки наконечника и запекания стержней в течение
10 мин. производится проверка их гидроплотности и качества пайки наконечника водой при давлении 15—20 ата. Дополни
тельное испытание на |
гидроплотность стержней длительностью |
5 час. производится |
после их’ изолировки. Качество пайки |
наконечников окончательно проверяется с помощью ультразвуко вого детектора.
Как указывалось выше, сердечники статора турбогенераторов изготовляются из сегментов толщиной 0.5 мм и в большинстве слу
чаев выполняются с лаковой изоляцией. Как правило, производится лишь выборочный контроль качества лакового покрытия сегментов.
253
■I
Из каждых 4000—5000 сегментов испытываются два пакета по 2Ó
сегментов, которые помещаются между двумя медными электро
дами, при этом создается удельное давление порядка 10 кГ/см2. Изоляция сегментов считается удовлетворительной, если сопро тивление пакета по измерениям в трех точках оказывается не ниже
120-150 Ом.
После сборки сердечника производится испытание качества сборки с помощью намагничивающей обмотки, охватывающей ярмо
сердечника. Мдс обмотки выбирается таким образом, чтобы индук ция в сердечнике была не ниже 1.4 Тл. Во время испытаний (45 мин.) местные нагревы температур, измеряемые с помощью термопар, не должны превышать 6—9° С.
Поковки ротора и бандажных колец ротора подвергаются уль
тразвуковой дефектоскопии. При этом регистрируются размеры, количество, глубина залегания и расположение металлургических дефектов. Для определения наличия микротрещин в бандажных кольцах ротора производится их цветная дефектоскопия.
На заводе «Электросила» проводятся гидростатические испы тания предварительно обработанных бандажных колец. При дав лении 800—1000 кГ/см2 в материале колец создаются напряжения,
несколько превосходящие максимальные напряжения при испыта нии на разгон. При этом деформация бандажного кольца должна
быть упругой.
162. - КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Большинство фирм проводит контрольные испытания каждого
турбогенератора.
Фирма «Дженерал Электрик» (США) производит контрольные испытания, как правило, по требованию заказчика (примерно 20% машин). Остальные машины на заводе не собираются и не испытываются. Сокращенная программа включает испытания установившегося короткого замыкания и холостого хода с опре делением потерь, сопротивления обмоток и измерением величины
остаточного напряжения. При полной программе контрольных испытаний проводятся также тепловые испытания, измерения
радиопомех, разложение кривой напряжения на составляющие. В СССР в соответстии с действующими стандартами в программу контрольных испытаний включается: измерение сопротивления изоляции, сопротивления обмоток генератора, испытание ротора на разгон (120% номинальной скорости вращения), высоковольт ные испытания изоляции, определение характеристик холостого хода и короткого замыкания, проверка состояния масляных уплот нений вала, измерения вибраций подшипников и контактных колец, гидравлические испытания обмоток с жидкостным охлаждением, определение потерь и нагрева в режимах холостого хода и корот
кого замыкания.
254