Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
пространенности явления в прошлом остался неизменным до наших
дней.
В последнее время разработаны математические модели анали тического прогнозирования, позволяющие давать оценку не только совокупности явления, ко и дифференцировать его по отдельным причинам. К исследованиям такого рода следует отнести работы А. М. Меркова (1940), Р. Н. Бирюковой (1952), М. С. Бедного
(1965), Л. Б. Шефера (1969), Ю. К. Шабурова (1972).
В настоящем исследовании нами сделана попытка проанализи ровать влияние произошедшего резкого снижения заболеваемости и ликвидации смертности от брюшного тифа на основные экономи ке демографические показатели.
Исследование было проведено по г. Чимкенту, крупному про мышленному центру юга Казахстана с населением свыше 250 тыс.
человек.
Для решения поставленной задачи нами была изучена динамика заболеваемости и смертности населения города от брюшного тифа. Одновременно для изучения влияния произошедшего снижения смертности от брюшного тифа на демографические показатели на ми были собраны материалы о возрастно-половом составе умерших от всех заболеваний за годы, смежные с датами проведения всесо юзных переписей населения в 1939, 1959 и 1970 гг. Основываясь на этих данных, помимо обычных кратких таблиц средней продолжи тельности предстоящей жизни, отражающих сложившийся на кри тическую дату уровень смертности от изучаемой группы причин, мы построили еще ряд гипотетических таблиц, как при условии полного исключения, так и при условии сохранения неизменным до настоя щего времени уровня смертности от брюшного тифа регистрируемо го в 1938—1939 гг. Таблицы строились раздельно для лиц обоего пола по методике, описанной А. М. Мерковым (1965). Для гипоте тических таблиц сила смертности исчислялась по методике, предло женной М. С. Бедным (1967). Все расчеты были произведены на электронно-вычислительной машине «Минск-22».
Отдельные элементы реальных и гипотетических таблиц средней продолжительности предстоящей жизни были подвергнуты статис тической обработке и сопоставлению. При этом анализировались следующие показатели:
средняя продолжительность предстоящей жизни для новорож денных;
отсроченная временная средняя продолжительность жизни в трудоспособном возрасте (15—59 лет);
отсроченная временная средняя продолжительность предстоя щей трудовой деятельности из расчета на одного новорожденного;
отсроченная временная средняя продолжительность предстоя щей жизни женщин в плодовитом возрасте;
6 9
конечный результат воспроизводства населения, или же ожида емое число рождений дочерей из расчета на каждую новорожден ную девочку (нетто—коэффициент воспроизводства).
Описанные показатели рассчитывались раздельно по каждой из таблиц, сопоставлялись между собой, полученная разность выража лась в процентах, как к реальным показателям, так и к разности между гипотетически максимальными и реальными показателями.
Под гипотетически максимальным размером подразумевался чаивысшнй предел, который может быть достигнут показателем при условии полного исключения влияния на него смертности в возрасте до 60 лет.
Победа Советской власти вместе с социальным неравенством ликвидировала и социальные корни многих, ранее широко распро страненных заболеваний.
Огромную роль в снижении заболеваемости брюшным тифом сы [рало благоустройство города, особенно улучшение водоснабже ния. Создание водопровода в Чимкенте относится к 1938—1939 гг. Однако значительный рост его протяженности падает на последние достижения. Так, по сравнению с 1958 годом в 1968 году протяжен ность водопроводных сетей возросло в 2 раза, а за последние пять
.чет его протяженность увеличилась еще в 1,5 раза. Имеется выра женная корреляционная связь между заболеваемостью брюшным ч ифом и ростом водопроводной сети в городе. Достаточно привес ти такой пример: с обеспечением водопроводной водой жителей одного из районов Чимкента показатель заболеваемости брюш ным тифом населения снизился в 4,8 раза при срендегородском сни жении за этот период в 2 раза.
Только за последние годы обеспеченность водопроводной водой на население города возросло с 60 до 85%, были организованы зоны <аиитарной охраны па городских и ведомственных водозаборных сооружениях, построена и сдана в эксплуатацию хлорная установ ка. организован регулярный лабораторный контроль за качеством воды и т. д.
Значительно улучшилось санитарное состояние пищевых пред приятий и учреждений общественного питания, обеспеченность их холодильными установками возросла до 95%, посудомоечными ма шинами пли горячей проточной водой до 93 процентов. Особое вни мание уделяется качественной пастеризации молока и соблюдение санитарных правил его реализации.
Значительная работа проведена по улучшению медицинского об служивания населения. В настоящее время в Чимкенте функциони рует 28 лечебно-профилактических учреждений, число врачей на 10.000 населения возросло до 20,3, а количество коек в стационарах городских больниц достигло 2,4 тыс.
Осуществление указанных санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий позволило полностью лик-
70
зидировать смертность от брюшного тифа. Характер эпидемическо го процесса утратил свое значение хронической водной эндемии, в- результате чего заболеваемость была снижена до единичных слу чаев.
В 1938—1939 гг. смертность от брюшного тифа сокращала сред нюю продолжительность предстоящей жизни мужского населения на 0,5 года, женского,— на 1,0 года; среднюю длительность предсто ящего пребывания в трудоспособном возрасте на 1,4—2,8%, а по казатель средней продолжительности предстоящей трудовой дея тельности—соответственно на 1,1% и 1,2%. Смертность от брюш ного тифа уменьшила на 0,5 лет среднюю продолжительность пред стоящей жизни в плодовитом возрасте и тем самым сокращала на 7 5% конечные резултьаты воспроизводства населения.
Сохранение неизменным до настоящего времени уровня смерт ности от наблюдаемого в 1938—1939 гг. повлекло за собой сокраще
ние средней продолжительности предстоящей жизни мужчин |
на |
один год, женщин — на 1,2 года, средей продолжительности |
пре |
бывания в работоспособном возрасте — соответственно на 0,7 и 0,6 года, показателясредней продолжительности предстоящей тру довой деятельности — на 1,8%, показатель конечных результатов воспроизводства населения сократился бы на 1,2%.
Расчеты показали, что в 1938—1939 гг. смертность от брюшного тифа сократила бы объем производимого национального дохода на 1,7%. В случае сохранения неизменным до настоящего времени уровня смертности от брюшного тифа, регистрируемого в 1938— 1Ь39 гг., смертность от этой причины сокращала бы производство национального дохода на 1,7% в каждом поколении.
ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ АВТОПАРКА № 3 г. КАРАГАНДЫ ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
А. 3. Бузина, А. И. Бурханов, Л. А. Ким, 3. В. Стадник.
Из работ отечественных и зарубежных авторов известно, что ос новной вредностью рабочих помещений автохозяйств являются от работавшие газы, выделяющиеся в воздух при работе автомашин и содержащие ряд токсических веществ.
Отработавшие газы содержат в своем составе значительное коли чество кампонентов, из которых практическое значение имеют сле дующие вещества; окись углерода, окислы азота, насыщенные и не насыщенные углеводороды, канцерогенные ароматические углево дороды (3,4—бензапирен), смолистые вещества, а при сжигании этилированного бензина — соединения свинца.
Состав отработавш их газов зависит от ряда причин: типа авто мобильного двигателя (бензиновые и дизельны е), степени соверш ен.
71
ства конструкции двигателей и их систем питания и зажигания, тех нического состояния двигателей, качества топлива и масел, режима работы и нагрузки двигателей и т. д.
Работы по гигиенической характеристике условий труда работ ников автохозяйства весьма малочисленны и посвящены в основ ном изучению загазованности воздушной среды рабочих помещений отдельными компонентами отработавших газов. Так, П. М. Ватрин
иИ. Л. Виварелли (1936) провели большие исследования по изуче нию загрязненности гаражей окисью углерода. Авторами установ лено, что в летнее время, когда в гараже полностью открыты все фрамуги и ворота, происходит большой естественный воздухообмен
ииз гаражей выводятся автомобили с неисправными двигателями, воздух в них улучшается и содержание окиси углерода в большинст ве случаев не превышает 0,93—0,04 мг/л. В зимнее же время при ра боте в закрытом помещении, особенно при недостаточной или плохо оборудованной вентиляции, в часы массового разъезда автомобилей содержание окиси углерода достигает высоких концентраций — до
0,26—0,52 мг/л. Коминс с соавг. (1957), исследуя условия труда плохо вентилируемых гаражей, обнаружили, что в воздухе в доста точном количестве присутствовали альдегиды, раздражающее дей ствующие на зрение, в то время как концентрации окислов азота на ходились в пределах от 0,02 до 2,9 частей на 1 млн. По данным Е. Н. Данилевича (1964), неудовлетворительные условия в гаражах под тверждаются значительной загазованностью производственных по мещений окисью углерода, содержание которой в 1,5—4 раза превы шало санитарные нормы. Перегрузки и неисправности в двигателях значительно увеличивают содержание окиси углерода в отработав ших газах.
Наряду с карбюраторными автобусами широкое использование получили автобусы, работающие на дизельном топливе (автобусы марки «Икарус» и др.). Исследованиями Л. И. Варшавского (1963) установлено, что основными компонентами отработавших газов дизельных двигателей являются окислы азота и альдегиды.
Смешанный состав автопарков, содержащих автобусы, работаю щие на различных видах топлива, обусловливает загрязненность рабочих помещений целой группой вредных веществ, содержащихся в отработавших газах.
Исходя из особенностей автопарков, мы поставили своей задачей
Кть загрязненность воздушной среды основных рабочих поме- ^сномй^^^омпонентами отработавших газов.
Структура автоозяйства включает в себя следующие основные ча сти: гаражи, помещения текущего ремонта и ремонтно-механические мастерские.
Из гаражей наиболее неблагоприятные условия были выявлены в помещении для стоянки автобусов марки «Икарус». Исследования загазованности воздушной среды гаража отработавшими газами
72