Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пространенности явления в прошлом остался неизменным до наших

дней.

В последнее время разработаны математические модели анали­ тического прогнозирования, позволяющие давать оценку не только совокупности явления, ко и дифференцировать его по отдельным причинам. К исследованиям такого рода следует отнести работы А. М. Меркова (1940), Р. Н. Бирюковой (1952), М. С. Бедного

(1965), Л. Б. Шефера (1969), Ю. К. Шабурова (1972).

В настоящем исследовании нами сделана попытка проанализи­ ровать влияние произошедшего резкого снижения заболеваемости и ликвидации смертности от брюшного тифа на основные экономи­ ке демографические показатели.

Исследование было проведено по г. Чимкенту, крупному про­ мышленному центру юга Казахстана с населением свыше 250 тыс.

человек.

Для решения поставленной задачи нами была изучена динамика заболеваемости и смертности населения города от брюшного тифа. Одновременно для изучения влияния произошедшего снижения смертности от брюшного тифа на демографические показатели на­ ми были собраны материалы о возрастно-половом составе умерших от всех заболеваний за годы, смежные с датами проведения всесо­ юзных переписей населения в 1939, 1959 и 1970 гг. Основываясь на этих данных, помимо обычных кратких таблиц средней продолжи­ тельности предстоящей жизни, отражающих сложившийся на кри­ тическую дату уровень смертности от изучаемой группы причин, мы построили еще ряд гипотетических таблиц, как при условии полного исключения, так и при условии сохранения неизменным до настоя­ щего времени уровня смертности от брюшного тифа регистрируемо­ го в 1938—1939 гг. Таблицы строились раздельно для лиц обоего пола по методике, описанной А. М. Мерковым (1965). Для гипоте­ тических таблиц сила смертности исчислялась по методике, предло­ женной М. С. Бедным (1967). Все расчеты были произведены на электронно-вычислительной машине «Минск-22».

Отдельные элементы реальных и гипотетических таблиц средней продолжительности предстоящей жизни были подвергнуты статис­ тической обработке и сопоставлению. При этом анализировались следующие показатели:

средняя продолжительность предстоящей жизни для новорож­ денных;

отсроченная временная средняя продолжительность жизни в трудоспособном возрасте (15—59 лет);

отсроченная временная средняя продолжительность предстоя­ щей трудовой деятельности из расчета на одного новорожденного;

отсроченная временная средняя продолжительность предстоя­ щей жизни женщин в плодовитом возрасте;

6 9


конечный результат воспроизводства населения, или же ожида­ емое число рождений дочерей из расчета на каждую новорожден­ ную девочку (нетто—коэффициент воспроизводства).

Описанные показатели рассчитывались раздельно по каждой из таблиц, сопоставлялись между собой, полученная разность выража­ лась в процентах, как к реальным показателям, так и к разности между гипотетически максимальными и реальными показателями.

Под гипотетически максимальным размером подразумевался чаивысшнй предел, который может быть достигнут показателем при условии полного исключения влияния на него смертности в возрасте до 60 лет.

Победа Советской власти вместе с социальным неравенством ликвидировала и социальные корни многих, ранее широко распро­ страненных заболеваний.

Огромную роль в снижении заболеваемости брюшным тифом сы [рало благоустройство города, особенно улучшение водоснабже­ ния. Создание водопровода в Чимкенте относится к 1938—1939 гг. Однако значительный рост его протяженности падает на последние достижения. Так, по сравнению с 1958 годом в 1968 году протяжен­ ность водопроводных сетей возросло в 2 раза, а за последние пять

.чет его протяженность увеличилась еще в 1,5 раза. Имеется выра­ женная корреляционная связь между заболеваемостью брюшным ч ифом и ростом водопроводной сети в городе. Достаточно привес­ ти такой пример: с обеспечением водопроводной водой жителей одного из районов Чимкента показатель заболеваемости брюш­ ным тифом населения снизился в 4,8 раза при срендегородском сни­ жении за этот период в 2 раза.

Только за последние годы обеспеченность водопроводной водой на население города возросло с 60 до 85%, были организованы зоны <аиитарной охраны па городских и ведомственных водозаборных сооружениях, построена и сдана в эксплуатацию хлорная установ­ ка. организован регулярный лабораторный контроль за качеством воды и т. д.

Значительно улучшилось санитарное состояние пищевых пред­ приятий и учреждений общественного питания, обеспеченность их холодильными установками возросла до 95%, посудомоечными ма­ шинами пли горячей проточной водой до 93 процентов. Особое вни­ мание уделяется качественной пастеризации молока и соблюдение санитарных правил его реализации.

Значительная работа проведена по улучшению медицинского об­ служивания населения. В настоящее время в Чимкенте функциони­ рует 28 лечебно-профилактических учреждений, число врачей на 10.000 населения возросло до 20,3, а количество коек в стационарах городских больниц достигло 2,4 тыс.

Осуществление указанных санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий позволило полностью лик-

70


зидировать смертность от брюшного тифа. Характер эпидемическо­ го процесса утратил свое значение хронической водной эндемии, в- результате чего заболеваемость была снижена до единичных слу­ чаев.

В 1938—1939 гг. смертность от брюшного тифа сокращала сред­ нюю продолжительность предстоящей жизни мужского населения на 0,5 года, женского,— на 1,0 года; среднюю длительность предсто­ ящего пребывания в трудоспособном возрасте на 1,4—2,8%, а по­ казатель средней продолжительности предстоящей трудовой дея­ тельности—соответственно на 1,1% и 1,2%. Смертность от брюш­ ного тифа уменьшила на 0,5 лет среднюю продолжительность пред­ стоящей жизни в плодовитом возрасте и тем самым сокращала на 7 5% конечные резултьаты воспроизводства населения.

Сохранение неизменным до настоящего времени уровня смерт­ ности от наблюдаемого в 1938—1939 гг. повлекло за собой сокраще­

ние средней продолжительности предстоящей жизни мужчин

на

один год, женщин — на 1,2 года, средей продолжительности

пре­

бывания в работоспособном возрасте — соответственно на 0,7 и 0,6 года, показателясредней продолжительности предстоящей тру­ довой деятельности — на 1,8%, показатель конечных результатов воспроизводства населения сократился бы на 1,2%.

Расчеты показали, что в 1938—1939 гг. смертность от брюшного тифа сократила бы объем производимого национального дохода на 1,7%. В случае сохранения неизменным до настоящего времени уровня смертности от брюшного тифа, регистрируемого в 1938— 1Ь39 гг., смертность от этой причины сокращала бы производство национального дохода на 1,7% в каждом поколении.

ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ АВТОПАРКА № 3 г. КАРАГАНДЫ ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

А. 3. Бузина, А. И. Бурханов, Л. А. Ким, 3. В. Стадник.

Из работ отечественных и зарубежных авторов известно, что ос­ новной вредностью рабочих помещений автохозяйств являются от­ работавшие газы, выделяющиеся в воздух при работе автомашин и содержащие ряд токсических веществ.

Отработавшие газы содержат в своем составе значительное коли­ чество кампонентов, из которых практическое значение имеют сле­ дующие вещества; окись углерода, окислы азота, насыщенные и не­ насыщенные углеводороды, канцерогенные ароматические углево­ дороды (3,4—бензапирен), смолистые вещества, а при сжигании этилированного бензина — соединения свинца.

Состав отработавш их газов зависит от ряда причин: типа авто­ мобильного двигателя (бензиновые и дизельны е), степени соверш ен.

71


ства конструкции двигателей и их систем питания и зажигания, тех­ нического состояния двигателей, качества топлива и масел, режима работы и нагрузки двигателей и т. д.

Работы по гигиенической характеристике условий труда работ­ ников автохозяйства весьма малочисленны и посвящены в основ­ ном изучению загазованности воздушной среды рабочих помещений отдельными компонентами отработавших газов. Так, П. М. Ватрин

иИ. Л. Виварелли (1936) провели большие исследования по изуче­ нию загрязненности гаражей окисью углерода. Авторами установ­ лено, что в летнее время, когда в гараже полностью открыты все фрамуги и ворота, происходит большой естественный воздухообмен

ииз гаражей выводятся автомобили с неисправными двигателями, воздух в них улучшается и содержание окиси углерода в большинст­ ве случаев не превышает 0,93—0,04 мг/л. В зимнее же время при ра­ боте в закрытом помещении, особенно при недостаточной или плохо оборудованной вентиляции, в часы массового разъезда автомобилей содержание окиси углерода достигает высоких концентраций — до

0,26—0,52 мг/л. Коминс с соавг. (1957), исследуя условия труда плохо вентилируемых гаражей, обнаружили, что в воздухе в доста­ точном количестве присутствовали альдегиды, раздражающее дей­ ствующие на зрение, в то время как концентрации окислов азота на­ ходились в пределах от 0,02 до 2,9 частей на 1 млн. По данным Е. Н. Данилевича (1964), неудовлетворительные условия в гаражах под­ тверждаются значительной загазованностью производственных по­ мещений окисью углерода, содержание которой в 1,5—4 раза превы­ шало санитарные нормы. Перегрузки и неисправности в двигателях значительно увеличивают содержание окиси углерода в отработав­ ших газах.

Наряду с карбюраторными автобусами широкое использование получили автобусы, работающие на дизельном топливе (автобусы марки «Икарус» и др.). Исследованиями Л. И. Варшавского (1963) установлено, что основными компонентами отработавших газов дизельных двигателей являются окислы азота и альдегиды.

Смешанный состав автопарков, содержащих автобусы, работаю­ щие на различных видах топлива, обусловливает загрязненность рабочих помещений целой группой вредных веществ, содержащихся в отработавших газах.

Исходя из особенностей автопарков, мы поставили своей задачей

Кть загрязненность воздушной среды основных рабочих поме- ^сномй^^^омпонентами отработавших газов.

Структура автоозяйства включает в себя следующие основные ча­ сти: гаражи, помещения текущего ремонта и ремонтно-механические мастерские.

Из гаражей наиболее неблагоприятные условия были выявлены в помещении для стоянки автобусов марки «Икарус». Исследования загазованности воздушной среды гаража отработавшими газами

72