Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

показали, что наибольшая загазованность отмечается в холодные периоды годы. Содержание окиси углерода в гараже зимой в мо­ мент выезда автобусов на линию достигло 159,5 мг/м3, составляя в среднем 71 мг/м3, а в переходный период—соответственно 89 и 46,4 мг/м3. Концентрации окислов азота в зимний период колебались в пределах от 6 до 44 мг/м3. В летний период содержание окиси уг­ лерода н окислов азота лишь в отдельных случаях превышали их санитарные нормы. Содержание акролеина составляло 1,5—2 мг/м3. Одной из основных причин высокой загазованности в холодный период года является низкая температура, при которой значительно } ьеличкваетсн время разогрева моторов, а, следовательно, и количе­ ство выделяющихся отработавших газов.

Помещениятекущего ремонта предназначены для мелкого ре­ монта автобусов и оборудованы специальными смотровыми канава­ ми. Анализ загазованности показал, что концентрации окиси углеро- ■ да во все периоды года в большинстве случаев превышали санитар­ ные нормы. Средние значения ее по сезонам года имели следующие показатели: зимой—41,6 мг/м3, летом •— 21,2 мг/м3 и осенью —• 16,6 мг/м3. Содержание окислов азота больше всего отмечалось в

холодные периоды года: зимой—от 12,5 до 7,5 мг/м3

и осенью—

до 12,5 мг/м3. Концентрации акролеина в среднем

составляли

1,7 мг/м3. Высокая загазованность создается из-за отсутствия венти­ ляции и отвода отработавших газов и рабочих помещений.

Ремонтно-механические мастерские включают в себя комплекс помещений, расположенных в одном здании: комнату для обкатки' моторов, ремонтные помещения (агрегатный цех, моторный цех, ме­ ханические мастерские и др.) и помещения текущего ремонта для автобусов марки ПАЗ.

В цехе обкатки смонтированы два стенда, на которых проводит­ ся горячая и холодная обкатка моторов. При горячей обкатке в воз­ дух выделяется значительное количество газов. В холодные сезоны концентрации окиси углерода значительно превышают предельно допустимые уровни, достигая в отдельных случаях 330—380 мг/м3. Средние концентрации окислов азота колебались от 4,5 до 10 мг/м3. Причиной высокой загазованности этого узла является отсутствие :-ффективной вентиляции.

Анализ воздушной среды ремонтных помещений показал, что концентрации окиси углерода в большинстве случаев превышали санитарные нормы. Наибольшая загазованность наблюдалась в се­

редине рабочей смены. Так, если в начале работы

загрязненность

воздуха окисью углерода не превышала 25,4 мг/м3,

то в середине

смены она находилась на более высоком уровне (32,1—32-5 мг/м3). Содержание окислов азота составляло: зимой — от 2 до 10 мг/м3. осенью — от 0 до 1,2 мг/м3-и летом — от 2 до 5 мг/м3. Концентоании акролеина находились в пределах от 1,5. до 2 мг/м3. Одной из причин высокой загазованности ремонтно-мехатшчеокнх.х помещений явля­


ется цех обкатки моторов, из которого газы через многочисленные отверстия проходят в смежные помещения мастерских. Другим фак тором, загрязняющим атмосферу мастерских компонентами отрабо­ тавших газов, являются автобусы, находящиеся в смежном поме­ щении на текущем ремонте. Подтверждением служат многочислен­ ные пробы па загазованность этого помещения. Средние концент­ рации окиси углерода в зимний период колебались от 50 до 75 мг/м3, а окислов азота—от 0 до 10 мг/м3. Вентиляция в большинстве по­ мещений отсутствует, а имеющаяся—малоэффективна. ,

Цехи текущего ремонта расположены в стандартных помещениях и предназначены для текущего ремонта автобусов (смазка, осмотр и т. д.). Проведенные исследования воздушной среды указывают на повышенную загазованность цехов. Так, в зимний период содер­ жание окиси углерода колебалось в пределах от 50 до 70 мг/м3 (средняя концентрация—58,3 мг/м ); в переходный и летний сезо­ ны концентрации СО были ниже, но тем не менее средние значения превышали санитарную норму. Средние концентрации окислов азо­ та по исследуемым сезонам имели следующие значения: зимой — от

0 до 7.5 мг/м3,

осенью — от 0

до 10 мг/м3

и летом — от 2 до

5 мг/м3. Средняя

концентрация

акролеина

составляла 1,8 мг/м3.

Причиной загазованности этих цехов является отсутствие газоотводов и малоэффективная вентиляция.

На основании проведенных исследований было установлено, что концентрации основных компонентов отработавших газов (окиси углерода, окислов азота и альдегидов) в большинстве рабочих по­ мещениях автопарка превышали их санитарные нормы.

С целью оздоровления условий труда рекомендуется пповести следующие мероприятия. Гаражи и ремонтные мастерские оборудо­ вать эффективной приточно-вытяжной вентиляцией; ремонтные по­ мещения оборудовать гззоотволами для удаления о^яб^янтичх га­

зов, наиболее вредные участки (цех обкатки моторов и д р .),

д о ­

полнительно оборудовать

местной

вентиляцией.

цех

го­

рячей обкатки моторов изолировать от ос'т'эпыткх тто™«'"ечий

пр-

монтных мастерских, осуществлять постоянный контроль за разо­ гревом моторов автобусов в гаражах, периодически проводить кон­ троль за содержанием вредных веществ в воздухе основных поме­ щений автопарка.

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОПРОПИЛОВОГО АЭРОФЛОТА

А. 3. Бузина, А. И. Бурханов, Р. К. Жакенова, В. Н. Агапкин.

Казахстан является дной из кладовых по запасам цветных и редких металлов в нашей стране. Основным источником получения этих металлов является полиметаллическое сырье. Однако мине­

74


ральное сырье в подавляющем большинстве случаев встречается в таком виде, которое исключает его непосредственное и эффектив­ ное использование ввиду недостаточно высокого содержания полез­ ных компонентов или наличия вредных примесей. С этой целью по­ чти всегда бывает необходимым предварительно обогатить минера­ льное сырье. Наиболее выгодным методом обогащения является метод флотации. Применение высокоэффективных флотореагентов позволит извлекать из руд все содержащиеся в них полезные мине­ ралы и получать чистые концентраты. Несмотря на широкое внеддрение флотореагентов, токсикологическая характеристика их в по­ давляющем большинстве случаев отсутствует.

Цель настоящей работы — дать токсикологическую оценку изо­ пропилового аэрофлота флоторсагеита, нашедшего широкое при­ менение па обогатительных фабриках Казахстана при обогащении полиметаллических руд.

Для решения поставленной задачи были проведены эксперимен­ тальные исследования на следующих видах животных: двух кроли­ ках, 250 белых крысах и 150 белых мышах.

Учитывая пути возможного действия вещества в условиях про­ изводства, изучено действие изопропилового аэрофлота при посту­ плении в организм животных через дыхательные пути, желудочнокишечный тракт, а также неповрежденную кожу и слизистые обо­ лочки.

В остром опыте на 6 группах животных (по 6 крыс в каждой группе) установлены параметры токсичности аэрофлота при перо­ ральном введении. Исследуемое вещество вводили в желудок в виде 30-процентного раствора в различных дозах. Показателями токси­ чности служили сроки гибели, летальность, изменения в общем со­ стоянии и картина отравления животных.

Результаты опыта позволили установить, что недействующей дозой является 1200 мг/ кг, а абсолютно смертельной — 2400 мг/кг. Среднесмертельная доза, рассчитанная по методу Кербера, соста­ вила 1817 мг/кг.

При введении больших доз аэрофлота большинство животных погибало в первые же сутки после введения яда. Через 5—10 минут от момента введения отмечалась следующая симптоматика: беспо­ койство, учащенное дыхание и повышенная двигательная активность животных. В последующем (через 15—30 мин.) появлялась шаткая походка, животные с трудом удерживались на ногах, возникали бес­ порядочные судороги и нарушалась координация движений. К кон­ цу первого часа большинство крыс принимали боковое положение, дыхание становилось частым и поверхностным, животные не реаги­ ровали на болевое раздражение. Гибель наступала в течение пер­ вых часов от момента введения вещества.

Патоморфологичеекие исследования позволили выявить нару­ шения кровообращения, кровоизлияния в ткани, дистрофические

76


изменения во внутренних органах и выраженные изменения в нерв­ ных клетках головного мозга.

В производственных условиях после ингаляционного пути наибо­ лее важное значение имеет проникновение ядов через кожные по­ кровы. Для выявления токсического эффекта при поступлении ве­ щества через кожу было изучено кожно-резорбтивное, раздражаю­ щее и сенсибилизирующее действие аэрофлота на кожу, а также на слизистые оболочки глаз. Для Изучения кожно-резорбтивиого дей­ ствия были взяты 10, 30 и 50% водные растворы изопропилового аэрофлота. После однократного 4-часового опускания хвостов белых мышей и белых крыс в пробирки с указанными растворами измене­ ний со стороны хвостов и гибели подопытных животных не обнару­ жено. 307и раствор аэрофлота при повторном воздействии уже в первый день вызывал еинюшность и отечность хвостов у белых мы­ шей. В последующие дни появились незначительные эрозии, раз­ меры которых увеличивались с увеличением количества апплика­ ций. \ двух мышей отмечался некроз, а у одной из них — отпадание кончика хвоста. У крыс 30% раствор аэрофлота видимых изменений не вызвал.

Для изучения раздражающего действия на боковую поверхность животных, освобожденную от волосяного покрова, аэрофлот нано­ сили в виде 10% раствора и пасты. Однократные и повторные апп­ ликации (в течение 10 дней) раздражающего действия ие оказы­ вали.

Действие на слизистые оболочки изучалось внесение двум кро­ ликам 50 мг аэрофлота в конъюктивальный мешок правого глаза. Левый глаз служил контролем. После внесения вещества отмеча­ лось обильное слезотечение, а затем гиперемия сосудовНа рогови­ це появлялся очаг помутнения и отек конъюктивы. Через 4 часа к указанным симптомам присоединились выделения белого цвета. На 3-й день отск уменьшился, хотя инъекцирование сосудов, выделе­ ния и помутнение роговицы были выражены отчетливо. Через 10 дней наблюдения подопытный глаз визуально не отличался от кон­ трольного глаза.

Для более полной оценки токсичности аэрсфлота были изучены сенсибилизирующие свойства его. В качестве основного способа сен­ сибилизации применяли повторные (30 раз) накожные аппликации 10-процептного и 100-процентного растворов аэрофлота на выстри­ женный участок кожи спины. Опыт был проведен на 4-х группах животных белых мышах и белых крысах (по 6 в каждой группе). Видимых изменений у подопытных животных за период наблюдения не выявлено.

В последние годы для выявления характера и силы действия ве­ ществ при их многократном поступлении в организм часто прово­ дят в течение 2—4 месяцев опыт с изучением кумулятивного эффек­ та веществ. Выяснение силы кумулятивного действия позволяет в оф-

7 5


носительно короткие сроки с известной степенью вероятности пред­ сказать способность вещества вызывать хроническую интоксикацию или другие патологические эффекты.

Определение кумуляции аэрофлота было проведено на 18 бе­ лых крысах. Первой группе (6 белых крыс) внутрижелудочно вво­ дили 1/10 ЛД50 (183 мг/кг), второй группе (6 белых крыс) —1/20 ЛДзо (96 мг/кг) аэрофлота и третьей группе—0,5 мл дистиллиро­ ванной воды (контрольная группа). Одновременно наблюдали за поведением животных и изменением некоторых интегральных пока­ зателей (весом тела и суммационно-иороговым показателем). За период опыта животные получили следующие дозы аэрофлота: 1 группа — 4 ЛДдо и 11 группа — 2 ЛД5П.

Полученные дозы не вызывали гибели подопытных крыс во вре­ мя эксперимента и за период наблюдения. Вес животных увеличи­ вался по ходу эксперимента у животных всех групп. Так, у крыс первой группы через два месяца введения он увеличился на 20 г, у

крыс второй группы — на 34 г и у контрольных

крыс — на 36 г,

Суммационно-пороговый показатель, по которому

мы

судили о

функциональном состоянии центральой нервной системы,

у

всех

групп животных во все сроки исследования практически

находился

нп одном и том же уровне.

 

 

 

Следовательно, проведенные исследования свидетельствуют

о

слабой кумуляции изопропилового аэрофлота.

 

 

 

Однократная 4-часовая затравка крыс концентрацией 300 мг/м3 гибели животных не вызывала. Средний вес тела и суммационнопороговый показатель затравленных животных в конце периода на­ блюдения (через 14 дней) практически не отличались от аналогич­ ных показателей крыс контрольной группы.

На основании проведенных исследований можно придти к за­ ключению, что изопропиловый аэрофлот относится к малотоксичным веществам.

Руководствуясь «Инструкцией по установлению расчетным спо­ собом предельно-допустимых концентраций промышленных ядов в воздухе рабочих помещений (1967), была установлена ориентиро­

вочная предельно-допустимая концентрация изопропилового аэро­ флота, которая составила 18 мг/м3.

Установление токсичности позволит судить о степени опасности ■аэрофлота при поступлении в организм, а ориентировочной ПДК— более обоснованно подходить гигиенической оценке условий тру­ да обогатительных фабрик, где он нашел применение при обогаще­

нии полиметаллических руд и извлечении цветных и редких ме­ таллов.

,77