Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
показали, что наибольшая загазованность отмечается в холодные периоды годы. Содержание окиси углерода в гараже зимой в мо мент выезда автобусов на линию достигло 159,5 мг/м3, составляя в среднем 71 мг/м3, а в переходный период—соответственно 89 и 46,4 мг/м3. Концентрации окислов азота в зимний период колебались в пределах от 6 до 44 мг/м3. В летний период содержание окиси уг лерода н окислов азота лишь в отдельных случаях превышали их санитарные нормы. Содержание акролеина составляло 1,5—2 мг/м3. Одной из основных причин высокой загазованности в холодный период года является низкая температура, при которой значительно } ьеличкваетсн время разогрева моторов, а, следовательно, и количе ство выделяющихся отработавших газов.
Помещениятекущего ремонта предназначены для мелкого ре монта автобусов и оборудованы специальными смотровыми канава ми. Анализ загазованности показал, что концентрации окиси углеро- ■ да во все периоды года в большинстве случаев превышали санитар ные нормы. Средние значения ее по сезонам года имели следующие показатели: зимой—41,6 мг/м3, летом •— 21,2 мг/м3 и осенью —• 16,6 мг/м3. Содержание окислов азота больше всего отмечалось в
холодные периоды года: зимой—от 12,5 до 7,5 мг/м3 |
и осенью— |
до 12,5 мг/м3. Концентрации акролеина в среднем |
составляли |
1,7 мг/м3. Высокая загазованность создается из-за отсутствия венти ляции и отвода отработавших газов и рабочих помещений.
Ремонтно-механические мастерские включают в себя комплекс помещений, расположенных в одном здании: комнату для обкатки' моторов, ремонтные помещения (агрегатный цех, моторный цех, ме ханические мастерские и др.) и помещения текущего ремонта для автобусов марки ПАЗ.
В цехе обкатки смонтированы два стенда, на которых проводит ся горячая и холодная обкатка моторов. При горячей обкатке в воз дух выделяется значительное количество газов. В холодные сезоны концентрации окиси углерода значительно превышают предельно допустимые уровни, достигая в отдельных случаях 330—380 мг/м3. Средние концентрации окислов азота колебались от 4,5 до 10 мг/м3. Причиной высокой загазованности этого узла является отсутствие :-ффективной вентиляции.
Анализ воздушной среды ремонтных помещений показал, что концентрации окиси углерода в большинстве случаев превышали санитарные нормы. Наибольшая загазованность наблюдалась в се
редине рабочей смены. Так, если в начале работы |
загрязненность |
воздуха окисью углерода не превышала 25,4 мг/м3, |
то в середине |
смены она находилась на более высоком уровне (32,1—32-5 мг/м3). Содержание окислов азота составляло: зимой — от 2 до 10 мг/м3. осенью — от 0 до 1,2 мг/м3-и летом — от 2 до 5 мг/м3. Концентоании акролеина находились в пределах от 1,5. до 2 мг/м3. Одной из причин высокой загазованности ремонтно-мехатшчеокнх.х помещений явля
ется цех обкатки моторов, из которого газы через многочисленные отверстия проходят в смежные помещения мастерских. Другим фак тором, загрязняющим атмосферу мастерских компонентами отрабо тавших газов, являются автобусы, находящиеся в смежном поме щении на текущем ремонте. Подтверждением служат многочислен ные пробы па загазованность этого помещения. Средние концент рации окиси углерода в зимний период колебались от 50 до 75 мг/м3, а окислов азота—от 0 до 10 мг/м3. Вентиляция в большинстве по мещений отсутствует, а имеющаяся—малоэффективна. ,
Цехи текущего ремонта расположены в стандартных помещениях и предназначены для текущего ремонта автобусов (смазка, осмотр и т. д.). Проведенные исследования воздушной среды указывают на повышенную загазованность цехов. Так, в зимний период содер жание окиси углерода колебалось в пределах от 50 до 70 мг/м3 (средняя концентрация—58,3 мг/м ); в переходный и летний сезо ны концентрации СО были ниже, но тем не менее средние значения превышали санитарную норму. Средние концентрации окислов азо та по исследуемым сезонам имели следующие значения: зимой — от
0 до 7.5 мг/м3, |
осенью — от 0 |
до 10 мг/м3 |
и летом — от 2 до |
5 мг/м3. Средняя |
концентрация |
акролеина |
составляла 1,8 мг/м3. |
Причиной загазованности этих цехов является отсутствие газоотводов и малоэффективная вентиляция.
На основании проведенных исследований было установлено, что концентрации основных компонентов отработавших газов (окиси углерода, окислов азота и альдегидов) в большинстве рабочих по мещениях автопарка превышали их санитарные нормы.
С целью оздоровления условий труда рекомендуется пповести следующие мероприятия. Гаражи и ремонтные мастерские оборудо вать эффективной приточно-вытяжной вентиляцией; ремонтные по мещения оборудовать гззоотволами для удаления о^яб^янтичх га
зов, наиболее вредные участки (цех обкатки моторов и д р .), |
д о |
|||
полнительно оборудовать |
местной |
вентиляцией. |
цех |
го |
рячей обкатки моторов изолировать от ос'т'эпыткх тто™«'"ечий |
пр- |
монтных мастерских, осуществлять постоянный контроль за разо гревом моторов автобусов в гаражах, периодически проводить кон троль за содержанием вредных веществ в воздухе основных поме щений автопарка.
ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОПРОПИЛОВОГО АЭРОФЛОТА
А. 3. Бузина, А. И. Бурханов, Р. К. Жакенова, В. Н. Агапкин.
Казахстан является дной из кладовых по запасам цветных и редких металлов в нашей стране. Основным источником получения этих металлов является полиметаллическое сырье. Однако мине
74
ральное сырье в подавляющем большинстве случаев встречается в таком виде, которое исключает его непосредственное и эффектив ное использование ввиду недостаточно высокого содержания полез ных компонентов или наличия вредных примесей. С этой целью по чти всегда бывает необходимым предварительно обогатить минера льное сырье. Наиболее выгодным методом обогащения является метод флотации. Применение высокоэффективных флотореагентов позволит извлекать из руд все содержащиеся в них полезные мине ралы и получать чистые концентраты. Несмотря на широкое внеддрение флотореагентов, токсикологическая характеристика их в по давляющем большинстве случаев отсутствует.
Цель настоящей работы — дать токсикологическую оценку изо пропилового аэрофлота флоторсагеита, нашедшего широкое при менение па обогатительных фабриках Казахстана при обогащении полиметаллических руд.
Для решения поставленной задачи были проведены эксперимен тальные исследования на следующих видах животных: двух кроли ках, 250 белых крысах и 150 белых мышах.
Учитывая пути возможного действия вещества в условиях про изводства, изучено действие изопропилового аэрофлота при посту плении в организм животных через дыхательные пути, желудочнокишечный тракт, а также неповрежденную кожу и слизистые обо лочки.
В остром опыте на 6 группах животных (по 6 крыс в каждой группе) установлены параметры токсичности аэрофлота при перо ральном введении. Исследуемое вещество вводили в желудок в виде 30-процентного раствора в различных дозах. Показателями токси чности служили сроки гибели, летальность, изменения в общем со стоянии и картина отравления животных.
Результаты опыта позволили установить, что недействующей дозой является 1200 мг/ кг, а абсолютно смертельной — 2400 мг/кг. Среднесмертельная доза, рассчитанная по методу Кербера, соста вила 1817 мг/кг.
При введении больших доз аэрофлота большинство животных погибало в первые же сутки после введения яда. Через 5—10 минут от момента введения отмечалась следующая симптоматика: беспо койство, учащенное дыхание и повышенная двигательная активность животных. В последующем (через 15—30 мин.) появлялась шаткая походка, животные с трудом удерживались на ногах, возникали бес порядочные судороги и нарушалась координация движений. К кон цу первого часа большинство крыс принимали боковое положение, дыхание становилось частым и поверхностным, животные не реаги ровали на болевое раздражение. Гибель наступала в течение пер вых часов от момента введения вещества.
Патоморфологичеекие исследования позволили выявить нару шения кровообращения, кровоизлияния в ткани, дистрофические
76
изменения во внутренних органах и выраженные изменения в нерв ных клетках головного мозга.
В производственных условиях после ингаляционного пути наибо лее важное значение имеет проникновение ядов через кожные по кровы. Для выявления токсического эффекта при поступлении ве щества через кожу было изучено кожно-резорбтивное, раздражаю щее и сенсибилизирующее действие аэрофлота на кожу, а также на слизистые оболочки глаз. Для Изучения кожно-резорбтивиого дей ствия были взяты 10, 30 и 50% водные растворы изопропилового аэрофлота. После однократного 4-часового опускания хвостов белых мышей и белых крыс в пробирки с указанными растворами измене ний со стороны хвостов и гибели подопытных животных не обнару жено. 307и раствор аэрофлота при повторном воздействии уже в первый день вызывал еинюшность и отечность хвостов у белых мы шей. В последующие дни появились незначительные эрозии, раз меры которых увеличивались с увеличением количества апплика ций. \ двух мышей отмечался некроз, а у одной из них — отпадание кончика хвоста. У крыс 30% раствор аэрофлота видимых изменений не вызвал.
Для изучения раздражающего действия на боковую поверхность животных, освобожденную от волосяного покрова, аэрофлот нано сили в виде 10% раствора и пасты. Однократные и повторные апп ликации (в течение 10 дней) раздражающего действия ие оказы вали.
Действие на слизистые оболочки изучалось внесение двум кро ликам 50 мг аэрофлота в конъюктивальный мешок правого глаза. Левый глаз служил контролем. После внесения вещества отмеча лось обильное слезотечение, а затем гиперемия сосудовНа рогови це появлялся очаг помутнения и отек конъюктивы. Через 4 часа к указанным симптомам присоединились выделения белого цвета. На 3-й день отск уменьшился, хотя инъекцирование сосудов, выделе ния и помутнение роговицы были выражены отчетливо. Через 10 дней наблюдения подопытный глаз визуально не отличался от кон трольного глаза.
Для более полной оценки токсичности аэрсфлота были изучены сенсибилизирующие свойства его. В качестве основного способа сен сибилизации применяли повторные (30 раз) накожные аппликации 10-процептного и 100-процентного растворов аэрофлота на выстри женный участок кожи спины. Опыт был проведен на 4-х группах животных белых мышах и белых крысах (по 6 в каждой группе). Видимых изменений у подопытных животных за период наблюдения не выявлено.
В последние годы для выявления характера и силы действия ве ществ при их многократном поступлении в организм часто прово дят в течение 2—4 месяцев опыт с изучением кумулятивного эффек та веществ. Выяснение силы кумулятивного действия позволяет в оф-
7 5
носительно короткие сроки с известной степенью вероятности пред сказать способность вещества вызывать хроническую интоксикацию или другие патологические эффекты.
Определение кумуляции аэрофлота было проведено на 18 бе лых крысах. Первой группе (6 белых крыс) внутрижелудочно вво дили 1/10 ЛД50 (183 мг/кг), второй группе (6 белых крыс) —1/20 ЛДзо (96 мг/кг) аэрофлота и третьей группе—0,5 мл дистиллиро ванной воды (контрольная группа). Одновременно наблюдали за поведением животных и изменением некоторых интегральных пока зателей (весом тела и суммационно-иороговым показателем). За период опыта животные получили следующие дозы аэрофлота: 1 группа — 4 ЛДдо и 11 группа — 2 ЛД5П.
Полученные дозы не вызывали гибели подопытных крыс во вре мя эксперимента и за период наблюдения. Вес животных увеличи вался по ходу эксперимента у животных всех групп. Так, у крыс первой группы через два месяца введения он увеличился на 20 г, у
крыс второй группы — на 34 г и у контрольных |
крыс — на 36 г, |
||
Суммационно-пороговый показатель, по которому |
мы |
судили о |
|
функциональном состоянии центральой нервной системы, |
у |
всех |
|
групп животных во все сроки исследования практически |
находился |
||
нп одном и том же уровне. |
|
|
|
Следовательно, проведенные исследования свидетельствуют |
о |
||
слабой кумуляции изопропилового аэрофлота. |
|
|
|
Однократная 4-часовая затравка крыс концентрацией 300 мг/м3 гибели животных не вызывала. Средний вес тела и суммационнопороговый показатель затравленных животных в конце периода на блюдения (через 14 дней) практически не отличались от аналогич ных показателей крыс контрольной группы.
На основании проведенных исследований можно придти к за ключению, что изопропиловый аэрофлот относится к малотоксичным веществам.
Руководствуясь «Инструкцией по установлению расчетным спо собом предельно-допустимых концентраций промышленных ядов в воздухе рабочих помещений (1967), была установлена ориентиро
вочная предельно-допустимая концентрация изопропилового аэро флота, которая составила 18 мг/м3.
Установление токсичности позволит судить о степени опасности ■аэрофлота при поступлении в организм, а ориентировочной ПДК— более обоснованно подходить гигиенической оценке условий тру да обогатительных фабрик, где он нашел применение при обогаще
нии полиметаллических руд и извлечении цветных и редких ме таллов.
,77