Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

металлургического комбината требованиям эргономики. С этой це­ лью изучались условия и характер трудового процесса, определя­ лись параметры оборудования, проводились хронометражные на­

блюдения.

Анализ хронометражпых данных показал, что машинисты-дист- рибуторщики основную часть (70,2—80,2%) рабочего времени за­ трачивают на активное наблюдение за показаниями приборов и уп­ равление рычагами, кнопками. Остальное время затрачивают на осмотр оборудования и ретулировку (5—9%), на разговор по теле­ фону (5%), на уборку рабочего места (3—10%). Время на обед, перерывы и кратковременные паузы на отдых не регламентировано. Время на обед выбирается произвольно в зависимости от технологии производства, наличия подменных лиц в данный момент. Темпера­ турный режим па рабочих местах машшшстов-дистрнбуторщиков зависит от состояния воздуха прилегающих производтвенных участ­ ков. где имеется большое количество источников тепловыделения:

ковш с чугуном, сталь во время выпуска

(1600°), шлак при сливе

в шлаковую чашу (1500—1600°), сталь

в сталеразливочных ков­

шах, факел пламени, выходящий из горловины во время продувки, кожухи конверторов (200—300°). Температура воздуха в помеще­ нии пультов управления колебалась в пределах 20—39,4°С.

Ивзестно, что процесс конверторной плавки стали сопровожда­ ется выделением большого количества газов, состоящих из окиси углерода и сернистого ангидрида. Результаты анализа воздуха по­ казали, что в помещении пультов управления концентрация окиси углерода колебалась в пределах 17,8—82,2 мг/м3. В большинстве проб (82,3%) содержние СО было выше пределов допустимой нор­ мы. Концентрация сернистого газа не превышала предельно допу­ стимой величины.

Проведенными эргономическими исследованиями выявлено, что по некоторым показателям пульты управления машшшстов-дистрн­ буторщиков не соответствуют антропометрическим и физиологиче­ ским требованиям эргономики. Машинист-дистрибуторщик в тече­ ние всего рабочего времени (90%) находится в позе «стоя» и, управ­ ляя рычагами в течение рабочего дня, совершает простые, но порой однообразные движения.

Следует отметить, что часть органов управления пультов нахо­ дится за пределами досягаемости. Чтобы управлять ими, машини-

стам-дистрибуторщикам приходится

делать неудобные

движения

и передвигаться от своего основного

рабочего места.

Шагомером

установлено, что он в течение смены

шагает около 8—10 км. Не­

удобство в работе и напряжение возрастают при одновременном манипулировании рычагами, кнопками и наблюдении за производ­ ственным процессом, показаниями контрольно-измерительных при­ боров. Длительное вынужденное положение стоя и частые наклоны могут вызвать постоянное статическое напряжение мышц ног, ту­


ловища, в особенности спины, а также мышц шеи, что может спо­ собствовать возникновению застойных явлений в кровеносных со­ судах.

Выполнение работы в указанных неблагоприятных условиях со­ провождалось существенными физиологическими сдвигами в орга­ низме рабочих-машинистов.

Как показали проведенные нами физиологические исследова­ ния, работа машинистов-дистрибуторщиков пультов управления в указанных выше условиях сопровождается определенными функ­ циональными сдвигами в организме. Так, у машинистов время зри­ тельно-моторной реакции удлинялось на 115%, частота пульса в конце смены увелнчиваласьна 105—110%, артериальное давлениепа 110%, частота дыхания—на ПО—115% и -минутный объем дыха­ ния—на 115—120% от исходного уровня.

Отмеченные физиологические сдвиги являются результатом воз­ действия неблагоприятных гигиенических условий, нерациональной рабочей позы, нерационального режима и организации труда.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что по­ мещения пультов управления и сами пульты не отвечают гигиено­ физиологическим требованиям эргономики, в помещения пультов свободно поступает загрязненный и нагретый воздух; проникает шум, а следовательно, не достигнуты необходимые санитарно-гигие­ нические условия труда.

С целью создания более благоприятных условий для работы операторов необходима реконструкция пультов управления в соот­ ветствии с требованиями гигиены труда и эргономики. Конструк­ ция помещения пультов управления должна обеспечивать свобод­ ное и удобное положение оператора, рациональное расположение органов управления рычагами, кнопками на оптимальной зоне, пол­ ный обзор участка работ, защиту от неблагоприятных факторов производственной среды. С целью профилактики утомления необ ходимо внедрение физиологически обоснованного времени на обе­

денный пеперыв, отдых и микропауз.

СОСТОЯНИЕ РЕАКТИВНОСТИ СИМПАТО-АДРЕНАЛОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИНФЕКЦИОННО-АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ БРОНХОАЛЛЕРГОЗОВ

ст. н. с. Д. М. Джангозина

Симпато-адреиаловая система является одним из наиболее важ­ ных звеньев нейро-гуморалыюй регуляции. Ее эффекторы-катехол­ амины—имеют важное значение в жизнедеятельности организма, поскольку они принимают непосредственное участие в адптивнокомпенсаторных процессах и активировании гипофизарно-адрено- кортикальной системы, в нервной тропике, энергетическом, угле­ водном, белковом и жировом обмене. Будучи одновременно и меди­ аторами нервной системы и гормонами мозгового слоя (адреналин, норадреналин), катехоламины играют важную роль в организации

£2


приспособительных реакций организма и в обеспечении постоянства внутренней среды.

Изучение состояния этой системы имеет определенное значение для дальнейшего углубления таких понятий, как реактивность орга­

низма и аллергия.

Определение адреналина, норадреналина и предшественников (ДОФА и ДОФамина) в моче позволяет не только оценивать об­ щую активность симпато-адреналовой системы, но и дает возмож­ ность выявлять особенности биосинтеза катехоламинов на разных этапах процесса и влияние на него самых разнообразных факторов, что имеет важное теоретическое и практическое значение. Большое значение имеет исследование ее резервных возможностей, завися­ щих от интенсивности биосинтеза предшественников, позволяющих оценивать готовность симпато-адреналовой системы к ответным ре­ акциям на различные физиологические и патологические воздей­ ствия.

Анализ показателей адреналина, норадреналина и их предшест­ венников при астматическом бронхите и бронхиальной астме позволи1 более углубленно исследовать механизм бронхоспазма, состоя­ ние компенсаторных сил организма в момент острых проявлений заболевания.

Существуют различные взгляды на характер изменений состоя­ ния симпато-адреналовой системы при бронхиальной астме. Одни авторы отмечают, что в условиях аллергических заболеваний уси­ ливается компенсаторная возможность симпато-адреналовой систе­ мы (А. А. Утевекий, 1954; Е. П. Фролова, 1967 и др.). Б. Б. Коган и др (1937) рассматривают повышение адреналина в крови больных бронхиальной астмой во время приступа как гиперэргическое состо­ яние, а Г. Н. Кассиль—как симпато-адреналовый криз. В последние, годы (1962—1967) резкое повышение концентрации адреналина и норадреналина в моче отмечают П. И. Захарова, Т. И. Лукина и др., хотя Г. В. Тузиков (1962), К. Кырге и др. (1967) считают, что уро­ вень катехоламинов в крови и в моче уменьшается, причем это снижение находится в прямой зависимости от тяжести процесса.

Нами у 117 больных хроническим бронхитом с астматическим компонентом и бронхиальной астмой и у 40 здоровых определялись катехоламины (адреналин и норадреналин) и их предшественника (ДОФА и ДОФамин) в суточной моче. Использовался флюориметрический метод Э. Ш. Матлиной с соавторами, который дает возмож­ ность получить количественную характеристику основных компо­ нентов катехоламинов. Данный метод позволяет судить о степени активации симпато-адреналовой системы, а также о состоянии ре­ зервов, которые обеспечивают эту активность. Доступность, надеж­ ность и высокая чувствительность метода позволяют проводить ди­ намическое наблюдение за определенный период времени.

У всех обследованных развитию заболевания предшествовали


инфекция дыхательных путей: хронические бронхиты, рйнусинусопатия и т. д. В острый период больные получали: бронхолитики, ан­ тибиотики широкого спектра действия; в период ремиссии—специ­ фическую и неспецифическую десенсибилизирующую терапию.

Во время пребывания в стационаре неоднократно возникали приступы удушья различной продолжительности. Суточная моча п приступный период собиралась в первые сутки после купирования приступа.

Полученные нами данные приредены в таблице 1. Из таблицы видно, что количество катехоламинов (адреналина, норадренали­ на) увеличивается в суточной моче, если за это время у больного был приступ. Следует отметить, что увеличение содержания адреналина более выражено (при астматическом бронхите в 1,5 раза, при брон­ хиальной астме—в 1,8—2,3—5,7 раз соответственно степени забо­ левания), чем норадреналина (в 1,2—1,2—1,7—4,6 раз соответст­ венно) .

Таким образом, нами установлено, что нарушение функциональ­ ного состояния симпато-адреналовой системы в остром периоде хро­ нического бронхита с астматическим компонентом и на высоте при­ ступа бронхиальной астмы носят характер гиперсекреции за счет увеличения процессов биосинтеза катехоламинов. Во время присту­ па бронхиальной астмы выделяются в основном наиболее фиизологически активные вещества—адреналин и норадреналин, парал­ лельно с уменьшением их предшественников—ДОФА и ДОФамина. В межприступном периоде бронхиальной астмы показатели актив­ ности симпатоадреналовой системы ниже нормы и это снижение тем выраженное, чем длительнее и тяжелее течение болезни.

Полученные нами результаты и литературные данные позволя­ ют выдвинуть следующие предполагаемые механизмы нарушения равновесия катехоламинов. Существенным моментом, на наш взгляд, является нарушение ферментативных реакций в организме

больных в условиях гипоксии—на высоте приступа происходит ус­ корение синтеза катехоламинов и нарушение перехода их в конеч­ ные продукты, вследствие чего происходит накопление катехолами­ нов в крови и повышенное выделение их с мочой. Кроме этого, ымо­ ются литературные сведения об угнетении активности цитохпомоксндазы у больных бронхиальной -астмой, которая является одним из основных факторов разрушения адреналина. Одним из механиз­ мов нарушения обмена катехоламинов можно считать ппеоблалание у больных с бронхиальной астмой гипоальбуминемии крови, учи­ тывая, что сыворотка здорового человека способна связывать сво­ бодные катехоламины.

94


Таблица 1

недержание катехоламинов (мкг/сутки) в моче здоровых людей и больных бронхоаллергозами (при обострении процесса и в период ремиссии)

 

 

К-во

Андречалин

Группа обследуемых

обследу­

М ± ш

 

 

емых

Здоровые доноры

 

20

5,52±0,50

Здоровые шахтеры

20

6,09±0,57

Астматический бронхит:

20

9,02 Р<0,01

 

обострение

 

 

 

±1,52

 

ремиссия

30

5,59

 

 

 

±0,79

Бронхиальная астма:

9

9,21 Р<0,01

Легкое течение: обострение

 

 

 

±1,5

 

ремиссия

9

5,05

Средней тяжести: обострение

35

12,50 РС0.001

 

 

 

±2,5

 

ремиссия

35

4,50

 

 

 

±0,6

Тяжелое течение:

обострение

32

31,71 РС0.001

 

 

 

±7,1

{; !

ремиссия

32

4,01±0,5

Норадреналин

ДОФА

ДОФамин

М ± m

М ± ш

м ± Ш

17,23± 1,2

36,72±3,5

328,93±29,7

18,97± 1,2

38,81

±3,6

339,49±28,5

20,78 Р<0,02

28,87 Р<0,02

330,12 Р<0,5

±1,13

±5,08

±32,8

17,58

38,07

 

337,52

±1,3

±2,5

 

±10,4

21,42 Р<0,02

28,53 Р<0,02

360,78 Р<0,02

±1,09

±5,0

 

±29,7

18,39

35,08

331,07

33,54 Р < 0,002

28,24 Р<0,02

581,64 Р<0,01

±2,2

±3,9

 

±87,2

9,63

10,07

140,58

±1,2

±2,0

 

±19,5

79,81 Р < 0,001

27,72 Р<0,02

215,93 Р<0,02

±4,7

±3,4

 

±19,7

9,01±1,4

9,24±1,9

140,59±10,8