Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ды, заболеваемости рабочих и выявления изменений специфических функций женского организма. В то же время недостаточно освеще­ но влияние характера и условий труда на состояние центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата и т. д.

В 1972—1973 гг. нами были проведены физиологочиеские иссле­ дования у утюжильщиц и швей Карагандинской швейной фабрики. Всего под наблюдением находилось 20 человек. Ежедневно в тече­ ние трех недель наблюдения велись до работы и после нее за груп­ пой в 6—7 человек. Для характера функционального состояния организма работниц мы использовали метод рефлексометрии с оп­ ределением скрытого периода зрительно-моторной реакции, метод определения критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ), позволяющий характеризовать лабильность зрительного анализатора, динамометрию и корректурную пробу.

Работа швей и утюжельщиц протекает в условиях повышенной температуры воздуха, достигающей 23—28°С, при небольшой его подвижности, составляющей менее 0,3 м/сек. Постоянным источни­ ком тепла, поступающего в рабочие помещения, является производ­ ственное оборудование. На работниц фабрики действует также низ­ кочастотный шум и вибрация, не превышающие нормируемых вели­ чин. Запыленность воздуха в швейных цехах составляет в среднем 7.1 мг/м3, т. е. не превышает ПДК (10 мг/м3). Швеям нередко при­ ходится работать в условиях недостаточной освещенности (400— 500 лк) при нормуруемой в 750 лк.

В процессе труда швеи и утюжелыцицы длительное время находят­ ся в вынужденном положении тела, выполняют однообразные опе­ рации. У швей почти постоянно напряжено внимание и зрение. Утюжильщицам в течение смены приходится разглаживать 20—25 пальто, перемещая в каждом случае 60—80 раз утюг весом в 0 кг, что требует немалого физического напряжения.

Таким образом, в условиях труда данных профессий имеются от­ дельные отрицательные моменты, которые в определенной степени и обусловили выявленные нами сдвиги в организме работниц.

После работы мышечная сила рук по сравнению с таковой до работы преимущественно снижалась. Это наблюдалось в 59,0 — 66,6 случаев, у утюжильщиц и в 40,0—60% случаев у швей. В мень­ шем числе случаев она увеличивалась или оставалась без измене­ ний. Известно, что изменение мышечной силы не всегда полностью отражает фактическое состояние этих функций. Наиболее показа­ тельной в этом отношении является выносливость к статическому усилию. В наших наблюдениях снижение выносливости обеих рук после работы отмечено в 47,5—86,3% случаев. У швей оно состави­ ло 2,2—5,5 сек, или 32—44,4% по отношению к дорабочему уровню, у утюжильщиц — соответственно 9—12 сек. или 47—48%.

170.


В соотвествии с количественной оценкой тяжести и напряженно­

сти труда, рекомендуемой А. О. Навакатикян,

Ю. И. Кундиевым,

А. П. Охрименко, О. Ф. Максимовой и др. (ж.

«Гигиена труда и

профзаболеваний», 7, 1971) труд утюжильщиц и швей по характеру изменения мышечной выносливости относится к третьей, т. е. до­

вольно значительной степени напряжения мышечной системы. Ес­ ли учесть, что при выраженном физическом труде выносливость снижается примерно на 60%, то можно сделать заключение о том, что на руки утюжильщиц и швей приходится значительная физиче­ ская нагрузка.

При определении скрытого периода зрительно-моторной реакции, после работы в 51,8% случаев у утюжильщиц и в 60,0% — У швей выявлено его увеличение. Время реакции увели­

чилось у утюжильщиц на

55,0 м/сек, у

швей — на

65,3 м/сек. Исходное время реакции составляло

у утюжильщиц

306±22,7. у швей — 393,5 ±19.7

м/сек.

 

Вместе с тем во всех случаях после работы отмечен рост срывов дифференцирован на 2,5—6,5%, что свидетельствует о понижаю­ щейся аналитической способности ЦНС. Особенно выражены эти сдвиги у швей, работающих во 2-й смене, где срыв дифференцировок как раз возрос на 6,5%, а увеличение скрытого периода зри­ тельно-моторной реакции отмечено в 77,5% случаев. Это говорит о том, что работа женщин во второй смене протекает уже на фоне

имеющегося утомления, на которое накладывается также утомле­ ние, связанное с работой. Как у утюжильщиц, так и у швей после работы отмечено преимущественно увеличение времени на выпол­ нение специального задания. Оно было больше дорабочего в 53%

случаев у утюжильщиц, в 52,2%—у швей. И, наконец, об

исследо­

ваниях зрительного анализатора. В настоящее время в

качестве

адекватного раздражителя глаза применяется мелькающий свет.

При определенной частоте мелькающий свет воспринимается гла­ зом как одно сплошное свечение. Этот момент соответствует опре­ делению критической частоты слияния световых мельканий, которая отражает, по мнению ряда авторов, процессы, протекающие в центральной нервной системе.

В наших исследованиях до работы и после нее использовался мель­ кающий свет с длительностью импульса в 3 м/сек. После работы,

в 63,3—92,5% случаев мы отмечали уменьшение

воспринимаемой

кратности частоты слияния световых мельканий.

Отмечено, что

функциональная способность зрительного анализатора меньше по­

нижена у утюжелыциц (разница КЧСМ до работы

и после нее со­

ставляет 1,8 гц), больше у швей после 1-й смены

(2,27 гц) и еще

более выражена у них после 2-й смены (3,2 гц). Такая закономер­ ность, как было уже сказано, подтверждается уменьшением КЧСМ

171


после работы. Это связано с тем, что работа швей по сравнению с утюжильщицами требует постоянного напряжения зрения и особен­ но при работе во вторую смену.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что в процессе труда на руки утюжильщиц и швей приходится значи­ тельная физическая нагрузка. Это подтверждается снижением

мышечной силы и выносливости после работы.

ЦНС,

Изменения наступающие в функционально деятельности

можно охарактеризовать как умеренные. Об этом говорят

данные

полученные при определении скрытого периода зрительно-мотор­ ной реакции, функции зрительного анализатора и состояния устой­ чивости внимания.

На основе полученных материалов будут разработаны необхо­ димые мероприятия по оздоровлению условий труда работниц швейной фабрики.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО БЕЛКА, ЕГО ФРАКЦИЙ И СУХОГО ОСТАТКА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ СПИНАЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ УРОВНЯ ПОРАЖЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА. Ю. И. Родионов, Л. Г. Клюкина.

Литературные сведения о функциональном состоянии висцераль­ ных органов, в т. ч. печени, при поражении сшйшого мозга единич­ ны и недостаточны. Имеющиеся же экспериментальные данные свительствуют о преобладании катаболического влияния на клетки фактора выключения органа из общей системы иннервации (В. С.

Ильин, 1938—1972; С. Е. Северин и соавт., 1965).

Так, в опытах на собаках, кроликах, кошках, крысах, тритонах с различными методами хирургической или химической денервации было показано торможение в печени синтеза гликогена (Ю. И. Ро­ дионов, 1969), общих белков и, главным образом, альбуминов (И. И. Плященко, 1956; О. Д. Кушманова и А. М. Астахова, 1970), а также отмечена респрессия трансфераз (К. А. Кожевников, 1969) и угне­ тение скорости симтетиза ДНК и РНК (Дрезден, 1969).

Представляло интерес выявить характер изменения обмена белка у больных с поражениями спинного мозга, сопровождающимися различной степенью нарушения проводимости, и оценить степень из­ менений обмена в завимости от уровня поражения сегменто-коорди- паторного аппарата.

В настоящем исследовании представлены результаты наблюде­

ний у 118 больных с разным уровнем поражения спинного

мозга.

Все больные были разделены на 4 группы: 24 человека,

состав­

ляли лица с травмой шейного отдела спинного мозга, 52 человека—

\ 7 i


с травмой грудного и 26 человек — с травмой поясничного отделов. Отдельную группу составили 16 больных с различными воспали­ тельными заболеваниями и опухолями спинного мозга. Больные бы­ ли обследованы в период с июня 1973 по май 1974 года. Контроль­ ную группу из 37 здоровых лиц составили доноры и добровольцы.

Содержание общего белка определяли рефрактометрически, бел­ ковых фракций — методом электрофореза на бумаге марки Б Ле­ нинградской фабрики им. Володарского в аппарате ПЭФ—I с го­ ризонтальным расположением полос. О содержании воды в сыво­ ротке крови судили по ее сухому остатку, определяемому весовым методом. Цифровой материал обрабатывали методом вариационной статистики с применением ЭВМ «Минск-32».

Результаты последований показали, что в

сыворотке

крови

здоровых лиц общее количество белка

в

среднем

составляет

7,957*0,082 г%, причем среднее содержание

альбуминов

было

55,88*0,85%

альфа-1-глобулинов — 4,71*0,31%,

альфа-2 —

8.72*0.08%, бета-12 — 12,87± 0.54% и

гамма-глобулннов

18,54± 0,438%, что согласуется с работами других авторов.

 

Сопоставление приведенных данных с аналогичными

средними

показателями, обнаруженными у больных с поражениями спинного мозга, выявило у последних значительное наущение белкового об­ мена. Причем особенно выраженные изменения были выявлены при анализе белкового спектра сыворотки крови. Так, уровень общего

белка снижался в среднем

до

7,450*0,066 г%,

т.

е. на

6,4 % (Р<0.001), тогда как содержанке альбуминов

уменьшалось

до 46,77*0,61%, т. е. на 16,3%

(Р <0.001), что ппиволттло

к па­

лению соотношения альбумины (глобулины! с 1.273*0,041

(в конт­

роле) до 0,895*0,055, т. е. на 29,7%

(Р<0,000). Перераспределение

сывороточных белков в сторону повышения уровня грубодисперс­ ных фракций глобулинов проявлялось у больных с травмой спин­

ного мозга в виде

нарастания количества их альфа-1-фракции

в

среднем до 6,16±

0,33%, т. е. на 30,8%

(Р <0,002), альфа-2—до

11.74± 0,18%, т. е.

на 34,6% (Р<0.000) и

гамма-глобулинов

до

21,80± 0,30%, т. е. на 17,6%, что статистически значимо нс отлича­ лось от контрольных цифр (Р<0,07).

Известно, что различный механизм и уровень поражения спинно- ю мозга клинически проявляется у больных, с одной стороны, раз­ ной степенью утраты двигательной активности (гиподинамии), а с другой—неодинаковым нарушением качества и количества «функ­ циональной дезориентировки» висцеральных органов (И. К. Зюзин. 1950).

Статистический анализ сдвигов величин изученных

показателен

у больных с травмами шейного отдела по сравнению с

контроль­

ными лицами позволил установить, что общее количество белка в их сыворотке крови снижалось в среднем . до 7,020±0,157 г%. (на


11.8%

при Р<0,001),

а альбуминов — до 47,93± 1,76%

(на

14,2%

при Р <0,001). Содержание глобулиновых фракций

у этих

больных соответственно возрастало, в том

числе альфа-1— до

6,36±0,93%

(на

35,0%

при Р<0.08),

альфа-2

до

11,05±0,66%

(на 26,7%

при

Р<0,001)

и

гамма

до

22,59±0,88%

(на 21.8%

при Р <0,000). При этом альбумино-глобу-

линовое соотношение снижалось до 0,958±0,072, или на 24.8% при Р <0,001. Нужно отметить, что стастически значимых различий в концентрации альфа-1 и бета-глобулинов нам отмечать не удалось в связи с разбросом индивидуальных величин у этой группы больных.

При поражении грудного и поясничного отделов спинного мозга

выявленные нами нарушения белкового обмена носили

принципи­

ально тождественный характер. А именно, уровень обшего

белка,

соотвественно, понижался на 6,1 и 7,0% СР<0,001 и Р<0.02),

а со­

держание альбуминов — на 16,8 и 18.2% (Р<0,000 и

Р<0,000).

Соответствующее нарастание глобулинов у этих rpvnn

больных

происходило за счет статистически достоверного повышения концен­ трации альфа-1-фракции — на 35.1 и 18,9%, альфа-2 на

40,7 и 27,3% и гамма — на 12,6 и 25.3%.

В группу больных с воспалительными заболеваниями и опухоля­ ми спинного мозга входили лица с различным уровнем поражения. Как оказывалось, обшее количество белка сыворотки крови у них в среднем составляло 7,712± 0,209 г%, что статистически достовер­ но не отличалось от показателей лиц контрольной группы. Однако при этом достоверно снижалось содержание альбиминовой фракции (в спеднем на 16,0%) и альбумиио-глобулшшвое соотношение (на 30,6%) на фоне повышения альфа-1—, альфа-2-и гамма-глобу­ линов на 30,6, 41,2 и 15,3% соотвественно.

Исследование сухого остатка сыворотки крови позволило выявить достоверное повышение степени ее гидратации лишь у больных с поражением шейного и грудного отделов спинного мозга. Если з сыворотке здоровых лиц содержание сухого остатка в среднем со­ ставляло 9.482±0,301 %, то при травме шейного отдела — 8,142±0,333%, а грудного отдела — 8,411 ±0,207%, что достоверно меньше па 16.1 и 11,3% соотвественно Ф < 0,003 и Р<0,004). У

больных с травмой поясничного отдела и заболеваниями спинного мозга при этом отмечалась четкая тенденция к снижению количе­ ства сухого остатка сыворотки крови.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что . гидремия при поражениях спинного мозга является одним, из харак­ терных синдромов. Причем она наиболее выражена при поражении спинного мозга на уровне шейного и грудного отделов. Наряду - с этим у больных в разные сроки заболевания развиваются различной