Файл: Васильев, Ю. В. Северная сталь вчера, сегодня и завтра Оротуканского завода горного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ли испытания па зрелость п мастерство и оротуканские литейщики.
Но уже тогда было ясно, что двадцатилитровые тигели «погоду» не сделают. Назрела необходимость в создании более мощной производственной базы. Тогда и решено было приступить к строительству чугунолитейного цеха с двумя вагранками. Пуск его в эксплуатацию решил проб лему чугунного литья.
Однако вскоре возникла острая потребность в собст венном стальном литье. Бурно развивающаяся горная про мышленность оснащалась тяжелыми машинами, новым оборудованием, росли новые прииски, рудники, обогати тельные фабрики. А металла не хватало. Тогда Главное управление Дальстроя приняло решение о строительстве в Оротукане сталелитейного цеха с мартеновской печью мощностью в две с половиной тонны. Начались изыскания, составление проектов.
Летом J 940 года строители сдали в эксплуатацию новый механический цех, металлисты получили значительное ко личество более совершенных станков. Теперь мастерскпе, все более походившие па завод, могли производить не толь ко отдельные детали и узлы, но и целые агрегаты, лебедки, насосы, компрессоры.
Металлисты уже уверенно брались за ответственные заказы н успешно справлялись с ними. А ведь были и такие заказы, для реализации которых приходилось заново кон струировать и изготавливать необходимые приспособле ния и оборудование. Например, горняки попросили оротуканцев сделать партию приборов для улавливания мелкого золота, так называемых чаш Энлея. Главный инженер гор ного управления В. В. Купер-Кони вместе с бюро главного механика разработали технический проект, а специалисты мехмастергких тем времеием подготовили необходимое оборудование. Заказ был выполнен в короткий срок и на высоком техническом уровне. Горняки отмечали, что про бор отлично улавливал мелкое золото, которое раньше не оседало в колодах и шлюзах.
Начальником «механического городка» был тогда ком сомолец Виктор Семенович Вяткин, принимавший самое активное участие в строительстве мастерских. Он пришел на берега реки Оротукан еще в 1932 году, проводил изыс кательские работы, руководил доставкой строительных ма териалов и оборудования.
10
В своих воспоминаниях он не раз отмечает трудовой энтузиазм, необыкновенную изобретательность, а нередко п героизм первых механизаторов.
«Мне припоминается,— пишет Виктор Семенович, -- один из случаев такой самоотверженности. Механик, мо лодой человек с нежным, почти детским лицом, хрупкий, небольшого роста, полтора десятка километров тащил по непролазному болоту экскаваторную шестерню. Его когдато аккуратный костюм был немилосердно измят, ко лбу прилипли мокрые пряди волос. Он почти не мог говорить от усталости, но все-таки торопился отремонтировать шес терню, чтобы успеть в тот же день вернуться на прииск п пустить машину в работу...
Изготовление деталей нз стали было делом очень слож ным, трудоемким, дорогостоящим. Не всегда можно было поручиться за качество продукции. Бывший конструктор мастерских, а затем начальник драги А. И. Жаров, веро ятно, помнит, что представляла собой конструкция сварно го башмака экскаватора «Дамаг». Чего только не делал с ним Жаров, как ни бился, а башмак пи за что не согла шался работать и расползался по швам. А ремонт разбитых венцовых шестерен, гусеничных рам, стапин лебедок?.. Если в давнюю пору медики от всех педугов рекомендова ли касторку, то наши механики в те времена использова ли одно средство — наварку...»
Ио как бы трудно ни было пионерам северного маши ностроения, они понимали, что горнякам не легче, что стро ители работают под открытым небом, в густом, обжигаю щем тумане, что шоферы ведут машины по обледеневшим трассам, а геологи вязнут в топких колымских болотах.
Ивсем им нужна помощь.
Вянваре 1940 года по всей стране прозвучало обраще ние московских инструментальщиков: выполнить третью пятилетку по производительности труда в четыре года. От кликнулись на этот призыв и ремонтники «механического городка», давшие слово завершить полугодовую програм му на полмесяца раньше срока. К тому времени в стаха новское движение включились уже сто семьдесят два чело века. Они-то и задали тон в социалистическом соревно вании.
Перечитывая архивные документы тех лет, ясно пред ставляешь себе, какие усилия прилагал коллектив, чтобы обеспечить горняков всем необходимым. Одним из ответ
11
ственнейших заказов в период подготовки к промывочному сезону 1940 года было, например, изготовление сорока тысяч лопат и двадцати пяти тысяч кайл. Сейчас такой заказ может вызвать у кого-нибудь улыбку, а в то время лопаты, кайла и тачки все еще были на вооружении горня ков. И по мере того, как горная промышленность постепсыно оснащалась новой техникой, металлисты осваивали ре монт и выпуск все более сложных машин и механизмов.
Серьезным успехом коллектива можно считать изготов ление центробежных насосов, выпускавшихся до этого н$ Мелитопольском заводе. Поступали они на Колыму в огра ниченном количестве, перевозка обходилась дорого, и орогуканцы уже к празднику Великого Октября в 1940 году отправили на прииски первую партию насосов. К этому же времени слесарно-монтажный участок механического цеха освоил производство промывочных приборов конструкции инженера Шлендикова.
Более сложными стали и ремонтные работы. Нередко это был уже не просто ремонт, а, по сути дела, полное вос становление механизмов. Однажды в литейный цех на пе реплавку доставили дизельный двигатель, который горняки справедливо считали полностью вышедшим из строя. Мас тер слесарно-моптажного участка Д. К. Кутузов, за плеча ми которого был тридцатипятилетний трудовой опыт, вме сте с рабочими разобрал двигатель па части, составил дефектную ведомость, покачал головой: очень уж мало годного осталось от мотора. Но все-таки предложил дизель отремонтировать. Через неделю он уже пускал кольца дыма на испытательном стенде.
Л всего в течение года в мастерских было отремонти ровано триста насосов, пятьдесят четыре газогенераторные установки, пять валковых дробилок, девять компрессоров, десятки электродвигателей, изготовлено семьдесят шесть бойлерных гидронасосов, триста четыре экскаваторных и элеваторных ковша и много другого оборудования. Ли тейный цех из металлолома, собранного на предприятиях, дал приискам более шестидесяти тонн чугунного литья. Объем работ, как видим, был проделан по тем временам немалый.
В газетах часто упоминались имена лучших работников «механического городка». Слесарь Носков, например, при менив для изготовления гаек специальное приспособле ние, перекрывал норму в пять раз, фрезеровщик Благоде-
12
телев выполнял ежедневные задания на 240 процентов, электрик Егоров — на 180; хорошо зарекомендовали себя инженеры Свирин и Каплеиков.
Ремонтно-механическая база горняцкой Колымы посте пенно сосредоточивала в своих руках значительный объем работ, выполнявшихся для приисков и рудников. За годы, прошедшие со времени организации мастерских, основные средства увеличришсь в три раза и к 1941 году составляли уже около двух миллионов рублей.
ВТОРАЯ ЛИНИЯ ФРОНТА
«Что ты сделал для победы?», «Чем ты помог фрон ту?» — эти лозунги времен Великой Отечественной войны до сих пор памятны каждому, кто в тылу стоял у станка, выращивал хлеб, водил поезда, добывал золото и уголь, варил сталь.
22 июпя оротукапцы, собравшись на митинг в поселко вом клубе, приняли резолюцию. В ней говорилось: «Се годня, когда над страной нависла серьезная опасность, мы будем работать так же самоотверженно, как сражаются наши доблестные бойцы и командиры с фашистскими бан дами. Ударным трудом будем помогать Красной Армии беспощадно громить врага, защищать свой народ, свою родную землю, завоевания Великого Октября».
Тут же, на митинге, было решено отменить выходные и установить десятичасовой рабочий день. Это позволило перейти на двухсменную работу вместо трехсменной, зна чительно сократить потребность в рабочей силе и удеше вить стоимость продукции.
Газеты в те дни приходили на Колыму с опозданием, но каждое утро, едва занимался рассвет, люди с волнением приникали к репродукторам. Фашистские полчища одер живали временные победы, рвались к Ленинграду, Киеву и Москве. Бывшие москвичи, ленинградцы и киевляне, все труженики золотой Колымы с болыо в сердце вслушива лись в тревожные слова диктора, и каждый стремился в эти минуты на фронт, туда, где решалась судьба страны.
Первым подал заявление с просьбой направить в дей ствующую армию термист Василий Васильевич Антипов.
— Линия фронта проходит сегодня и через ваши мас терские,— сказали ему в политотделе.— Вторая линия
13
фронта... Возвращайтесь в цех и работайте. Считайте, что каждая ударная смена — это штурм фашистских укрепле ний, каждая изготовленная деталь — снаряд, разорвавший ся во вражеских окопах.
Очень скоро Антипову пришлось убедиться в справед ливости этих слов. Снабжение запасными частями и обору дованием для горных предприятий с первых же дней войны значительно ухудшилось, а золота требовалось все боль ше и больше. На приисках и рудниках широко разверну лось соревнование за ударный труд, горняки работали с полным напряжением сил. Но там, где не отступали люди, не всегда выдерживала техника. Перед оротукапскими металлистами была поставлена задача: улучшить качество изготовляемых деталей, повысить их прочность и долговечность. Было решено срочно оборудовать терми ческое отделение. Помещение имелось, но пужно было сло жить специальную цементационную печь, в которой по верхность наиболее ответственных детален насыщается углеродом, что придает металлу особую прочность.
Трудность заключалась в том, что в мастерских не было специалиста, который мог бы такую печь сложить.
— Я пе печник,— сказал Антипов.— Но зато печником был мой отец, п я видел, как он работал... Разрешите мпе попробовать.
Целую неделю Антипов буквально пе выходил из цеха: днем работал, а ночами, после смены, клал печь... И вскоре термическое отделение выдало первую продукцию.
Требования к качеству деталей, между тем, повыша лись. Вскоре понадобилось установить электродную соля ную ванну, в которой металл подвергался дополнительной обработке. Это задание также было поручено Антипову, и он успешно с ним справился.
Требовательность к себе, умелые руки и хозяйский глаз позволяли коммунисту Антипову не только выполнять самые ответственные поручения, но и экономить дефицит ные материалы. Однажды он обнаружил на складе более двух тысяч бракованных деталей, которые должны были идти на переплавку. Антипов рассортировал их, затем, подвергнув термической обработке, полностью восстановил.
Василий Васильевич Антипов одним из первых возгла вил движение стахановцев-двухсотников, работавших под девизом: «Каждый день — два сменных задания». Однако очень скоро и такие темпы уже не удовлетворяли его:
14
в сентябре 1941 года Антипов выполнил норму на триста процентов, а в ноябре установил невиданный до этого ре корд — за шесть рабочих дней выполнил месячную про грамму.
В первые же месяцы войны многие бригады по почи ну кузнеца Н. В. Кадачигова включились в соревнование за право называться «фронтовыми». В этих бригадах были заведены специальные лицевые счета, на которые отчисля лась в фонд победы вся сверхплановая продукция.
Кроме того, весь коллектив мастерских дал слово к седьмому ноября завершить годовую программу. Первы ми выполнили обязательство литейщики: осваивая все бо лее сложное литье, они уже в октябре стали работать в счет 1942 года. Кузнечный цех отправлял на прииски высо кокачественные поковки, механосборочный — большие партии сложного горного оборудования: дезинтеграторы, промывочные приборы, центробежные насосы. Электро цех успешно освоил производство электромоторов средней мощности. Конструкторский отдел за счет уплотнения рабочего дпя полностью обеспечивал чертежами рациона лизаторов и изобретателей.
Большую помощь ффонту оказывали оротуканцы и сво ими трудовыми сбережениями. «Я в годы гражданской вой ны принимал участие в разгроме интервентов на Украи не,— писал в своем заявлении слесарь Александр Кли мович Шахрай.— Сейчас, не имея возможности лично сра жаться с фашистами, прошу удерживать из моей зарплаты сто рублей и перечислять их в фонд обороны».
А еот заявление главного механика Войнова: «Для ускорения окончательного разгрома фашистской банды вношу наличными всю сумму своей подписки на заем третьей пятилегки. Пусть моя скромная сумма в две тысячи сто рублей вместе со взносами миллионов трудящихся превратится в грозный ворошиловский снаряд».
Пятьдесят тысяч рублей на покупку танка внес в фонд обороны Аркадий Глушко. Кузнецы Прокофьев, Копылов
иПяткин досрочно погасили всю сумму подписки на заем
ипризвали своих товарищей последовать их примеру. Весь коллектив кузнечного цеха единогласно решил
увеличить свой рабочий день на два часа без дополнитель ной оплаты.
Сохранившиеся документы говорят о том, что только за первые два месяца войны в фонд обороны было перечисле
15
но двести тридцать пять тысяч рублей, а на подарки бойцам Красной Армпи металлисты только в августе собрали более двадцати пяти тысяч.
Фронтовая вахта оротукапцев продолжалась. На повест ку дня был поставлен еще одни важный вопрос: ускорен ное строительство мартеновского цеха.
ПЕРВАЯ ПЛАВКА
В самые напряженные дяи промывочного сезона 1941 года больше трети всех экскаваторов Южного горно промышленного управления простаивало из-за нехватки запчастей. То и дело выходили из строя механизмы на обогатительных фабриках, ломались насосы, лебедки и
другая техника. |
Предприятия лихорадило, работали они |
с перебоями. Не |
было стали для изготовления запасных |
частей. Враг рвался к Москве, Ленинграду, Донбассу, и весь металл шел для фронта. К тому же и выпуск его сократился: многие заводы эвакуировались на Восток, другие были взорваны, чтобы не достались врагу.
Было ясно, что без стального литья, без собственной металлургической базы горная промышленность Колымы дальше существовать не сможет. Здесь был тоже фронт, и каждый день, даже час простоя машин и механизмов уменьшал добычу золота, так нужного сейчас стране для закупки у союзников танков, самолетов, орудий, боепри пасов. Выход был один — в предельно сжатые сроки пус тить свой мартеновский цех.
В июле начали его сооружение. Разбивку здания взял
на |
себя главный маркшейдер |
горного |
управления |
Азиз |
Хаджиевич Алискеров. Это |
был очень |
энергичный |
и знающий геолог. В двадцать четыре года он уже возгла влял крупную изыскательскую партию в тресте «Востокнефть». Его хорошо знали в нашей области, где он руко водил геологическими службами в нескольких управлени ях, участвовал в детальной разработке многих крупных месторождений. Верно оценив возможности золотой Чу котки, Алискеров не раз бывал в верховьях Малого Ашоя, где вырос в настоящее время крупный прииск, носящий его имя. Он рано ушел из жизни, но память о пем живет в сердцах северян. Вот этот замечательный человек и опыт-
16
ныи специалист в невиданно короткий срок — за две педе ли — сумел выполнить большую и трудоемкую работу.
Теперь настало время строителен — опытных инжене ров Евгения Дмитриевича Квашнина и Федора Саввича Си доренко, прораба Виктора Алексеевича Шерстобоева, тех нолога Александра Григорьевича Прищепы и других. Зна ющие специалисты, уже немало сделавшие для развития колымской промышленности, они прекрасно понимали, что это задание — особое.
Ответственность и важность дела сознавали и рабочие: они трудились с большим подъемом и энергией. Но трудно сти подстерегали буквально на каждом шагу. Не успели вырыть котлованы под фундамент, пошли проливные дож ди. Речка вздулась, вышла из берегов и затопила строи тельную площадку. Пришлось откачивать воду, осушать размокшую землю. Когда же подошло время возводить стены, ударили пятидесятиградуспые морозы. Это, правда, не было неожиданностью, и в технологии специально пре дусматривалось строительство тепляков: участок опалубки, залитый бетоном, огораживался временной постройкой, где круглые сутки дымили раскаленные докрасна железные печки. По-другому на Колыме еще никогда не строили: жидкий бетон на морозе не схватывался, а просто-напро сто замерзал.
Однако подготовка тепляков — дело трудоемкое и дол гое. Поэтому было решено вместо металлической арматурв! в бетон укладывать целую систему из труб, которые служи ли одновременно и паропроводом. Тепло, таким образом, поступало нс снаружи, а изнутри, бетон хорошо прогревал ся, и сроки строительства цеха были значительно сокра щены.
«Решение действительно было найдено очень остроум ное,— вспоминает Александр Григорьевич Прищепа.— Но не меньше остроумия и находчивости пришлось проявлять и позже. Пока строили цех, инженер Б. И. Лукоянов, работающий сейчас в Липецком филиале Московского института стали, спроектировал печь мощностью в две с половиной тонны. Это была самая маленькая мартенов ская печь в Советском Союзе. Но и она далась нелегко. Построили здание, а печь класть не из чего. Рассказать
кому —не |
поверят. |
Нужен был |
огнеупорный динасовый |
кирпич для свода, |
спецпальйые |
клиновидные кирпичи |
|
для арок, |
магнезит |
для вертикальных каналов —^^тчтцтг“ |
пуолечна'