Файл: Бушмелев, В. А. Процессы и аппараты целлюлозно-бумажного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

входит в цилиндр 9, стенки которого являются направляющими для плунжера, допуская его движение вдоль оси цилиндра.

Между боковой поверхностью плунжера и стенками цилиндра вследствие неплотностей может проходить жидкость. Для того чтобы жидкость не выходила наружу из цилиндра, в верхней его части сде­ лан сальник, который устраивают следующим образом. На сравни­ тельно небольшой длине верхней части цилиндра делают расточку диаметром больше диаметра плунжера и в нее закладывают сальнико­ вое кольцо 11, у верхней поверхности которого имеется скос в сторону

плунжера. Поверх этого кольца

место

рас­

 

 

 

 

 

точки

заполняют

 

эластичной

сальниковой

 

 

 

 

 

набивкой 12 и затем

вставляют сальницу 10.

 

 

 

 

 

В сальнице имеются отверстия, через которые

 

 

 

 

 

проходят болты

13,

закрепленные на цилин­

 

 

 

 

 

дре.

У нижней поверхности сальницы, входя­

 

 

 

 

 

щей в расточку, также

имеется

скос

в сто­

 

 

 

 

 

рону плунжера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При затяжке болтов сальница сильно

 

 

 

 

 

сжимает набивку, и благодаря скосам на

 

 

 

 

 

сальнице и сальниковом кольце набивка

 

 

 

 

 

плотно прилегает к гладкой поверхности

 

 

 

 

 

плунжера, тем самым препятствуя выходу

 

 

 

 

 

жидкости из

цилиндра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное преимущество плунжерного на­

 

 

 

 

 

соса

 

заключается

 

в

простом

устройстве

 

 

 

 

 

плунжера,

исключающем

дополнительные

 

 

 

 

 

устройства для достижения плотности между

 

 

 

 

 

плунжером

и

цилиндром,

что

необходимо

Рис. 3-6.

Схема плун­

в поршневых насосах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жерного насоса:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 — подшипники;

2 — вал;

 

 

 

 

 

 

Диафрагмовые насосы

3 — кривошип; 4 — шатун;

 

 

 

 

 

 

5 — кривошипный головной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подшипник

шатуна;

6

Диафрагмовый

насос

является разновид­

плунжерный

головной

под­

шипник шатуна;

7 — плун­

ностью поршневого насоса (рис. 3-7). Как и

жер; 8 — палец шатуна; 9

цилиндр; 10—сальница; 11 —

плунжерный насос,

 

он имеет лежащий в под­

сальниковое

кольцо;

12

шипниках 1 коленчатый

вал

2

с кривоши­

сальниковая

набивка;

13 —

сальниковый

болт;

14 —

пом 3.

С кривошипом сцеплен шатун 4.

Один

всасывающий

клапан;

15

нагнетательный клапан;

16 —

(кривошипный)

подшипник 5 надет на палец

всасывающий

трубопровод;

кривошипа, а другой (головной) подшипник

17 — нагнетательный трубо­

 

провод

 

 

6 — на палец наружной

шайбы

диафрагмы.

и 8

 

 

 

 

Между

наружной

и внутренней

шайбами

7

зажата

эластич­

ная

диафрагма

9.

Наружные

края

ее

в

свою

очередь

зажаты

между верхним торцом цилиндра 10 и его крышкой 11, которая при­ жимается болтами 12. В нижней части цилиндра имеются всасываю­ щий 13 и нагнетательный 14 клапаны, а также всасывающий 15 и на­ гнетательный 16 трубопроводы.

При движении вверх шатун тянет за собой диафрагму, которая выгибается также вверх, вследствие этого объем в цилиндре увели­ чивается и происходит всасывание. При обратном движении шатуна

61


ВНИЗ он нажимает на диафрагму, прогибая ее внутрь цилиндра, и про^ исходит нагнетание.

Преимуществом диафрагмового насоса является простота его кон­ струкции и отсутствие сальников и уплотнителей. Однако вследствие того, что диафрагма не может сильно изгибаться, объем жидкости, подавае­ мой насосом за один ход, небольшой и производительность насоса низкая.

Кроме того, гибкую диафрагму нельзя

сделать достаточно прочной,

поэтому

насос может создавать невысокое дав-

Рис. 3-7. Схема диафрагмового насоса:

I — подшипники;

2 — вал;

3 — кривошип;

4

шатун;

5 — кривошипный

головной

подшипник

шатуна;

6 — головной подшипник шатуна;

7 —

наружная

шайба

диафрагмы;

8 — внутренняя

шайба

диафрагмы;

9 — эластичная

днафрагліа;

ІО — цилиндр;

11 — крышка

цилиндра;

12 —

болты крышки

цилиндра;

13 — всасывающий

клапан;

14 — нагнетательный

клапан;

15 — вса­

сывающий

трубопровод;

16 — нагнетательный

 

 

 

трубопровод

 

 

 

ление. При работе диафрагма претерпевает большое

число перегибов

и сравнительно быстро изнашивается.

Следовательно,

слабым местом

этого насоса является диафрагма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насосы двойного действия

Насос двойного действия (рис. 3-8)

также имеет коленчатый вал 2

с кривошипом 3, лежащий в подшипниках 1, и шатун 4 с кривошип­ ным головным подшипником 5. Нижний, головной подшипник 6 входит в развилку 8 штока 7 и сцеплен с нею пальцем, на ко­ тором может поворачиваться. Шток 7 про­ ходит внутрь цилиндра 10 через сальник 11, устройство которого было описано вы­ ше. На другой конец штока надет поршень 9 и закреплен гайкой, навернутой на резьбу штока. В цилиндре имеются два

Рис. 3-8. Схема насоса двойного действия:

I — п о д ш и п н и к и ; 2 — п а л ; 3 — к р и в о ш и п ; 4 — ш а т у н ; 5 — к р и в о ш и п н ы й г о л о в н о й п о д ш и п н и к ш а т у н а ; 6

г о л о в н о й п о д ш и п н и к ш а т у н а ; 7 — ш т о к ; 8 — р а з в и л к а ш т о к а ; 9 — п о р ш е н ь ; 10 — ц и л и н д р ; 11 — с а л ь н и к ; 12 — в с а с ы в а ю щ и е к л а п а н ы ; 13 — н а г н е т а т е л ь н ы е к л а ­ п а н ы ; 14 — в с а с ы в а ю щ и й т р у б о п р о в о д ; 15 н а г н е т а ­ т е л ь н ы й т р у б о п р о в о д ; 15 — п о р ш н е в ы е к о л ь ц а

всасывающих 12 и два нагнетательных 13 клапана, к которым подхо­ дят всасывающий 14 и нагнетательный 15 трубопроводы.

В насосе двойного действия объемы цилиндра по обе стороны поршня являются рабочими, поэтому пропуск жидкости между порш­

62


нем и цилиндром из одной части цилиндра в другую недопустим. Для создания достаточной плотности в канавки по окружности поршня надевают пружинящие поршневые кольца 16. Наружный диаметр колец несколько больше диаметра цилиндра, поэтому кольца на поршне, вставленном в цилиндр, оказываются плотно прижатыми к по­ верхности цилиндра. Между каждым кольцом и цилиндром получается ничтожный проход, значительно меньший чем между поршнем и ци­ линдром; благодаря этому создается хорошее уплотнение.

Насосы прямого действия

Для приведения насоса в действие может быть применена паровая машина. Поршень и шток паровой машины совершают такое же по­ ступательно-возвратное движение, как и поршень насоса. В связи с этим шток паровой машины можно удлинить и закрепить на нем плун­ жер или поршень насоса. Необходимость в вале, подшипниках и кри­ вошипном механизме отпадает. Полученный агрегат объединяет в себе насос и паровую машину. Очевидно, он проще и дешевле, чем насос и паровая машина, изготовленные порознь.

Клапаны поршневых насосов

Существенной частью поршневых насосов являются клапаны, так как от их исправности зависит работа всего насоса. Клапаны бывают разных конструкций. Наиболее распространены тарельчатые и шаро­ вые клапаны. На рис. 3-9 схематически показан тарельчатый клапан. У тарелки 1 клапана имеется шток 2, который может свободно пере­ мещаться вверх и вниз в направляющей втулке 3. На конец штока надета шайба 4, в которую упирается пружина 6, оттягивающая кла­ пан вниз, что обеспечивает надежное его закрытие. Шайба удержи­ вается на штоке гайкой 5.

При закрытии клапана тарелка прижимается к седлу 7, представ­ ляющему собой узкую коническую заточку, к которой плотно приле­ гает коническая часть тарелки клапана. Плотность прилегания до­ стигается путем притирки.

Для того чтобы избежать пропуска жидкости между направляющей втулкой и штоком, на нем сделан ряд кольцевых канавок, образую­ щих так называемое лабиринтное уплотнение 8. В этом уплотнении сечение, через которое может проходить жидкость, то сужается (про­ тив выступа на штоке), то расширяется (против канавки); чередование сужений и расширений создает настолько большое ' сопротивление проходу жидкости, что она проходит в ничтожном количестве.

Если клапан работает как всасывающий, то проход 9 соединяется со всасывающим трубопроводом. Если клапан работает как нагнета­ тельный, проход 9 соединяется с цилиндром.

На рис. 3-10 показан шаровой клапан. Собственно клапан / имеет форму шара; под действием своего веса он скатывается по стенкам ко­ нического гнезда 2 и, плотно прилегая к его стенкам, закрывает про­ ход для жидкости. Если клапан работает как всасывающий, проход

63


3 соединяется со всасывающим трубопроводом, а проходы 4 — с ци­ линдром; если клапан работает как нагнетательный, проход 3 соеди­ няется с цилиндром, а проходы 4 — с нагнетательным трубопрово­ дом. Преимуществом шаровых клапанов является простота устройства. Однако насос с этими кла­ панами можно устанавливать

Рис. 3-9. Тарельчатый клапан:

 

Рис. 3-10. Шаровой клапан:

1 — тарелка клапана; 2 — шток клапа­

1 — шаровой клапан; 2 — гнез­

на; 3 — направляющая

втулка;

4

до клапана;

3 — проход

для

шайба; 5 — гайка; 6 — пружина;

7

жидкости,

поступающей

под

седло клапана; 8 — лабиринтное уплот­

клапан;

4 — проход для

жид­

нение; 9 — проход

для жидкости

кости,

уходящей от клапана

только в положении, при котором обеспечивается закрытие его кла­ панов под действием силы тяжести шара. Тарельчатые клапаны не имеют этого недостатка.

АППАРАТ МОНТЕЖЮ

Иногда необходимо подавать на высоту так называемую агрес­ сивную, т. е. разъедающую металл насосов жидкость, или жид­ кость, засоряющую их клапаны, что приводит к нарушению нормальной ра­ боты насосов. В этих случаях применяют

аппарат Монтежю (рис. 3-11).

У аппарата имеется резервуар 1. В него через кран 2 самотеком поступает жид­ кость и вытесняет из резервуара воздух через кран 3. После заполнения резерву­ ара жидкостью краны 2 и 3 закрывают, а кран 4 открывают; через него поступает сжатый воздух, который давит на жидкость сверху и, выжимая ее из резервуара, подает

Рис. 3-11. Аппарат Монтежю:

/ — резервуар; 2 — кран для входа жидкости; 3 — кран для выхода воздуха; 4 — край для входа воздуха; 5 — нагнетательный трубопровод; 6 — рычажная система для управления кранами; 7 — спускной кран

вверх по нагнетательному трубопроводу 5. После опорожнения резерву­ ара кран 4 закрывают, а краны 2 и 3 открывают; происходит следующее заполнение резервуара жидкостью. Таким образом, резервуар пооче­

64


редно заполняется жидкостью и освобождается от нее путем вытесне­ ния ее и подачи вверх.

Краны 2, 3 и 4 для удобства управления ими связаны рычажной системой 6, которая позволяет одним поворотом рычага ставить все краны в нужное положение. Обычно кранами управляют вручную, реже автоматически.

Если аппарат предназначается для подачи агрессивной жидкости, то резервуар, его арматуру и трубопроводы делают либо из металла, не подвергающегося коррозии, например из кислотоупорной стали, либо покрывают специальными предохраняющими их составами.

Сжатый воздух подается в резервуар компрессором, принципиаль­ ное устройство которого такое же, как и поршневого насоса. В нижней части резервуара ставят кран 7 для спуска остающейся жидкости, или отстоя.

ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НАСОСЫ. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Устройство центробежного насоса схематически показано на рис. 3-12. В подшипниках 1 лежит вал 2, на который надето рабочее колесо 3 насоса, имеющее лопасти 4. Колесо находится внутри кор­ пуса 5. Внутренняя сторона колеса (с меньшим диаметром) входит внутрь всасывающего патрубка 6, к которому посредством фланца присоединяется всасывающий трубопровод. Внешняя часть колеса (с большим диаметром) доходит до улитки 7 корпуса. Постепенно рас­ ширяясь, улитка заканчивается нагнетательным патрубком 8, сое­ диняющимся также посредством фланца с нагнетательным трубопро­ водом. Для того чтобы предотвратить пропускание жидкости из кор­ пуса насоса, вдоль вала предусмотрен сальник 9.

При работе насоса жидкость проходит из всасывающего патрубка внутрь рабочего колеса и затем вдоль лопастей к его периферии, от­ куда выбрасывается в улитку корпуса. По улитке жидкость идет в на­ правлении уширения и через нагнетательный патрубок поступает в нагнетательный трубопровод. Направление движения жидкости внутри насоса (рис. 3-12) показано стрелками.

Если насос заполнен жидкостью и его рабочее колесо вращается, то лопасти колеса будут увлекать за собой жидкость и она начнет со­ вершать двойное движение: одно — относительно колеса и другое — вращательное, вместе с колесом. Окружная скорость иг в месте входа жидкости на лопасти меньше, чем окружная скорость «2 в месте ее схода с лопастей, поэтому 1 кг жидкости, прошедшей через рабочее

колесо, приобретает кинетическую энергию, равную — [и\— и\у

Кроме того, жидкость, подходя к рабочему колесу, имеет скорость сх меньшую, чем скорость с2, с которой жидкость движется, выйдя из колеса в улитку, поэтому 1 кг жидкости приобретает еще кинетиче­

скую энергию, равную -у -(с|—сі) •

При движении жидкости внутри рабочего колеса, между его ло­ пастями, вследствие изменения сечения для ее прохода скорость также

65