Файл: Бушмелев, В. А. Процессы и аппараты целлюлозно-бумажного производства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
входит в цилиндр 9, стенки которого являются направляющими для плунжера, допуская его движение вдоль оси цилиндра.
Между боковой поверхностью плунжера и стенками цилиндра вследствие неплотностей может проходить жидкость. Для того чтобы жидкость не выходила наружу из цилиндра, в верхней его части сде лан сальник, который устраивают следующим образом. На сравни тельно небольшой длине верхней части цилиндра делают расточку диаметром больше диаметра плунжера и в нее закладывают сальнико вое кольцо 11, у верхней поверхности которого имеется скос в сторону
плунжера. Поверх этого кольца |
место |
рас |
|
|
|
|
|
|||||||||
точки |
заполняют |
|
эластичной |
сальниковой |
|
|
|
|
|
|||||||
набивкой 12 и затем |
вставляют сальницу 10. |
|
|
|
|
|
||||||||||
В сальнице имеются отверстия, через которые |
|
|
|
|
|
|||||||||||
проходят болты |
13, |
закрепленные на цилин |
|
|
|
|
|
|||||||||
дре. |
У нижней поверхности сальницы, входя |
|
|
|
|
|
||||||||||
щей в расточку, также |
имеется |
скос |
в сто |
|
|
|
|
|
||||||||
рону плунжера. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
При затяжке болтов сальница сильно |
|
|
|
|
|
|||||||||||
сжимает набивку, и благодаря скосам на |
|
|
|
|
|
|||||||||||
сальнице и сальниковом кольце набивка |
|
|
|
|
|
|||||||||||
плотно прилегает к гладкой поверхности |
|
|
|
|
|
|||||||||||
плунжера, тем самым препятствуя выходу |
|
|
|
|
|
|||||||||||
жидкости из |
цилиндра. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Основное преимущество плунжерного на |
|
|
|
|
|
|||||||||||
соса |
|
заключается |
|
в |
простом |
устройстве |
|
|
|
|
|
|||||
плунжера, |
исключающем |
дополнительные |
|
|
|
|
|
|||||||||
устройства для достижения плотности между |
|
|
|
|
|
|||||||||||
плунжером |
и |
цилиндром, |
что |
необходимо |
Рис. 3-6. |
Схема плун |
||||||||||
в поршневых насосах. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
жерного насоса: |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 — подшипники; |
2 — вал; |
|||
|
|
|
|
|
|
Диафрагмовые насосы |
3 — кривошип; 4 — шатун; |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
5 — кривошипный головной |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подшипник |
шатуна; |
6 — |
||
Диафрагмовый |
насос |
является разновид |
плунжерный |
головной |
под |
|||||||||||
шипник шатуна; |
7 — плун |
|||||||||||||||
ностью поршневого насоса (рис. 3-7). Как и |
жер; 8 — палец шатуна; 9 — |
|||||||||||||||
цилиндр; 10—сальница; 11 — |
||||||||||||||||
плунжерный насос, |
|
он имеет лежащий в под |
сальниковое |
кольцо; |
12 — |
|||||||||||
шипниках 1 коленчатый |
вал |
2 |
с кривоши |
сальниковая |
набивка; |
13 — |
||||||||||
сальниковый |
болт; |
14 — |
||||||||||||||
пом 3. |
С кривошипом сцеплен шатун 4. |
Один |
всасывающий |
клапан; |
15 — |
|||||||||||
нагнетательный клапан; |
16 — |
|||||||||||||||
(кривошипный) |
подшипник 5 надет на палец |
всасывающий |
трубопровод; |
|||||||||||||
кривошипа, а другой (головной) подшипник |
17 — нагнетательный трубо |
|||||||||||||||
|
провод |
|
|
|||||||||||||
6 — на палец наружной |
шайбы |
диафрагмы. |
и 8 |
|
|
|
|
|||||||||
Между |
наружной |
и внутренней |
шайбами |
7 |
зажата |
эластич |
||||||||||
ная |
диафрагма |
9. |
Наружные |
края |
ее |
в |
свою |
очередь |
зажаты |
между верхним торцом цилиндра 10 и его крышкой 11, которая при жимается болтами 12. В нижней части цилиндра имеются всасываю щий 13 и нагнетательный 14 клапаны, а также всасывающий 15 и на гнетательный 16 трубопроводы.
При движении вверх шатун тянет за собой диафрагму, которая выгибается также вверх, вследствие этого объем в цилиндре увели чивается и происходит всасывание. При обратном движении шатуна
61
ВНИЗ он нажимает на диафрагму, прогибая ее внутрь цилиндра, и про^ исходит нагнетание.
Преимуществом диафрагмового насоса является простота его кон струкции и отсутствие сальников и уплотнителей. Однако вследствие того, что диафрагма не может сильно изгибаться, объем жидкости, подавае мой насосом за один ход, небольшой и производительность насоса низкая.
Кроме того, гибкую диафрагму нельзя
сделать достаточно прочной, |
поэтому |
|||||||
насос может создавать невысокое дав- |
||||||||
Рис. 3-7. Схема диафрагмового насоса: |
||||||||
I — подшипники; |
2 — вал; |
3 — кривошип; |
4 — |
|||||
шатун; |
5 — кривошипный |
головной |
подшипник |
|||||
шатуна; |
6 — головной подшипник шатуна; |
7 — |
||||||
наружная |
шайба |
диафрагмы; |
8 — внутренняя |
|||||
шайба |
диафрагмы; |
9 — эластичная |
днафрагліа; |
|||||
ІО — цилиндр; |
11 — крышка |
цилиндра; |
12 — |
|||||
болты крышки |
цилиндра; |
13 — всасывающий |
||||||
клапан; |
14 — нагнетательный |
клапан; |
15 — вса |
|||||
сывающий |
трубопровод; |
16 — нагнетательный |
||||||
|
|
|
трубопровод |
|
|
|
||
ление. При работе диафрагма претерпевает большое |
число перегибов |
|||||||
и сравнительно быстро изнашивается. |
Следовательно, |
слабым местом |
||||||
этого насоса является диафрагма. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насосы двойного действия |
||||||
Насос двойного действия (рис. 3-8) |
также имеет коленчатый вал 2 |
с кривошипом 3, лежащий в подшипниках 1, и шатун 4 с кривошип ным головным подшипником 5. Нижний, головной подшипник 6 входит в развилку 8 штока 7 и сцеплен с нею пальцем, на ко тором может поворачиваться. Шток 7 про ходит внутрь цилиндра 10 через сальник 11, устройство которого было описано вы ше. На другой конец штока надет поршень 9 и закреплен гайкой, навернутой на резьбу штока. В цилиндре имеются два
Рис. 3-8. Схема насоса двойного действия:
I — п о д ш и п н и к и ; 2 — п а л ; 3 — к р и в о ш и п ; 4 — ш а т у н ; 5 — к р и в о ш и п н ы й г о л о в н о й п о д ш и п н и к ш а т у н а ; 6 —
г о л о в н о й п о д ш и п н и к ш а т у н а ; 7 — ш т о к ; 8 — р а з в и л к а ш т о к а ; 9 — п о р ш е н ь ; 10 — ц и л и н д р ; 11 — с а л ь н и к ; 12 — в с а с ы в а ю щ и е к л а п а н ы ; 13 — н а г н е т а т е л ь н ы е к л а п а н ы ; 14 — в с а с ы в а ю щ и й т р у б о п р о в о д ; 15 — н а г н е т а т е л ь н ы й т р у б о п р о в о д ; 15 — п о р ш н е в ы е к о л ь ц а
всасывающих 12 и два нагнетательных 13 клапана, к которым подхо дят всасывающий 14 и нагнетательный 15 трубопроводы.
В насосе двойного действия объемы цилиндра по обе стороны поршня являются рабочими, поэтому пропуск жидкости между порш
62
нем и цилиндром из одной части цилиндра в другую недопустим. Для создания достаточной плотности в канавки по окружности поршня надевают пружинящие поршневые кольца 16. Наружный диаметр колец несколько больше диаметра цилиндра, поэтому кольца на поршне, вставленном в цилиндр, оказываются плотно прижатыми к по верхности цилиндра. Между каждым кольцом и цилиндром получается ничтожный проход, значительно меньший чем между поршнем и ци линдром; благодаря этому создается хорошее уплотнение.
Насосы прямого действия
Для приведения насоса в действие может быть применена паровая машина. Поршень и шток паровой машины совершают такое же по ступательно-возвратное движение, как и поршень насоса. В связи с этим шток паровой машины можно удлинить и закрепить на нем плун жер или поршень насоса. Необходимость в вале, подшипниках и кри вошипном механизме отпадает. Полученный агрегат объединяет в себе насос и паровую машину. Очевидно, он проще и дешевле, чем насос и паровая машина, изготовленные порознь.
Клапаны поршневых насосов
Существенной частью поршневых насосов являются клапаны, так как от их исправности зависит работа всего насоса. Клапаны бывают разных конструкций. Наиболее распространены тарельчатые и шаро вые клапаны. На рис. 3-9 схематически показан тарельчатый клапан. У тарелки 1 клапана имеется шток 2, который может свободно пере мещаться вверх и вниз в направляющей втулке 3. На конец штока надета шайба 4, в которую упирается пружина 6, оттягивающая кла пан вниз, что обеспечивает надежное его закрытие. Шайба удержи вается на штоке гайкой 5.
При закрытии клапана тарелка прижимается к седлу 7, представ ляющему собой узкую коническую заточку, к которой плотно приле гает коническая часть тарелки клапана. Плотность прилегания до стигается путем притирки.
Для того чтобы избежать пропуска жидкости между направляющей втулкой и штоком, на нем сделан ряд кольцевых канавок, образую щих так называемое лабиринтное уплотнение 8. В этом уплотнении сечение, через которое может проходить жидкость, то сужается (про тив выступа на штоке), то расширяется (против канавки); чередование сужений и расширений создает настолько большое ' сопротивление проходу жидкости, что она проходит в ничтожном количестве.
Если клапан работает как всасывающий, то проход 9 соединяется со всасывающим трубопроводом. Если клапан работает как нагнета тельный, проход 9 соединяется с цилиндром.
На рис. 3-10 показан шаровой клапан. Собственно клапан / имеет форму шара; под действием своего веса он скатывается по стенкам ко нического гнезда 2 и, плотно прилегая к его стенкам, закрывает про ход для жидкости. Если клапан работает как всасывающий, проход
63
3 соединяется со всасывающим трубопроводом, а проходы 4 — с ци линдром; если клапан работает как нагнетательный, проход 3 соеди няется с цилиндром, а проходы 4 — с нагнетательным трубопрово дом. Преимуществом шаровых клапанов является простота устройства. Однако насос с этими кла панами можно устанавливать
Рис. 3-9. Тарельчатый клапан: |
|
Рис. 3-10. Шаровой клапан: |
|||||
1 — тарелка клапана; 2 — шток клапа |
1 — шаровой клапан; 2 — гнез |
||||||
на; 3 — направляющая |
втулка; |
4 |
— |
до клапана; |
3 — проход |
для |
|
шайба; 5 — гайка; 6 — пружина; |
7 |
— |
жидкости, |
поступающей |
под |
||
седло клапана; 8 — лабиринтное уплот |
клапан; |
4 — проход для |
жид |
||||
нение; 9 — проход |
для жидкости |
кости, |
уходящей от клапана |
только в положении, при котором обеспечивается закрытие его кла панов под действием силы тяжести шара. Тарельчатые клапаны не имеют этого недостатка.
АППАРАТ МОНТЕЖЮ
Иногда необходимо подавать на высоту так называемую агрес сивную, т. е. разъедающую металл насосов жидкость, или жид кость, засоряющую их клапаны, что приводит к нарушению нормальной ра боты насосов. В этих случаях применяют
аппарат Монтежю (рис. 3-11).
У аппарата имеется резервуар 1. В него через кран 2 самотеком поступает жид кость и вытесняет из резервуара воздух через кран 3. После заполнения резерву ара жидкостью краны 2 и 3 закрывают, а кран 4 открывают; через него поступает сжатый воздух, который давит на жидкость сверху и, выжимая ее из резервуара, подает
Рис. 3-11. Аппарат Монтежю:
/ — резервуар; 2 — кран для входа жидкости; 3 — кран для выхода воздуха; 4 — край для входа воздуха; 5 — нагнетательный трубопровод; 6 — рычажная система для управления кранами; 7 — спускной кран
вверх по нагнетательному трубопроводу 5. После опорожнения резерву ара кран 4 закрывают, а краны 2 и 3 открывают; происходит следующее заполнение резервуара жидкостью. Таким образом, резервуар пооче
64
редно заполняется жидкостью и освобождается от нее путем вытесне ния ее и подачи вверх.
Краны 2, 3 и 4 для удобства управления ими связаны рычажной системой 6, которая позволяет одним поворотом рычага ставить все краны в нужное положение. Обычно кранами управляют вручную, реже автоматически.
Если аппарат предназначается для подачи агрессивной жидкости, то резервуар, его арматуру и трубопроводы делают либо из металла, не подвергающегося коррозии, например из кислотоупорной стали, либо покрывают специальными предохраняющими их составами.
Сжатый воздух подается в резервуар компрессором, принципиаль ное устройство которого такое же, как и поршневого насоса. В нижней части резервуара ставят кран 7 для спуска остающейся жидкости, или отстоя.
ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НАСОСЫ. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Устройство центробежного насоса схематически показано на рис. 3-12. В подшипниках 1 лежит вал 2, на который надето рабочее колесо 3 насоса, имеющее лопасти 4. Колесо находится внутри кор пуса 5. Внутренняя сторона колеса (с меньшим диаметром) входит внутрь всасывающего патрубка 6, к которому посредством фланца присоединяется всасывающий трубопровод. Внешняя часть колеса (с большим диаметром) доходит до улитки 7 корпуса. Постепенно рас ширяясь, улитка заканчивается нагнетательным патрубком 8, сое диняющимся также посредством фланца с нагнетательным трубопро водом. Для того чтобы предотвратить пропускание жидкости из кор пуса насоса, вдоль вала предусмотрен сальник 9.
При работе насоса жидкость проходит из всасывающего патрубка внутрь рабочего колеса и затем вдоль лопастей к его периферии, от куда выбрасывается в улитку корпуса. По улитке жидкость идет в на правлении уширения и через нагнетательный патрубок поступает в нагнетательный трубопровод. Направление движения жидкости внутри насоса (рис. 3-12) показано стрелками.
Если насос заполнен жидкостью и его рабочее колесо вращается, то лопасти колеса будут увлекать за собой жидкость и она начнет со вершать двойное движение: одно — относительно колеса и другое — вращательное, вместе с колесом. Окружная скорость иг в месте входа жидкости на лопасти меньше, чем окружная скорость «2 в месте ее схода с лопастей, поэтому 1 кг жидкости, прошедшей через рабочее
колесо, приобретает кинетическую энергию, равную — [и\— и\у
Кроме того, жидкость, подходя к рабочему колесу, имеет скорость сх меньшую, чем скорость с2, с которой жидкость движется, выйдя из колеса в улитку, поэтому 1 кг жидкости приобретает еще кинетиче
скую энергию, равную -у -(с|—сі) •
При движении жидкости внутри рабочего колеса, между его ло пастями, вследствие изменения сечения для ее прохода скорость также
65