Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нием производных для форсировки возбуждения с целью удержания ГА в синхронизме при сильных возмущениях.

Неправильный выбор закона регулирования, обеспечивая устой­ чивость 1-го рода, может привести к колебательной неустойчивости системы [35, 38].

Для СЭС вопрос обеспечения устойчивости 2-го рода связан с по­ вышением требований к точности регулирования. Действительно, од­ ной из специфичных особенностей СЭС является соизмеримость мощ­ ностей ГА и потребителей. Поэтому в системе при включении и отклю­

чении потребителей наблюдаются

большие отклонения напряжения

и частоты. Чтобы уменьшить эти отклонения,

повышают быстродейст­

вие и увеличивают коэффициенты усиления

систем регулирования

частоты вращения и напряжения.

 

 

Так как в береговых условиях

мощность

электростанции несоиз­

меримо больше мощности отдельных потребителей, поддержание ча­ стоты и напряжения, как правило, не требует таких больших коэффи­ циентов усиления и быстродействия.

Значительную роль в возникновении колебаний в системе играют возмущающие силы, действие которых, в зависимости от их происхож­ дения, сказывается или на моменте, развиваемом первичным двигате­ лем, или на электромагнитном моменте.

В береговых электростанциях в качестве ГА применяются в настоя­ щее время агрегаты, обладающие при нормальных условиях работы вполне равномерным моментом вращения. Для береговых систем ха­ рактерно также использование на электростанции только однотип­ ных ГА.

Таким образом, результирующий двигательный момент, развивае­ мый первичными двигателями береговой электростанции, равномерен. Вынуждающие силы со стороны первичных двигателей отсутствуют. Электромагнитный момент у береговых систем в силу несоизмеримо­ сти в большинстве случаев мощности электростанции и отдельных по­ требителей не содержит периодических возмущений, частота которых была бы соизмерима с собственной частотой колебаний системы. По­ этому в береговых энергетических системах практически отсутствуют колебания, обуславливаемые действием вынужденных сил как со сто­ роны нагрузки, так и со стороны первичных двигателей (за исклю­ чением некоторых аварийных режимов, например, асинхронного хода).

Работа судовых электростанций существенно отличается. Для СЭС характерно широкое применение дизель-генераторов, обладающих неравномерным моментом вращения. Кроме того, из-за соизмеримо­ сти мощностей агрегатов в СЭС с мощностью отдельных потребителей имеются периодические возмущения со стороны нагрузки при работе импульсных потребителей, в режиме погрузо-разгрузочных работ и т. д. Поэтому практически в каждой СЭС, предусматривающей па­ раллельную работу ГА (особенно дизель-генераторов), присутствуют вынужденные колебания, амплитуда которых определяется близостью частоты вынужденных колебаний к частоте собственных колебаний системы.

23


Характерным для СЭС является также применение разнотипных ГА с резко отличающимися моментами инерции. При внезапных из­ менениях режимных параметров СЭС с такими ГА (например, при из­ менениях нагрузки) имеет место относительное движение роторов па­ раллельно работающих ГА. Эти свободные колебания системы про­ должаются определенное время, зависящее от демпфирования си­ стемы.

§ 5. Характеристика колебательных процессов в САЭС

Практика испытаний современных САЭС показывает, что колеба­ тельные процессы в них разнообразны и встречаются часто. Колеба­ ния могут происходить на всех режимах работы САЭС и обуславли­ ваться действием любой системы автоматического регулирования, а также некоторыми другими факторами.

Чтобы показать разнообразие колебательных явлений в САЭС и сложность их устранения, рассмотрим несколько типичных случаев колебаний, с которыми авторам приходилось сталкиваться при испы­

таниях судовых электростанций.

действии

систем

с

устрой­

Колебания

активной мощности при

ствами типа УРЧН (УРМ). Эти колебания имели место

при

наладке

и сдаче ряда систем автоматизации.

 

Амплитуда 30%

Частота колебаний составляла 0,05 — 0,2 Гц.

номинальной

мощности генератора,

работающего

в

параллель

(рис. 1.2).

колебаний достигалось двумя путями:

 

 

 

Устранение

 

 

 

изменением передаточного числа механизма управления часто­ той вращения первичного двигателя, благодаря чему снижался темп изменения частоты вращения (например, в одной из систем для полу­ чения устойчивой работы темп изменения частоты вращения был сни­ жен с 2 до 1% 1/с);

уменьшением коэффициента усиления и расширением зоны не­ чувствительности магнитного усилителя. При этом не всегда можно было обеспечить требующуюся точность распределения активных на­

грузок.

Колебания мощности, обусловленные действием САРАМ.с устрой­ ствами УРМ-35, имели место при испытании параллельной работы газотурбогенераторов мощностью 1,5 и 0,6 мВт (рис. 1.3). Амплитуда колебаний в этом случае составляла 40%, а частота 0,3 Гц.

Колебания были устранены путем изменения начала импульсного регулирования УРМ-35 с 10 до 20% рассогласования по активной мощ­ ности. Такое изменение равносильно уменьшению коэффициента уси­ ления в системе непрерывного действия.

Характерным для этого вида колебаний является то, что они со­ провождаются, как правило, колебаниями реактивной мощности (мень­ шей амплитуды) и тока возбуждения с той же частотой.

Колебания частоты, сопровождающиеся колебаниями активной мощности при действии систем с устройствами типа УРЧН (УРМ) и ПРЧ. Такие колебания наблюдались при параллельной работе ТГ и

24


Рис. 1.2. Осциллограмма колебаний активной мощности при действии САРАМ с устройством УРЧН

I f 530А

1=295А

Апе=0,085Гц 4 рк=0

,^Ап15=0,11Гц

1Сд(УРМ)

^

5=3,5с

Рис. 1.3. Осциллограмма колебаний активной мощности при действии САРАМ с устройством УРМ-35

-850кВт

ГС

ДГ мощностью 1,5 мВт каждый с си­

стемами УРЧН. Колебания возникали

у

а

тогда, когда система регулирования

 

частоты воздействовала на дизель-ге­

S

нератор (ДГ выбирался в качестве ба­

аз

 

 

 

я

зового агрегата). Частота колебаний

F-

о

составляла около 0,06 Гц

(рис. I.4.).

5S

о

Амплитуда

колебаний

по частоте

о.

н

 

 

 

о

(отмечалась

по прибору)

составляла

>>

ооколо 1,5% (т. е. 0,75 Гц), а по

<

мощности около-половины

мощности

параллельно

работающих

агрегатов

а

<

(750 кВт). Добиться

устойчивой

ра­

и

боты системы регулирования частоты

я

tr

в этом случае не удалось.

активной

а

Колебания

частоты

и

<d

мощности

имели место

при

отладке

и

я

работы

устройств

типа

УРМ-35 и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

ПРЧ

совместно

с

газотурбогенера-

а

торами мощностью 1,5 и 0,6 мВт. Ам­

sS

О

плитуда колебаний частоты достигла

а.

2%,

мощности — 25—30%,

частота

я

колебаний

составляла

около

0,15

Гц

н

(рис.

1.5).

Колебания

 

были

устра­

а

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

нены регулировкой начала импульс­

Е*

о

ного режима работы УРМ-35.

 

S

Колебания

мощности при

парал­

»я

о

лельной

работе

ГА,

обусловленные

к

 

действием систем регулирования

на­

 

пряжения.

Подобные колебания были

 

отмечены на ряде объектов. Так,

 

например, при стендовых испытаниях

 

параллельной

 

работы

 

турбогенера­

 

тора и дизель-генератора мощностью

»я

1,5

мВт было

обнаружено,

что при

я

набросах

и

сбросах

 

значительных

 

 

 

нагрузок

(50 -г- 100%

 

номинальной

 

суммарной

 

мощности

работающих

 

агрегатов)

возникали

 

незатухающие

S

колебания

реактивной

мощности,

сЗ

сопровождающиеся

колебаниями

ак­

С и

и

тивной

мощности,

токов

статора,

о

Ч

ч

токов

возбуждения,

 

напряжения

я

 

ЕГ

с частотой около 0,3 Гц.

Амплитуда

 

колебаний реактивной

 

мощности

со­

 

ставляла 15%

суммарной

номиналь­

о

ной

мощности

параллельно рабо­

я

тающих ГА,

активной — около

10%

а

(рис. 1.6).

26


'Рггуцтах-ЗЗгкВт ^Ргтм5т1^ЩкВт

 

пгт.Уб=50,78Гц

 

 

 

 

 

 

 

у Л-гт.У15 =50!76Гц

5сд(ПРЧ)

^од(УРМ)

 

 

 

 

 

 

ч ч ' ч ч / . ч ч ч ч

ч ■ч

ч"

ч

ч

 

Т=8,Вс

 

 

Продолжение

осциллограммы

□ШЕИЩ

(■Р=0,118Гц)

 

 

JTI

11 I 1111'

птггтгг

Ц Ш п п п Я Ц

 

 

Ягт.Уб *=50ГLf

/

\ П-ГТ.У15 =50Гц

1сА (ПРЧ) 1са (УРМ-35)

/

Рис. 1.5. Осциллограмма колебаний частоты и активной мощности при действии САРЧ с устройством ПРЧ и САРАМ с устройством УРМ-35

ts9

ОС

Рис. 1.6. Осциллограмма колебаний реактивной и активной мощности при параллельной работе ГА, обусловленных дей­ ствием систем регулирования возбуждения

Тщательная настройка систем регулирования напряжения, свя занная с более точным совмещением внешних характеристик генера­ торов, при котором распределение реактивной нагрузки не превышало допустимой по техническим условиям (т. е. 12%), позволила снизить амплитуду колебаний. Полностью колебания были устранены в ре­ зультате уменьшения коэффициента усиления магнитного усилителя корректора напряжения.

Колебания, обусловленные системой регулирования напряжения, были отмечены в период испытаний турбогенераторов ТД-1000, а также при испытании газотурбогенераторов мощностью 1,5 и 0,6 мВт. Во всех случаях частота колебаний была относительно низкой (менее 1Гц), амплитуда колебаний реактивной мощности не превышала 20—30% номинальной мощности наиболее маломощного агрегата, ра­ ботающего параллельно. Устранение колебаний было достигнуто в пер­ вом случае изменением знака обратной связи магнитного усилителя, а во втором — более точным совмещением внешних характеристик генераторов.

Колебания активной мощности,

обусловленные действием системы

регулирования частоты вращения

при устойчивой одиночной работе

агрегата. Этот наиболее сложный

случай колебаний, потребовавший

проведения специальных экспериментальных и аналитических иссле­ дований, имел место при стендовых испытаниях параллельной работы турбогенератора и дизель-генератора мощностью 1,5 мВт. Колебания возникали лишь при резких возмущениях (сбросах-набросах предель­ ных нагрузок, синхронизации с положительным скольжением «сверху» ненагруженного агрегата с нагруженным при разности частот более

0,2 Гц, когда подключаемый

агрегат имел возможность сразу

при­

нимать на

себя достаточно

большую

нагрузку; синхронизации

при достаточно большом угле

между э.

д. с. подключаемых

гене­

раторов).

 

 

 

 

На рис.

1.7 показан процесс возникновения таких колебаний

при

синхронизации нагруженного на 1200 кВт турбогенератора с дизельгенератором, работающим на холостом ходу при разности частот син­ хронизируемых генераторов 0,3 Гц.

Как видно из рисунка, частота колебаний активной мощности со­ ставляет 4,3 Гц, амплитуда колебаний равна примерно половине сум­ марной мощности (600 кВт). Амплитуда колебаний скорости дизельгенератора Дпдг составляет 1,1%. Амплитуда колебаний частоты вра­ щения топливных насосов соответствует изменению подачи топлива в статических режимах при изменении мощности на 600 кВт.

Для выяснения причин колебаний ГА была проведена проверка параллельной работы каждого из агрегатов с заводской сетью в раз­ ных условиях синхронизации.

Параллельная работа ТГ с сетью при любых режимах синхрониза­ ции протекала устойчиво. Синхронизация ДГ с сетью происходила удовлетворительно, когда его частота была ниже частоты сети. В слу­ чае, когда частота ДГ была больше частоты сети и превышала 0,3 Гц, возникали колебания. На рис. 1.8 представлена осциллограмма этих колебаний.

29