Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
нием производных для форсировки возбуждения с целью удержания ГА в синхронизме при сильных возмущениях.
Неправильный выбор закона регулирования, обеспечивая устой чивость 1-го рода, может привести к колебательной неустойчивости системы [35, 38].
Для СЭС вопрос обеспечения устойчивости 2-го рода связан с по вышением требований к точности регулирования. Действительно, од ной из специфичных особенностей СЭС является соизмеримость мощ ностей ГА и потребителей. Поэтому в системе при включении и отклю
чении потребителей наблюдаются |
большие отклонения напряжения |
|
и частоты. Чтобы уменьшить эти отклонения, |
повышают быстродейст |
|
вие и увеличивают коэффициенты усиления |
систем регулирования |
|
частоты вращения и напряжения. |
|
|
Так как в береговых условиях |
мощность |
электростанции несоиз |
меримо больше мощности отдельных потребителей, поддержание ча стоты и напряжения, как правило, не требует таких больших коэффи циентов усиления и быстродействия.
Значительную роль в возникновении колебаний в системе играют возмущающие силы, действие которых, в зависимости от их происхож дения, сказывается или на моменте, развиваемом первичным двигате лем, или на электромагнитном моменте.
В береговых электростанциях в качестве ГА применяются в настоя щее время агрегаты, обладающие при нормальных условиях работы вполне равномерным моментом вращения. Для береговых систем ха рактерно также использование на электростанции только однотип ных ГА.
Таким образом, результирующий двигательный момент, развивае мый первичными двигателями береговой электростанции, равномерен. Вынуждающие силы со стороны первичных двигателей отсутствуют. Электромагнитный момент у береговых систем в силу несоизмеримо сти в большинстве случаев мощности электростанции и отдельных по требителей не содержит периодических возмущений, частота которых была бы соизмерима с собственной частотой колебаний системы. По этому в береговых энергетических системах практически отсутствуют колебания, обуславливаемые действием вынужденных сил как со сто роны нагрузки, так и со стороны первичных двигателей (за исклю чением некоторых аварийных режимов, например, асинхронного хода).
Работа судовых электростанций существенно отличается. Для СЭС характерно широкое применение дизель-генераторов, обладающих неравномерным моментом вращения. Кроме того, из-за соизмеримо сти мощностей агрегатов в СЭС с мощностью отдельных потребителей имеются периодические возмущения со стороны нагрузки при работе импульсных потребителей, в режиме погрузо-разгрузочных работ и т. д. Поэтому практически в каждой СЭС, предусматривающей па раллельную работу ГА (особенно дизель-генераторов), присутствуют вынужденные колебания, амплитуда которых определяется близостью частоты вынужденных колебаний к частоте собственных колебаний системы.
23
Характерным для СЭС является также применение разнотипных ГА с резко отличающимися моментами инерции. При внезапных из менениях режимных параметров СЭС с такими ГА (например, при из менениях нагрузки) имеет место относительное движение роторов па раллельно работающих ГА. Эти свободные колебания системы про должаются определенное время, зависящее от демпфирования си стемы.
§ 5. Характеристика колебательных процессов в САЭС
Практика испытаний современных САЭС показывает, что колеба тельные процессы в них разнообразны и встречаются часто. Колеба ния могут происходить на всех режимах работы САЭС и обуславли ваться действием любой системы автоматического регулирования, а также некоторыми другими факторами.
Чтобы показать разнообразие колебательных явлений в САЭС и сложность их устранения, рассмотрим несколько типичных случаев колебаний, с которыми авторам приходилось сталкиваться при испы
таниях судовых электростанций. |
действии |
систем |
с |
устрой |
||
Колебания |
активной мощности при |
|||||
ствами типа УРЧН (УРМ). Эти колебания имели место |
при |
наладке |
||||
и сдаче ряда систем автоматизации. |
|
Амплитуда 30% |
||||
Частота колебаний составляла 0,05 — 0,2 Гц. |
||||||
номинальной |
мощности генератора, |
работающего |
в |
параллель |
||
(рис. 1.2). |
колебаний достигалось двумя путями: |
|
|
|
||
Устранение |
|
|
|
—изменением передаточного числа механизма управления часто той вращения первичного двигателя, благодаря чему снижался темп изменения частоты вращения (например, в одной из систем для полу чения устойчивой работы темп изменения частоты вращения был сни жен с 2 до 1% 1/с);
—уменьшением коэффициента усиления и расширением зоны не чувствительности магнитного усилителя. При этом не всегда можно было обеспечить требующуюся точность распределения активных на
грузок.
Колебания мощности, обусловленные действием САРАМ.с устрой ствами УРМ-35, имели место при испытании параллельной работы газотурбогенераторов мощностью 1,5 и 0,6 мВт (рис. 1.3). Амплитуда колебаний в этом случае составляла 40%, а частота 0,3 Гц.
Колебания были устранены путем изменения начала импульсного регулирования УРМ-35 с 10 до 20% рассогласования по активной мощ ности. Такое изменение равносильно уменьшению коэффициента уси ления в системе непрерывного действия.
Характерным для этого вида колебаний является то, что они со провождаются, как правило, колебаниями реактивной мощности (мень шей амплитуды) и тока возбуждения с той же частотой.
Колебания частоты, сопровождающиеся колебаниями активной мощности при действии систем с устройствами типа УРЧН (УРМ) и ПРЧ. Такие колебания наблюдались при параллельной работе ТГ и
24
Рис. 1.2. Осциллограмма колебаний активной мощности при действии САРАМ с устройством УРЧН
I f 530А |
1=295А |
Апе=0,085Гц 4 рк=0
,^Ап15=0,11Гц
1Сд(УРМ) |
^ |
5=3,5с |
Рис. 1.3. Осциллограмма колебаний активной мощности при действии САРАМ с устройством УРМ-35
-850кВт
ГС |
ДГ мощностью 1,5 мВт каждый с си |
|||
стемами УРЧН. Колебания возникали |
||||
у |
||||
а |
тогда, когда система регулирования |
|||
|
частоты воздействовала на дизель-ге |
|||
S |
нератор (ДГ выбирался в качестве ба |
|||
аз |
|
|
|
|
я |
зового агрегата). Частота колебаний |
|||
F- |
||||
о |
составляла около 0,06 Гц |
(рис. I.4.). |
||
5S |
||||
о |
Амплитуда |
колебаний |
по частоте |
|
о. |
||||
н |
|
|
|
|
о |
(отмечалась |
по прибору) |
составляла |
|
>> |
ооколо 1,5% (т. е. 0,75 Гц), а по
< |
мощности около-половины |
мощности |
|||||||||||
параллельно |
работающих |
агрегатов |
|||||||||||
а |
|||||||||||||
< |
(750 кВт). Добиться |
устойчивой |
ра |
||||||||||
и |
боты системы регулирования частоты |
||||||||||||
я |
|||||||||||||
tr |
в этом случае не удалось. |
активной |
|||||||||||
а |
Колебания |
частоты |
и |
||||||||||
<d |
мощности |
имели место |
при |
отладке |
|||||||||
и |
|||||||||||||
я |
работы |
устройств |
типа |
УРМ-35 и |
|||||||||
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
ПРЧ |
совместно |
с |
газотурбогенера- |
|||||||||
а |
торами мощностью 1,5 и 0,6 мВт. Ам |
||||||||||||
sS |
|||||||||||||
О |
плитуда колебаний частоты достигла |
||||||||||||
а. |
2%, |
мощности — 25—30%, |
частота |
||||||||||
я |
колебаний |
составляла |
около |
0,15 |
Гц |
||||||||
н |
(рис. |
1.5). |
Колебания |
|
были |
устра |
|||||||
а |
|
||||||||||||
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
нены регулировкой начала импульс |
||||||||||||
Е* |
|||||||||||||
о |
ного режима работы УРМ-35. |
|
|||||||||||
S |
Колебания |
мощности при |
парал |
||||||||||
»я |
|||||||||||||
о |
лельной |
работе |
ГА, |
обусловленные |
|||||||||
к |
|||||||||||||
|
действием систем регулирования |
на |
|||||||||||
|
пряжения. |
Подобные колебания были |
|||||||||||
|
отмечены на ряде объектов. Так, |
||||||||||||
|
например, при стендовых испытаниях |
||||||||||||
|
параллельной |
|
работы |
|
турбогенера |
||||||||
|
тора и дизель-генератора мощностью |
||||||||||||
»я |
1,5 |
мВт было |
обнаружено, |
что при |
|||||||||
я |
набросах |
и |
сбросах |
|
значительных |
||||||||
|
|
||||||||||||
|
нагрузок |
(50 -г- 100% |
|
номинальной |
|||||||||
|
суммарной |
|
мощности |
работающих |
|||||||||
|
агрегатов) |
возникали |
|
незатухающие |
|||||||||
S |
колебания |
реактивной |
мощности, |
||||||||||
сЗ |
сопровождающиеся |
колебаниями |
ак |
||||||||||
С и |
|||||||||||||
и |
тивной |
мощности, |
токов |
статора, |
|||||||||
о |
|||||||||||||
Ч |
|||||||||||||
ч |
токов |
возбуждения, |
|
напряжения |
|||||||||
я |
|
||||||||||||
ЕГ |
с частотой около 0,3 Гц. |
Амплитуда |
|||||||||||
|
колебаний реактивной |
|
мощности |
со |
|||||||||
|
ставляла 15% |
суммарной |
номиналь |
||||||||||
о |
ной |
мощности |
параллельно рабо |
||||||||||
я |
тающих ГА, |
активной — около |
10% |
||||||||||
а |
(рис. 1.6).
26
'Рггуцтах-ЗЗгкВт ^Ргтм5т1^ЩкВт
|
пгт.Уб=50,78Гц |
|
|
|
|
|
|
|
у Л-гт.У15 =50!76Гц |
5сд(ПРЧ) |
^од(УРМ) |
|
|
|
|
|
|
ч ч ' ч ч / . ч ч ч ч |
ч ■ч |
ч" |
ч |
ч |
|
|
Т=8,Вс |
|
|
Продолжение |
осциллограммы |
||
□ШЕИЩ |
(■Р=0,118Гц) |
|
|
||||
JTI |
11 I 1111' |
птггтгг |
Ц Ш п п п Я Ц |
|
|
Ягт.Уб *=50ГLf
/
\ П-ГТ.У15 =50Гц
1сА (ПРЧ) 1са (УРМ-35)
/
Рис. 1.5. Осциллограмма колебаний частоты и активной мощности при действии САРЧ с устройством ПРЧ и САРАМ с устройством УРМ-35
ts9
ОС
Рис. 1.6. Осциллограмма колебаний реактивной и активной мощности при параллельной работе ГА, обусловленных дей ствием систем регулирования возбуждения
Тщательная настройка систем регулирования напряжения, свя занная с более точным совмещением внешних характеристик генера торов, при котором распределение реактивной нагрузки не превышало допустимой по техническим условиям (т. е. 12%), позволила снизить амплитуду колебаний. Полностью колебания были устранены в ре зультате уменьшения коэффициента усиления магнитного усилителя корректора напряжения.
Колебания, обусловленные системой регулирования напряжения, были отмечены в период испытаний турбогенераторов ТД-1000, а также при испытании газотурбогенераторов мощностью 1,5 и 0,6 мВт. Во всех случаях частота колебаний была относительно низкой (менее 1Гц), амплитуда колебаний реактивной мощности не превышала 20—30% номинальной мощности наиболее маломощного агрегата, ра ботающего параллельно. Устранение колебаний было достигнуто в пер вом случае изменением знака обратной связи магнитного усилителя, а во втором — более точным совмещением внешних характеристик генераторов.
Колебания активной мощности, |
обусловленные действием системы |
регулирования частоты вращения |
при устойчивой одиночной работе |
агрегата. Этот наиболее сложный |
случай колебаний, потребовавший |
проведения специальных экспериментальных и аналитических иссле дований, имел место при стендовых испытаниях параллельной работы турбогенератора и дизель-генератора мощностью 1,5 мВт. Колебания возникали лишь при резких возмущениях (сбросах-набросах предель ных нагрузок, синхронизации с положительным скольжением «сверху» ненагруженного агрегата с нагруженным при разности частот более
0,2 Гц, когда подключаемый |
агрегат имел возможность сразу |
при |
||
нимать на |
себя достаточно |
большую |
нагрузку; синхронизации |
|
при достаточно большом угле |
между э. |
д. с. подключаемых |
гене |
|
раторов). |
|
|
|
|
На рис. |
1.7 показан процесс возникновения таких колебаний |
при |
синхронизации нагруженного на 1200 кВт турбогенератора с дизельгенератором, работающим на холостом ходу при разности частот син хронизируемых генераторов 0,3 Гц.
Как видно из рисунка, частота колебаний активной мощности со ставляет 4,3 Гц, амплитуда колебаний равна примерно половине сум марной мощности (600 кВт). Амплитуда колебаний скорости дизельгенератора Дпдг составляет 1,1%. Амплитуда колебаний частоты вра щения топливных насосов соответствует изменению подачи топлива в статических режимах при изменении мощности на 600 кВт.
Для выяснения причин колебаний ГА была проведена проверка параллельной работы каждого из агрегатов с заводской сетью в раз ных условиях синхронизации.
Параллельная работа ТГ с сетью при любых режимах синхрониза ции протекала устойчиво. Синхронизация ДГ с сетью происходила удовлетворительно, когда его частота была ниже частоты сети. В слу чае, когда частота ДГ была больше частоты сети и превышала 0,3 Гц, возникали колебания. На рис. 1.8 представлена осциллограмма этих колебаний.
29