Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 2 6 О Б О РУ Д ОВ А НИ Е Д Л Я П Е ЧА Т А Н И Я Т К АН Е Й

от величины должен укладываться по длине окружности целое число раз.

Рабочая поверхность печатного вала состоит из пробеленных и печатающих элементов. Первые являются гладкой, хорошо отшли­ фованной цилиндрической поверхностью, вторые — углубленной гравюрой. Способы и техника гравирования весьма разнообразны и описаны в соответствующей литературе. Печатающие элементы состоят из системы углублений — красконосителей, которые удер­ живают в своих ячейках вязкую краску, а стенки ячеек служат опо­ рой для ракли, благодаря которой она не прогибается. Размеры и формы ячеек зависят от мелких сеток различных начертаний, называе­ мых растрами. По форме растры бывают корешковые, точечные (пико), крестообразные и линейные. Количество растровых линий на 1см — примерно от 10 до 30, а растры соответственно нумеруются. Направление растровых линий всегда должно быть под некоторым углом к направлению движения ткани (45—50°) и к линии касания ракли (25—35°). Глубина растровых элементов может колебаться примерно от 0,05 до 0,3 мм; варьируя глубину можно изменять ин­ тенсивность окраски на ткани и получать полутоновые рисунки. Иногда рисунок обводят контурной линией, что делает его более четким. После гравирования и проверки поверхность печатного вала шлифуют и хромируют, повышая тем самым его прочность и сохран­

ность.

Механизмы прижима печатных валов обеспечивают полноту из­ влечения краски из гравюры. Прижим должен быть равномерным вдоль вала, а по величине — соответствовать минимальному значе­ нию, обеспечивающему извлечение краски. Обычно, прижиму сооб­ щают более высокое значение, учитывая, что печатные валы должны вращать грузовик и через него сообщать движение остальным маши­ нам агрегата. На машинах старых конструкций применяются двой­ ные рычажно-грузовые (балансовые) способы прижима и пружинные с тарельчатыми пружинами или резиновыми прокладками. Степень прижима регулируется в первом случае количеством грузов (балан­ сов), укладываемых на рычагах, а во втором — сжатием пружин. На рис. 122 показано печатное место или гнездо восьмивальной пе­ чатной машины ТМ-8. Его основанием является букса 1 кубической формы, которая вместе с шипом печатного вала может перемещаться в пазах станины. Это перемещение вручную осуществляется поворо­ том винта упора 3, проходящего через втулку 2 и закрепляющее ее кольцо 4, На внешнем конце винта упора имеются отверстия 5 под раппортный ключ, а внутренний конец соединен с буксой. Прижим печатного вала осуществляется тарельчатыми пружинами, надетыми на втулку 2 с внутренней стороны. Поворачивая винт упора, можно менять степень прижима, равномерность которого контроли­ руется визуально по степени проникновения краски наизнанку ткани. Такой способ контроля требует много времени и расхода ткани.


Р О ТА Ц И О Н Н Ы Е Т К А Н Е П Е Ч А Т Н Ы Е МА ШИНЫ

227

В современных печатных машинах прижим валов осуществляется пневматически или гидропневматически, что позволяет контроли­ ровать и регулировать степень прижима по манометру. При гидро­ пневматической системе прижима сжатый воздух поступает в гидро­ пневматический цилиндр, а масло является буфером, позволяющим, плавно создавать нужное давление, которое показывает манометр для каждого вала на пульте управления. Давление на печатный вал обычно составляет (при рабочей ширине 120 см) 50—60 кН. Иссле­ дования К. Д. Буданова показали, что в зоне контакта печатного вала

Рис. 122. Печатное место

и грузовика при недеформирующемся печатном вале давление вдоль его оси распределяется неравномерно и что в основном это зависит от неоднородности материала покрытия грузовика, но с увеличением интенсивности прижима равномерность распределения давления вдоль вала повышается.

Грузовик или пресс является опорой для печатных валов. Он вра­ щается печатными валами за счет сил трения. Диаметр грузовика тем больше, чем больше валов у печатной машины. Например, у десятивальной машины он составляет 1500 мм. Грузовик вращается в подшипниках и может перемещаться вверх или вниз с помощью ручного или индивидуального привода от электродвигателя. Пере­ мещение грузовика по вертикали необходимо при изменении диа­ метров печатных валов, а также при заправке кирзы. В качестве лапинга для покрытия грузовика в последнее время используют ши­ рокую суровую бязь, но можно применять материалы с лучшими упругоэластическими и прочностными свойствами, так как лапинг испытывает наибольшие усилия вдоль основы. Хорошими лапингами являются ткань из льняной основы и шерстяного утка или ткань, покрытая с одной стороны слоем резины (мастиковый кретон), а также ткани из синтетических волокон (полиамидных, полиэфирных). Вместо лапинга некоторые фирмы предлагают надевать на грузовик

15*

2 2 8 О Б О Р У Д ОВ А НИ Е Д Л Я П Е Ч А Т А Н И Я Т К АН Е Й

пневматическую подушку, которую подобно шине следует надувать сжатым воздухом. Такая подушка обладает постоянными упругими свойствами.

Механизмы трафления предназначаются для регулирования поло­ жения печатных валов с целью обеспечения полного совмещения на ткани всех элементов рисунка, размещенных в соответствии с рап­ портом 1 на отдельных печатных валах. Необходимость такого регу­ лирования возникает при наличии двух и более валов. Детали ри­ сунка будут совпадать в том случае, если валы установлены парал­ лельно, без перекосов и в то же время так, чтобы не было смещения рисунка вдоль оси валов (вдоль уточных нитей) и по окружности валов (вдоль основных нитей). Поэтому трафление, т. е. регулирова­ ние положения печатных валов, осуществляется в трех направлениях: по вертикали (переносное трафление), вдоль оси вала (осевое или боковое трафление) и по окружности вала (трафление по окружности или по высоте). Параллельность валов достигается поворотом пере­ косного винта 6 (рис. 122), вставленного в отверстие выступа 7 бук­ сы 1 и закрепленного гайкой с контргайкой 8. Такое устройство до­ статочно иметь с одной стороны вала. Для перемещения печатного вала вдоль оси на одном из концов шипа в выемке вставлено разъем­ ное кольцо с подшипниками, закрепленное в зажиме 9, сидящем на боковом винте 12, который запрессован в щеку буксы 13. Вращая ключом гайки 10, можно буксу вместе с шипом вала 11 перемещать вдоль его оси.

Более сложно трафление рисунка по окружности печатных ва­ лов. В зависимости от конструкции машин оно осуществляется при помощи раппортных шестерен или специальных раппортных уст­ ройств. На рис. 123 показано устройство раппортной шестерни, поз­ воляющей повернуть на небольшой угол шип печатного вала без вывода шестерни из сцепления с другими колесами привода. В сере­ дине зубчатого колеса 1 имеется отверстие, в которое плотно встав­ лена втулка 2, соединенная с шипом вала винтом и шпонкой. Втулка бортиком прилегает к зубчатому ободу, а с другой стороны на ее конце тремя винтами укрепляется кольцо 3, имеющее червячную нарезку, входящую в сцепление с червяком 4, вставленным в упоры на ободе зубчатого колеса 1. В головке червяка имеются отверстия для раппортного ключа, которым можно поворачивать червяк, а вместе с ним втулку и шип с печатным валом. При изменении диа­ метра печатного вала приходится менять число зубьев раппортной шестерни. Например, к машине ТМ-8 прикладывается пять комплек­ тов раппортных шестерен, что усложняет эксплуатацию оборудо­ вания.

В настоящее время уделяется большое внимание вопросам меха­ низации механизмов трафления. На рис. 124 показано раппортное

1 Напомним, что раппортом называют наименьшую часть рисунка, многократно повторяющуюся по длине и ширине ткани.


Р О Т А Ц И О Н Н Ы Е Т К А Н Е П Е Ч А Т Н Ы Е МА ШИ НЫ

229

устройство с механическим дистанционным управлением, установ­ ленное на восьмивальных чехословацких машинах фирмы «Ково». Шестерня 1 (маточная) передает вращение зубчатому колесу 10 печатного вала 11 через контрпривод, состоящий из двух шестерен 2 и 6, соединенных червячной передачей 89. Червяк 8 связан с кор­ пусом ведущей шестерни 2, а червячное колесо 9—с корпусом ведомой шестерни 6. Если сообщить червяку 8 дополнительное вращение вокруг его оси от другого привода, то оно будет передаваться колесу 9, шестерне 6 и печатному валу 11, что и составляет окружное трафление. Дополнительное вращение чер­ вяку 8 сообща ется другой щервяч-

Рис. 123. Раппортная шестерня

Рис.

124. Механическое дистанцион­

 

ное

раппортное устройство фирмы

 

 

«Ково»

ной передачей, колесо которой сидит на одной оси с главным червя­ ком 8, а червяк 7 связан с двумя планетарными шестернями 3, ко­ торые передают движение от червячных передач двум тормозным ба­ рабанам 4, установленным на приводном валу раппортного устрой­ ства. Если раппорт рисунка не изменяется, то раппортное устрой­ ство передает вращательное движение от шестерни 1 к шестерне 10 соответственно передаточному числу шестерен 12610. При этом оба тормозных барабана вращаются с одинаковой угловой скоростью. Для изменения раппорта (с опережением или запаздыванием) доста­ точно затормозить движение одного барабана с помощью одной из тормозных колодок 5. Тогда угловая скорость другого барабана уменьшится, что влияет на планетарную передачу и вызывает враще­ ние двойной червячной передачи 7—89; скорость ведомой ше­ стерни 6 и печатного вала 11 при этом изменяется.

При автоматизированном трафлении рисунка раклист пользуется кнопками, вынесенными на пульт управления, не замедляя скорость движения машины. Фирма «Ково» выпускает новые модели с элек­ тромагнитным дистанционным управлением. Оригинальным яв­ ляется механизм трафления английской фирмы «Матер Платт». В нем главная приводная шестерня взаимодействует с малой косозубой шестерней, которую можно передвигать вдоль своей оси, что вызы-

644



230

О Б О Р У Д ОВ А НИ Е Д Л Я П Е ЧА Т А Н И Я Т КА НЕ Й

вает дополнительный поворот ее в сцеплении. Фирма «Клейневеферс» применяет систему дальнего трафления. При автоматизирован­ ном трафлении раппортные шестерни не нужны, так как оно осуще­ ствляется с помощью дифференциальных механизмов.

Привод печатных машин должен обеспечивать широкий диапазон регулирования скоростей. Для печатных машин могут применяться двигатели постоянного и переменного тока. Из двигателей постоян­ ного, тока наибольшее распространение получили двигатели с регу­ лированием скорости по системе Г—Д (диапазон 1 : 8). Находят внедрение двигатели с регулированием скорости по системе ПМУ—Д с магнитным усилителем в цепи якоря (диапазон 1 : 10). Рекомен­ дуются и начинают внедряться двигатели постоянного тока с регули­ рованием скорости при помощи тиристорных преобразователей (диапазон 1 : 20). На старых печатных машинах еще встречаются двигатели постоянного тока с параллельным возбуждением и регули­ рованием скорости в цепи возбуждения и в цепи якоря (диапазон

1 : 6).

Двигатели переменного тока могут быть рекомендованы для пе­ чатных машин с малым числом валов. Так, для одновальных машин целесообразно применять трехфазный коллекторный двигатель (диа­ пазоны 1 : 2— 1 : 3). На чехословацких печатных машинах встреча­ ются трехфазные коллекторные двигатели с регулируемым транс­ форматором.

На печатных машинах ГДР можно встретить асинхронные дви­ гатели с короткозамкнутым ротором и регулированием скорости с помощью вариатора. На старых печатных машинах применяются асинхронные двигатели с кольцами и с регулированием скорости путем включения сопротивления в ротор (диапазон 1 : 5).

Отличительная черта привода большинства печатных машин со­ стоит в том, что движущим органом всего печатного агрегата является система печатных валов, так как движение через главную (маточную) шестерню передается печатным валам, от которых получают движе­ ние грузовик, а следовательно, ткань, чехол и кирза. На многих машинах кирза используется в качестве трансмиссионной ленты для передачи движения другим машинам агрегата (например, сушилке, выборочному механизму). Использование кирзы в качестве транс­ миссионной ленты приводит к ускоренному ее изнашиванию и вытя­ гиванию, требует увеличения силы прижима валов и неблагоприятно отражается на точности трафления. В современных машинах находит применение многодвигательная система привода с применением не­ скольких двигателей постоянного тока, синхронизация которых до­ стигается регулируемым натяжением ткани. В этих случаях отпадает необходимость использования кирзы в качестве трансмиссионной ленты.

Кирзомойно-сушильные установки предназначаются для про­ мывки, сушки и охлаждения кирзы в условиях бесчехловой печати и входят в состав тканепечатных агрегатов. Печатаемая ткань не-