Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

конвенционному оборудованию морских судов, теряют силу в следующих случаях:

по истечении срока их действия; если судно, его механизмы, устройства, оборудование не будут

предъявлены к периодическому освидетельствованию в преду­ смотренный срок с учетом порядка отсрочек;

после посадки судна на мель или после аварии, если в первом порту, в который зайдет судно после аварии, оно не будет предъяв­

лено к освидетельствованию; после конструктивных переделок корпуса, надстроек, механиз­

мов, устройств или изменения снабжения без предварительного со­ гласования с Регистром;

при нарушении условий плавания, указанных в документах судна;

при невыполнении условий или указаний, предъявляемых Ре­

гистром.

Технический надзор и классификацию Регистр осуществляет путем освидетельствований судов, их корпусов, оборудования и снабжения и холодильных установок. Освидетельствование судов, находящихся в эксплуатации, может быть: первоначальным, пе­ риодическим (очередным, ежегодным, доковым), внеочередным и специальным.

П е р в о н а ч а л ь н о е освидетельствование судна, построенно­ го не. по Правилам Регистра, без его надзора или надзора Органа, уполномоченного Регистром к замещению, производят при приня­ тии судна под надзор Регистра.

П е р и о д и ч е с к о е освидетельствование производят в уста­ новленные сроки. Оно заключается в детальных осмотрах, про­ верках, испытаниях и замерах, производимых в объеме, уста­ новленном Правилами Регистра.

Очередное освидетельствование судна производят через че­ тыре года, однако иногда по просьбе судовладельца Регистр мо­ жет отсрочить эту дату, но не более чем на 12 месяцев.

По заявке судовладельца для проведения очередного освиде­ тельствования судов, состоящих в классе Регистра, может быть применена система непрерывного классификационного освидетель­ ствования.

Освидетельствование судовых технических средств Регистр

СССР может поручать доверенным лицам из числа опытых ин­ женерно-технических работников организации судовладельца (ме- ханикам-наставникам, групповым инженерам и т. д.) по его пред­ ставлению.

Ежегодное освидетельствование производят между очередными через каждые 12 месяцев. Если в указанный срок нет возможно­ сти предъявить судно к ежегодному освидетельствованию, то возможна отсрочка, но не более чем на 3 месяца.

Доковое освидетельствование производят при первоначальном и очередных освидетельствованиях судна, а в периоды между ни­ ми по возможности совмещают с ежегодными.

12


Периодическое доковое освидетельствование производят в сроки, устанавливаемые судовладельцем, однако время между ни­ ми не должно превышать:

одного года для пассажирских и ледокольных судов и судов, систематически плавающих в ледовых условиях и в тропических районах; этот же срок рекомендуется применять к судам со ско­ ростью хода 18 узлов;

двух лет для остальных судов.

В обоснованных случаях по просьбе судовладельца Регистр может отсрочить доковое освидетельствование, но не более чем на 6 месяцев.

Регистр может сократить сроки между освидетельствованиями подводной части корпуса судна, гребных валов, движителей, ру­ левых устройств, а также между освидетельствованиями, замерами и испытаниями отдельных механизмов, установок и оборудования, если это необходимо с точки зрения условий плавания или их техни­ ческого состояния. Периодические освидетельствования стремятся совмещать (как судовладелец, так и Регистр) с плановыми завод­ скими ремонтами.

В н е о ч е р е д н о е освидетельствование судна проводят в слу­ чае переоборудования или ремонта, не совпадающего с периоди­ ческими освидетельствованиями, в аварийных случаях, при вос­ становлении по просьбе судовладельца класса судна, классифика­ ционный документ которого утратил силу.

Внеочередное освидетельствование может проводиться по ини­ циативе инспекции Регистра, а также по заявке судовладельца или страховщика.

Объем и порядок внеочередного освидетельствования опре­ деляет Регистр в зависимости от назначения освидетельствования. Если освидетельствование производят в объеме, соответствующем очередному, ежегодному или доковому освидетельствование, то оно может быть полностью или частично зачтено как периодиче­ ское освидетельствование.

С п е ц и а л ь н о е освидетельствование проводят при техниче­ ских экспертизах, приемке судна в тайм-чартер и сдаче его из тайм-чартера, подтверждении рекламации, разрешении переходов (перегонов) судна, выдаче буксировочного сертификата для пе­ регона судна морем и в других необходимых случаях.

Объем и порядок проведения специального освидетельствова- ■ иия определяет Регистр в зависимости от назначения.

Регистр осуществляет надзор за ремонтом судна (как правило, за капитальным ремонтом корпуса, механической и холодильной установок, устройств и оборудования, выполняемым обычно при плановых больших заводских ремонтах), а также за существен­ ной модернизацией судна.

Надзор за текущим ремонтом корпуса судна и судовых техни­ ческих средств (обычно выполняемых при малых ремонтах) мо­ жет проводиться в отношении отдельных видов существенных ра­ бот, а также по особому, соглашению с судовладельцем.

13


Надзор за ремонтом судов Регистр проводит по договору, за­

ключенному им с СРП.

При постановке судна на большой ремонт, переоборудование или модернизацию судовладелец представляет на одобрение Ре­ гистра проектную документацию, отражающую существенные из­ менения судна, его корпуса, механической и холодильной уста­ новок, устройств и оборудования. До начала работ должна быть представлена для согласования также ремонтная документация. При этом судно представляют к освидетельствованию для контро­ ля полноты необходимых работ, отраженных в ремонтной доку­

ментации.

После окончания дефектации Регистру предоставляют на одоб­ рение материалы заводской дефектации с уточненным объемом работ. Дефектация должна учитывать требования акта освиде­ тельствования судна Регистром перед постановкой на ремонт.

В порядке надзора Регистр рассматривает и одобряет техно­ логические процессы на ответственные работы (эти процессы мо­ гут быть одобрены для данного судна или в качестве типовых).

Контрольные проверки и освидетельствования в процессе над­ зора за ремонтом Регистр проводит после представления актов отдела технического контроля (ОТК) об окончательной приемке объектов.

§ 5. НЕПРЕРЫВНОЕ КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВ

Непрерывное классификационное освидетельствование судов, находящихся в классе Регистра СССР, заключается в распреде­ лении объема очередного освидетельствования для возобновления класса на отдельные освидетельствования, проводимые ежегодно или во время межрейсовых стоянок. При этом полный цикл осви­ детельствования проводят в то время, на которое присвоен или возобновлен судну класс Регистра.

Части корпуса судна, механизмы и устройства, подлежащие отдельным освидетельствованиям в течение четырехлетнего клас­ сификационного периода, распределяют равномерно (примерно 25% объема освидетельствования в течение одного года) и по воз­ можности совмещают с ежегодными освидетельствованиями. Допу­ скается также распределение на два этапа (примерно по 50% в каждые два года), приурочивая отдельные освидетельствования к ремонтам судна.

В течение четырехлетнего классификационного периода ответ­ ственные части корпуса, механизмов и устройств должны быть ос­ видетельствованы инспектором Регистра не менее одного раза в объеме очередного классификационного освидетельствования с учетом требуемых Правилами Регистра испытаний. В том случае, когда у инспектора возникают сомнения в надежности какого-либо узла, детали, механизма или устройства в целом, он может по­ требовать, чтобы данный объект был предъявлен к освидетельст­ вованию в порядке непрерывного освидетельствования не через

14


установленный классификационный период, а ранее, в зависимости от состояния данного объекта.

На каждое судно с классом Регистра, которое будет подвер­ гаться непрерывному классификационному освидетельствованию, судовладелец составляет и представляет на утверждение в инспек­

цию Регистра учетный лист-план

(табл. 3).

 

Т а б л и ц а 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Плановая и фактическая

 

 

Наименование частей

Дата послед­

дата, место

освидетельство­

Дата следую­

него освиде­

вания на год

щего класси­

(объектов) освиде­

тельствова­

 

 

фикационного

и.п

 

 

 

тельствования

ния, месяц,

1971 1972

1973 1974

освидетель­

 

 

год

ствования

 

1

1

1

1

1

Учетный лист-план является обязательным для судовладельца и администрации судна и составляет неотъемлемую часть класси­ фикационного свидетельства. Все освидетельствования проводят в

сроки, указанные в учетном листе-плане.

находятся

Оригинал листа-плана выдается на судно, а копии

в бассейновой или линейной инспекциях Регистра для

контроля

за выполнением всего цикла очередного классификационного осви­ детельствования. Учетный лист-план составляют на один класси­ фикационный период.

Отметки в листе-плане о выполнении освидетельствований де­ лает инспектор или доверенное лицо Регистра после устранения всех дефектов, выявленных в процессе освидетельствования объек­ та. Перед началом освидетельствования администрация судна обя­ зана сообщить инспектору Регистра о всех неисправностях и не­ достатках данного объекта, выявленных после его последнего ос­ мотра.

В зависимости от типа судна, конструкции его корпуса, меха­ низмов, устройств и систем, а также других специфических осо­ бенностей судовладелец по согласованию с Регистром определяет объекты, которые подлежат включению в систему непрерывного классификационного освидетельствования, и разбивает их по ук­ рупненным частям, которые должны последовательно предъяв­ ляться к освидетельствованию (например, трюмы, палубы, глав­ ные и вспомогательные механизмы, системы, электрооборудование и т. д.).

Паровые котлы, воздухохранители и другие сосуды под давле­ нием, а также обслуживающие их системы освидетельствуют в обычном порядке в сроки, предусмотренные Правилами Регистра, и в систему непрерывного освидетельствования не включают.

Элементы корпуса судна, механизмы, устройства и системы, не включенные в учетный лист-план, проверяют на завершающем этапе непрерывного освидетельствования. Освидетельствование элементов корпуса и общесудовых систем включает в себя также необходимые испытания, предусмотренные правилами Регистра.

15


В последний год четырехлетнего классификационного цикла Регистр проводит ходовые испытания главной силовой установки, совмещая с ними испытания якорного, рулевого и других уст­ ройств.

После завершения полного цикла непрерывного освидетель­ ствования составляют акты классификационных освидетельство­ ваний по корпусной, механической и электромеханической частям, на основании которых Регистр выдает судну классификационное свидетельство на новый срок.

§ 6. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СУДОВ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕМ

Надзор за техническим состоянием судов со стороны судовла­ дельца (пароходства) осуществляется через ССХ. Для этой цели все суда пароходства разбивают на группы по типу и роду сило­ вой установки. За каждой группой закрепляют группового инже­ нера, который непрерывно поддерживает контакт с судовой адми­ нистрацией, получает от нее сведения обо всех неисправностях в механизмах и в корпусе судна и принимает меры по их устра­ нению.

Для контроля за состоянием и технической эксплуатацией ме­ ханизмов, систем, устройств и корпуса судна в составе ССХ име­ ются механики-наставники, инженеры-электрики и инженеры-ксГр- пусники. Кроме того, в составе соответствующих служб паро­ ходства есть инженеры связи и капитаны-наставники.

Основными документами по технической эксплуатации флота являются планы ремонта и докования, технического обслужива­ ния, заявки на топливо, производственные программы судоремонт­ ных заводов (СРЗ) и БТО, заявки на материально-техническое снабжение, внедрение новой техники и передовой технологии.

План ремонта и докования флота пароходства разрабатывает ССХ на основе действующих нормативов, заявок групповых инже­ неров и закрепления судов по СРП.

План ТО флота пароходства составляет ССХ на основе дейст­ вующих нормативов, судовых планов-графиков ТО и анализа их выполнения.

Плановую заявку на топливо разрабатывает служба матери­ ально-технического обеспечения.

Производственную программу СРЗ разрабатывает служба СРЗ пароходства в соответствии с «Положением о заводском ре­ монте судов» ММФ.

БТО разрабатывают на основе действующих нормативов свои производственные планы, предусматривая возможность выполне­ ния работ по судам других пароходств.

Плановую заявку на материально-техническое снабжение раз­

рабатывает служба материально-технического обеспечения паро­ ходства.

16