Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
Взаимосвязь структурных и выходных параметров двигателя позволяет при определенных условиях принимать выходные па раметры за косвенные показатели (симптомы) неисправного тех нического состояния узла, системы или навешенного агрегата дви гателя без его разборки, так как выходные параметры можно наблюдать и замерять извне.
Для того чтобы выходной параметр мог стать диагностическим показателем, он должен обладать:
однозначностью, т. е. каждому значению структурного пара метра должно соответствовать только одно, вполне определенное значение выходного параметра;
широтой поля изменения, т. е. выходной параметр должен иметь возможно большее относительное изменение при заданном абсолютном изменении структурного параметра;
доступностью и удобством измерения.
Кроме того, каждый показатель (или их группа) должен об ладать возможно большей информационной емкостью. Чем больше информационная емкость, тем показатель (или группа показате лей) точнее и определенней укажет на неисправность.
Например, информационная емкость таких показателей, как снижение мощности двигателя или повышение им расхода топ лива, относительно невелика, так как не указывает на определен ную неисправность. Действительно, оба эти симптома могут по явиться и при износе ЦПГ, и при нарушении установки угла опе режения впрыска топлива, и при разрегулировании топливоподаю щей системы.
Такой же показатель, как стук подшипника, точно локализо ванный по месту возникновения, указывает на конкретную не исправность (увеличенный зазор) и поэтому имеет максимальную информационную емкость.
Диагностирование является важным элементом системы ТО двигателя. Поэтому одним из основных вопросов рациональной организации технического диагностирования является обоснование и выбор оптимальной периодичности его проведения. При этом следует исходить из условий обеспечения наибольшей надежно сти и технической готовности двигателя.
Различают две системы диагностирования двигателей:
с постоянной периодичностью, не изменяющейся в течение всего срока эксплуатации двигателя; если произошли отказы между диагностированиями, то проводят необходимый текущий ремонт; профилактическое обслуживание в объеме, выявленном при диагностировании (после некоторого безотказного периода рабо.- ты двигателя, величина которого зависит от интенсивности отка зов, с выполнением необходимого текущего ремонта между диаг
ностированиями).
Наиболее перспективна вторая система, которая позволяет учи тывать возраст механизма и уровень его надежности.
Диагностирование двигателя внутреннего сгорания представля ет собой определенную сложность из-за разнообразия выходных
122
процессов (физических и химических) при взаимодействии двига теля с внешней средой. Например, техническое состояние ЦПГ ха рактеризуется уровнем шума и вибрации, изменением температу ры отработавших газов, угаром масла и т. д.
Между системами и механизмами двигателя существует взаи мосвязь, заключающаяся в том, что на параметры диагностируе мой системы, помимо ее технического состояния, прямо или кос венно влияют многие элементы других систем и механизмов, так же взаимодействующих между собой в процессе работы. Поэтому для объективной оценки технического состояния любой системы или механизма диагностирование необходимо проводить в опре деленной последовательности, применяя метод исключения.
Когда неисправность не является очевидной и ее поиск связан со сравнительно большой потерей времени, рекомендуется следую щий порядок проведения диагностических работ:
ЦПГ (зазор между поршнем и цилиндром); механизм поршневого движения (зазоры в подшипниках);
механизм газораспределения (зазор между клапаном и коро мыслом) ;
топливная аппаратура (давление впрыска топлива); газотурбонагнетатель (зазоры в подшипниках).
Для определения технического состояния двигателя и его ос новных систем и механизмов используют методы диагностирова ния, основанные на: индицировании двигателя, определении его мощности и расхода топлива; методе симплекса Си; виброакустических методах; спектральном анализе масла.
Диагностирование, основанное на индицировании двигателя, определении его мощности и расхода топлива. Этот метод позво ляет своевременно выявить и устранить нарушение регулирования системы топливоподачи, которое приводит к существенным нару шениям протекания рабочего цикла в цилиндре двигателя. В ре зультате понижаются не только мощностные показатели, но зна чительно возрастает износ основных деталей.
Установлено, что при увеличенной цикловой подаче топлива и нарушении установочного значения угла опережения начала пода чи топлива износ деталей ЦПГ может возрасти в 1,5—1,7 раза против его нормальной величины. Это подтверждает необходимость периодического контроля за рабочим процессом двигателя.
На основе индицирования двигателя и измерения расхода топ лива одновременно с мощностными показателями определяют и оценивают показатели, влияющие на долговечность двигателя (максимальное давление сгорания, скорость нарастания давления, температурные характеристики цикла и др.).
Характер индикаторной диаграммы позволяет сделать оператив ное заключение о характере протекания и отклонениях рабочего процесса в цилиндрах двигателя.
По определенным показателям оценивают техническое состоя ние двигателя и намечают мероприятия по устранению его неис правностей и регулированию.
123
Диагностирование по симплексу Си. Для приближенной оценки общего технического состояния тихоходных судовых двигателей (6ДКРН 74/160-2, 6ИД76 и др.) специалисты Одесского высшего инженерного морского училища (руководитель канд. техн. наук Л. Л. Грицай) предложили использовать наряду с комплексом по казателей, характеризующих протекание рабочего процесса, симплекс Си.
Симплекс Си определяют по выражению
—_____Е±_____
где рс— давление сжатия, кгс/см2;
tBSvit's — замеренные температуры выпускных газов и продувоч ного воздуха, °С;
ts — температура продувочного воздуха при стендовых испы таниях, принятая за номинальную, °С.
Врезультате износа деталей и отложения продуктов сгорания
впроцессе эксплуатации величина Си имеет тенденцию к посте пенному снижению.
Определив текущее значение Си и зная его номинальное зна чение, подсчитывают коэффициент технического состояния двига теля по формуле
где ДСи— отклонение симплекса Си от его номинального значения; 8— максимально допустимое отклонение Си (поле допуска).
Номинальное значение Си для каждого двигателя устанавли вают по результатам стендовых, ходовых или теплотехнических испытаний. Предельно допустимое значение Си устанавливают по каждому типу двигателя на основе анализа двигателей, требую щих капитального ремонта.
По имеющимся неполным данным предельно допустимое от клонение Си составляет ориентировочно 25—30% номинального значения.
Диагностирование, основанное на виброакустических методах.
До сих пор в практике эксплуатации и судоремонта используют метод оценки технического состояния судовых механизмов, в част ности двигателей внутреннего сгорания, по шуму, на слух. Для этой цели применяют несложные приспособления и приборы (сте тоскопы, виброметры и т. д.). По оттенкам и уровню шума раз личной частоты, вызываемым вибрацией узлов и деталей, опыт ный механик может определить правильность регулирования топ ливного насоса, форсунок, газораспределительного механизма, не исправности в кривошипно-шатунном механизме и т. д.
Однако, оценка технического состояния механизма на слух но сит субъективный характер и часто приводит к ошибкам.
В последнее время применяют виброакустическую диагности ку с использованием специальной аппаратуры и приборов.
124
Дело в том, что все физические процессы, протекающие в ме ханизмах, сопровождаются колебаниями, вибрациями. В двигателе внутреннего сгорания вибрации возникают в кривошипно-шатун ном механизме, топливовпрыскивающей системе, клапаннораспре делительном механизме (в процессе сгорания, впуска и выпуска), а также навешенных механизмах и приводах.
Наиболее важными с точки зрения виброакустической диагно стики являются упругие колебания от ударов сопряженных дета лей. Переменные нагрузки при наличии между сопряжениями за зоров приводят к ударам деталей друг о друга, что вызывает вибрацию деталей, узлов и всего двигателя. Интенсивность вибра ции зависит прежде всего от динамики сил, приложенных к де талям, и величины импульсов, способствующих образованию ме ханических ударов.
Уровень и характер вибрации работающего двигателя являет ся важным показателем состояния его узлов и деталей и служит обобщающей характеристикой их динамических свойств.
Исследованиями установлено, что энергия вибрации, вызван ная ударами сопряженных деталей, примерно равна кинетической энергии в момент удара.
Энергия вибрации, вызванная, например, перекладкой поршня цилиндра бескрейцкопфного двигателя около в. м. т., может быть выражена уравнением
где w — угловая |
скорость вращения коленчатого вала, рад/с; |
п — частота |
вращения двигателя, об/мин; |
т — масса ударяющей детали, кг; 5 — зазор между поршнем и втулкой цилиндра, мм;
PTj— сила, действующая на поршень по оси цилиндра, кгс; X— отношение радиуса мотыля к длине шатуна.
Для одного типоразмера двигателя и определенного установив шегося режима работы уравнение можно представить в виде
o ( w ) t = B S 'u,
Аналогичными уравнениями можно выразить энергию вибра ции и других узлов двигателя (узлов газораспределительного ме ханизма, подшипниковых узлов и т. д.).
Теоретический анализ показывает, что при работе двигателя с увеличением зазоров в сопряжениях деталей возрастает интен сивность ударов и соответственно энергия вибрации. На рис. 30 показаны энергетические спектры ускорения вибрации блока дви гателя внутреннего сгорания с предельным 1 (0,61 мм) и нормаль ным 2 (0,19 мм) зазорами между поршнем и втулкой.
Таким образом, выделяя спектр колебания соответствующей де тали исследуемого узла и замеряя энергию вибрации, по ее вели чине можно определить величину зазора в сопряжении (например, между поршнем и втулкой цилиндра, подшипниках шатуна и ко
125
ленчатого вала, |
в сопряжениях |
газораспределительного |
меха |
|||||||
низма). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
спе |
Для замера виброакустических показателей используют |
||||||||||
циальную аппаратуру и |
приборы |
отечественного |
и зарубежного |
|||||||
|
|
|
|
производства. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
На рис. 31 представлена блок- |
|||||
|
|
|
|
схема |
прибора, |
разработанного |
||||
|
|
|
|
кафедрой двигателей и теплотех |
||||||
|
|
|
|
ники ЛСХИ. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Принцип работы прибора за |
|||||
|
|
|
|
ключается в следующем. Пьезо |
||||||
|
|
|
|
электрический датчик 1 преобра |
||||||
|
|
|
|
зует ускорение вибрации |
|
блока |
||||
|
|
|
|
двигателя в электрический сиг |
||||||
|
|
|
|
нал, который усиливается с по |
||||||
Рис. 30. Энергетические спектры ус |
мощью усилительных каскадов 2 |
|||||||||
и 3 и поступает на блок |
фильт |
|||||||||
корений вибрации блока двигателя |
ров 4, 5, 6. Фильтр 4 служит для |
|||||||||
внутреннего |
сгорания |
|
||||||||
|
|
|
|
диагностики шатунных |
подшип |
|||||
лебаний 500—2000 Гц), |
фильтр |
ников (с полосой пропускания ко |
||||||||
5 — для |
диагностики |
сопряжения |
||||||||
поршень — гильза |
цилиндра (с |
полосой |
пропускания |
колебаний |
||||||
2000—3800 |
Гц), |
фильтр |
6 — для |
диагностики поршневых |
колец |
|||||
(с полосой |
пропускания |
колебаний 10 000—16 000 |
Гц). Фильтр 6 |
может быть также использован для диагностики топливоподающей системы высокого давления.
Рис. 31. Блок-схема прибора для диагностирования двигателя по вибрационным показателям
В соответствии с проверяемым сопряжением включается один из трех фильтров и выделяется активная полоса частот, несущая основную информацию о техническом состоянии сопряжения. Пос ле фильтрации сигнал усиливается вторичным каскадом усиле ния 7 и поступает на вход интегрирующего устройства 8, которое усредняет процесс за время Т. По шкале индикатора 9, градуиро ванной в милливаттах, определяют мощность сигнала, характери зующего величину энергии вибрации блока в районе установки датчика 1.
Имея переходную таблицу или тарировочный график, можно по показаниям шкалы индикатора определить величину зазора в проверяемом сопряжении.
126