Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
Гл ава VII
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ И СРЕДСТВА ДЕФЕКТОСКОПИИ
§ 36. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
Под техническим диагностированием понимают определение и оценку технического состояния объекта без его разборки с по мощью специальной аппаратуры и приборов по совокупности об наруженных симптомов (косвенных признаков).
При диагностировании значения симптомов технического со стояния сравнивают с допустимыми отклонениями от номинального (соответствующего техническим условиям) уровня и выносят за ключение о пригодности объекта (механизма) к дальнейшей экс плуатации.
Любой объект технического диагностирования (двигатель внут реннего сгорания или одна из его систем, например, топливоподаю щая) обладает вполне определенной структурой, т. е. упорядочен ной совокупностью комплексов совместно работающих элементов (деталей), которые образуют конструкцию объекта, обеспечиваю щую выполнение заданных функций.
Структура объекта (механизма) характеризуется макро- и мик роструктурой.
Макроструктура характеризует количество, взаимное располо жение, форму и размеры взаимодействующих деталей; микрострук тура — точность сопряжений деталей и чистоту сопрягаемых по верхностей.
Структура механизма в целом характеризует заложенную в него при проектировании совокупность определенных технико-экс плуатационных свойств (мощность, производительность, скорость и т. д.). Эта совокупность свойств, в свою очередь, определяет степень приспособленности механизма к выполнению заданных функций в определенных эксплуатационных условиях.
Структура объекта (механизма) характеризуется количествен ными параметрами, которые называют структурными.
Те элементы структуры и характеризующие ее структурные па раметры, которые обеспечивают выполнение основных рабочих функций объекта, являются основными. Элементы структуры и со ответствующие структурные параметры, обеспечивающие удобство эксплуатации, являются второстепенными.
По физической сущности структурные параметры разнообразны (форма, линейные размеры и площади сечений деталей, электри ческое напряжение, упругость, напряжение натяга и зазоры в сопряжениях, точность и чистота обработки сопрягаемых поверх ностей и т. д.).
Механизм, поступая в эксплуатацию, обладает определенной структурой и совокупностью технико-эксплуатационных свойств,
118
зависящих от структуры. Числовые, конкретные значения струк турных параметров при этом соответствуют значениям, установлен ным по чертежам и техническим условиям. Такие значения пара метров называются номинальными.
В процессе эксплуатации макроструктура механизма остается, как правило, постоянной, а микроструктура постоянно изменяется. Например, количество и взаимное расположение деталей двига теля внутреннего сгорания (поршней, шатунов, клапанов, цилинд ровых втулок, подшипников и т. д.) остается постоянным (макро структура), а их взаимосвязь в сопряжениях (микроструктура) по стоянно изменяется вследствие изнашивания и других процессов разрушения.
При изменении микроструктуры механизма меняется характер его действия. В отдельных случаях возможны изменения и самих структурных элементов (деталей). Например, с течением времени возможен прогиб коленчатого вала, деформации тарелки клапа на и т. д.
Учитывая, что в процессе эксплуатации структурные параметры механизма постоянно изменяются, можно говорить о'техническом состоянии механизма в каждый данный момент времени.
Изменение структурных параметров механизма имеет опреде ленные закономерности, которые пока в полном объеме не изуче ны. Из практики известно, что эти изменения, постепенно накапли ваясь, могут достигать такого количества, при котором наступает коренное, иногда скачкообразное, качественное изменение. Напри мер, накапливание и развитие усталостных микротрещин в детали может привести к ее разрушению. Поэтому очень важны исследо вания в области изучения закономерностей изменения структур ных параметров и их влияния на безотказность работы меха низмов.
§ 37. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
Внедрение в производство методов технического диагностиро вания является одним из важнейших условий повышения надеж ности, эффективности и увеличения сроков эксплуатации механиз мов (позволяет увеличить межремонтный период двигателей внут реннего сгорания в 2—2,5 раза).
При существующей системе ТО и ремонта судовых механизмов техническое диагностирование представляет особый интерес в связи с большой трудоемкостью и относительно высокой слож ностью дефектовочных работ перед ремонтом. В будущем необхо димость соответствующих операций ТО и ремонта будет опреде ляться не по опытно-статистическим показателям периодичности, а по данным технического диагностирования и учета индивидуаль ных особенностей механизма.
Важность своевременного технического диагностирования для обеспечения надежной эксплуатации судовых механизмов оче видна. Оно позволяет без разборки механизма по его техническо
119
му состоянию определить и выполнить необходимый объем про филактических мероприятий для сохранения надежности и увели чения срока эксплуатации.
Техническое диагностирование с методической точки зрения можно разбить на два вида: поэлементное и комплексное.
Поэлементное диагностирование включает методы и средства оценки технического состояния отдельных узлов и систем механиз ма, для чего максимально используют данные приборов, уста новленных на механизме, и приборов, монтируемых на механизм на время диагностирования.
Комплексное диагностирование оценивает техническое состоя ние механизма в целом по группе наиболее существенных показа телей.
К особой группе у двигателей внутреннего сгорания относят показатели, связанные с протеканием рабочего цикла и регулиро вок. Наиболее полную информацию по этой группе можно полу чить путем обработки результатов индикаторных диаграмм и оп ределения цикловой подачи топлива, а некоторую информацию — путем измерения эффективной мощности и расхода топлива. На основании показателей этой группы в первую очередь намечают мероприятия по устранению неисправностей, а также по регулиро ванию без большой разборки двигателя.
В следующую группу выделяют показатели, связанные с со стоянием зазоров и износа основных сопряжений подшипниковых узлов цилиндро-поршневой группы. Для определения показателей этой группы применяют виброакустические методы, которые позво ляют по изменению выходных параметров вибрации двигателя су дить о степени изношенности проверяемых узлов. В этом случае по данным диагностирования прогнозируют остаточный ресурс со пряжений или решают вопрос о необходимости ремонта двигателя.
Общее техническое состояние двигателя можно определить также методом, основанным на спектральном анализе проб масла, отбираемых из картера, и по симплексу Си. Концентрация того или иного элемента в масле выше допустимой нормы свидетельст вует о наступлении форсированного износа и о необходимости ос мотра или ремонта.
Перспективным методом безразборной диагностики отдельных деталей двигателя является метод, основанный на применении во локнистой оптики, позволяющей обследовать детали в закрытых полостях. Например, с помощью устройства с гибким волокнистым светопроводом через форсуночное отверстие можно оценить техни ческое состояние днища поршня, тарелки клапана, рабочей по верхности втулки цилиндра и т. д.
Как показывает опыт применения методов технического диаг ностирования, эффективность его возрастает по мере повышения приспособленности механизмов к его проведению и по мере раз работки новых более совершенных методов и средств технического диагностирования, основанных на современных достижениях нау ки и техники.
120
В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом раз работана методика и создана специальная аппаратура для диаг ностирования в основном двигателей внутреннего сгорания. Техни ческому диагностированию по вибрационным параметрам подвер гают также зубчатые редукторы турбомеханизмов, центробежные насосы, турбины и др.
При диагностировании используют следующие приборы:
индикаторы — для |
снятия индикаторных диаграмм; |
анализаторы вибрации — для оценки уровня и определения |
|
причин вибрации; |
(в том числе атомные абсорбционные) —для |
спектрофотометры |
|
определения наличия металла в масле; |
датчики быстропротекающих процессов (емкостные, индуктив ные, пьезокварцевые, тензометрические и др.) — для измерения из носа подшипников и поршневых колец, давления в цилиндре и др.; инфракрасные бесконтактные датчики — для бесконтактного из
мерения температуры деталей; торсиометры — для измерения выходной мощности механизма
на валу; штатные приборы механизмов.
Техническое диагностирование широко применяют в авиа- и автопромышленности, при производстве и ремонте двигателей внут реннего сгорания сельскохозяйственной техники и в других обла стях машиностроения.
Активно развертываются работы по разработке и внедрению методов технического диагностирования при ремонте судовых дви гателей внутреннего сгорания. Такие работы ведут специалисты ЦНИИМФа, БЦПКБ, Одесского, Дальневосточного и Ленинград ского высших инженерных морских училищ и других организаций.
§ 38. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ
Работающий двигатель внутреннего сгорания, взаимодействуя с внешней средой, порождает множество процессов, именуемых выходными. Эти процессы могут быть рабочими, определяющими рабочие функции двигателя (развиваемая мощность на валу, вы работка энергии, потребление топлива, воздуха и т. д.), и сопут ствующими ^шум, вибрация, тепловыделение и т. д.).
Параметры выходных процессов характеризуют свойства этих процессов, которые, в свою очередь, зависят от характера взаимо действия структурных элементов. Вместе с тем характер взаимо действия зависит от значений структурных параметров элементов сопряжения.
Таким образом, выходные параметры существенно зависят от состояния структуры двигателя и меняются с изменением его структурных параметров. Например, увеличение зазора в сопря жении вал — подшипник снижает давление в замкнутой системе подачи смазки к этому сопряжению, увеличивает шум, вызывает стуки.
121