Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
ют при необходимости увеличения размера (например, шейки ва ла) на небольшую величину (до 0,4 мм).
Деталь (вал) 2 устанавливают в центры токарно-винторезного станка и с помощью электромеханической обработки роликом 1 производят высадку восстанавливаемой поверхности (физическая сущность электромеханической обработки изложена при рассмот рении упрочнения деталей). В образовавшуюся при этом спираль ную канавку укладывают стальную проволоку 3 соответствующе го диаметра и производят сглаживание поверхности с помощью
ролика |
4. После сглаживания восстановленную поверхность под |
||||||||
|
|
вергают |
механической |
|
обработ |
||||
2 |
3 |
ке (точению, |
шлифованию) для |
||||||
обеспечения |
нужного размера. |
|
|||||||
|
|
При |
высадке |
применяют |
|||||
|
|
электрический ток |
силой 400— |
||||||
|
|
500 А при напряжении |
|
2—4 |
В; |
||||
|
|
при |
сглаживании |
1300—1500 |
А |
||||
|
|
при том же напряжении. Такое |
|||||||
|
|
повышение силы тока в сочета |
|||||||
|
|
нии с радиальным давлением ин |
|||||||
|
|
струмента (40—50 кгс/см2) обес |
|||||||
|
|
печивает |
сближение |
и |
сварку |
||||
|
|
контактируемых поверхностей де |
|||||||
Рис. 71. Схема электромеханического |
тали |
и |
добавочного |
|
металла |
||||
восстановления шейки вала с доба |
(проволоки). |
|
|
|
|
|
|||
|
вочным металлом |
Восстановление |
склеиванием. |
||||||
|
|
Для |
восстановления целостности |
||||||
и герметичности при ремонте некоторых деталей |
(цилиндровых |
||||||||
блоков, крышек цилиндров, клапанных коробок и т. |
д.) |
применя |
|||||||
ют синтетические клеи. |
себя клеи |
на |
основе |
эпоксидных, |
|||||
Хорошо зарекомендовали |
|||||||||
кремнийорганических и акриловых i смол. |
Синтетические |
клеи об |
ладают хорошей адгезией к металлам и хорошими антикоррозион ными свойствами, но имеют низкую теплостойкость и склонны к старению. С помощью синтетических клеев присоединяют отломан ные части деталей (проушины, лапы), ликвидируют трещины и коррозионные раковины, наносят антикоррозионные покрытия.
Для приготовления эпоксидного клея используют эпоксидную смолу ЭД-5 или ЭД-6, отвердитель, пластификатор и различные наполнители.
Клей приготавливают смешиванием компонентов непосредст венно перед использованием, так как живучесть клея всего 45— 60 мин. Сначала к эпоксидной смоле добавляют в нужном количе стве отвердитель, после перемешивания (при необходимости) — пластификатор и соответствующий наполнитель.
Приготовленный клей наносят на очищенные и обезжиренные поверхности, которые после небольшой выдержки соединяют при небольшом давлении или без давления. Далее следует выдержка до окончания процесса склеивания.
178
Различают эпоксидные клеи холодного и горячего отверждения. При холодном отверждении детали выдерживают до оконча ния процесса склеивания в течение 24 ч при нормальной темпера туре, при горячем отверждении — в течение 6—8 ч при темпера
туре 120—150° С.
Горячее отверждение обеспечивает клеевой шов повышенной твердости и прочности.
Состав эпоксидного клея холодного отверждения (в весовых
частях): эпоксидная |
смола— 100; |
отвердитель |
полиэтиленполиа- |
мин — 6—10. |
|
|
|
Состав эпоксидного клея горячего отверждения (в весовых |
|||
частях): эпоксидная |
смола — 100; |
отвердитель |
малеиновый ангид |
рид — 30. |
|
|
|
Для придания клеевому шву или покрытию повышенной пла стичности, твердости, внешнего вида, схожего с материалом ре монтируемой детали, в приготовляемый клей добавляют пласти фикатор (дибутилфталат, трефенилфосфат и др.) в количестве 20—25% по массе и наполнители. В качестве наполнителя исполь зуют стеклоткань, асбестовое волокно, металлические опилки, мо лотый кварц и др.
Кроме клеев на основе эпоксидных смол, в судоремонте при меняют также синтетические клеи БФ-2, БФ-4, ВК-32-250, ВК-2 и др.
Клеи ВК-32-250 и ВК-2 на основе кремнийорганических смол позволяют повысить теплостойкость клеевых соединений до 250— 350° С. Недостатком их является несколько меньшая прочность соединений на сдвиг.
Из акриловых смол в судоремонте применяют стпракрил тех нической марки ТШ (холодного отверждения), исходными мате риалами для приготовления которого служат (в весовых частях):
сополимер метилметакрилата со стиролом (желтый или розо вый порошок) —100;
метилметакрилат с 0,5% диметиланилина (бесцветная жид кость)— 50—75.
Стиракрил применяют в основном для восстановления герме тичности, защиты от коррозии и,для изготовления подшипниковых втулок, так как он обладает хорошими антифрикционными свой ствами.
Из зарубежных синтетических клеев можно назвать клей «Аральдит 1» фирмы «Циба» (Швейцария), выпускаемый в форме прутков. После подготовки поверхности (очистки и обезжирива ния) клей наносят тонким слоем (0,1—0,2 мм) оплавлением прут
ка. Склеиваемые детали (части) |
плотно прижимают друг к другу |
|
и высушивают |
при температуре |
140—180° С. Клей рекомендован |
для склеивания |
теплостойких материалов (металлов, особенно |
легких, нетермопластичных пластиков, керамики и т. д.).
Кроме того, фирма выпускает клей «Аральдит 101» (для склеи вания плотных материалов) и «Аральдит 102» (для склеивания пористых или теплочувствительных материалов). Оба клея, пред
12* |
179 |
ставляющие собой синтетическую смолу, применяют в растворе с отвердителем «951» (алифатический полиамин).
Клей «ардукс» этой же фирмы предназначен для склеивания резины с металлом (при изготовлении гуммированных металло конструкций, испытывающих вибрационные нагрузки).
Восстановление при помощи пластмасс. Антикоррозионные и декоративные свойства деталей можно восстанавливать нанося тонкослойные покрытия из полимеров путем газопламенного, ви хревого и вибрационного напыления.
При газопламенном напылении смесь воздуха и порошка пласт массы пропускают через газовое пламя и направляют на поверх ность детали. В результате постепенного осаждения расплавлен ных частиц пластмассы на детали образуется тонкий слой по крытия.
При вихревом способе предварительно нагретую деталь (до температуры на 30—40° С выше точки плавления пластмассы) по гружают во взвихренный сжатым воздухом слой порошкообраз ной пластмассы. Частицы пластмассы, соприкасаясь с нагретой поверхностью детали, оплавляются и образуют на ней слой покры тия толщиной 0,8—1 мм.
При вибрационном способе нагретую деталь погружают в под вергаемый вибрации слой пластмассового порошка.
Перед нанесением пластмассы закругляют острые кромки, про водят дробеструйную обработку и промывают детали органиче ским растворителем (ацетоном, авиационным бензином). После нанесения покрытия детали выдерживают в течение 3—5 с на воздухе, затем охлаждают в масле.
Для покрытий применяют поделочный текстолит, гетинакс, стеклотекстолиты, стеклопласты и т. д.
Капроновое покрытие можно наносить на поверхности вра щения деталей методом «втирания» (Великолукский сельскохозяй ственный институт). Деталь устанавливают на токарно-винторез ный станок и нагревают до температуры 200° С. В суппорт закреп ляют капроновый карандаш (капроновый стержень в металличе ской трубке с винтом подачи). При вращении детали к ней под водят карандаш и сообщают ему продольную подачу. За счет теп ла детали и тепла от трения карандаш оплавляется, и капроновое покрытие наносится на деталь.
Толщина покрытия определяется режимами процесса. Наилуч шая адгезия покрытия с металлом достигается при толщине по
крытия 0,14—0,16 мм при грубо обработанной металлической по верхности.
Восстановление деформированием. Деформирование применя ют при ремонте деталей механизмов, устройств и элементов корпу са судна с целью восстановления первоначальной геометрической формы, а иногда — первоначальных размеров.
Для восстановления первоначальных размеров применяют раз дачу и обжатие, используя специальные оправки (для раздачи) и кольца или втулки (для обжатия).
180
С помощью раздачи восстанавливают, например, первоначаль ные наружные размеры полых поршневых пальцев, путем обжа тия— внутренние размеры подшипниковых втулок (их наружный диаметр в этом случае восстанавливают с помощью гальванопо крытий) .
Для восстановления первоначальных геометрических форм при меняют различные способы правки; наиболее распространены ме ханический, термический и термомеханический.
Правке чаще всего подвергают детали типа валов и листы на ружной обшивки корпуса судна. Часто встречается правка лопастей гребных винтов.
Рассмотрим способы правки на примере валов.
Механический и термический способы применяют в том случае, если величины напряжений в материале вала в результате изгиба не превышают предела текучести материала более чем на 15%. В противном случае, а также если материал вала содержит угле рода более 0,45% и суммарное количество присадок более 2,5% применяют термомеханический способ правки.
Величину прогиба вала, при котором напряжения не превыша ют предельного значения, определяют по формулам в зависимости от места расположения изгиба:
при изгибе конца вала
_/пред== 1 >15 3EJ СМ
при расположении места максимального изгиба на середине между двумя опорами:
/п р е Д = и 5 ^ С М .
Вэтих формулах зт — предел текучести материала вала, кгс/см2;
U7=0,\d 3— момент сопротивления сечения вала, см3; I — длина отогнутого конца вала, см;
Е — модуль упругости, кгс/см2;
/= 0,05 flf4— момент инерции сечения вала, см4; L — расстояние между опорами, см.
Возможность использования механического способа правки ва лов без подогрева оговорена в Правилах Регистра СССР. Допу скается механическая правка валов диаметром до 200 мм в холод ном состоянии в том случае, если стрелка прогиба не превышает 1 мм на 1 м длины вала.
Сущность механического способа заключается в том, что вал, как правило, укладывают на две опоры выпуклостью вверх и к месту максимального изгиба прикладывают механическое усилие (обычно с помощью гидравлического домкрата), достаточное для ликвидации изгиба.
К механическому способу относится правка наклепом, довольно часто используемая при ремонте деталей механизмов. В этом слу чае участок вала наклепывают с вогнутой стороны по дуге 120°.
181