Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ют при необходимости увеличения размера (например, шейки ва­ ла) на небольшую величину (до 0,4 мм).

Деталь (вал) 2 устанавливают в центры токарно-винторезного станка и с помощью электромеханической обработки роликом 1 производят высадку восстанавливаемой поверхности (физическая сущность электромеханической обработки изложена при рассмот­ рении упрочнения деталей). В образовавшуюся при этом спираль­ ную канавку укладывают стальную проволоку 3 соответствующе­ го диаметра и производят сглаживание поверхности с помощью

ролика

4. После сглаживания восстановленную поверхность под­

 

 

вергают

механической

 

обработ­

2

3

ке (точению,

шлифованию) для

обеспечения

нужного размера.

 

 

 

При

высадке

применяют

 

 

электрический ток

силой 400—

 

 

500 А при напряжении

 

2—4

В;

 

 

при

сглаживании

1300—1500

А

 

 

при том же напряжении. Такое

 

 

повышение силы тока в сочета­

 

 

нии с радиальным давлением ин­

 

 

струмента (40—50 кгс/см2) обес­

 

 

печивает

сближение

и

сварку

 

 

контактируемых поверхностей де­

Рис. 71. Схема электромеханического

тали

и

добавочного

 

металла

восстановления шейки вала с доба­

(проволоки).

 

 

 

 

 

 

вочным металлом

Восстановление

склеиванием.

 

 

Для

восстановления целостности

и герметичности при ремонте некоторых деталей

(цилиндровых

блоков, крышек цилиндров, клапанных коробок и т.

д.)

применя­

ют синтетические клеи.

себя клеи

на

основе

эпоксидных,

Хорошо зарекомендовали

кремнийорганических и акриловых i смол.

Синтетические

клеи об­

ладают хорошей адгезией к металлам и хорошими антикоррозион­ ными свойствами, но имеют низкую теплостойкость и склонны к старению. С помощью синтетических клеев присоединяют отломан­ ные части деталей (проушины, лапы), ликвидируют трещины и коррозионные раковины, наносят антикоррозионные покрытия.

Для приготовления эпоксидного клея используют эпоксидную смолу ЭД-5 или ЭД-6, отвердитель, пластификатор и различные наполнители.

Клей приготавливают смешиванием компонентов непосредст­ венно перед использованием, так как живучесть клея всего 45— 60 мин. Сначала к эпоксидной смоле добавляют в нужном количе­ стве отвердитель, после перемешивания (при необходимости) — пластификатор и соответствующий наполнитель.

Приготовленный клей наносят на очищенные и обезжиренные поверхности, которые после небольшой выдержки соединяют при небольшом давлении или без давления. Далее следует выдержка до окончания процесса склеивания.

178


Различают эпоксидные клеи холодного и горячего отверждения. При холодном отверждении детали выдерживают до оконча­ ния процесса склеивания в течение 24 ч при нормальной темпера­ туре, при горячем отверждении — в течение 6—8 ч при темпера­

туре 120—150° С.

Горячее отверждение обеспечивает клеевой шов повышенной твердости и прочности.

Состав эпоксидного клея холодного отверждения (в весовых

частях): эпоксидная

смола— 100;

отвердитель

полиэтиленполиа-

мин — 6—10.

 

 

 

Состав эпоксидного клея горячего отверждения (в весовых

частях): эпоксидная

смола — 100;

отвердитель

малеиновый ангид­

рид — 30.

 

 

 

Для придания клеевому шву или покрытию повышенной пла­ стичности, твердости, внешнего вида, схожего с материалом ре­ монтируемой детали, в приготовляемый клей добавляют пласти­ фикатор (дибутилфталат, трефенилфосфат и др.) в количестве 20—25% по массе и наполнители. В качестве наполнителя исполь­ зуют стеклоткань, асбестовое волокно, металлические опилки, мо­ лотый кварц и др.

Кроме клеев на основе эпоксидных смол, в судоремонте при­ меняют также синтетические клеи БФ-2, БФ-4, ВК-32-250, ВК-2 и др.

Клеи ВК-32-250 и ВК-2 на основе кремнийорганических смол позволяют повысить теплостойкость клеевых соединений до 250— 350° С. Недостатком их является несколько меньшая прочность соединений на сдвиг.

Из акриловых смол в судоремонте применяют стпракрил тех­ нической марки ТШ (холодного отверждения), исходными мате­ риалами для приготовления которого служат (в весовых частях):

сополимер метилметакрилата со стиролом (желтый или розо­ вый порошок) —100;

метилметакрилат с 0,5% диметиланилина (бесцветная жид­ кость)— 50—75.

Стиракрил применяют в основном для восстановления герме­ тичности, защиты от коррозии и,для изготовления подшипниковых втулок, так как он обладает хорошими антифрикционными свой­ ствами.

Из зарубежных синтетических клеев можно назвать клей «Аральдит 1» фирмы «Циба» (Швейцария), выпускаемый в форме прутков. После подготовки поверхности (очистки и обезжирива­ ния) клей наносят тонким слоем (0,1—0,2 мм) оплавлением прут­

ка. Склеиваемые детали (части)

плотно прижимают друг к другу

и высушивают

при температуре

140—180° С. Клей рекомендован

для склеивания

теплостойких материалов (металлов, особенно

легких, нетермопластичных пластиков, керамики и т. д.).

Кроме того, фирма выпускает клей «Аральдит 101» (для склеи­ вания плотных материалов) и «Аральдит 102» (для склеивания пористых или теплочувствительных материалов). Оба клея, пред­

12*

179



ставляющие собой синтетическую смолу, применяют в растворе с отвердителем «951» (алифатический полиамин).

Клей «ардукс» этой же фирмы предназначен для склеивания резины с металлом (при изготовлении гуммированных металло­ конструкций, испытывающих вибрационные нагрузки).

Восстановление при помощи пластмасс. Антикоррозионные и декоративные свойства деталей можно восстанавливать нанося тонкослойные покрытия из полимеров путем газопламенного, ви­ хревого и вибрационного напыления.

При газопламенном напылении смесь воздуха и порошка пласт­ массы пропускают через газовое пламя и направляют на поверх­ ность детали. В результате постепенного осаждения расплавлен­ ных частиц пластмассы на детали образуется тонкий слой по­ крытия.

При вихревом способе предварительно нагретую деталь (до температуры на 30—40° С выше точки плавления пластмассы) по­ гружают во взвихренный сжатым воздухом слой порошкообраз­ ной пластмассы. Частицы пластмассы, соприкасаясь с нагретой поверхностью детали, оплавляются и образуют на ней слой покры­ тия толщиной 0,8—1 мм.

При вибрационном способе нагретую деталь погружают в под­ вергаемый вибрации слой пластмассового порошка.

Перед нанесением пластмассы закругляют острые кромки, про­ водят дробеструйную обработку и промывают детали органиче­ ским растворителем (ацетоном, авиационным бензином). После нанесения покрытия детали выдерживают в течение 3—5 с на воздухе, затем охлаждают в масле.

Для покрытий применяют поделочный текстолит, гетинакс, стеклотекстолиты, стеклопласты и т. д.

Капроновое покрытие можно наносить на поверхности вра­ щения деталей методом «втирания» (Великолукский сельскохозяй­ ственный институт). Деталь устанавливают на токарно-винторез­ ный станок и нагревают до температуры 200° С. В суппорт закреп­ ляют капроновый карандаш (капроновый стержень в металличе­ ской трубке с винтом подачи). При вращении детали к ней под­ водят карандаш и сообщают ему продольную подачу. За счет теп­ ла детали и тепла от трения карандаш оплавляется, и капроновое покрытие наносится на деталь.

Толщина покрытия определяется режимами процесса. Наилуч­ шая адгезия покрытия с металлом достигается при толщине по­

крытия 0,14—0,16 мм при грубо обработанной металлической по­ верхности.

Восстановление деформированием. Деформирование применя­ ют при ремонте деталей механизмов, устройств и элементов корпу­ са судна с целью восстановления первоначальной геометрической формы, а иногда — первоначальных размеров.

Для восстановления первоначальных размеров применяют раз­ дачу и обжатие, используя специальные оправки (для раздачи) и кольца или втулки (для обжатия).

180


С помощью раздачи восстанавливают, например, первоначаль­ ные наружные размеры полых поршневых пальцев, путем обжа­ тия— внутренние размеры подшипниковых втулок (их наружный диаметр в этом случае восстанавливают с помощью гальванопо­ крытий) .

Для восстановления первоначальных геометрических форм при­ меняют различные способы правки; наиболее распространены ме­ ханический, термический и термомеханический.

Правке чаще всего подвергают детали типа валов и листы на­ ружной обшивки корпуса судна. Часто встречается правка лопастей гребных винтов.

Рассмотрим способы правки на примере валов.

Механический и термический способы применяют в том случае, если величины напряжений в материале вала в результате изгиба не превышают предела текучести материала более чем на 15%. В противном случае, а также если материал вала содержит угле­ рода более 0,45% и суммарное количество присадок более 2,5% применяют термомеханический способ правки.

Величину прогиба вала, при котором напряжения не превыша­ ют предельного значения, определяют по формулам в зависимости от места расположения изгиба:

при изгибе конца вала

_/пред== 1 >15 3EJ СМ

при расположении места максимального изгиба на середине между двумя опорами:

/п р е Д = и 5 ^ С М .

Вэтих формулах зт — предел текучести материала вала, кгс/см2;

U7=0,\d 3— момент сопротивления сечения вала, см3; I — длина отогнутого конца вала, см;

Е — модуль упругости, кгс/см2;

/= 0,05 flf4— момент инерции сечения вала, см4; L — расстояние между опорами, см.

Возможность использования механического способа правки ва­ лов без подогрева оговорена в Правилах Регистра СССР. Допу­ скается механическая правка валов диаметром до 200 мм в холод­ ном состоянии в том случае, если стрелка прогиба не превышает 1 мм на 1 м длины вала.

Сущность механического способа заключается в том, что вал, как правило, укладывают на две опоры выпуклостью вверх и к месту максимального изгиба прикладывают механическое усилие (обычно с помощью гидравлического домкрата), достаточное для ликвидации изгиба.

К механическому способу относится правка наклепом, довольно часто используемая при ремонте деталей механизмов. В этом слу­ чае участок вала наклепывают с вогнутой стороны по дуге 120°.

181