Файл: Анализ документооборота в современных учреждениях. Безбумажное делопроизводство.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация рационального документооборота учреждения или предприятия, прежде всего, преследует цель: исключение возвратности движения документов. Пребывание документа в одном структурном подразделении или у одного исполнителя, в той или иной инстанции должно быть строго обусловлено необходимостью его обработки. Для сокращения времени движения документов и повышения оперативности их исполнения различные операции, по возможности, должны выполняться одновременно5.
В процессе рациональной организации документооборота применяются организационные методы графического и матричного организационного моделирования, разрабатываются классификаторы и перечни документов, таблицы (матрицы) распределения зон ответственности, блок-схемы, оперограммы, документограммы, маршрутно-технологические карты, сетевые и интегрированные модели документооборота организации и т.п.
Документооборот организации отражает систему управления организацией, ее структуру, внешнее и внутреннее взаимодействие и представляет собой документационные и информационные потоки. Поэтому для рационализации документооборота применяются те же методы моделирования и организационного проектирования, которые эффективно используются для организации и совершенствования систем управления, для выбора и построения оптимальных организационных структур.
1.2. Нормативно-правовое и методическое регулирование документооборота в организации
Действующие сегодня общегосударственные нормативно-правовые и нормативно-методические документы по организации делопроизводства должны быть в каждой организации.
Общегосударственные нормативные документы необходимо иметь каждой службе ДОУ как справочный материал6. Он используется при разработке таких индивидуальных организационных документов, как Положение о службе ДОУ, должностные инструкции её работников, инструкция по делопроизводству, номенклатура дел и другие.
К ним относятся:
-
Приказ Федерального архивного агентства от 22.05.2019 № 71 «Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления»7. -
Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях, утверждённая приказом Росархива от 11.04.2018 № 448.
-
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. Приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 2369.
-
ГОСТ Р 7.0.97-2016. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов10.
-
ГОСТ 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения11. -
ГОСТ Р ИСО 23081-1-2008 СИБИД. Процессы управления документами. Метаданные для документов12. -
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019. СИБИД. Информация и документация. Управление документами13. -
ГОСТ Р ИСО 30300-2015. СИБИД. Информация и документация. Системы управления документами. Основные положения и словарь14. -
локальные нормативно‑методические документы по организации архивного хранения документов. -
локальные организационно‑распорядительные и организационно‑методические документы предприятий (организаций, учреждений) по вопросам ДОУ.
-
инструкция по ДОУ (делопроизводству) организации. -
положение о структурном подразделении, в ведении которого находятся вопросы ДОУ. -
должностные инструкции для должностных лиц учреждения, к компетенции которых отнесены отдельные вопросы ДОУ.
Нормативные документы должны быть всегда под рукой у специалиста службы ДОУ, чтобы в любой момент уточнить, как выполняется та или иная работа. Пакет этих документов надо обновлять по мере замены нормативно-методических актов новыми. Все нормативы являются обязательными для применения в управленческом аппарате учреждений, организаций, предприятий и фирм независимо от форм собственности15.
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. История развития и распространенные проблемы в организации документооборота
В развитии советского делопроизводства выделяют разные периоды,
хронологические рамки которых определяются особенностями принципов управления, построения и развития государственного аппарата, состоянием
и развитием научной и методической базы для реализации системного подхода к работе с документами и реализацией функции государственного руководства делопроизводством.
«Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения» (это – полное название документа, который более известен под сокращённым наименованием – ГСДОУ) была одобрена коллегией Главархива СССР от 27.04.1988 и приказом Главархива СССР от 25.05.1988 № 33. Она была разработана в развитие основных положений ЕГСД и представляла собой доработанный вариант ЕГСДОУ.
В ГСДОУ закреплялись правила и принципы, устанавливающие единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в условиях, когда в этих процессах стали активно применяться средства механизации и автоматизации работы с документами, а в управление отраслями народного хозяйства внедрялись автоматизированные системы управления (АСУ) на базе «больших» ЭВМ, что требовало классификации и унификации не только документов, но и содержащейся в них информации. На основе ГСДОУ и государственных стандартов на унифицированные системы документации организации обязаны были регламентировать состав применяемых документов, разрабатывать и использовать унифицированные формы документов, закрепляя их в табелях форм документов, которые в настоящее время ведутся как табели применяемых в организации унифицированных форм документов16.
Правила организации работы с документами и принципы документооборота, указанные в приложении 3, установленные ГСДОУ, всегда рассматривались в методическом аспекте. Предусматривалось, что в их развитие Главархив СССР и Госстандарт СССР разработают конкретную общесоюзную нормативно-методическую базу по совершенствованию документационного обеспечения управления, а отраслевые и республиканские министерства будут разрабатывать комплексы нормативных и методических документов по совершенствованию работы с документами в отраслях в рамках своих полномочий.
Общие положения ГСДОУ нашли своё развитие и послужили основой для разработки Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации (1993) и двух Типовых инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (первая была утверждена приказом Росархива от 27.11.2000 № 68, а вторая, с таким же названием, –приказом Минкультуры РФ от 08.11.2005 № 536, зарегистрирована Минюстом России в 2006 г. и утратила силу только в связи с утверждением
Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти в 2009 г.)17.
В настоящее время ГСДОУ следует рассматривать как методический документ, содержащий правила и принципы высокого уровня, которые обоснованы методологией документоведения и подтверждены практикой делопроизводства.
На их основе строится нормативно-методическая база современного делопроизводства, которая в основном развивает и конкретизирует основные положения ГСДОУ в условиях внедрения систем электронного документооборота. Кроме того, принципы и правила ГСДОУ сейчас пересказаны многими авторами учебных пособий по делопроизводству18.
Тогда же государственным стандартом вводится технология централизованного контроля за составом создаваемых документов путём их внесения в табель форм, утверждаемый руководителем организации (министерства, ведомства), но её практическое применение пока не стало повсеместным.
На основе изложенного можно заключить, что традиционная российская технология процессов документооборота имеет следующие особенности:
-
чётко выраженный вертикальный характер движения документов (руководитель – исполнитель – руководитель) внутри организации; отслеживание всего комплекса работ с документами в регистрационных журналах или машинописных картотеках, куда заносятся все сведения о документах, их перемещениях, резолюциях начальства, контроле сроков исполнения, отчётах и т.п.; -
ведение централизованных регистрационно‑контрольных и отчётных массивов (файлов, картотек или журналов); -
для обеспечения единого порядка обработки документов предусматривается создание специализированных служб: управлений делами, секретариатов, канцелярий; -
относительно небольшое разнообразие процессов делопроизводства
и документооборота, их высокая степень стандартизации; -
основы технологии ДОУ закреплены в государственных нормативно‑ методических документах.
Основная проблема данной технологии – централизованное оперативное отслеживание движения документов, поскольку эта технология требует как
получения своевременной информации, так и ведения объёмных РКК. При этом делопроизводство фактически отделено от работы с самими документами: руководители и исполнители работают непосредственно с документами (или их копиями), а делопроизводственный персонал отслеживает их действия с помощью РКК19.
2.2. Электронный документооборот как метод оптимизации документооборота
Для оптимизации документооборота целесообразно внедрить «систему электронного документооборота». Технологии электронного делопроизводства и электронного документооборота считаются различными типами систем, поддерживающих и автоматизирующих работу с документно-ориентированной управленческой информацией.
Сегодня уже никого не увидишь цифровизацией. Документ, информация которого представлена в электронной форме, называют электронным документом.
Определение электронного документооборота звучит так: это документооборот с использованием автоматизированной информационной системы (системы электронного документооборота)20.
Прогрессивная система электронного документооборота обязана не только автоматизировать делопроизводство, но и гарантировать коллективной работы с документами, управление потоками дел, защиту информации, управление контентом/документами, унифицированный доступ к информации.
В системах электронного документооборота возможно исполнять весь цикл работы с документами: делать, редактировать, пересылать, ознакомляться, координировать, делать поручения по документам, осуществлять контроль их выполнение, подписывать документы (при помощи электронно-цифровой подписи), регистрировать, сдавать в архив, беречь (при этом в различных форматах: текстовом, графическом) на протяжении данного периода, подавлять.
Внедрение СЭД способствует:
-
повышению эффективности управления компанией за счет подключения к работе в системе всех сотрудников организации; -
созданию единого информационного пространства, объединяющего сотрудников основной, дочерних и зависимых компаний на уровне общих деловых процессов и систем коллективной работы; -
сокращению времени на прохождение по структурным подразделениям и исполнению управленческих документов, поиск документов, необходимых руководству для принятия управленческих решений; -
упрощению получения информации о текущем состоянии документа или делового процесса; максимальному сокращению оборота бумажных документов, экономии людских и производственных ресурсов; -
введению единого стандарта работы с электронными документами, обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов, унификации, формализации и строгой регламентированности технологий делопроизводства, документооборота и бизнес-процессов; -
обеспечению защиты информации от несанкционированного доступа и ликвидации утечки информации, происходящих из-за неупорядоченного хранения больших объёмов документации21.