Файл: Вопросы к экзамену по курсу Психология воздействия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пробуждение импульса к подражанию (как метод воздействия) - способность вызвать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться.
Как способность пробуждения импульса к подражанию можно использовать целенаправленно, то есть как метод?
3. НАУЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОДРАЖАНИЯ
Люди учатся не только через последствия собственных поступков, но и посредством наблюдения (викарное научение): мы учимся косвенно, наблюдая за тем, что делают другие и что с ними происходит вследствие их действий.
Альберт Бандура провел серию классических экспериментов, предметом которых было викарное научение агрессивному поведению. В типичной ситуации на глазах экспериментальной группы младших школьников взрослая модель («подсадной» участник эксперимента) колотила надувную пластиковую куклу Бобо (кукла была размером с настоящего ребенка). В некоторых модификациях у детей в контрольной группе не было никаких примеров для подражания, в третьем варианте «подсадной» мирно играл с той же самой куклой. В одних случаях экспериментаторы хвалили «агрессора» и угощали его конфетами и лимонадом, в других — крепко ругали и даже шлепали, в-третьих — за избиением куклы не следовали ни наказание, ни награда.
Результаты этих экспериментов дают все основания утверждать, что насилие порождает насилие. Когда детям предлагалось самостоятельно поиграть с куклой Бобо и другими игрушками, те из них, кто был свидетелем сцены насилия, вели себя по отношению к игрушке более агрессивно, чем остальные. Самыми агрессивными детьми оказались те, на глазах которых «агрессор» остался безнаказанным.
То есть дети проявили склонность подражать агрессивному взрослому даже в тех случаях, когда за проявлениями жестокости не следовало никакого подкрепления (в этом случае, они уясняли для себя, что избиение Бобо в данной ситуации окажется допустимым и приятным развлечением). Более поздние исследования показали, что наблюдаемое позитивное подкрепление поведения никак не сказывается на усилении тенденции к подражанию, за исключением тех случаев, когда подкрепление является очень сильным и значимым. Таким образом, можно сделать выводы о том, что наблюдательное научение не требует поощрения наблюдаемой модели
. Достаточно того, чтобы наблюдатели обратили внимание на то, чему нужно научиться, запомнили действие и были способны его повторить.
Образцы для подражания как элемент воспитания. Научение посредством наблюдения оказывается более эффективным, если модель воспринимается могущественной, сильной, наделена способностью управлять окружением наблюдателя. Второе открытие, касающееся подражания насилию, играет на руку человечеству: образцы для подражания оказывают большее влияние, если они воспринимаются добрыми и способными на оказание помощи, поддержки. Эти качества, являющиеся характерными атрибутами большинства родителей, увеличивают вероятность того, что ребенок обратит внимание на поведение модели и сможет рассчитывать на позитивные последствия подражания. Еще одной отличительной особенностью родителей является то, что чаще всего их двое. Возникновение имитативного поведения более вероятно в тех случаях, когда моделей для подражания несколько, и все они действуют одинаково.
Образец примерного поведения. Игровые и деструктивные действия — не единственные виды поведения, которые можно имитировать. Подражание характерно не только для детей. Как показали исследования, под влиянием чужих примеров взрослые люди способны притормозить, чтобы помочь водителю со спущенной шиной, отдавать деньги Армии Спасения в канун Рождества, а также записываться в доноры-добровольцы.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными видами косвенного научения. Официанты и гардеробщики любят «подсаливать» блюдца для чаевых собственными монетками и купюрами в надежде, что посетители возьмутся подражать предполагаемым предшественникам. Евангелические крестные ходы насчитывают тысячи «подсадных» почитателей Господа, которым предписывалось в определенные моменты проповеди выходить к алтарю и являть собой пример тех, кто услышал зов, удостоился прикосновения или родился заново.
4. МОДА. Это слово имеет латинские корни: modus — мера, правило, норма.
Мода, подобно привычкам, обычаям и нравам, представляет собой определенный образец оформления внешности или своеобразие отношений и поведения. Психологические механизмы моды сходны с механизмами подражания, поэтому некоторые исследователи их даже отождествляют. Мода обладает огромной силон воздействия на людей, их вкусы, систему ценностей и идеалов — в этом состоит отличие моды от подражания. Если подражать кому-то — дело личное, то отступление от норм моды в группе обычно «нежестко» осуждается.
В исследованиях отмечают три основные психологические функции моды:
• коммуникативную (мода является своеобразным средством обмена информацией и общения);
• интерактивную (мода является средством согласования действий, способом взаимодействия; следуя моде, человек как бы входит в «продвинутую группу», выделяется на фоне остальных);
• компенсаторную (мода повышает престиж личности и компенсирует неудовлетворенное чувство собственного превосходства, так как модные люди обычно заслуживают более высоких оценок).
Известны три основных психологических механизма моды.
-
Действие первого из них связано с периодически возникающей потребностью в обновлении. Эта потребность возникает из стремления избавиться от отрицательных эмоций, возникающих из-за однообразия и отсутствия новизны. Психическое насыщение — это путь к нервному истощению. Такое истощение сопровождается сильными (с плохо осознаваемой причиной) отрицательными эмоциями, от которых все хотят избавиться, а это является мощным регулятором поведения. -
Действие второго механизма основано на стремлении людей выделиться из окружающих, обратить на себя внимание, но при этом одновременно принадлежать к внешне или внутренне однородной группе, обладающей высоким социальным статусом. «Мода — это не что иное, как одна из многих форм жизни, посредством которых тенденция к социальному выравниванию соединяется с тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности» [64, 268]. -
Наконец, действие третьего механизма связано с возникающими положительными эмоциональными состояниями: если человек выглядит модно, он попадает в центр внимания, его выделяют, у него повышается самооценка, а это приятно. К положительным эмоциям люди стремятся практически всегда, и мода такую возможность предоставляет.
Модообразующие факторы (Что же необходимо для того, чтобы мода начала господствовать?):
-
Во-первых, это высокий социальный статус инициатора новой моды. Чтобы нечто стало модным, необходимо известной, популярной и авторитетной личности заявить об этом или продемонстрировать. -
Во-вторых, необходимо, чтобы сказанное или продемонстрированное было растиражировано рекламой, многократно повторено другими тоже известными и популярными людьми. -
Главным модообразующим фактором является массовое заражение и подражание. Повторение приводит к увлечению новшеством все новых и новых слоев населения.
Сильное влияние моды, конечно же, всегда использовалось в рекламе. Профессионально сделанная реклама учитывает все перечисленные особенности моды.
5. МОДЕЛЬ УПОДОБЛЕНИЯ
На основании результатов исследований данного способа влияния на окружающих мы можем построить модель этого явления как реализацию универсальной модели влияния.
Мишени воздействия — потребности адресата в:
• идентификации со значимыми персонами;
• установлении контакта и достижении взаимопонимания с окружающими;
• приобщении к системе групповых ценностей;
• избавлении от персональной ответственности;
• научении.
Вовлечение — привлекательные образцы для подражания, отвечающие указанным потребностям адресата.
Фон — социальное одобрение поведения инициатора + личностные особенности адресата (несамостоятельность мышления, конформизм, слабая воля и т.п.).
Побуждение к подражанию — результаты действия предыдущих блоков модели и всеобщего принципа подражания (Тард: «Подражание составляет самую суть социальной жизни... Социальная жизнь, развиваясь, приводит в конце концов к торжеству самого полного однообразия над индивидуальным произволом». Подражанию Тард противопоставляет изобретательскую деятельность. И отмечает: «...подражательная способность у цивилизованного человека развивается даже быстрее, чем идет умножение и усложнение изобретений», объясняя это, в частности, тем, что «из лености возникает склонность перенимать чужое, чтобы избежать труда изобретать»).
43. Манипуляция как метод психологического воздействия. Манипулятивные отношения и склонность личности к манипулированию (лекция и учебное пособие).
Манипуляция (Доценко Е.Л.) – это вид психологического воздействия, которое ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуальными желаниями.
Манипуляция (В.П.Шейнов) – скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества»
Существенные признаки манипуляции:
1) Родовой признак — это вид психологического воздействия. Причем влияние происходит за счет психологических средств и механизмов.
2) Скрытый характер воздействия
В манипуляции есть:
Открытая очевидная часть (внешне благообразная или нейтральная форма, которая маскирует скрытое воздействие). По Н.Непряхину, эта внешняя форма может быть представлена как фабула или сценарий.
Скрытая часть:Что может скрываться? а) факт воздействия, б) намерения воздействия, в) способ воздействия.
3) Осознанное стремление получить односторонний выигрыш и отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей. Этот критерий можно поставить под сомнение, так как манипуляция (как и в случае с ложью) может быть и в интересах партнера. Например, манипулирование ребенком со стороны родителя. Есть варианты манипуляций, которые предполагают выигрыш и адресата манипуляции – так называемые альтруистические манипуляции.
4) Перенос манипулятором ответственности на адресата за совершённые действия и последствия. Получается, что выбор делает жертва манипуляции, якобы понимая, что происходит и осознавая свои решения и поступки.
Манипуляция – это создание условий, когда управляемому кажется, будто он действует по собственной воле и в собственных интересах, а реальновыигрыш достается манипулятору.
Формируется побуждение, которого не было у объекта влияния. Манипулятор придумывает за адресата цели, которым тот должен следовать, и внедряет их в его психику «как свои».
ЗА СЧЕТ ЧЕГО МАНИПУЛЯЦИИ РАБОТАЮТ? Каковы механизмы осуществления влияния? Почему манипуляция человеком возможна, не смотря на его сознание и волю?)
Манипуляций много и, соотвественно, много отдельных частных психологических механизмов, но между ними есть общее – это автоматизмы, которые присутствуют в разной форме и вариантах в человеческой психологии (а пси человека закономерна). В этом причина возможности манипулирования. То есть, не смотря на наличие своей воли, многое в человеке протекает закономерно и автоматически (объективно заданный процесс и связь явлений). Иногда даже при осознании автоматизм сильнее человеческого «Я» и воли.
В обход сознания и воли запускаются психические автоматизмы:
• Ассоциации,
• Двигательные шаблонные реакции (моторный стереотип),
• Бессознательная психологическая защита личности,
• Инстинкты и архитипы,
• Эмоции и эмоциональные реакции,
• Элементарные и социальные установки,
• Закономерности в работе психических процессах (наверно тоже можно считать автоматизмами).