Файл: Вопросы к экзамену по курсу Психология воздействия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Поддержка психологического контакта.
2. Обеспечение комфорта и раскрытия и через это – снятие напряжения.
3. Обеспечение более точного понимания сообщения.
4. Управление темой и партнером.
Основные техники. Техника нерефлексивного слушания - участие в общении без вербализации, т.е. «внимательное молчание». Важно дать собеседнику выговориться и быть внимательным, чтобы он был эмоционально удовлетворен присутствием слушателя.
Основные правила:
– принцип невмешательства, то есть любая фраза или собьет с мысли, или будет пропущена;
– «внимать» все, что говорит партнер;
– давать обратную связь (она необходима), но в форме кивания головой, внимательного взгляда, сопровождающихся мимикой, словами «конечно», «понимаю» и т.п.
Техника «Пауза». Она предполагает во время разговора выдерживание паузы (молчания) для того, чтобы дать собеседнику выговориться до конца.
Техника повторения, или «эхо-техника». Два возможных варианта. Слушатель повторяет какую-то (чаще всего последнюю) часть сообщения / отдельное ключевое слово. И второй вариант – вопросительное повторение («зеркальный вопрос»). Это подкрепляет контакт и стимулирует говорящего продолжать рассказ, направляет его речь и концентрирует на важной части разговора.
Техника перефразирования (парафраз). Высказать ту же мысль, но несколько иначе, в другой форме или другими словами. Выполнение этой техники предполагает вводные слова или фразы. Например, «То есть…» или «Я вас правильно понимаю…».
Техника резюмирования. Эта техника близка по смыслу к технике перефразирования. Существенное отличие - в форме высказывания. Здесь следует максимально сократить содержание фразы или текста партнера, выразив предельно лаконично смысл того, что услышано.
2. Техники обратной связи. Обратная связь – это любая реакция партнера, которая является сигналом и может использоваться в регулировании взаимодействия. Общаясь с людьми, мы как-то реагируем на их слова и действия. Количество и качество обратной связи влияет на процесс непосредственной коммуникации, а также на характер дальнейших взаимоотношений партнеров.
Различают положительную и отрицательную обратную связь. Если результаты процесса усиливают его, то это обратная связь положительная. Когда результаты процесса ослабляют его действие, то это отрицательная обратная связь.
Техника отражения чувств. Она предполагает форму «Я-сообщения» и содержит информацию о своих переживаниях, чувствах, состоянии в контакте с этим партнером. И это могут быть такие варианты: а) сообщение о своих чувствах по поводу собеседника (как я тебя вижу), б) сообщение о своих чувствах во время беседы (что я сейчас переживаю), в) сообщение о восприятии всей беседы (как я представляю то, что между нами происходит).
Техники конструктивной критики. Конструктивная критика всегда имеет целью улучшение поведения: в ней меньше негативных эмоций, больше анализа и конструктива. В такой критике вместе с неприятными эмоциями человек, которого критикуют, получает еще ответ на вопрос, «как сделать лучше», как «исправить ситуацию». То есть акцент не на прошлом, а на будущем.
Техника бутерброда. В этом случае высказывание строится по схеме «похвала – критика – похвала». Первым позитивным содержанием мы снимаем установку на защиту и сохраняем внимание к нашему сообщению, а далее идет то, что требует исправления. Завершается эта схема еще одним позитивом, который подчеркивает внимание и доброжелательность партнера и настроит на разговор об улучшении результатов.
Техника совмещения конструктивной критики и отражения чувств. Предполагает следующие этапы и части высказывания.
1. Объясните, что было сделано неудовлетворительно. (реальные факты и поведение)
2. Расскажите о своих чувствах по поводу произошедшего («Я-высказывания»). Оно передаст партнеру ваше отношение к поступку, без обвинений и без требований.
3. Объясните негативные последствия действий партнера. Такая информация о последствиях позволяет партнеру связать собственные действия и совместные цели.
4. Опишите результат, необходимый в будущем. Ожидания - что необходимо исправить и в какой форме осуществить.
Формула такого высказывания: 1) «Когда происходит это…», 2) «Я чувствую это…», 3) «И это может повлиять на…», 4) «Хотелось бы, чтобы…».
Техника комплимента. Одной из самых распространенных техник мотивирования и поддержки является «техника комплимента». Комплимент – это обратная связь через подчеркивание позитивных моментов во внешнем виде, поведении, окружении клиента, которые вызывают искреннюю положительную оценку или даже восхищение. Правила:
– максимальная искренность,
– не оценивать личность, а описывать качества. в виде «Я-высказывания»
– конкретность (нельзя – «ты хорошая»),
– это должно относиться к безусловным качествам,
– не должно содержать сравнения («лучше, чем Вася»),
– хвалить что-то близкое, относящееся к человеку (комнату, собаку, работу).
3. Вопросные техники. Техники прояснения и использование вопросов.
Вопрос – это форма мысли, включающая в себя исходную информацию, а также указание на ее недостаточность и необходимость ее восполнения. Функции вопроса в общении:
1. С помощью вопросов мы получаем недостающую информацию.
2. Вопросы помогают начать разговор, разговорить и раскрыть партнера.
3. Вопросы создают основу доверительных отношений (заинтересованность в собеседнике).
4. С помощью вопроса можно управлять коммуникацией, отвлекать или привлекать внимание партнера и направлять его сознание в нужную сторону (к себе или к содержанию).
5. Вопрос может наводить на нужный ответ и, следовательно, может быть приемом убеждения.
По форме вопросы могут быть открытые, закрытые и альтернативные (или-или).
Формирующие вопросы – еще один особенный тип вопросов, который выполняет формирующую задачу в общении. В таком вопросе уже содержится подсказка в явной или неявной форме для «правильного» ответа (Ведь правда? Вы согласны?). + прямые-косвенные, «зеркальные» вопросы (повтор сказанного).
Прояснение – это обращение к говорящему за уточнением или пояснением чего-либо. Когда есть двусмысленность или недоговоренность, то используются «выясняющие» вопросы. Основные правила техники прояснения:
– Предполагается использовать типовые фразы и слова: «Что вы имеете в виду?», «Объясните это», «Извините, я не совсем понял вас…», «Уточни этот момент» и т. п.
– Реплики должны касаться того, что собеседник говорит, а не оценки его поведения. Нельзя говорить: «Говори попонятнее, я ничего не понял!». Лучше: «Я это не понял, уточни, пожалуйста».
– Вопрос лучше делать открытым. Если вопрос будет закрытым и требовать ответов типа только «да-нет», то это будет сбивать собеседника. Например, можно сказать: «Это что, трудно сделать?»; надо говорить: «Почему это трудно сделать?»
Для техники прояснения есть несколько вариаций. Например, техника «расскажи об этом», которая предполагает после какого-то сообщения от собеседника обращение к нему со словами: «Расскажи об этом». В такой технике прояснения собеседник инициирует и дает возможность развернуть сообщение партнеру.
Еще один вариант - «техника сомнения» (Д. Карнеги) - слушающий выражает сомнение в том, что рассказывает партнер; это провоцирует коммуникативную активность с его стороны, что и требуется в решении тактической коммуникативной задачи. Здесь возможны формы: удивление (вербально и невербально), переспрашивание, просьбы доказать или уточнить.
Техника «трех вопросов» предполагает, что, если в процессе разговора человек сначала задаст вопрос, а затем, выслушав ответ другого, озвучит еще хотя бы два уточняющих вопроса, его посчитают более внимательным и приятным собеседником.
41. Эмоциональное заражение как метод воздействия.
Учебное пособие:
Заражение - передача своего состояния или отношения к другому человеку или группе людей, которые каким -то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимает это состояние или отношение. передаваться состояние может как непроизвольно, устаиваться – также непроизвольным.
Эмоции имеют огромную силу влияния на поведение и мысли человека. Таким образом, через формирование особых эмоций, мы можем формировать и соответствующее поведение. Однако психологическое влияние на эмоциональную сферу может быть осуществлено с помощью смыслового воздействия и с помощью механизма эмоционального заражения.
С одной стороны, при внешнем наблюдении заражение выглядит наиболее очевидной особенностью поведения людей в массе. С другой стороны, заражение всегда казалось наиболее легко объяснимым феноменом. Самым простым было образное объяснение, по аналогии с заражением какими-то болезнями, например гриппом. Можно отметить два определения эмоционального заражения.
Г. Лебон определяет заражение как процесс передачи эмоционального состояния на психофизиологическом уровне помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему.
В.П. Шейнов пишет, что многие психологи определяют заражения как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определённого эмоционального состояния».
На практике феномен психического заражения как метод воздействия проявляется при проведении массовых мероприятий, особенно среди молодежи, собираемой в дискотеках „для отдыха“, где в качестве особого стимулирующего эмоционального фона используется специфическая музыка и световые эффекты (стробоскопы и пр.).
Метод заражения построен на действии законов эмоциональной сферы личности. Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В эмоциональном процессе выделяют три компонента:
- возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме;
- знак эмоции: позитивный - поддержка события, негативный - устранение контакта с негативным состоянием. Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий;
- степень контроля: аффект, поддающийся контролю, с одной стороны, и крайние возбуждения, когда ориентация и контроль практически невозможны, с другой.
Выделяют следующие психологические закономерности, лежащие в основе эмоционального воздействия:
- тесная связь воображения с эмоциями;
- первосигнальная (невербальная, формальная) деятельность нервной системы ближе к эмотивному фону, чем второсигнальная (вербальная, смысловая) – отсюда непосредственная эмоциональная реакция;
- эмоции заразительны, переживаются на основе подражания и общности в чувствах;
- значимое (в том числе не актуальное в данный момент) сильнее действует на психику;
- воздействие на чувства может осуществляться вербально и невербально (путем других, кроме слов, проявлений коммуникатора, включая его действия по отношению к партнеру);
- обобщенные чувства к предметам внешнего мира могут возникать как результат контакта с самими предметами (источниками чувств тогда служат их свойства и отношения) и благодаря посредничающей роли других лиц (источником эмоций здесь служит воображение).
- Эмоции, как правило, слабо контролируются сознанием, так как основные эмоциональные процессы протекают за счет автоматизмов, регулируемых на психофизиологическом уровне.
Чем отличается заражение и внушение?
1) При внушении инициатор влияния сам находится в одном состоянии, а у адресата (чаще — адресатов) влияния производит другое. Заражение подразумевает, что инициатор сам находится в том состоянии, которое он воспроизводит в других людях (внушение — это «одностороннее заражение»).
2) Внушение отличается от заражения также тем, что это направленное воздействие, а не спонтанная тонизация состояния группы.
3) Внушение, как правило, носит вербальный характер, а заражение может использовать и невербальные средства.
По Лебону, лучший способ внушения — заражение собственным примером; по Бехтереву, взаимовнушение и заражение — это фактически одно и то же явление. При этом механизм явления остается нераскрытым, и возможным оказывается лишь его описание, но не объяснение. Характерно, что и Лебон, и Бехтерев прибегают к использованию физических терминов, таких, как «наэлектризован» и «магнетизирован». Таким образом, по мнению исторически признанных классиков грань между внушением и заражением оказывается неочевидной.