Файл: Вопросы к экзамену по курсу Психология воздействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению Е.В. Сидоренко, и внушение, и заражение эксплуатируют естественную потребность людей распространять свое влияние и уподобляться чужому. При этом, вопреки давно уже укоренившемуся общему представлению, люди не могут быть однозначно разделены на тех, кто обладает большей способностью внушения и заражения, и тех, кто обладает большей внушаемостью или восприимчивостью к заражению.


Факторы определяющие силу заражения

1) Количество людей подхватывающие эмоцию. Согласно представлениям Макдауголла, заражение действует достаточно просто и вполне эффективно: «Факт тот, что наблюдаемые признаки состояния аффекта способны автоматически вызвать у наблюдателя тот же аффект. Это автоматическое принуждение тем сильное, чем больше количество лиц, у которых одновременно наблюдается проявление того же аффекта. Тогда замолкает критическая способность личности, и человек отдается аффекту. Но при этом он повышает возбуждение тех, кто на него повлиял, и таким образом аффективный заряд отдельных лиц повышается взаимной индукцией. При этом возникает нечто вроде вынужденности подражать другим, оставаться в созвучии с «множеством». У более грубых и элементарных чувств наибольшие перспективы распространяться в массе именно таким образом» (McDougall, 1920).

2) При наличии обратной связи и многократного отражения может нарастить в силу взаимной индукции, иногда до предела «заводя» участников.

3) При заражении огромную роль играет сходства, тождество партнеров. Здесь работает механизм идентификации. При заражении важную роль играет степень общности оценок и установок человека с оценками и установками заражающего или степень уподобления ему (идентификации).

4) Состояние партнера. Легче заражается человек эмоциями, связанными с подключенной потребностью (находящийся в состоянии ожидания), либо со значимой потребностью, которая может быть легко актуализирована (исследовательский рефлекс: любопытство и интерес; безопасность, агрессия, стяжание).

5) Чем выше уровень самосознания и самодостаточности, тем меньше эффект заражения.

6) Индивидуальные особенности.

Сауле

42. Подражание как метод воздействия (Шейнов В.П. – Психологическое влияние с. 447-461, из литературы для самостоятельного изучения, не уверена, что вся информация пригодится при ответе, сжала некоторые примеры для общего понимания феномена, структурировала содержание в блоки 2, 5 на мой взгляд, это основные блоки для раскрытия ответа; 3,4 как пример того, где этот метод работает (он же любит все на примерах разбирать); 1 как подводка небольшая, поскольку информации много, а сама тема на лекции и пз не обсуждалась).



1. СУЩНОСТЬ ПОДРАЖАНИЯ

Подражание — это социально-психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей (Литература для самостоятельного изучения: Шеинов В.П «Психологическое влияние».)

В социальной психологии его обычно рассматривают

в двух планах:

1) как подражание какому-то конкретному человеку;

2) как подражание нормам, выработанным группой;

в трех в формах:

а) копирования - осуществления того, что делает другой человек;

б) конгруэнции - осуществления согласованных действий людей и групп;

в) референтности - когда человек уподобляется людям (группе).

Подражание играет важную роль в научении, приспособлении и выживании у животных и у человека. Подражание выполняет функцию адаптации личности или группы к нормам, эталонам, ценностям, господствующим в обществе, у других людей и их групп.

Подражание тесно связано с психологическим заражением, но все же они не тождественны.

«Различия между заражением и подражанием, сводятся к следующему: заражение характеризует подверженность индивида определенным психическим состояниям и осуществляется через сопереживание им внутренних психических состояний, настроений, переживаний других людей. Подражание же направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью».

Виды подражания

  • Г. Тард разделял подражание на несколько видов: 1) логическое и внелогическое; 2) по последовательности и механизму движения — на внутреннее и внешнее; 3) по степени устойчивости — подражание-мода и подражание-обычай; 4) по социальной природе — подражание внутри класса и подражание одного класса другому.

  • Подражание может быть сознательным и бессознательным.

  • Выделяют еще подражание манерам и мыслям. Первое состоит в имитации внешних признаков поведения или определенных действий, совершаемых объектом подражания (в одежде, прическе, поведении на людях). Подражание мыслям — это воспроизведение оценок и суждений других.

Теории подражания:

1) Биологические. Среди биологических теорий, одной из наиболее распространенных является трактовка подражания как инстинкта (У. Джемсом, В. Вундтом, Дж. Уотсоном и др.).


2) Общепсихологические. Ряд исследователей в рамках психологического подхода пытались положить в основу интерпретации подражания гипноз (Г. Тард, Н.К. Михайловский), идеомоторный акт (В. Вундт, У. Джемс, К. Гроос), внушение (Б. Сидис, Ф. Тома), «психическую заразу» (Г. Жоли), внимание (Нечаев), волю (У. Мак-Дау- голл) и т.д.

3) Социально-психологические. Что касается социально-психологических теорий, то из них максимальным авторитетом пользуется теория Н. Миллера и Дж. Долларда. Данная теория исходит из того, что следование социально одобряемым образцам вырабатывается, в первую очередь, путем подражания на протяжении самых ранних этапов жизни. Подражание при этом рассматривается не как инстинкт, а как особого рода процесс, который складывается, формируется под воздействием обучения в ходе жизнедеятельности индивидуума. Своеобразным развитием этой теории являются концепции А. Бандуры с соавт. и некоторых других ученых т.д.

2. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДРАЖАНИЮ

Предлагаю рассмотреть, некоторые психологические причины для подражания (Г. Зиммель):

  • Приобщение индивида к системе групповых ценностей, позволяет «избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора»;

  • Подражание является «средством достижения взаимопонимания, потому что оно дает возможность понять мотивы поведения другого человека»;

  • Если объектов подражания много, то у людей возникает ощущение единства, чувство силы и защищенности.

Психологических причин для подражания ещё много. Также с помощью подражания могут формироваться простейшие навыки, нравственные и другие качества, духовные ценности, однако далеко не все индивиды склонны к подражанию, это зависит от некоторых факторов (условий):

Внешние и внутренние условия, влияющие на стремление к подражанию.

Внешними являются - содержание и качество объекта подражания, это про социально одобряемые образцы поведения, представляемые в качестве эталонных; высокий статус объекта подражания (признаки высокого статуса). Сюда же могут входить особенности условий жизнедеятельности, тем больше у людей склонность к подражанию, чем сложнее условия жизнедеятельности, тем больше у людей склонность к подражанию. Следуя образцам, они реализуют эффективные алгоритмы поведения в таких условиях.

Внутренние
условия составляют личностные особенности (склонности к подражанию) — слабость личности, скудность, бедность его внутреннего мира, несамостоятельность мышления, конформизм, ощущение зависимости, отсутствие лидерских качеств, слабая воля. Замечено, что склонность к подражанию зависит от возраста, в частности, молодые люди намного более подвержены подражанию, но с годами это чаще всего проходит. По имеющимся данным, мужчины и женщины склонны к подражанию примерно одинаково.

Попытки использовать подражание как психологическое воздействие в рекламе предпринимались практически всегда. Существует даже важное правило — персонажи рекламных сюжетов должны быть такими, чтобы потребители хоть в чем- то стремились быть похожими на них. Пренебрежение данным правилом снижает эффективность рекламы.

Закономерен вопрос: наличие каких черт у индивида вызывает желание подражать ему?Здесь можно говорить о неких общих личностных инвариантах, являющихся основой подражания.

Отметим их: • ум и умение действовать нестандартно, но эффективно; • оптимизм, активность и целеустремленность; • воля, устойчивость, самоконтроль; • смелость, решительность; • лидерские качества, независимость; • проницательность; • общительность; • надежность; • склонность к новаторству, уклонение от шаблона; • личное обаяние, часто с выраженным чувством юмора; • благородство, великодушие; • справедливость; • отсутствие жадности; • физическая или духовная сила; • успех у лиц противоположного пола.

При этом для разных возрастных групп этот набор качеств практически не меняется. Они, скорее всего, будут несколько иными для представителей различных социальных или профессиональных групп, но все же в основе будут именно данные качества (В частности, лидер, стремящийся использовать феномен подражания, должен формировать свой имидж таким образом, чтобы данные качества обязательно в нем присутствовали, тогда немало людей будет стремиться походить на него, а это психологически большое достижение).

Фактор статуса инициирует стремление к подражанию, например…· Средства массовой информации инициируют подражание, в частности, потому что имеют достаточно высокий статус. Подростки начинают курить, подражая взрослым, поскольку статус взрослого выше, чем статус подростка. Высокостатусными образцами для подражания являются актеры. Не только сам статус, но и внешние признаки высокого статуса способствуют подражанию.