Файл: Вопросы к экзамену по курсу Психология воздействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ритмические раздражители выступают в роли дестабилизирующих факторов сознания, обуславливающих изменение актуального состояния сознания и переход в измененные состояния. Пример, большинство западных неофитов во время участия в религиозных ритуалах входили в измененное состояние сознания при бое барабанов с частотой 200-220 ударов в минуту.

В целях изменения состояния сознания может ритмическое воздействие осуществляться не только с помощью звуковых стимулов, но и посредством света, цвета, звука, инфразвука, электромагнитных полей. (усыпляющая ритмичная музыка, стук колес в поезде, однообразный пейзаж за окном автобуса; сеанс экстрасенсов колдунов - свеча, огонь, блестящие яркие необычные предметы; медитация с использованием нарисованных символов (мантр) в йоге; культурные, религиозные обряды с их объективно заданными вещами(амулеты), молитвы и т.д.)

4 способ. Использование связи физических характеристик стимула с эмоциями

Следующая группа эффектов обусловлена эмоциональной реакцией, возникающей за счет физических характеристик стимулов. Психологический механизм: образование эмоций как мгновенная оценка ситуации (считываемых стимулов) к контексте базовых актуальных потребностей.

Эмоциональное переживание - есть отражение зафиксированного интегрального стимула и оценка его по шкале благополучие- неблагополучие.

Поэтому можно управлять эмоциональной реакцией за счет того, какие стимулы и в какой последовательности подаются. При этом важно не только содержание этих стимулов, но и их объективные физические характеристики. К числу таких характеристик в первую очередь относят свет, цвет, яркость, контрастных сочетаний, форма, и гармоничность стимулов.

Психологический закон: Объективные условия требуют оперативной оценки и реагирования в форме эмоционального переживания.

Мишень психологического воздействия: Актуальные потребности и соответствующие им эмоциональные триггеры

-Влияние цвета на психику человека привлекало внимание не только психологов, специализирующихся в области восприятия, но и профессионалов, так или иначе осмысляющих истоки эмоциональных реакций человека (искусствоведы, музыканты, художники, писатели).

-Объективные звуковые стимулы значительно влияют на эмоции: компоновка и ритмика отдельных звуков создает настроение. Даже неискушенный слушатель легко отличает грустную мелодию от веселой, героическую тему от трагической, «хрустальный» звон бокалов от «малинового» звона колоколов. Таким образом, определенный гештальт позволяет идентифицировать музыкальные фрагменты с определенным уровнем активности, эмоциональным состоянием.


Звуковые объективные стимулы средство для создания сильных эмоций.

Непосредственные переживания, вызванные музыкальными образами, a также осмысление в контексте собственного мироощущения, приводящее катарсису.

Ритмические раздражители используются как средство, способствующее более эффективному эмоциональному заражению (это дополнительный психологический механизм). Широко известно такое использование эмоционального заражения на фоне музыкального и ритмического воздействия в различных ритуалах разных культур (крутящиеся танцы турецких-монахов, танцы по кругу у чеченцев, ритмические совместные танцы в негритянских странах).

Аналогичная с психологической точки зрения ситуация возникает в современных дискотеках, когда совокупный психологический эффект, ощущаемый их посетителями, бывает следствием ритмических визуальных и звуковых воздействий, а также эффекта заражения вследствие скопления значительного числа людей, вовлеченных в ритмическое взаимодействие

Объективные химические стимулы и воспринимаемые эмоционально запахи. Использование различных ароматов для создания определенного образа, настроения использовалось с древнейших времен. Ароматические вещества во время религиозных ритуалов позволяло их участникам не только создать требуемый эмоциональный фон, но, как оказывается, облегчало им вхождение в измененные состояния сознания.

Запахи могут вызывать ощущение покоя или способствовать созданию бодрого настроения, что и в настоящее время используется в ароматерапии для повышения стимуляции активности или комфортности в рабочем и жилом помещении.

5 способ. Использование связи объективного стимула с эстетическими переживаниями

Отдельно можно выделить такое влияние объективных стимулов - как эстетические переживания (эстетические чувства и эмоции). Визуальный и аудиальный объект может в той или иной степени вызывать эстетические переживания, которые становятся побудителями к поведению. Речь идет о чувстве красоты при восприятии предметов или явлений. Здесь психологический механизм предопределен действием биологических и культурных факторов.

«Хорошие» гештальты - конфигурации, особо привлекательные, удобные для восприятия людей (простота, пропорциональность и симметрия, формы живой природы).



«Плохие» гештальты - конфигурации, удерживают на себе фокус внимания, но формируют другие эмоции. Такие художественные направления как кубизм или сюрреализм, часто прибегают к изображению человека в виде неадекватных фигур, которые вызывают отрицательные чувства.

Аня 10-14

10. Символы-объекты и символы-знаки как средство психологического воздействия. Ассоциативный механизм влияния при использовании символов средств.

из лекции за 19.10.22

Про знаки:

Общая схема:



ЗНАК - 1)материальный предмет, выступающий в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета/явления для передачи информации.

2) содержание снятое с одного объекта и перенесенное на другой , тоже материальный, носитель.
3) отношение между носителем знака (конкретной физической формой знака), объектом знака (аспектом мира, о котором знак несет значение) и интерпритантом (значение знака, смысл).

Важные свойства знака: главное - он двойственен: материален и идеален.

  1. Материальная часть может поддаваться модификациям, иметь многообразие материальных форм.

  2. Материальная часть знака может контролироваться субъектом.(можно продать, например логотип).

  3. Знак можно использовать как средство обмена информацией, он превращается в язык.

  4. Материальная часть знака является фоном, а содержание - фигурой. Идеальная часть (содержание) выходит на 1й план. Орудие 9знак) - растворяется.

Как воспринимается знак? Модель Павлова (1я и 2я сигналь системы).

1я сигн сист: у человека и животных: отвечает за ориентировку живого существа в мире, воспринять сигнал и отреагировать адаптивно. стимул-реакция.

2я сигн сист: есть только у человека: мы реагируем на слово!это сигнал через знак.

схема: сигнал - знак - реакция.

Таким образом человек удваивает мир вокруг себя! И есть 3 мира:



КЛАССИФИКАЦИИ:

  • вербальные и невербальные знаки

  • естественные и искусственные

  • простые и сложные

  • по функциям

  • знаки-признаки

Классификация знаков по Пирсу:

1. Иконические знаки - такие, план выражения которых похож на план содержания (форма и содержание сходны качественно или структурно).

Примером может служить портрет,

2. Символьные (конвенциональные, условные) знаки - такие, план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания (связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака).


Это большинство слов любого языка.

3. Индексальные знаки - такие, план содержания которых связан с планом выражения по смежности, то есть похож, но отчасти (форма и содержание смежны в пространстве или во времени).

Примерами индексов могут служить знаки дорожной сигнализации.

Нас интересуют символы:

Символ - целостный образ по форме и функции предназначен выражать смысл, базовую установку или предельный принцип жизни.

СИМВОЛ: знак + образ + смысл.

Как увидеть символизм?

  1. Берем конкретную фигуру (героя).

  2. Подаем в новом контексте.

  3. Вызываем эффект разрыва шаблона. Это и моказывает символизм (что смыслы в рассогласовании).

Характеристики символа в отличии от знака:

  1. Целостный (гештальт), неделимый.

  2. Содержание затмевает форму знака.

  3. Через него актуализируются и воспроизводятся ценности Ч.

  4. Символ превращается в реальность и к нему есть выраженное ценностное отношение.

  5. Символ выражено эмоционален и сравнительно легко создается и транслируется.

Виды символов:

  1. символ-герой (персонифицированный)

  2. Вербальный символ (слоган, девиз)

  3. Символ-знак: эмблемы, герб,логотип,товар,знак, бренд.

  4. Символ-событие: (октябрьская революция)

  5. Символ-вещь: нож, цветок

  6. Символ-действие: ритуалы

  7. Символы в текстах: мифы, легенды.

АССОЦИАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПСИХИКИ

  1. Наше психическое состоит из элементов и единиц психического (образы, идеи, переживания).

  2. Существуют многообразные сложные но выраженные связи - ассоциации между этими психическими элементами, поскольку они образовывались через смежные психические процессы.

  3. Эти связи имеют психофизиологическую основу. - условные и безусловные рефлексы.

  4. Можно констатировать разную степень ассоциативной связанности, которая зависит от качества элементов и их частоты повторяемости.

  5. Ассоциации столь сильны, что в случае появления в сознании одного элемента, он сразу тянет за собою и другой элемент.

  6. Поток сознания (актуальное)- есть актуализация психических элементов через механизм ассоциации (естественной связанности элементов) или волевого, искусственного воплощения (актуализации) под сознательную задачу.

  7. Существует несколько типов ассоциаций (по Аристотелю).

1) по сходству - когда определенное восприятие или представление вызывают в сознании такие элементы памяти, которые подобны им;


2) по контрасту - когда определенное восприятие или представление вызывают в сознании такие элементы памяти, которые противоположны им;

3) по контигуитету - одновременности или последовательности во времени - когда определенное восприятие или представление вызывают в сознании такие элементы памяти, которые в прошлом были пережиты одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

Символ через ассоциативный механизм может выступать в трех вариантах:

объе

(не знаю, надо ли.. на всякий)



Условное представление о пространстве психического: