Файл: Вопросы к экзамену по курсу Психология воздействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психологические средства должны быть отделены от социальных средств.

Социальные средства появляются там, где мы обнаруживаем конвенциональность (1. Поведение человека в соответствии со сложившимися стандартами или социальными стереотипами. 2. Личностная характеристика человека, в которой проявляется его склонность вести себя в строгом соответствии с социальными условностями и нормами.), то есть согласование и договор между взаимодействующими людьми. В этом случае есть распределение прав и обязательств по отношению друг к другу и выражение некоторой социальной позиционности (роли). Использование такой конвенциональности во взаимодействии может рассматриваться как социальные средства

В чем отличие психологических средств от социальных. Это те средства, которые несут психологический материал.

Социальные средства предполагают другие механизмы воздействия на психику человека. Практически происходит опосредованное влияние через социум и договоренность, согласие вести себя особенным образом, чтобы быть адекватным требованиям окружающих вас людей.

В эти социальные средства можно включить

1) Административно-распорядительные методы (средство здесь власть). Пример: Руководитель отдает распоряжение подчиненным.

2) Юридические методы (средство здесь – социальные нормы, законы) Пример: Решение суда, определяющего взыскание с виновной стороны.

3) Экономические методы (средство здесь – выгода) Стимулы, связанные с осознанной выгодой, т.е. рациональны. Пример: руководитель премирует или лишает премии.

9. Объективные предметные характеристики как средства психологического воздействия. Классификация по модальностям и по характеру психологического эффекта.

Лекция

Когнитивная концепция управления психическим. Если все воспринимаемое выступает как стимул, который приводит к эффекту изменения психического состояния и поведения, то это можно использовать для психологического воздействия на человека. Т.е. управляя познавательной деятельностью, через предъявление стимулов, мы можем управлять психическим. Необходимо только владеть, контролировать стимул восприятия.

Для реализации данной концепции необходимо подбирать нужные стимулы, организовывать их в нужную форму и задать нужную последовательность их предъявления. Все эти стимулы будут выступать в функции средства психического воздействия.


! Каждый объективный стимул действенен в силу наличия естественных психологических механизмов, которые существуют и определяют нашу психологическую жизнь. Т.е. не сами по себе объективные стимулы меняют нас, а вследствии того, что они “запускают” процессы изменения и это соответствует нашей природе.

Применение объективных предметных характеристик как средство влияния на людей:

-Одежда (создает впечатление о человеке)

-Особенные украшения (создают акценты на необходимых для впечатления точках внешности)

-Флористика (визуальное искусство представления цветов и растений, использует цвета и формы для создания нужного образа)

-Искусство сервировки и украшения блюд (обращено на воображения человека, меняя создавая соблазны)

-Интерьеры и дизайн (создает необходимую атмосферу и психологический настрой)

-Детские игрушки и праздничные украшения (работают на внимание, интерес и настроение ребенка)


Механизмы познавательной деятельности

Объяснять все можно через понимание того, как работает познавательная деятельность человека.

Изучая познавательные психические процессы мы видим, что существует два режима познавательной деятельности:

1. Сознательный и произвольный режим, где присутствует контроль сознания, управление процессами от «Я» и проявление воли (произвольное внимание, запоминание, мышление).

2. И бессознательный режим, где работают автоматизмы и в ответ на стимулы автоматически запускается психические операции, обеспечивающие отражение реальности.

Результатом этих познавательных процессов является оперативная картина мира и соответствующая ей реакция индивида. Именно второе нам интересно, как возможность через внешние стимулы осуществлять психическое влияние.

Классификация объективных стимулов как средств психологического воздействия

Т.С. Кабаченко группирует объективные стимулы по каналам восприятия, определяя их в такие группы как:

-визуальные

-аудиальные

-кинестетические

-обонятельные

-объективные стимулы

Как может проявить себя объективный стимул:

-Появление или исчезновение стимула в поле восприятия.

-Через свои характеристики

-Появление не одного, а нескольких стимулов и, как следствие, эффекты фигуро-фоновых отношений, эффекты гештальта – связанности или разъединенности в комбинации.

-Через особенную динамику стимула.



5 способов использования внешних предметных характеристик через особенные психические механизмы:

1 способ. Объективный стимул как организатор сознания через механизм ориентировочной реакции

Первая группа характеризуемых объективных стимулов и психических эффектов связана с механизмом ориентировочной реакции, которую еще И.П. Павлов назвал рефлекс «что такое?» или «ориентировочный рефлекс» животных. Такая реакция может быть вызвана тем, что в поле восприятия появляются или исчезают объективные стимулы.

Здесь срабатывает универсальный психический механизм, выступающий как психологическая закономерность, выраженная в тенденции психического «захвата» сознания и сопровождение значимого и объективно заданного стимула.

Психологический закон:
В силу потребности снятия неопределенности в конкретной жизненной ситуации, сознание следует за значимым и сильным стимулом. Мишень психологического воздействия: потребности снятия неопределенности.

Внимание и объективные стимулы. В теории психологии эти психические механизмы определяются как психический процесс «внимание».

! Непроизвольное внимание (как актуальное сознание) захватывается тем, что эти стимулы чем-то выделяются из прочих, также находящихся в поле восприятия (отличаются цветом, размером, интенсивностью, динамикой, контрастностью и т.д.). И по закону «ориентировочного рефлекса» сознание следует за этим объектом, решая биологическую задачу адаптации и снятия неопределенности в ситуации.

Характеристики объективных стимулов и их влияние:

  1. Сила стимула восприятия. Пример: яркий свет, громкий звук, острая боль, сильный запах, интенсивная цветность.

  2. Новизна, неестественность, необычность предмета или явления. Пример: необычный предмет в помещении, нелогичные фигуры неоднозначной формы.

  3. Внезапность, непредсказуемость событий. Пример: упал тяжелый предмет, неожиданный хлопок

  4. Контрастность объектов. Пример: цветовая контрастность в дорожных знаках, выделенный текст в книге, резко наступившая тишина в разговоре. Фразы сказанные шепотом, чтобы расставить смысловые акценты.

  5. Уровень структурированности, организованности объекта (пригнантность) восприятия. Пример: красивые и симметричные фигуры, правильные формы предметов и поверхностей, точные и соизмеримые размеры.

  6. Динамичность объекта. Пример: Музыкальные клипы, рекламы, в которых динамично меняются картинки (смена и новизна образа привлекает внимание), детские мультики динамичны, демонстрация: говорить с аудиторией и махать белым листом возле себя.

2. способ. Контроль над динамикой сознания через организованность и последовательность стимулов

Кроме захвата сознания с помощью объективных стимулов можно контролировать и «вести» сознание в нужном векторе.

Этот же механизм ориентировочной реакции определяет то, что динамика стимулов может задавать и динамику образов, и состояние сознания в целом.

Так предъявляя стимулы в определенной последовательности, мы можем приводить сознание (и переживания) к тому эффекту, который важен. Другой пример воздействия через последовательность и организованность стимулов хорошо виден в случае влияния на сознание и психическое состояние звуковых стимулов через
теми и ритм.

Пример. Звуковой светофор, где на переходе звук сначала редко и размеренно, а затем к окончанию срока перехода ускоряется, таким образом, заставляя ускоряться в движении и человека, который переходит улицу (нечто подобное и при организации массовых мероприятий, но в варианте с ускоряющейся музыкой). Ритмика в спорт и фитнес залах, в танце, «речевки» в строю или при беге (американская пехота в том числе).

Другой пример организации следования сознания в кино. Что такое художественный фильм? Это нарезка эпизодов, которые в определенной последовательности рождает единство смыслов. Появляется впечатление о событиях. Этот же эффект оживляет комиксы. Манипулируя последовательность кадров - режиссёр формирует нужные переживания (эффект Кулешова). – появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.

3 способ. Объективные стимулы как средства деформации сознания

С помощью объективных стимулов, может быть не только захват и ведение сознания, но и его качественное изменение, деформация.

Вследствие длительной фиксации внимания человека, например, на небольшом ярко светящемся объекте, происходит, наоборот, угасание ориентировочной реакции, снижение уровня мозговой активации и, как следствие этого, возникновение измененного состояния сознания (транс), что может использоваться для гипнотического внушения.

Достаточно часто подобным образом визуальные стимулы используются шаманами, колдунами, целителями для концентрации внимания при погружении в состояние транса.

Психологический закон: сознание человека проявляется и функционирует только в активной форме. Мишень: активность сознания.

Феномен объективной монотонии

Классический пример такой деформации сознания - феномен объективной монотонии, который предполагает включение человека в деятельность с особенными объективными характеристиками.

Признаки объективной монотонии

- бедность раздражения со стороны рабочей ситуации из-за чрезмерного дробления рабочих ситуаций;

- выполнение работы в одном и том же темпе;

- социальная изоляция;

- повторяемость движений;

- простота и однообразие трудовых операций;

- продолжительность производственных операций;

Если включить человека в такую деятельность - он впадает в трансовое состояние.

Звуковые и визуальные стимулы именно при их ритмическом предъявлении выступают средством концентрации внимания во время гипноза, подготовки шаманов к ритуалам, в процессе овладения двигательными навыками, для согласования физических усилий и динамических моментов совместно действующих людей.