Файл: Вопросы к экзамену по курсу Психология воздействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. Влияние цвета на психологию человека.

(из лекции: цветовое влияние)

Цветность объективна для человека. у нас есть определенные механизмы восприятия цвета (глаз - орган восприятия) (свет отражается от поверхностей и разбивается на цветовой спектр).

Цвет - это субъективное восприятие окруж.мира в сознании человека, вследствие преобразования мозгом поступившей информации. (отражение лучей света)

Биологическое значение цвета: различение объектов в мире, чтобы справляться с важ задачами (ориентировоч.функция).

Психологическое значение цвета: поддержание тонуса цнс, богатство эстетических переживаний.

Цветовое влияние на психику человека:

  1. Физиологическое влияние - яркость и цветовой тон активизируют или расслабляют. + изменение времени реакции, гормонального фона, электрон.активности мозга, влияет на восприятие (спортсмены в красном - победители).

  2. Деформация картины мира - цветовое восприятие тесно связано с другими модальностями.

Физические ассоциации при восприятии цвета:

- весовые (светлое легче темного).

- фактурные (мягкое жесткое гладкое)

- аккустические (тихое или громкое)

- температурные (горячее и холодное)

- вкусовые (съедобное? аппетитное? )

- пространственные (глубокое или поверхностное)

  1. Влияние на свойства внимания: цветовое распознавание влияет на следующие функции:

  • ориентировочная (например маркировка цветом важных деталей),

  • гигиеническая (цвет снижает напряжение и увеличивает концентрацию внимания).

  • Сигнальная (фиксирует важное, опасное, значимое)

  1. Эмоциональное влияние цвета: цвет яркость и контрастность рождают следующие эмоциональные ассоциации:

+: веселые, бодрые, лирические

-: грустные, скучные, трагические.

0: спокойные. уравновешанные, безразличные.

ЦВЕТОТЕРАПИЯ показана - при стрессах, неврозах, бессонницах, депрессиях…

12. Речевые средства психологического воздействия. Особенности вербальных средств. Интерпретационный механизм вербального воздействия. Речевые психотехнические возможности.

13. Характеристика и особенности невербальных средств психологического воздействия.


14. Классификации психологического воздействия. Виды психологического влияния в межличностных отношениях.

Карина

15. Психологическое воздействие в деструктивных религиозных сектах: цели и психотехники. Механизмы вербовки и формирования лояльности. Методы психологической коррекции, защиты и профилактики.

Источник: тексты к семинару о сектах

Деструктивные религиозные секты используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы.

Используются техники отключения (оцепенения, замораживания) сознания (типа медитаций, монотонного пения, говорения на языках, обвинительных (разоблачительских, доносительских) сессий, повседневного режима истощающей работы), чтобы подавить сомнения относительно группы и ее лидера (ов).
Два ведущих эксперта по культам, Маргарет Сингер и Луис Джолион Вест, профессор психиатрии из Института нейропсихиатрии Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA), разработали следующий список элементов, наиболее отвечающих тому, чтобы быть частью успешной культовой идеологической обработки (индоктринации). Каждый элемент - сильнодействующая техника, используемая для контроля и эксплуатации индивидуума.
1. Изоляция новичка и манипулирование его окружающей средой.

2. Контроль над каналами коммуникации (общения) и информации.

3. Истощение посредством неадекватной диеты и усталости.

4. Деградация или сужение (стирание) “Я”.

5. Индукция неуверенности, страха и потери ориентации, с радостью и уверенностью, обретенными через подчинение группе, что и является целью.

6. Чередование суровости и мягкости в контексте дисциплины.

7. Групповое давление, оказываемое часто через ритуализованные сессии борьбы, вызывающие (генерирующие) вину и требующие открытых признаний (исповедей).

8. Настаивание выглядящих всесильными хозяев на том, что выживание новичка — физическое или духовное — зависит от идентификации с группой.

9. Назначение монотонных задач или повторяющихся действий, типа однообразного пения или копирования письменных материалов.

10. Акты символического предательства и отказа от себя, семьи и прежде поддерживаемых ценностей, предназначенные увеличить психологическую дистанцию между завербованным и его предыдущим образом жизни.



Эффекты такой программы проявляются в том, что с течением времени психологическое состояние члена [группы] может ухудшаться. Он становится неспособным к комплексному, рациональному мышлению; его ответы на вопросы становятся стереотипными; он обнаруживает, что трудно делать даже простые решения без посторонней помощи; его способность здраво судить относительно событий во внешнем мире ослабляется. В то же самое время, возможно такое снижение осознания, что он будет не в состоянии понимать, насколько он изменился.

Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка.

Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе, студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т. п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей. Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к “полной и абсолютной Истине” (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

ТАКТИКИ ВЕРБОВКИ (хотя конкретная тактика варьируется, определенные общие черты выделены ниже).

В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

- Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

- Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

- Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.

- ТОТ, У КОГО ЕСТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ.


Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

- показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;

- демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов…»;

- удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);

- извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «Что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу». Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов.


Методы психологической коррекции, защиты и профилактики

Волков Е. Н.: Консультирование о реформировании мышления (консультирование о выходе) - в узком смысле слова это интенсивная информационная терапия участника деструктивного культа, проводимая группой консультантов из 3-4 человек при содействии близких и родственников непрерывно в течение 3-5 суток по 12-16 часов в день. Цель такого консультирования не заключается в обязательном уходе консультируемого из культа. Конечной целью является восстановление у культиста индивидуального умения разумно и критически мыслить и усиление основанного на информированности свободного волеизъявления. Этот процесс можно было бы точнее обозначить как консультирование об информации (или информирование), позволяющей более полно и критично оценить степень и средства влияния данной группы на личность.

В консультировании жертв контроля сознания первостепенное значение имеет тщательное разъяснение тех социально-психологических механизмов, которые были задействованы манипуляторами для их подчинения и установления зависимости. Отсутствие ясного представления о том, что же с ними случилось, иногда на многие годы отравляет жизнь людей, даже уже вышедших из культов, или приводит к новым рецидивам вовлечения в культ. Поэтому в консультировании о выходе (о реформировании мышления) обязательно предъявляют клиенту научные модели контроля сознания и психологического манипулирования.

Деструктивные культы пользуются психологической и духовной (и всякой другой: медицинской, коммерческой, политической и т. д.) неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески вызывая, сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности и формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у своих приверженцев. Необходимо подчеркнуть, что в любом деструктивном культе эксплуатируется прежде всего психологическая неграмотность и незащищённость.

16. Общая характеристика принуждения как вида психологического воздействия: предмет, мишень и механизмы принуждения. Основные формы принуждения в межличностных отношениях.