Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
поршня перетечет через отверстия внутреннего ряда поршня и, отжимая тарелку и пружину клапана отдачи, поступит в по лость под поршнем.
Поскольку шток занимает часть объема жидкости, перете кающей из полости над поршнем, ее не хватает для заполнения полости под поршнем. Поэтому в полость под поршнем посту пает жидкость из резервуара через пластинчатый впускной кла пан.
Пружины клапанов обеспечивают для хода отдачи значи тельно большее усилие сопротивления амортизатора, чем при ходе сжатия. При возрастании частоты колебаний рессор (дви жение по неровной дороге) сопротивление амортизатора возрас тает, так как проходные сечения у клапанов сжатия и отдачи невелики и поэтому давление жидкости, вытесняемой из соответ ствующей части цилиндра быстро движущимся поршнем, стано вится больше.
КОЛЕСА
Колеса большинства грузовых автомобилей — дисковые со съемными бортовыми кольцами (рис. 119). Диск и обод колеса соединены сваркой. Для уменьшения веса диски сделаны с вы
резами. Обода колес плоские, раз |
|
|
||||
борные. Съемное бортовое кольцо |
|
|
||||
обода |
необходимо |
для |
монтажа |
|
|
|
шины. Оно крепится замочным |
|
|
||||
кольцом или же само может быть |
|
|
||||
разрезным и в этом случае устанав |
|
|
||||
ливается на обод без замкового |
|
|
||||
кольца. Диски колес крепятся к |
|
|
||||
шпилькам ступиц гайками с конус |
|
|
||||
ной фаской. Чтобы гайки колес при |
|
|
||||
движении |
автомобиля |
самопроиз |
|
|
||
вольно не отворачивались, резьба |
|
|
||||
шпилек и гаек правых колес — пра |
|
|
||||
вая, |
левых |
колес — левая., Задние |
Рис. 119. Дисковое колесо: |
|||
колеса — сдвоенные. Внутреннее ко |
1 — диск |
колеса с ободом; 2— |
||||
лесо крепится колпачковыми гайка |
бортовое |
кольцо; 3 — замочное |
||||
ми («футорками»), |
имеющими внут |
|
кольцо |
реннюю и наружную резьбу, наруж ное колесо надевается на эти гайки и затягивается навернутыми
на них внешними гайками с конусными фасками.
У тяжелых грузовых автомобилей (например, МАЗ-500) иногда применяют бездисковые колеса. Такое колесо представ ляет собой обод со съемными бортовым и замочным кольцами, устанавливаемый непосредственно на ступицу.
1 8 3
НЕИСПРАВНОСТИ РАМЫ, ПОДВЕСКИ, ОСЕЙ И КОЛЕС
К неисправностям узлов и деталей ходовой части относятся трещины и погнутости рамы и балки передней оси, износ подшипников ступиц, поломка листов рессор, износ втулок, шквор ней и пальцев рессор, сальников и повреждения клапанов амор тизаторов.
В результате износа подшипников у колеса появляется бо ковая качка. В этом случае подшипники необходимо отрегули ровать так, чтобы ступица свободно вращалась и не имела люфта.
Амортизаторы с неисправными деталями прекращают нор мально действовать и не обеспечивают гашения колебаний ра мы. Такие амортизаторы следует отремонтировать в мастерской или заменить новыми.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РАМЫ, ПОДВЕСКИ, ОСЕЙ И КОЛЕС
При ежедневном техническом обслуживании необходимо
мыть раму и другие узлы и детали ходовой части, проверять со стояние рессор и амортизаторов.
При первом техническом обслуживании следует проверить состояние рамы, рессор, подрессорников и амортизаторов; за крепить стремянки, пальцы, хомутики рессор, платформу на раме автомобиля, проверить крепление крыльев и брызговиков колес; смазать шкворни поворотных цапф и трущиеся детали ходовой части по графику.
При втором техническом обслуживании необходимо, помимо выполнения работ ТО-1, проверить и, в случае надобности, от регулировать схождение передних колес; проверить осмотром правильность расположения (отсутствие перекосов) переднего и заднего мостов, состояние буксирного прибора; закрепить, по душки передних рессор и амортизаторы; проверить состояние колес, степень затяжки подшипников ступиц и, в случае надоб ности, отрегулировать подшипники; закрепить кабину на раме; закрепить крылья, подножки, брызговики, топливные баки к кронштейнам и кронштейны к раме.
В случае повышенного износа шин передних колес прове рить величину развала колес, величину наклона шкворней.
ШИНЫ
На ободе диска колеса монтируют пневматическую шину, которая предназначена для смягчения и поглощения толчков при езде по неровной дороге.
184
щ — -~Д ' 1 I 1ти
а
Рис. 120. Устройство покрышки шины, обода колеса и металлического вентиля камеры:
1>—колпачок; 2 — резьбовая втулка; 3 |
— резиновая |
втулка; 4 — кла |
||
пан; |
5 — пружина; 6 — направляющий |
колпачок клапана; 7 — кор |
||
пус |
вентиля; 8 — гайка; |
9 — шайба; |
10— фланец; |
11 — протектор |
шины; 12 — подушечный |
слой шины; |
13 — каркас; |
14 — сердечник; |
|
15 — ободная лента; 16 — боковина; 17 — беговая |
дорожка шины; |
18 — бортовое кольцо; 19 — замочные кольца; 20 — обод колеса
Шина грузового автомобиля состоит из покрышки, камеры
иободной ленты. Покрышка состоит из каркаса, бортов с сер дечниками, соединительной прослойки (подушечного слоя) и протектора с боковинами (рис. 120, б).
Каркас покрышки является основной силовой частью шины
ивключает несколько слоев прорезиненной прочной ткани — корда. Количество слоев корда в каркасе зависит от типа и размера шины. В рабочей части каркаса, подверженной частым деформациям, Между слоями корда проложены тонкие резино вые прослойки, которые повышают эластичность каркаса и со здают возможность некоторого относительного сдвига слоев кор да при работе покрышки.
Вбортовой части каркаса, предназначенной для крепления покрышки на ободе колеса, проложены проволочные кольца (сердечники). Сверху каркаса наложен подушечный слой — ре зинотканевая эластичная прослойка, а на него — протектор. Протектор — это толстая профилированная часть покрышки, со прикасающаяся с поверхностью дороги. Протектор в поперечном
185
сечении имеет кривизну, рабочая часть его называется беговой дорожкой. Для лучшего сцепления с дорогой на беговой дорож
ке выполнен рельефный рисунок.
Камера автомобильной шины представляет собой полый замкнутый рукав, изготовленный из эластичной резины. Камера служит для удержания в шине воздуха. Камеру накачивают воз духом через закрепленный в ней вентиль. Размеры камеры не сколько меньше размеров внутренней полости покрышки. Это сделано для того, чтобы при монтаже шины избежать складок
камеры.
Вентиль камеры представляет собой клапан, предотвращаю щий обратный выход воздуха из камеры (см. рис. 120, а).
Ободную ленту помещают в покрышке между камерой и ободом колеса. Она предохраняет камеру от повреждения об обод и препятствует защемлению камеры при монтаже колеса.
На покрышках указывают:
— размер в дюймах или в смешанной системе, например, 7,50—20 или 260—20. Первое число обозначает ширину профиля в дюймах или миллиметрах, а второе (через тире) — внутренний диаметр шины в дюймах, равный диаметру обода. Высота про филя накачанной покрышки условно принимается равной его ширине;
—наименование или торговую марку завода-изготовителя;
—год и месяц изготовления;
—номер покрышки.
Например, в обозначении Б10.63.09749 буква указывает со кращенное наименование завода-изготовителя (Бакинский), пер вые две цифры (римские или арабские) — месяц изготовления,
|
|
|
Таблица 10 |
|
Параметры шин грузовых автомобилей |
|
|||
|
|
Давление воздуха в |
Норма про |
|
Марка автомобиля |
|
шинах, |
кг/см2 |
|
Размер шин |
задних |
бега, |
||
|
|
передних |
тыс. км |
|
|
|
колес |
колес |
|
ГАЗ-51А |
7,50—20 |
3,0 |
3,5 |
55 |
ГАЗ-53А |
8,25—20 |
2,8 |
4,3 |
55 |
ГАЗ-63 |
9,75—18 |
3,0 |
4,0 |
55 |
|
10,00—18 |
|
|
|
ГАЗ-66 |
12,00—18 |
2,8 |
2,8 |
55 |
ЗИЛ-164А |
9,00—20 |
|
|
|
ЗИЛ-130 |
260—20 |
3,5 |
4,6 |
65 |
260—20 |
3,5 |
5,3 |
65 |
|
|
9,00—20 |
|
|
|
ЗИЛ-131 |
12,00—20 |
3,0—0,5 |
3,0-0,5 |
55 |
П р и м е ч а н и е . |
Снижение |
давления в шинах |
автомобилей |
ГАЗ-66 и |
ЗИЛ-131 допускается при движении по мягкому грунту.
186
следующие две цифры — год выпуска, а все последующие со ставляют серийный номер шины.
Размеры колес, давления и нормы пробега шин изучаемых автомобилей даны в табл. 10.
Для повышения проходимости автомобиля применяют бескамерные арочные шины. Они монтируются на дисковых ко лесах со съемными наружными бортовыми кольцами. Увеличен ная ширина профиля, низкое давление и специальный рисунок протектора обеспечивают более высокую силу тяги и проходи мость по грунту и в условиях бездорожья по сравнению с обыч ными шинами. Поэтому арочные шины находят применение на армейских автомобилях в сложных условиях эксплуатации.
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШИН
Стоянка ненагруженных автомобилей на шинах более деся ти дней не разрешается. В случае консервации автомобили дол жны быть поставлены на подставки, а давление воздуха в ши нах снижено.
Регулярно при втором техническом обслуживании следует производить переста новку шин по схеме (рис. 121) и их тща тельный осмотр.
Эксплуатация по врежденных шин не допускается. Шины, имеющие механические повреждения, должны демонтироваться и на правляться в ремонт. Запрещается эксплуа тация шин с изношен ным рисунком протек тора.
Нельзя применять для мытья или протир ки шин керосин, бен зин или масло; без осо бой надобности не сле дует прибегать к резко му торможению, не разрешается перегру
жать шины, груз нужно распределять по кузову равномерно и закреплять его так, чтобы он не перекатывался во время дви
жения.
Эксплуатация автомобиля с пониженным давлением в ши нах вызывает ускоренный их износ и затрудняет управление автомобилем.
187
При ежедневном техническом обслуживании необходимо вы мыть колеса, осмотреть шины и удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе или между сдвоенными шинами.
При первом техническом обслуживании нужно проверить состояние шин и давление воздуха в них и при необходимости подкачать воздух (результаты регистрируются в книге техоб служивания), удалить посторонние предметы, застрявшие в про текторе и между сдвоенными шинами.
При втором техническом обслуживании, кроме выполнения работ ЕО и ТО-1, надо произвести отбор шин для ремонта и восстановления (с заменой) и перестановку колес в соответст вии со схемой.
ШИНОПОДКАЧИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО
Некоторые автомобили повышенной проходимости, и в ча стности ГАЗ-66, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131, оборудованы системой ре гулирования давления в шинах, которая позволяет контролиро вать на ходу автомобиля давление воздуха в шинах, изменять его, а при небольших повреждениях шин продолжать движение.
Система регулирования давления в шинах включает: ком прессор, воздушный баллон, кран управления, регулятор давле ния, предохранительный клапан, запорные воздушные краны ко лес, блоки уплотнителей в цапфах мостов, трубопроводы, шлан ги, а также манометр (рис. 122, а).
Воздух под давлением попадает из компрессора в воздуш ный баллон, в котором оседают конденсат и масло, попавшие из компрессора. Из баллона воздух направляется к крану уп равления. При установке крана управления в положение «Уве личение давления» и открытых запорных кранах колес воздух под давлением поступает по воздухопроводам в камеры колес. При переводе рукоятки крана управления в положение «Сниже ние давления» воздух выходит из камер через кран управления в атмосферу. При нейтральном положении рукоятки крана уп равления и открытых запорных кранах колес камеры отсоеди нены и от компрессора и от атмосферы, но соединены между собой; при этом манометр, подсоединенный к системе за краном управления, показывает давление воздуха в шинах.
Для прохождения трудных участков пути (заболоченной местности, снежной целины, сыпучих песков) давление воздуха в шинах снижается до 0,5—0,7 кг/см2, а по выходе на лучший участок повышается до нормы. При снижении давления воздуха шины деформируются, увеличивается площадь контакта их с грунтом и, следовательно, уменьшается удельное давление на грунт, что повышает проходимость автомобиля.
Схема подвода воздуха к шине переднего колеса автомоби ля ГАЗ-66 показана на рис. 122, б.
С некоторыми конструктивными отличиями, но аналогично
188
к п е р е д н и м н о л е са м |
К з а д н и м к о л е с а м |
Рис. 122. Схема системы шиноподкачивающего устройства а и подвода
|
воздуха к шине переднего колеса автомобиля ГАЗ-66 б'. |
|
|||
1 — компрессор; 2 — разгрузочный цилиндр; 3 — регулятор |
давления; |
||||
4 — воздушный |
баллон; 5 — предохранительный |
клапан; |
6 — мано |
||
метр; |
7 — кран |
управления; 8 — рукоятка крана управления; |
9 —■ |
||
шланг; |
10 — блок уплотнителей; 11— приводной |
вал колеса; |
12 — |
крышка ведущего фланца; 13 — трубопровод; 14 — запорный кран
устроена и работает система регулирования давления в шинах автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131. Движение автомобиля с по врежденной шиной, без немедленной замены колеса, можно про должать только при условии, что компрессор обеспечит необхо димое давление в пневматическом приводе тормозов.
Г л а в а VII
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
К механизмам управления автомобиля относятся рулевое управление и тормоза.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Рулевое управление, состоящее из рулевого механизма и ру левого привода, позволяет изменять направление движения ав томобиля путем поворота передних управляемых колес. При повороте автомобиля каждое колесо движется по своей окруж ности, Чтобы, колеса на повороте катились без скольжения, необ ходимо пересечение линий продолжения осей всех колес в одной точке, которая называется центром поворота автомобиля (рис. 123). При этом плоскость каждого колеса должна распо
лагаться по каса тельной к окружнос ти, по которой про исходит движение колеса. Внешнее пе реднее колесо опи сывает дугу больше го радиуса, а внут реннее — меньшего радиуса, что дости гается поворотом ко лес на разные углы: внутреннее колесо поворачивается на
190