Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главная передача задних мостов автомобилей ГАЗ-53 ги­ поидного типа. Это значит, что ось ведущей шестерни главной передачи смещена и находится несколько ниже оси ведомой шестерни. Гипоидная передача позволяет улучшить плавность работы шестерен, а также несколько понизить центр тяжести автомобиля, что увеличивает его устойчивость.

Главная передача и дифференциал автомобиля ГАЗ-53А (рис. 105) смонтированы в отдельном картере редуктора, кото­ рый свободно вставляют в отверстие балки заднего моста и за­ крепляют болтами, он может быть снят с автомобиля без отъединения моста. Для обеспечения принудительного подвода масла к подшипникам ведущей шестерни в картере редуктора установлена маслоприемная втулка, которая, соприкасаясь с ве­ домой шестерней, собирает увлекаемое ею масло. Для предот­ вращения повышения давления внутри картера при нагревании во время работы в картере установлен сапун.

ВЕДУЩИЕ МОСТЫ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-66

Главная передача заднего ведущего моста автомобиля ГАЗ-66 имеет такое же устройство, как и у автомобиля ГАЗ-53А, и отличается от него величиной передаточного числа вследствие установки шестерен главной передачи с другим числом зубьев.

В отличие от заднего моста автомобиля ГАЗ-53А, имеюще­ го дифференциал шестеренчатого типа, в обоих ведущих мостах ГАЗ-66 для повышения проходимости автомобиля установлены кулачковые дифференциалы повышенного трения (рис. 106). На полуосях заднего моста поставлены две обоймы с кулачками — внутренняя и наружная. Между обоймами имеется сепаратор с сухарями. Кулачковый дифференциал имеет такую же кинема­ тику, как шестеренчатый (в частности, при заторможенном кар­ данном валу вращение одной полуоси вызывает вращение дру­ гой полуоси в обратном направлении). Повышая проходимость

Рис. 106. Кулачковый дифференциал:

1 — внутренняя обойма; 2 — внешняя обойма; 3 — сухари; 4 — ведущая обой­ ма; 5 — ведомая шестерня главной передачи

Ш7

Рис. 107. Привод к передним ведущим колесам автомобиля:

а — привод к передним ведущим колесам автомобиля; б — шарнир равной угловой скорости

1 — ведущий фланец ступицы; 2 — контргайка подшипников; 3 — сто­ порная шайба; 4 — гайка подшипников; 5 — ведущая вилка шарнира равных угловых скоростей; 6 — шкворень; 7 — поворотная цапфа; 8 — приводной вал колеса; 9 — колесо; 1 0 — стопорная шпилька; 1 1 — канавки вилок; 1 2 — ведущие стальные шарики; 13 — стопорный па­

лец; 14 — центральный шарик; 15 — ведомая вилка шарнира

автомобиля, кулачковый дифференциал обеспечивает качение колес без скольжения на поворотах.

У ведущих мостов ГАЗ-бб имеется устройство, обеспечива­ ющее подкачку в шины воздуха на стоянке и на ходу автомо­ биля.

Передний ведущий мост автомобиля в средней своей части

168


такой же, как и задний, но полуось переднего моста соединена с приводным валом колеса (внешней частью полуоси) при по­ мощи карданного шарнира равных угловых скоростей шариково­ го типа. Кардан равных угловых скоростей обеспечивает равно­ мерное вращение ведомого вала при поворотах передних управ­ ляемых колес. В вилках кардана имеется по две полукруглых канавки, в которых заложены четыре ведущих шарика. Канав­ ки сделаны так, что при наклоне вилок шарики всегда распола­ гаются в плоскости, делящей угол между валами пополам, по­ этому скорости вращения обоих валов равны. В сферическое углубление в средней части каждой вилки входит центральный шарик (рис. 107).

Поворотная цапфа прикреплена к разъемному корпусу, ус­ тановленному на конических роликовых подшипниках на шквор­ нях, закрепленных в сферической чашке наконечника кожуха и полуоси. Внутренность корпуса заполнена смазкой. На корпу­ се поворотной цапфы закреплен сальник, охватывающий сфери­ ческую поверхность чашки наконечника кожуха полуоси. Для регулировки подшипников шкворней под крышками подшипни­ ков установлены регулировочные прокладки.

ЗАДНИЙ МОСТ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130

Задний мост автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 (рис. 108) имеет двойную главную передачу, которая состоит из одной па­ ры конических шестерен и одной пары цилиндрических.

Главная передача установлена в литом чугунном картере, прикрепленном фланцем к балке заднего моста. В полуосевые кожухи балки запрессованы и укреплены винтами стальные трубы.

Вал е малой конической шестерней расположен в двух ко­ нических роликовых подшипниках в отдельном корпусе (стака­ не), прикрепленном вместе с регулировочными прокладками к картеру болтами. Между подшипниками на валу находится рас­ порная втулка и два шлифованных кольца, подбором толщины которых регулируют затяжку подшипников с помощью гайки.

Промежуточный вал главной передачи с ведомой кониче­ ской и ведущей цилиндрической шестернями установлен на двух роликовых конических подшипниках. Ведущая цилиндрическая шестерня передает крутящий момент большой ведомой цилин­ дрической шестерне, соединенной болтами с чашками коробки дифференциала. Обе цилиндрические шестерни имеют косые зу­ бья. Коробка дифференциала расположена в гнездах картера на двух конических роликовых подшипниках. Подшипники кре­ пятся крышками на шпильках, а с боков затянуты регулировоч­

ными гайками.

Полуоси своими внутренними концами со шлицами входят в шлицевые отверстия полуосевых шестерен дифференциала.

169


в

_

Рис. 108. Задний мост автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130-

,

фланец, 15 сальник, 16 — регулировочные

шайбы подшипников ведущей шестерни; 17— поомежуточ-

 

ный вал

*

3


Фланцы наружных концов полуосей прикреплены на шпильках к ступицам ведущих колес. Во фланцах сделаны отверстия, в которые завертываются болты-съемники.

Каждая ступица установлена на трубе полуосевого кожуха на двух конических роликовых подшипниках. Подшипники за­ креплены гайкой, замочной шайбой и контргайкой.

Подшипники ступиц ведущих колес регулируют гайками.

ВЕДУЩИЕ МОСТЫ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-151, ЗИЛ-157К, ЗИЛ-131

На автомобилях ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157К все три моста веду­ щие. Главные передачи и дифференциалы всех трех мостов вза­ имозаменяемы. Главная передача одинарная, состоит из пары конических шестерен со спиральным зубом. Полуоси переднего моста имеют шарниры равных угловых скоростей.

Колеса переднего моста управляемые.

На автомобиле ЗИЛ-131 все три моста так же, как и на ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157К являются ведущими. Механизм главной передачи в отличие от ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157К включает в себя двойной редуктор с одной парой конических шестерен со спи­ ральными зубьями и одной парой цилиндрических шестерен с косыми зубьями (рис. 109).

Редуктор переднего моста расположен горизонтально, а ре­ дукторы среднего и заднего мостов расположены вертикально.

Редукторы заднего и среднего мостов установлены сверху картеров мостов. Колеса переднего моста управляемые. Все мос­ ты снабжены централизованной системой регулирования давле­ ния воздуха в шинах. Для обеспечения преодоления брода все мосты выполнены герметичными.

Ведущий вал конической шестерни редуктора среднего мос­ та имеет на обоих концах фланцы для крепления карданных валов. Таким образом, вал ведущей шестерни (проходной вал) одновременно служит промежуточной опорой карданной переда­ чи. Основные детали всех трех редукторов (кроме вала ведущей конической шестерни редуктора переднего моста) взаимозаме­ няемые.

НЕИСПРАВНОСТИ ВЕДУЩИХ МОСТОВ

Основные неисправности в главной передаче и дифферен­ циале: увеличенный шум в картере при движении автомобиля, повышенный нагрев картера, подтекание масла.

Увеличенный шум в картере при движении автомобиля мо­ жет быть следствием недостатка масла, значительного износа шестерен, нарушения регулировки зацепления шестерен.

Повышенный нагрев картера вызывается ездой с недостат­ ком масла в заднем мосту или тугой затяжкой подшипников.

171


 

Рис.

109.

Главная передача среднего и заднего мостов автомобиля ЗИЛ-131:

1 ведущая шестерня; 2

ведомая

шестерня;

3 — ведущая цилиндрическая шестерня; 4 и 18 — регулиро-

вочные

прокладки;

5

крышки;

6

подшипник;

7 — распорное кольцо; 8 — ведомая цилиндрическая тестер-

ня> “

сателлит; 10

 

крестовина;

1 1

шестерня

полуоси; 12 — чашки; 13 — стопор; 1 4 — регулировочная гай­

 

ка; 15

картер; 16 , 19

и 2 1 — фланцы; 17 — проходной вал; 20 — регулировочные шайбы

Подтекание масла происходит из-за излишка масла в кар­ тере, а также вследствие нарушения герметичности сальников, прокладок и ослабления болтов крепления частей картера.

В передних ведущих мостах может быть заклинивание мос­ та, вследствие выпадения шариков из-за износа беговых доро­ жек вилок кардана равных угловых скоростей.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОСТОВ

При ежедневном техническом обслуживании производится наружный осмотр ведущих мостов. На остановках и после рабо­ ты следует проверять на ощупь нагрев картера.

При первом техническом обслуживании надо проверить и при необходимости закрепить фланцы полуосей, крепления крышки и соединения картера, проверить и при необходимости долить масло в картер.

При втором техническом обслуживании нужно проверить герметичность соединений и закрепить крышку переднего под­ шипника ведущей конической шестерни, боковые и заднюю крышки картера, долить или заменить масло в картере.

Масло лучше менять сразу после остановки автомобиля, пока оно теплое и легко вытекает из сливного отверстия. При смене масла картер следует промывать маловязким маслом или керосином.