Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Главная передача задних мостов автомобилей ГАЗ-53 ги поидного типа. Это значит, что ось ведущей шестерни главной передачи смещена и находится несколько ниже оси ведомой шестерни. Гипоидная передача позволяет улучшить плавность работы шестерен, а также несколько понизить центр тяжести автомобиля, что увеличивает его устойчивость.
Главная передача и дифференциал автомобиля ГАЗ-53А (рис. 105) смонтированы в отдельном картере редуктора, кото рый свободно вставляют в отверстие балки заднего моста и за крепляют болтами, он может быть снят с автомобиля без отъединения моста. Для обеспечения принудительного подвода масла к подшипникам ведущей шестерни в картере редуктора установлена маслоприемная втулка, которая, соприкасаясь с ве домой шестерней, собирает увлекаемое ею масло. Для предот вращения повышения давления внутри картера при нагревании во время работы в картере установлен сапун.
ВЕДУЩИЕ МОСТЫ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-66
Главная передача заднего ведущего моста автомобиля ГАЗ-66 имеет такое же устройство, как и у автомобиля ГАЗ-53А, и отличается от него величиной передаточного числа вследствие установки шестерен главной передачи с другим числом зубьев.
В отличие от заднего моста автомобиля ГАЗ-53А, имеюще го дифференциал шестеренчатого типа, в обоих ведущих мостах ГАЗ-66 для повышения проходимости автомобиля установлены кулачковые дифференциалы повышенного трения (рис. 106). На полуосях заднего моста поставлены две обоймы с кулачками — внутренняя и наружная. Между обоймами имеется сепаратор с сухарями. Кулачковый дифференциал имеет такую же кинема тику, как шестеренчатый (в частности, при заторможенном кар данном валу вращение одной полуоси вызывает вращение дру гой полуоси в обратном направлении). Повышая проходимость
Рис. 106. Кулачковый дифференциал:
1 — внутренняя обойма; 2 — внешняя обойма; 3 — сухари; 4 — ведущая обой ма; 5 — ведомая шестерня главной передачи
Ш7
Рис. 107. Привод к передним ведущим колесам автомобиля:
а — привод к передним ведущим колесам автомобиля; б — шарнир равной угловой скорости
1 — ведущий фланец ступицы; 2 — контргайка подшипников; 3 — сто порная шайба; 4 — гайка подшипников; 5 — ведущая вилка шарнира равных угловых скоростей; 6 — шкворень; 7 — поворотная цапфа; 8 — приводной вал колеса; 9 — колесо; 1 0 — стопорная шпилька; 1 1 — канавки вилок; 1 2 — ведущие стальные шарики; 13 — стопорный па
лец; 14 — центральный шарик; 15 — ведомая вилка шарнира
автомобиля, кулачковый дифференциал обеспечивает качение колес без скольжения на поворотах.
У ведущих мостов ГАЗ-бб имеется устройство, обеспечива ющее подкачку в шины воздуха на стоянке и на ходу автомо биля.
Передний ведущий мост автомобиля в средней своей части
168
такой же, как и задний, но полуось переднего моста соединена с приводным валом колеса (внешней частью полуоси) при по мощи карданного шарнира равных угловых скоростей шариково го типа. Кардан равных угловых скоростей обеспечивает равно мерное вращение ведомого вала при поворотах передних управ ляемых колес. В вилках кардана имеется по две полукруглых канавки, в которых заложены четыре ведущих шарика. Канав ки сделаны так, что при наклоне вилок шарики всегда распола гаются в плоскости, делящей угол между валами пополам, по этому скорости вращения обоих валов равны. В сферическое углубление в средней части каждой вилки входит центральный шарик (рис. 107).
Поворотная цапфа прикреплена к разъемному корпусу, ус тановленному на конических роликовых подшипниках на шквор нях, закрепленных в сферической чашке наконечника кожуха и полуоси. Внутренность корпуса заполнена смазкой. На корпу се поворотной цапфы закреплен сальник, охватывающий сфери ческую поверхность чашки наконечника кожуха полуоси. Для регулировки подшипников шкворней под крышками подшипни ков установлены регулировочные прокладки.
ЗАДНИЙ МОСТ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130
Задний мост автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 (рис. 108) имеет двойную главную передачу, которая состоит из одной па ры конических шестерен и одной пары цилиндрических.
Главная передача установлена в литом чугунном картере, прикрепленном фланцем к балке заднего моста. В полуосевые кожухи балки запрессованы и укреплены винтами стальные трубы.
Вал е малой конической шестерней расположен в двух ко нических роликовых подшипниках в отдельном корпусе (стака не), прикрепленном вместе с регулировочными прокладками к картеру болтами. Между подшипниками на валу находится рас порная втулка и два шлифованных кольца, подбором толщины которых регулируют затяжку подшипников с помощью гайки.
Промежуточный вал главной передачи с ведомой кониче ской и ведущей цилиндрической шестернями установлен на двух роликовых конических подшипниках. Ведущая цилиндрическая шестерня передает крутящий момент большой ведомой цилин дрической шестерне, соединенной болтами с чашками коробки дифференциала. Обе цилиндрические шестерни имеют косые зу бья. Коробка дифференциала расположена в гнездах картера на двух конических роликовых подшипниках. Подшипники кре пятся крышками на шпильках, а с боков затянуты регулировоч
ными гайками.
Полуоси своими внутренними концами со шлицами входят в шлицевые отверстия полуосевых шестерен дифференциала.
169
в
_ |
Рис. 108. Задний мост автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130- |
, |
фланец, 15 сальник, 16 — регулировочные |
шайбы подшипников ведущей шестерни; 17— поомежуточ- |
|
|
ный вал |
* |
3 |
Фланцы наружных концов полуосей прикреплены на шпильках к ступицам ведущих колес. Во фланцах сделаны отверстия, в которые завертываются болты-съемники.
Каждая ступица установлена на трубе полуосевого кожуха на двух конических роликовых подшипниках. Подшипники за креплены гайкой, замочной шайбой и контргайкой.
Подшипники ступиц ведущих колес регулируют гайками.
ВЕДУЩИЕ МОСТЫ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-151, ЗИЛ-157К, ЗИЛ-131
На автомобилях ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157К все три моста веду щие. Главные передачи и дифференциалы всех трех мостов вза имозаменяемы. Главная передача одинарная, состоит из пары конических шестерен со спиральным зубом. Полуоси переднего моста имеют шарниры равных угловых скоростей.
Колеса переднего моста управляемые.
На автомобиле ЗИЛ-131 все три моста так же, как и на ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157К являются ведущими. Механизм главной передачи в отличие от ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157К включает в себя двойной редуктор с одной парой конических шестерен со спи ральными зубьями и одной парой цилиндрических шестерен с косыми зубьями (рис. 109).
Редуктор переднего моста расположен горизонтально, а ре дукторы среднего и заднего мостов расположены вертикально.
Редукторы заднего и среднего мостов установлены сверху картеров мостов. Колеса переднего моста управляемые. Все мос ты снабжены централизованной системой регулирования давле ния воздуха в шинах. Для обеспечения преодоления брода все мосты выполнены герметичными.
Ведущий вал конической шестерни редуктора среднего мос та имеет на обоих концах фланцы для крепления карданных валов. Таким образом, вал ведущей шестерни (проходной вал) одновременно служит промежуточной опорой карданной переда чи. Основные детали всех трех редукторов (кроме вала ведущей конической шестерни редуктора переднего моста) взаимозаме няемые.
НЕИСПРАВНОСТИ ВЕДУЩИХ МОСТОВ
Основные неисправности в главной передаче и дифферен циале: увеличенный шум в картере при движении автомобиля, повышенный нагрев картера, подтекание масла.
Увеличенный шум в картере при движении автомобиля мо жет быть следствием недостатка масла, значительного износа шестерен, нарушения регулировки зацепления шестерен.
Повышенный нагрев картера вызывается ездой с недостат ком масла в заднем мосту или тугой затяжкой подшипников.
171
|
Рис. |
109. |
Главная передача среднего и заднего мостов автомобиля ЗИЛ-131: |
||||
1 ведущая шестерня; 2 |
ведомая |
шестерня; |
3 — ведущая цилиндрическая шестерня; 4 и 18 — регулиро- |
||||
вочные |
прокладки; |
5 |
крышки; |
6 |
подшипник; |
7 — распорное кольцо; 8 — ведомая цилиндрическая тестер- |
|
ня> “ |
сателлит; 10 |
|
крестовина; |
1 1 |
шестерня |
полуоси; 12 — чашки; 13 — стопор; 1 4 — регулировочная гай |
|
|
ка; 15 |
картер; 16 , 19 |
и 2 1 — фланцы; 17 — проходной вал; 20 — регулировочные шайбы |
Подтекание масла происходит из-за излишка масла в кар тере, а также вследствие нарушения герметичности сальников, прокладок и ослабления болтов крепления частей картера.
В передних ведущих мостах может быть заклинивание мос та, вследствие выпадения шариков из-за износа беговых доро жек вилок кардана равных угловых скоростей.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОСТОВ
При ежедневном техническом обслуживании производится наружный осмотр ведущих мостов. На остановках и после рабо ты следует проверять на ощупь нагрев картера.
При первом техническом обслуживании надо проверить и при необходимости закрепить фланцы полуосей, крепления крышки и соединения картера, проверить и при необходимости долить масло в картер.
При втором техническом обслуживании нужно проверить герметичность соединений и закрепить крышку переднего под шипника ведущей конической шестерни, боковые и заднюю крышки картера, долить или заменить масло в картере.
Масло лучше менять сразу после остановки автомобиля, пока оно теплое и легко вытекает из сливного отверстия. При смене масла картер следует промывать маловязким маслом или керосином.