Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Рис. 128. Схема работы гидроусилителя руля при повороте автомобиля на право
ления, воздействует на поперечную рулевую тягу, помогая пово рачивать управляемые колеса.
При работе гидроусилителя торцовые поверхности золотни ка (так называемые реактивные площадки) при повернутых ко лесах находятся под разным давлением масла, вследствие чего золотник стремится занять среднее положение. Это обеспечи вает самовозврат колес в нейтральное положение.
На рис. 127 показана схема работы гидроусилителя руля при движении автомобиля по прямой. Насос нагнетает масло к клапану управления. В этом случае масло через клапан управ ления поступает в бачок насоса, так как при среднем положении золотника нагнетательная магистраль соединяется со сливной и с обеими полостями силового цилиндра.
При повороте направо (рис. 128) рулевая сошка перемеща ет золотник назад, нагнетательная магистраль отсоединяется от сливной магистрали и остается соединенной с правой полостью силового цилиндра. Сливная магистраль соединена с левой
197
полостью цилиндра. Масло под давлением поступает из клапана управления в силовой цилиндр, поршень со штоком перемещает ся влево, заставляя колеса поворачиваться вправо. Масло из левой полости силового цилиндра поступает в бачок насоса.
Аналогично осуществляется поворот налево. При этом мас ло подается в левую часть силового цилиндра, а из правой по лости выдавливается в бачок.
Техническое обслуживание гидроусилителя состоит в перио дической проверке уровня масла в бачке и смене его, смазке шарнира силового цилиндра, проверке натяжения ремня при вода насоса, крепления пальца шарнира силового цилиндра к кронштейну и самого кронштейна к картеру переднего моста.
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-164А
На рис. 129 показана схема устройства рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-164А, в котором имеется червячная пара, сос тоящая из глобоидального червяка и находящегося с ним в за цеплении трехгребневого ролика. Червяк рулевого механизма напрессован шлицованным отверстием на полый рулевой вал. На верхнем конце вала закреплено рулевое колесо.
Червяк находится на двух роликовых подшипниках в чугун ном картере с пробкой. Наружное кольцо верхнего подшипника запрессовано в картере, а наружное кольцо нижнего подшипни ка закреплено крышкой, привернутой к картеру болтами. Между крышкой и картером поставлены регулировочные прокладки. Рулевое колесо установлено на шпонке на конусном конце вала и закреплено на нем гайкой.
Ролик, находящийся в зацеплении с червяком, установлен в пазу головки вала сошки на оси и двух игольчатых подшипни ках. На ось ролика, между его торцами и стенками паза голов ки, надеты стальные шайбы, подбором которых определяется осевой зазор ролика, не превышающий 0,04 мм.
Вал сошки установлен на трех бронзовых втулках. На конце вала сошки, выходящем из боковой крышки, надеты регулиро вочные шайбы. В кольцевой паз вала плотно входит упорная шайба. Упорная шайба зажата между боковой крышкой и навернутой на нее гайкой, которая одновременно зажимает на детые на резьбу крышки грязезащитные (уплотнительные) рези новые кольца. Гайка удерживается от проворачивания пластин чатым стопором, входящим между выступами гайки и привер нутым к крышке двумя болтами.
Зацепление ролика с червяком регулируется изменением толщины набора регулировочных прокладок (шайб), помещен ных между боковой крышкой и упорной шайбой вала сошки. Сошка крепится на мелких шлицах конусного вала гайкой. Пра вильное положение сошки относительно вала достигается путем установки ее по специальным меткам на сошке и валу.
198
Рис. 129. Схема устройства рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-164А:
1 — кронштейн; 2 — нижняя |
крышка картера; 3 — прокладки; 4 — картер; 5 — червяк; б — подшипник червяка; |
||
7 — ролик; |
8 — вал сошки; 9 — боковая крышка картера; 10 — упорная |
шайба; И — регулировочные прокладки; |
|
/2 — гайка |
крышки картера; |
13 — уплотнительные кольца; 14 — сошка |
(условно повернута); 15 — стопор гайки |
Для регулировки рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-164А необходимо выполнить следующие операции:
— отъединить сошку от продольной рулевой тяги; подста вив противень, отвернуть болты и снять боковую крышку карте ра рулевого механизма; отвернуть гайку, снять сошку, ударами молотка (через выколотку) переместить вал сошки в направле нии к двигателю, чтобы ролик вышел из зацепления с червяком; отъединить провод сигнала, отпустить болты хомута крепления картера рулевого механизма к кронштейну, вынуть из кабины сиденье и снять крышки люка рулевой колонки; отвернуть бол ты крепления кронштейна рулевой колонки и опустить рулевую колонку вниз; отвернуть болты, снять нижнюю крышку картера, удалить необходимое число регулировочных прокладок и уста новить крышку на место; закрепить картер рулевого механизма и рулевую колонку в кронштейнах и проверить правильность регулировки по легкости вращения рулевого колеса;
— ввести ролик в зацепление с червяком, поставить на мес то и закрепить боковую крышку; отвернуть два болта и удалить
•стопорную пластину, отвернуть фасонную гайку и снять упорную шайбу; снять несколько стальных прокладок (колец), установить все ранее снятые детали и проверить правильность регулировки (при среднем положении рулевого колеса вал сошки не должен иметь заметного осевого люфта, причем рулевое колесо должно вращаться легко);
—поставить на место сошку и закрепить ее;
—залить масло в картер рулевого механизма.
РУЛЕВОЙ ПРИВОД АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-164А
По общему устройству рулевой привод автомобиля ЗИЛ-164А аналогичен рулевому приводу автомобиля ГАЗ-51А (конструкция шарниров продольной рулевой тяги автомобиля ЗИЛ-164А показана на рис. 130, а, поперечной тяги — на рис. 130, б).
На концы поперечной рулевой тяги навернуты наконечники, стянутые стопорными болтами. У правого наконечника — правая резьба, а у левого — левая, что позволяет путем вращения тяги изменять ее длину, не снимая с автомобиля. В цилиндрические гнезда наконечников тяги входят шаровые пальцы рычагов цапф. Головку пальца охватывают и удерживают в гнезде два сталь ных сухаря. Внутренняя сферическая поверхность сухарей эк сцентрична относительно наружной — цилиндрической. В отвер стия утолщенной части сухарей входят предварительно сведен ные концы пружины, которая, стремясь развернуться, вдвигает сухари между головкой пальца и внутренней цилиндрической поверхностью гнезда наконечника. Ось шарового пальца при этом смещается перпендикулярно тяги, что обеспечивает постоянную длину тяги при любых износах шаровых пальцев и сухарей.
200
ч- |
5 |
В 7 |
8 |
5 |
6
Рис. 130. Наконечники продольной и поперечной рулевых тяг авто мобиля ЗИЛ-164А:
а — продольной рулевой тяги; б — поперечной рулевой тяги 1 — гайка; 2 — шаровые пальцы; 3 — сальник; 4 — пробки; 5 — суха
ри; 6 — пружины; 7 — ограничитель сжатия пружины; 8 — масленки; 9 — продольная тяга; 10 — рычаг поворотной цапфы; 11 — фасонная пружина; 12— наконечник поперечной рулевой тяги; 13 — резиновый сальник
В гнездо наконечника ввертывается пробка с прорезью для шплинта. В месте выхода пальца из наконечника установлена войлочная шайба сальника с металлической обоймой. Шайба плотно охватывает палец и прижимается пружиной к наконечни ку тяги. Смазывается шарнир через масленку.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, ЗИЛ-131
Рулевое управление автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 имеет карданную передачу с промежуточным шлицевым валом, сое диняющим вал рулевого колеса с ведущим валом рулевого меха низма.
Рулевой механизм объединен в одном агрегате с гидроуси лителем (рис. 131). Картер рулевого механизма является одно временно цилиндром гидроусилителя рулевого привода. В ци линдре перемещается поршень-рейка, в котором укреплена «шариковая» гайка, получающая осевое перемещение при пово рачивании винта, сидящего на валу рулевого механизма. Винто вая нарезка гайки и винта выполнена в виде канавок полукруг-
201
17 16
6
Рис. 131. Рулевое управление автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131:
а — сх е м а р у л е в о г о уп р а в л ен и я ; б — сх е м а р а б о т ы р у л е в о г о м е х а н и з
м а при д в и ж ен и и п р ям о
1 — насос гидроусилителя; 2 — бачок насоса; 3 — шланг низкого дав ления; 4 — шланг высокого давления; 5 — колонка рулевого управле ния; 6 — контактное устройство сигнала; 7 — переключатель указате лей поворота; 8 — клин крепления карданного шарнира; 9 — проме жуточный карданный вал; 10 — рулевой механизм; И — сошка руле
вого |
управления; 12 |
— шариковый клапан; 13 — реактивный |
плун |
жер; |
14 — золотник; |
15 — вал рулевого механизма с винтом; |
1 6 —< |
|
вал сошки; 1 7 |
— цилиндр гидроусилителя; 18 — поршень |
|
лого сечения, заполненных шариками, вследствие чего уменьша ется трение между винтом и гайкой.
Вращательное движение ведущего вала рулевого механизма в паре винт-гайка преобразуется в поступательное движение гайки, которая передает это движение поршню-рейке. На ниж ней поверхности поршня-рейки имеются зубья, образующие рей ку, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором, пред ставляющим одно целое с валом сошки. В картере-цилиндре ру-
202
левого механизма находятся спускная пробка с магнитом для улавливания стальных и чугунных частиц, попадающих в масло.
Насос гидроусилителя полностью (за исключением шкива и пружины перепускного клапана) унифицирован с насосом гидро усилителя автомобиля ГАЗ-66. В действие насос приводится клиновидным ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала двигателя.
Золотниковое устройство, направляющее масло от насоса в верхнюю или в нижнюю полости цилиндра усилителя (в зависи мости от направления вращения рулевого колеса), помещено в крышке, прикрепленной сверху к картеру рулевого механизма.
При движении автомобиля по прямой масло, поступающее от насоса в клапан управления, проходит через шариковый кла пан и возвращается по шлангу низкого давления в насос гидро усилителя. При повороте рулевого колеса создается сопротивле ние повороту управляемых колес и на винте рулевого механизма возникает осевое усиление, которое стремится переместить зо лотник, укрепленный на винте вправо или влево (в зависимости от усилия водителя). Золотник, перемещаясь, открывает доступ масла в ту или другую полость картера цилиндра гидроусили теля. Масло давит на поршень-рейку и тем самым облегчает по ворот колес автомобиля.
При неисправности гидроусилителя рулевое управление мо жет работать только от усилия водителя, которое в таком слу чае должно быть повышено.
НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Основные неисправности рулевого управления: повышен ный люфт рулевого колеса, заедание рулевого управления, появ ление стуков и люфта, обнаруживаемых при покачивании выве шенных передних колес автомобиля.
Повышенный люфт, т. е. свободный поворот рулевого коле са, превышающий 15°, может быть вызван износом деталей шар ниров рулевых тяг, ослаблением крепления картера рулевого механизма, поворотных рычагов и сошки, износом рабочей по верхности червяка и ролика или подшипников червяка.
Заедание рулевого управления может быть вызвано заеда нием шкворней, отсутствием смазки, неправильной регулировкой рулевого механизма, повреждением подшипников червяка, по гнутостью рулевых тяг.
Появление стуков и люфта при покачивании вывешенных колес автомобиля вызывается износом шкворней и их втулок.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Техническое обслуживание рулевого управления заключа ется в регулярной проверке затяжки и шплинтовки всех крепле ний, люфта рулевого колеса и своевременной смазке.
203