Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 128. Схема работы гидроусилителя руля при повороте автомобиля на­ право

ления, воздействует на поперечную рулевую тягу, помогая пово­ рачивать управляемые колеса.

При работе гидроусилителя торцовые поверхности золотни­ ка (так называемые реактивные площадки) при повернутых ко­ лесах находятся под разным давлением масла, вследствие чего золотник стремится занять среднее положение. Это обеспечи­ вает самовозврат колес в нейтральное положение.

На рис. 127 показана схема работы гидроусилителя руля при движении автомобиля по прямой. Насос нагнетает масло к клапану управления. В этом случае масло через клапан управ­ ления поступает в бачок насоса, так как при среднем положении золотника нагнетательная магистраль соединяется со сливной и с обеими полостями силового цилиндра.

При повороте направо (рис. 128) рулевая сошка перемеща­ ет золотник назад, нагнетательная магистраль отсоединяется от сливной магистрали и остается соединенной с правой полостью силового цилиндра. Сливная магистраль соединена с левой

197

полостью цилиндра. Масло под давлением поступает из клапана управления в силовой цилиндр, поршень со штоком перемещает­ ся влево, заставляя колеса поворачиваться вправо. Масло из левой полости силового цилиндра поступает в бачок насоса.

Аналогично осуществляется поворот налево. При этом мас­ ло подается в левую часть силового цилиндра, а из правой по­ лости выдавливается в бачок.

Техническое обслуживание гидроусилителя состоит в перио­ дической проверке уровня масла в бачке и смене его, смазке шарнира силового цилиндра, проверке натяжения ремня при­ вода насоса, крепления пальца шарнира силового цилиндра к кронштейну и самого кронштейна к картеру переднего моста.

РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-164А

На рис. 129 показана схема устройства рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-164А, в котором имеется червячная пара, сос­ тоящая из глобоидального червяка и находящегося с ним в за­ цеплении трехгребневого ролика. Червяк рулевого механизма напрессован шлицованным отверстием на полый рулевой вал. На верхнем конце вала закреплено рулевое колесо.

Червяк находится на двух роликовых подшипниках в чугун­ ном картере с пробкой. Наружное кольцо верхнего подшипника запрессовано в картере, а наружное кольцо нижнего подшипни­ ка закреплено крышкой, привернутой к картеру болтами. Между крышкой и картером поставлены регулировочные прокладки. Рулевое колесо установлено на шпонке на конусном конце вала и закреплено на нем гайкой.

Ролик, находящийся в зацеплении с червяком, установлен в пазу головки вала сошки на оси и двух игольчатых подшипни­ ках. На ось ролика, между его торцами и стенками паза голов­ ки, надеты стальные шайбы, подбором которых определяется осевой зазор ролика, не превышающий 0,04 мм.

Вал сошки установлен на трех бронзовых втулках. На конце вала сошки, выходящем из боковой крышки, надеты регулиро­ вочные шайбы. В кольцевой паз вала плотно входит упорная шайба. Упорная шайба зажата между боковой крышкой и навернутой на нее гайкой, которая одновременно зажимает на­ детые на резьбу крышки грязезащитные (уплотнительные) рези­ новые кольца. Гайка удерживается от проворачивания пластин­ чатым стопором, входящим между выступами гайки и привер­ нутым к крышке двумя болтами.

Зацепление ролика с червяком регулируется изменением толщины набора регулировочных прокладок (шайб), помещен­ ных между боковой крышкой и упорной шайбой вала сошки. Сошка крепится на мелких шлицах конусного вала гайкой. Пра­ вильное положение сошки относительно вала достигается путем установки ее по специальным меткам на сошке и валу.

198


Рис. 129. Схема устройства рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-164А:

1 — кронштейн; 2 — нижняя

крышка картера; 3 — прокладки; 4 — картер; 5 — червяк; б — подшипник червяка;

7 — ролик;

8 — вал сошки; 9 — боковая крышка картера; 10 — упорная

шайба; И — регулировочные прокладки;

/2 — гайка

крышки картера;

13 — уплотнительные кольца; 14 — сошка

(условно повернута); 15 — стопор гайки

Для регулировки рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-164А необходимо выполнить следующие операции:

— отъединить сошку от продольной рулевой тяги; подста­ вив противень, отвернуть болты и снять боковую крышку карте­ ра рулевого механизма; отвернуть гайку, снять сошку, ударами молотка (через выколотку) переместить вал сошки в направле­ нии к двигателю, чтобы ролик вышел из зацепления с червяком; отъединить провод сигнала, отпустить болты хомута крепления картера рулевого механизма к кронштейну, вынуть из кабины сиденье и снять крышки люка рулевой колонки; отвернуть бол­ ты крепления кронштейна рулевой колонки и опустить рулевую колонку вниз; отвернуть болты, снять нижнюю крышку картера, удалить необходимое число регулировочных прокладок и уста­ новить крышку на место; закрепить картер рулевого механизма и рулевую колонку в кронштейнах и проверить правильность регулировки по легкости вращения рулевого колеса;

— ввести ролик в зацепление с червяком, поставить на мес­ то и закрепить боковую крышку; отвернуть два болта и удалить

стопорную пластину, отвернуть фасонную гайку и снять упорную шайбу; снять несколько стальных прокладок (колец), установить все ранее снятые детали и проверить правильность регулировки (при среднем положении рулевого колеса вал сошки не должен иметь заметного осевого люфта, причем рулевое колесо должно вращаться легко);

поставить на место сошку и закрепить ее;

залить масло в картер рулевого механизма.

РУЛЕВОЙ ПРИВОД АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-164А

По общему устройству рулевой привод автомобиля ЗИЛ-164А аналогичен рулевому приводу автомобиля ГАЗ-51А (конструкция шарниров продольной рулевой тяги автомобиля ЗИЛ-164А показана на рис. 130, а, поперечной тяги — на рис. 130, б).

На концы поперечной рулевой тяги навернуты наконечники, стянутые стопорными болтами. У правого наконечника — правая резьба, а у левого — левая, что позволяет путем вращения тяги изменять ее длину, не снимая с автомобиля. В цилиндрические гнезда наконечников тяги входят шаровые пальцы рычагов цапф. Головку пальца охватывают и удерживают в гнезде два сталь­ ных сухаря. Внутренняя сферическая поверхность сухарей эк­ сцентрична относительно наружной — цилиндрической. В отвер­ стия утолщенной части сухарей входят предварительно сведен­ ные концы пружины, которая, стремясь развернуться, вдвигает сухари между головкой пальца и внутренней цилиндрической поверхностью гнезда наконечника. Ось шарового пальца при этом смещается перпендикулярно тяги, что обеспечивает постоянную длину тяги при любых износах шаровых пальцев и сухарей.

200



ч-

5

В 7

8

5

6

Рис. 130. Наконечники продольной и поперечной рулевых тяг авто­ мобиля ЗИЛ-164А:

а — продольной рулевой тяги; б — поперечной рулевой тяги 1 — гайка; 2 — шаровые пальцы; 3 — сальник; 4 — пробки; 5 — суха­

ри; 6 — пружины; 7 — ограничитель сжатия пружины; 8 — масленки; 9 — продольная тяга; 10 — рычаг поворотной цапфы; 11 — фасонная пружина; 12— наконечник поперечной рулевой тяги; 13 — резиновый сальник

В гнездо наконечника ввертывается пробка с прорезью для шплинта. В месте выхода пальца из наконечника установлена войлочная шайба сальника с металлической обоймой. Шайба плотно охватывает палец и прижимается пружиной к наконечни­ ку тяги. Смазывается шарнир через масленку.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, ЗИЛ-131

Рулевое управление автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 имеет карданную передачу с промежуточным шлицевым валом, сое­ диняющим вал рулевого колеса с ведущим валом рулевого меха­ низма.

Рулевой механизм объединен в одном агрегате с гидроуси­ лителем (рис. 131). Картер рулевого механизма является одно­ временно цилиндром гидроусилителя рулевого привода. В ци­ линдре перемещается поршень-рейка, в котором укреплена «шариковая» гайка, получающая осевое перемещение при пово­ рачивании винта, сидящего на валу рулевого механизма. Винто­ вая нарезка гайки и винта выполнена в виде канавок полукруг-

201

17 16

6

Рис. 131. Рулевое управление автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131:

а — сх е м а р у л е в о г о уп р а в л ен и я ; б — сх е м а р а б о т ы р у л е в о г о м е х а н и з ­

м а при д в и ж ен и и п р ям о

1 — насос гидроусилителя; 2 — бачок насоса; 3 — шланг низкого дав­ ления; 4 — шланг высокого давления; 5 — колонка рулевого управле­ ния; 6 — контактное устройство сигнала; 7 — переключатель указате­ лей поворота; 8 — клин крепления карданного шарнира; 9 — проме­ жуточный карданный вал; 10 — рулевой механизм; И — сошка руле­

вого

управления; 12

— шариковый клапан; 13 — реактивный

плун­

жер;

14 — золотник;

15 — вал рулевого механизма с винтом;

1 6 —<

 

вал сошки; 1 7

— цилиндр гидроусилителя; 18 — поршень

 

лого сечения, заполненных шариками, вследствие чего уменьша­ ется трение между винтом и гайкой.

Вращательное движение ведущего вала рулевого механизма в паре винт-гайка преобразуется в поступательное движение гайки, которая передает это движение поршню-рейке. На ниж­ ней поверхности поршня-рейки имеются зубья, образующие рей­ ку, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором, пред­ ставляющим одно целое с валом сошки. В картере-цилиндре ру-

202


левого механизма находятся спускная пробка с магнитом для улавливания стальных и чугунных частиц, попадающих в масло.

Насос гидроусилителя полностью (за исключением шкива и пружины перепускного клапана) унифицирован с насосом гидро­ усилителя автомобиля ГАЗ-66. В действие насос приводится клиновидным ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала двигателя.

Золотниковое устройство, направляющее масло от насоса в верхнюю или в нижнюю полости цилиндра усилителя (в зависи­ мости от направления вращения рулевого колеса), помещено в крышке, прикрепленной сверху к картеру рулевого механизма.

При движении автомобиля по прямой масло, поступающее от насоса в клапан управления, проходит через шариковый кла­ пан и возвращается по шлангу низкого давления в насос гидро­ усилителя. При повороте рулевого колеса создается сопротивле­ ние повороту управляемых колес и на винте рулевого механизма возникает осевое усиление, которое стремится переместить зо­ лотник, укрепленный на винте вправо или влево (в зависимости от усилия водителя). Золотник, перемещаясь, открывает доступ масла в ту или другую полость картера цилиндра гидроусили­ теля. Масло давит на поршень-рейку и тем самым облегчает по­ ворот колес автомобиля.

При неисправности гидроусилителя рулевое управление мо­ жет работать только от усилия водителя, которое в таком слу­ чае должно быть повышено.

НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Основные неисправности рулевого управления: повышен­ ный люфт рулевого колеса, заедание рулевого управления, появ­ ление стуков и люфта, обнаруживаемых при покачивании выве­ шенных передних колес автомобиля.

Повышенный люфт, т. е. свободный поворот рулевого коле­ са, превышающий 15°, может быть вызван износом деталей шар­ ниров рулевых тяг, ослаблением крепления картера рулевого механизма, поворотных рычагов и сошки, износом рабочей по­ верхности червяка и ролика или подшипников червяка.

Заедание рулевого управления может быть вызвано заеда­ нием шкворней, отсутствием смазки, неправильной регулировкой рулевого механизма, повреждением подшипников червяка, по­ гнутостью рулевых тяг.

Появление стуков и люфта при покачивании вывешенных колес автомобиля вызывается износом шкворней и их втулок.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Техническое обслуживание рулевого управления заключа­ ется в регулярной проверке затяжки и шплинтовки всех крепле­ ний, люфта рулевого колеса и своевременной смазке.

203