Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время зарядки свинцовых аккумуляторных батарей вы- 'деляется взрывоопасный гремучий газ, в связи с чем необходи­ мо надежно закреплять провода на зажимах батарей, так как при ослаблении зажима может появиться искра и произойти взрыв. По этой же причине в помещении зарядной станции, а также при обслуживании аккумуляторных батарей, установлен­ ных на автомобиле, запрещается курить, зажигать спички, ра­ ботать с открытым огнем.

При эксплуатации свинцовых аккумуляторных батарей надо периодически очищать вентиляционные отверстия в пробках, чтобы не допускать разрушения батарей от скопившегося в них гремучего газа.

Необходимо остерегаться попадания серной кислоты и элек­ тролита на тело и одежду, так как при этом появятся ожоги и ткани одежды будут разрушаться. Попавшую на кожу кислоту нужно быстро нейтрализовать 10-процентным содовым раство­ ром или смыть сильной струей воды.

Электролит для свинцовых аккумуляторов можно пригото­ влять только в стойкой против кислоты посуде (эбонит, стекло, свинец), применяя при этом защитные очки и резиновые пер­ чатки. При приготовлении электролита кислоту нужно вливать тонкой струей в воду, но ни в коем случае не разрешается лить воду в кислоту, так как при этом происходит бурная реакция с разбрызгиванием кислоты.

При проверке нагрузочной вилкой степени заряженности ак­ кумуляторов нельзя касаться нагревшегося сопротивления, так как это может вызвать ожоги. После работы с аккумуляторными батареями необходимо тщательно вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.

Демонтаж и монтаж шин автомобилей следует производить на специально выделенных местах (постах). Перед демонтажем шины надо выпустить воздух из камеры.

Накачивать шины нужно в ограждении или с применением устройств, предохраняющих от выскакивания замочного кольца обода. При накачиваний необходимо следить за показаниями манометра, не допуская превышения давления воздуха в шине сверх установленной нормы.

В случае накачивания шины в пути ее надо положить за­ мочным кольцом вниз. В начале накачивания шины следует убе­ диться в том, что замочное кольцо надежно и равномерно вошло в углубление обода.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРЕНОСНЫМИ ЛАМПАМИ, ЭЛЕКТРОДРЕЛЯМИ И ДРУГИМИ УСТРОЙСТВАМИ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Во избежание поражения электрическим током при работе с электродрелями и другими электрическими инструментами не­ обходимо соблюдать следующие правила:

562


пользоваться только вполне исправным электрическим инструментом, не имеющим замыканий токонесущих частей на корпус инструмента. Корпус должен быть заземлен специальным проводом;

работы производить только в резиновых перчатках и стоя на резиновом коврике или на сухом деревянном полу.

(ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ надо обяза­ тельно соблюдать следующие требования:

автомобиль, поставленный ‘под погрузку (разгрузку), должен быть надежно заторможен ручным тормозом с включе­ нием низшей передачи (даже при самом незначительном уклоне погрузочно-разгрузочной площадки) или заднего хода;

открывать и закрывать борта автомобиля (прицепа) должны одновременно не менее чем два человека, находящиеся сбоку от бортов;

перед открыванием бортов следует убедиться в безопас­ ном расположении груза.

При погрузке или выгрузке груза с платформы или эстака­ ды необходимо уложить мостик, обеспечивающий безопасность перехода грузчиков в кузов автомобиля.

При выполнении погрузочных работ водитель обязан сле­ дить за правильностью размещения груза на автомобиле и при­ цепе, обеспечивать правильную прочную увязку груза и закреп­ ление бортов автомобиля и прицепа. Запрещается во время погрузочно-разгрузочных работ осматривать и ремонтировать ав­ томобиль.

При погрузке грузов из бункера или при помощи транспор­ тера автомобиль устанавливают так, чтобы центр кузова нахо­ дился под центром отверстия бункера или под концом стрелы транспортера. Подъемными кранами и экскаваторами груз надо подносить сбоку или сзади автомобиля (подавать груз через ка­ бину не разрешается).

При погрузке сыпучих грузов вручную грузчики должны находиться сбоку автомобиля; подача автомобиля к месту по­ грузки задним ходом и погрузка через задний борт не разреша­ ется.

Для очистки кузова автомобиля-самосвала надо использо­ вать лопаты и скребки с длинными рукоятками. Ударять по дни­ щу кузова для его очистки запрещается.

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами, нужно увя­ зывать канатами или веревками, но не -проволокой или сталь­ ным тросом.

Прежде чем направить автомобили, погрузочно-разгрузоч­ ные механизмы и рабочих на место производства погрузки и выгрузки грузов, администрация обязана проверить, ссответству-

Я63


ют ли условия работы у отправителей и получателей этих грузов требованиям техники безопасности. Если условия работы не обе­ спечивают безопасности погрузочно-разгрузочных операций, ад­ министрация до устранения недостатков не направляет ни авто­ мобилей, ни людей.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

Каждый водитель обязан уметь оказать первую медицин­ скую помощь пострадавшему. Первую помощь нужно оказать немедленно, до прибытия медицинских работников, чтобы не до­ пустить возможных осложнений, которые могут возникнуть изза непринятия срочных мер.

В каждом подразделении, автотранспортном предприятии, мастерских и помещениях, предназначенных для технического обслуживания и ремонта автомобилей, необходимо иметь аптеч­ ку для оказания первой помощи пострадавшим. В аптечке долж­ ны быть; нашатырный спирт, йод, бинт, вата, сода, шины.

В случае отравления угарным газом пострадавший обычно жалуется на головную боль, тошноту, звон в ушах и головокру­ жение. Его необходимо немедленно перенести на свежий воздух, уложить на диван, кровать или на топчан на спину, расстегнуть воротник одежды, распустить пояс, открыть окна помещения, немедленно вызвать врача или направить пострадавшего с со­ провождающим в медчасть.

При ожоге нужно наложить примочку из спирта, одеколона, однопроцентного раствора питьевой соды или слабого раствора марганцевокислого калия. Место ожога следует смазать вазе­ лином или несоленым маслом. Пузырьки, возникающие при сильных ожогах, нельзя трогать до осмотра врачом.

При ожоге кислотой пораженные места надо быстро обмыть содовым раствором и водой.

При попадании антифриза в организм необходимо вызвать рвоту, сделать простейшее промывание желудка содой и доста­ вить пострадавшего в медчасть.

При ранении в первую очередь следует остановить кровоте­ чение. При небольшом кровотечении достаточно наложить стя­ гивающую повязку, в случае сильного кровотечения — наложить резиновый жгут или закрутку. При кровотечении из носа боль­ ного необходимо посадить с запрокинутой головой или поло­ жить. В ноздрю, которая кровоточит, можно ввести марлевый тампон, а на переносицу надо накладывать примочки.

При вывихе, переломе нужно создать условия полного покоя для поврежденного органа: если рана открыта, забинтовать ее стерильным бинтом и наложить с двух сторон шины из твердого материала. При переломе кисти и фаланг пальцев следует по­ лусогнуть пальцы, подложить под ладонь и кисть валик из ваты и наложить шины на поверхность ладони и тыльной стороны ее от пальцев до локтя.

264


При поражении электрическим током нужно немедленно от­

ключить ток. Если это не удается, то пострадавшего необходимо оттянуть от провода, пользуясь при этом резиновыми перчатка­ ми или надев сухие галоши. После удаления от источника тока пострадавшему дают понюхать нашатырный спирт, и если он не приходит в себя, ему делают искусственное дыхание. Иногда пострадавший приходит в сознание лишь после многочасового проведения искусственного дыхания.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Й ОСМОТР И Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ ПЕРЕД ВЫХОДОМ ИЗ ПАРКА

Контрольный осмотр перед выходом из парка проводят для того, чтобы проверить техническое состояние автомобиля, выя­ вить неисправности, устранить их и обеспечить выполнение за­ дания командира в установленный срок. Осмотр проводится во­ дителем после того, как он получил все необходимые путевые документы, предъявил их дежурному по парку и получил от него разрешение на подготовку автомобиля к рейсу.

Контрольный осмотр проводят также и при нахождении с автомобилем вне части (в командировке, на учениях и т. п.), всякий раз перед началом работы или перед совершением оче­ редного рейса. На осмотр автомобиля водитель затрачивает в среднем от 15 до 20 мин в зависимости от своих практических навыков и марки автомобиля.

Осмотр автомобиля начинают с проверки его внешнего вида, чистоты и состояния наружных поверхностей. Осмотрев автомо­ биль, приступают к проверке агрегатов и механизмов. Проверять их надо в строго определенной последовательности.

Рекомендуется контрольный осмотр автомобиля проводить

втакой последовательности.

1.Проверить комплектность и исправность водительского инструмента.

Проверяя крепление таких деталей, как крыло, дверь ка­ бины, подножка и т. п., не обязательно пробовать затяжку каж­ дого болта и гайки. Для этого достаточно с силой покачать эти детали. Если они слабо укреплены, водитель почувствует их пе­ ремещение. Крепление других деталей (например, гаек полу­ осей, крышек балансиров и т. п.) проверяют с помощью гаечных ключей, а надежность крепления колес—легкими ударами мо­ лотка по боковым граням гаек.

2.Водитель проверяет количество горючего в баках и смот­ рит, нет ли подтеканий из баков и фильтров, обращая при этом особое внимание на штуцерные соединения магистралей и от­ сутствие пятен на полу (земле, снегу).

3.При осмотре радиатора необходимо снять пробку залив­ ной горловины и проверить уровень охлаждающей жидкости в

265


радиаторе. Если система заполнена водой, то уровень ее должен доходить до контрольной трубки. Если же система заполняется охлаждающей низкозамерзающей жидкостью, уровень ее не должен доходить до трубки на 10—15 мм.

4. Наличие и качество масла в картере двигателя проверя­ ют по маслоуказательному стержню. Для измерения уровня стержень вынимают из гнезда картера, протирают чистой вето­ шью и, опустив вторично до упора, вынимают. Уровень масла должен доходить до верхней отметки стержня.

Окачестве масла судят по трем признакам: цвету, запаху

имаслянистости (вязкости). Если масло, хорошего качества, оно прозрачно и через его пленку хорошо видны отметки и цифры маслоуказательного стержня.

Масло, загрязненное продуктами сгорания, в результате дли­ тельной работы имеет темный цвет, деления щупа сквозь масло не различаются.

5. Убедившись, что охлаждающей жидкости в радиатор и масла в картер двигателя залито достаточно, запускают двига­ тель (зимой — с предварительным разогревом) и прогревают его до температуры охлаждающей жидкости 70—80° С.

6. Водитель проверяет, нет ли подтекания:

горючего из карбюратора, бензинового насоса, отстойни­ ка, из фильтров тонкой и грубой очистки, бачков пусковых подо­ гревателей и в местах присоединения топливопроводов;

охлаждающей жидкости из радиатора, пускового подо­ гревателя, в местах соединения шлангов с патрубками через сливные краники и дренажное Отверстие водяного насоса;

масла из фильтров тонкой и грубой очистки и в местах присоединения маслопроводов.

7.При работающем двигателе проверяют также исправ­ ность действия фар, подфарников, указателей поворота, задне­ го фонаря, звукового сигнала, стеклоочистителя, сигнала «стоп»,

атакже работу подъемного механизма платформы самосвала. Включая переключатели режимов светомаскировки, проверяют действие светомаскировочных устройств (СМУ) на режиме пол­ ного затемнения.

8.После того как двигатель прогреется прослушивают ра­ боту двигателя на различных оборотах коленчатого вала и про­ веряют работу контрольных приборов. Прогретый двигатель должен устойчиво работать на малых оборотах, без перебоев переходить на средние и большие обороты, работать без стуков и дыма, «чихания» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе.

9.Убедившись в наличии и надежности крепления всех гаек колес и полуосей, проверяют с помощью манометра давление в ший'ах. При понижении давления в шинах накачивают в них воздух до установленной нормы.

10.Действие рулевого управления, сцепления, тормозов, ко­

268