Файл: Отчет о прохождении производственной практики (преддипломной) Профессиональный модуль.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В заключение мы хотим сказать, что 100 % опрошенных хотели бы повысить свой уровень профессиональной компетентности в контексте индивидуализации обучения, и 100 % считают индивидуализацию обязательным принципом обучения. Если быть более точными, то более 56 % ответили на эти вопросы – «скорее да, чем нет». Остальные полностью согласны и ответили утвердительно «да». Это очередной раз показывает, что практикующие учителя, с большим педагогическим стажем готовы учиться новому и готовы обучать других.
При создании определенных условий, при решении ряда проблем, которые препятствуют индивидуализации обучения, образовательный процесс может выйти на новый уровень. Индивидуализированный подход к каждому ученику будет способствовать росту внутренней мотивации. Каждый ученик сможет раскрыть свои таланты и творческие способности, и все это под наблюдением учителя, который сможет направлять их и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного её развития. Эффективность индивидуализации зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства учителя.
3. Разработка проекта реализации индивидуализации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий
Апробация схемы индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий планируется на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Маяк» (Хабаровский край, Нанайский район, село Маяк) в рамках реализации инновационного проекта «Дистанционные курсы по выбору обучающихся как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Составляющими элементами проекта являются:
1) Актуальность реализации проекта;
2) Цели и задачи проекта;
3) Основные этапы реализации;
4) Механизмы и условия реализации проекта;
5) Календарный план;
6) Риски проекта. Возможные препятствия и проблемы реализации проекта, пути выхода;
7) Ожидаемые результаты;
8) Критерии эффективности реализации проекта.
Актуальность проекта. С 2020 года во всех российских школах реализовывается Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может предоставить обучающимся возможность обучения не просто в рамках определённого профиля подготовки, а по индивидуальному учебному плану с выбором факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин. Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору, соответствующие индивидуальной образовательной траектории согласно индивидуальному плану учащихся могут осваиваться не только в рамках межклассного коллектива, как это принято в школах города – пилотных площадках внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, но и посредством организации учебного процесса с использованием информационных коммуникационных технологий посредством дистанционных занятий.
Цель проекта − индивидуализировать образовательный процесс в рамках профильного обучения на уровне среднего общего образования посредством разработки и внедрения в образовательный процесс школы дистанционных курсов по выбору с помощью информационных коммуникационных технологий.
Для этого необходимо:
1) разработка и утверждение пакета нормативно-правовых документов;
2) создание на основе модели индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и апробация не менее двух курсов по выбору обучающихся младших классов;
3) повышение квалификации педагогов для обеспечения использования дистанционного образования посредством ИКТ-технологий на уровне начального общего образования;
4) создание материально-технических условий для реализации проекта.
Основные этапы реализации проекта.
Первый этап (подготовительный) – презентация проекта педагогическому коллективу, проведение методических семинаров о сущности дистанционного обучения для педагогов, разработка и принятие пакета нормативно-правовых документов, локальных актов, формирование коллектива разработчиков дистанционных курсов. Формирование учебного плана НОО и перечня предметов по выбору. Информирование обучающихся и родителей.
Второй этап (основной) – разработка дистанционных курсов, реализация образовательного процесса по индивидуальным учебным планам обучающихся с освоением курсов по выбору в дистанционной форме, оказание помощи обучающимся в овладении механизмами саморегуляции в дистанционном обучении.
Третий этап (заключительный, контрольно-коррекционный) − исследование восприятия всеми субъектами образовательного процесса новой формы обучения, выявление наиболее существенных трудностей реализации дистанционного обучения, корректировка технологии. Представление опыта реализации проекта.
Механизмы и условия реализации проекта. Реализация данного проекта требует применения современных методов организационного управления с использованием ИКТ-технологий, в частности матричной структуры проектного управления.
Календарный план реализации проекта включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный На каждом этапе предусмотрена система мероприятий по реализации проекта. Содержание каждого этапа представлено в таблице 2.
№ | Содержание | Сроки | Результат/продукт |
| |||
1 | Презентация проекта педагогическому коллективу школы, создание рабочей группы и утверждение руководителя проекта | 1 месяц | Утверждённый приказом директора состав рабочей группы реализации проекта |
2 | Разработка и принятие пакета нормативно-правовых документов | 2 месяца | Локальные акты, учебный план НОО, рабочие программы учебных дисциплин по выбору |
3 | Организация повышения квалификации для педагогов разработчиков дистанционных курсов | 2 месяца | Повышение ИКТ-компетентности в части разработки дистанционных курсов |
4 | Проведение методических семинаров об организации дистанционного обучения для педагогов | 4 месяца | Понимание технологии создания дистанционных курсов педагогами |
5 | Информирование обучающихся и родителей | В течении всего проекта | Протоколы родительских собраний, раздел проекта на официальном сайте образовательного учреждения |
6 | Разработка дистанционных курсов | 4 месяца | Не менее двух курсов |
7 | Проведение внутренней и внешней экспертизы курсов, внесение изменений, доработка при необходимости | 3 месяца | Сформированная база дистанционных курсов, прошедших экспертизу |
8 | Тренинг психолога для обучающихся по самоорганизации и саморегуляции | 1 месяц | Способность обучающихся к саморегуляции и самоорганизации в результате освоения курсов |
9 | Поддержка и сопровождение дистанционных курсов со стороны методиста и технического специалиста | На протяжении всего периода | Эффективное функционирование базы дистанционных курсов |
10 | Оценка эффективности проекта согласно критериям оценки проекта, определение перспектив развития | 1 месяц | Аналитический отчет: итоги проекта |
11 | Подготовка итоговых продуктов к презентации на семинарах, конференциях разного уровня | 1 месяц | Семинары, конференции по представлению результатов проекта |
Обратимся к рассмотрению выполненных в ходе проведения уроков интерактивных заданий в LearningApps.
Пазл «Угадай-ка». В одном пазле должны быть назначены различные группы понятий. Каждый найденный термин показывает часть основного изображения или видео.
Викторина или викторина с выборкой правильного ответа. Традиционные вопросы множественного выбора с мультимедийным контентом, причем правильным может быть не только один ответ.
Выделить слова. Условия этой игры заключаются в том, чтобы выделить необходимые слова из данного текста.
Кто хочет стать миллионером? Известная игра. Отвечать на вопросы с возрастающей сложностью.
Слова из букв. Цель этой игры в том, чтобы составить слова из лежащих рядом друг с другом букв в сетке.
Игра «Парочки». Классическая игра с использованием не только картинок, но и текста.
Классификация. Распределение объектов по группам. Этот шаблон поможет создать от 2 до 4 групп, которые затем должны быть соотнесены к элементам.
Найти на карте. С помощью этого шаблона тексты, изображения, аудио или видео определенные места выделяются на карте флажками.
Найти пару. С помощью этого шаблона нужно найти пару: текст или картинку, видео или аудио.
Соответствие в сетке. Карты в сетке должны быть соотнесены. Перетаскивайте карточки из верхней части к соответствующим карточкам в нижнюю часть.
Расставить по порядку. С помощью этого шаблона можно расположить в правильном порядке тексты, видео, картинки и аудио.
Хронологическая линейка. Являясь шкалой времени, этот шаблон поможет расположить информацию в виде текста, картинки, видео или аудио в необходимой последовательности.
Кроссворд. Цель этой игры в том, чтобы разгадать кроссворд. Все приложения можно наполнить своим материалом, они находятся среди шаблонов. Весь список приложений появляется при нажатии кнопки «Создать упражнение». По окончании их можно опубликовать, чтобы и другие пользователи могли создавать свои интерактивные задания, а также научиться новому, используя вашу разработку.
Простой и распространенной на сегодня программой, помогает учителю разнообразить урок, является приложение Power Point. С его помощью можно создавать компьютерные презентации. Они влияют сразу на несколько видов памяти: зрительную (ученики видят), слуховую (читают), моторную (пишут). Использование компьютерной презентации на уроке позволяет: повысить мотивацию обучающихся; интенсифицировать урок; использовать большое количество иллюстративного материала; привлечь обучающихся к самостоятельному процессу обучения.
Как показывает практика, использовать компьютерные презентации можно на уроках любого типа: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений, навыков; урок контроля знаний, умений, навыков; нестандартный урок; интегрированный урок; комбинированный урок. Главное, чтобы эти материалы отвечали принципам научности, наглядности, были представлены в объеме, соответствующему дидактической цели. Также целесообразно применять их при проведении тематических проверок.
Большое значение имеет при этом тщательная подготовка учителя к уроку. Каждый урок надо глубоко и целенаправленно продумать, между уроками должна быть тесная связь, надо систематически закреплять полученные знания и навыки. Таким образом, уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у обучающихся, которое выражается в росте количества вопросов, задаваемых детьми, а также в поиске ответов на сложные вопросы. Возросло количество обучающихся, которые готовили самостоятельно дополнительную информацию к урокам.
Данные уроки также способствовали развитию компьютерной грамотности. Подготовка к урокам с использованием ИКТ требует большего времени, чем обычный урок, но это нельзя назвать недостатком, так как данные уроки гораздо эффективнее обычных. Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучающихся.
Выводы
Преддипломная практика проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Маяк» (Хабаровский край, Нанайский район, село Маяк) в период с 10.11.2022 г. по 07.12.2022 г.
Первый этап преддипломной практики состоял из проведения анкетирования учителей начальных классов по вопросам применения ИКТ в своей практике.
В исследовании принимали участие 10 учителей начальных классов, имеющих стаж работы более 20 лет.
Результаты анкетирования показали особенности педагогической деятельности в МБОУ СОШ с. Маяк и позволили определить необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов в контексте индивидуализации обучения с применением ИКТ.
Анализ результатов анкетирования помог нам далее разработать проект реализации индивидуализации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий.