Файл: Чупахин, В. М. Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для кадров массовых профессий

В. М. ЧУПАХИН

ОБОРУДОВАНИЕ

РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Издание второе, переработанное и дополненное

Одобрено Ученым советом Государ­ ственного комитета Совета Минист­ ров СССР по профессионально-техни­ ческому образованию в качестве учебного пособия для профессиональ­ но-технических училищ и подготовки рабочих на производстве.

Москва

Пищевая промышленность

1974

Контрольный экз

УДК 637.56.002.5(075.8)

Рецензент Д. X. Бунин

©Издательство «Пищевая промышленность», 1974 г.

ч31705—104 104—74

044(01)—74

ТУ- № 3 4 6

Василий Михайлович Чупахин

Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий

Редактор С. М. Зябрева

Художественный редактор С. Р. Нак Технический редактор Н. Н. Зиновьева

Корректор Т. Н. Бобрикова

Т-03145. Сдано в набор 22/VIII—1973 г. Подписано в печать

б/Ш—1974

г. Формат

60X90l/ieБумага тип.

3.

Объем 20,0

печ. л.

Уч.-изд. л. 22,29. Тираж 6500 экз.

Заказ 1037. Цена 61

коп.

 

 

 

Издательство «Пищевая промышленность»

д.

12

113035, Москва,

М-35,

1-й Кадашевский пер.,

Владимирская типография Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР

по делам издательств, ролиграфии и книжной торговли Гор. Владимир, ул. Победы, д. 18-6.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В решениях партии и правительства предусматривается зна­ чительное увеличение добычи рыбы, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции.

Выполнение этих задач неразрывно связано с подготовкой кадров для рыбной промышленности.

Данное учебное пособие включает изучение основных видов рыбоперерабатывающего оборудования. Особое внимание в кни­ ге уделено оборудованию, освоенному отечественной промыш­ ленностью за последние годы, в частности технологическому обо­ рудованию для плавучих рыбоперерабатывающих предприятий.

В связи с быстрым развитием техники, совершенствованием производства и организации труда необходимо в процессе под­ готовки рабочих массовых профессий учебный материал, изло­ женный в настоящей книге, дополнять материалом о новом обо­ рудовании и технологических процессах, а также о передовых методах труда и других достижениях науки и техники, которые освещаются в периодических изданиях отечественной и зарубеж­ ной печати.

Второе издание данной книги значительно отличается от пер­ вого, вышедшего в 1968 г. В частности, исключено описание устаревших конструкций машин и аппаратов и описано новое прогрессивное отечественное и зарубежное оборудование.

Приведены простейшие расчетные примеры, связанные с оп­ ределением производительности некоторых видов машин и мощ­ ности электродвигателей для их привода. В качестве примера дана методика продуктового расчета поточно-механизированной линии.

Автор выражает благодарность старшему научному сотруд­ нику Д. X. Бунину за полезные советы, сделанные при рецензи­ ровании рукописи.

Автор также выражает благодарность старшему инженеру Гипрорыбпрома Л. В. Тюниковой за помощь в оформлении графического материала по некоторым видам оборудования.

1*


Г л а в а I. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВЫГРУЗКИ

И ТРАНСПОРТИРОВКИ РЫБЫ И РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ

Выгрузка и транспортировка рыбы и рыбной продукции — тяжелые и трудоемкие операции. На предприятиях рыбной про­ мышленности для механизации этих операций применяют кра­ ны, стеллинги, стрелы, рыбонасосы, гидравлические, ленточные, скребковые и пластинчатые конвейеры, а также авто- и электро­ погрузчики, узкоколейные вагонетки и тележки различных кон­ струкций. Кроме того, для внутрицеховой транспортировки час­ то применяют электротали, ковшовые и люлечные элеваторы.

Применение тех или иных средств механизации зависит от конкретных условий, в частности от продолжительности тран­ спортных и погрузочно-разгрузочных операций, рельефа мест­ ности, расстояния транспортировки, породы обрабатываемой ры­ бы, а также от конструкции рыбопромысловых и транспортных судов, из которых выгружается рыба.

Перечисленные средства механизации в основном использу­ ют комплексно. Рациональное сочетание различных средств ме­ ханизации значительно повышает их эффективность.

Транспортное оборудование можно разделить на оборудова­ ние непрерывного действия, которое перемещает груз непрерыв­ ным потоком, и оборудование периодического действия, переме­ щающее груз отдельными порциями. Различают также тран­ спортные устройства для перемещения сыпучих и штучных грузов.

ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

Транспортеры

Ленточные транспортеры. Ленточные транспортеры применя­ ют в рыбной промышленности для транспортировки рыбы, соли,

атакже штучных грузов. Различают горизонтальные, наклонные

икомбинированные ленточные транспортеры.

На рис. 1 изображен ленточный горизонтальный транспортер, основными узлами которого являются станина, несущий и тя­ говый органы, приводной, натяжной барабаны, опоры для ленты, привод и натяжное устройство.

Станину 1 в большинстве случаев изготовляют из стальных труб или профильного стального проката. Станины бывают

4

сплошные и секционные. Последние более удобны в монтаже. Диаметр и длину приводного 2 и натяжного 3 барабанов оп­

ределяют расчетом .

В качестве несущего и тягового органов 4 в ленточных тран­ спортерах наиболее широко применяют тканевые прорезиненные

 

Т ~ Щ ~ Т

Ш

щ

М

т р 1 / *

 

 

 

■....

...

10

11

 

 

в

 

A h ' "

 

 

 

Д

t1) ..... г111

г1*1

■К

 

г1

 

 

 

Рис.

1.

Ленточный транспортер.

 

ленты (бельтинг) шириной от 300 до 2000 мм, которые состоят из тканевых прокладок (от 3 до 12) с резиновой прослойкой между ними и покрыты резиновой оболочкой. Толщина одной прокладки в готовой ленте 2 мм. Толщина резиновых обкладок на рабочей стороне ленты 3—6, на нерабочей 1 —1,5 мм. Конны

У Лента

, Лента

S

Рис. 2. Конструкция опор ленты:

а — роликовые; 6 — трехроликовые; в — плоские.

ленты можно соединять различными способами, однако наиболее надежным является соединение концов ленты склейкой с после­ дующей вулканизацией.

Опоры (рис. 2) для рабочей ветви 5 (см. рис. 1) могут быть роликовые, трехроликовые и плоские (деревянные или металли­ ческие настилы). Для холостой ветви 6 применяют опоры — ро­ ликовые или плоские. Трехроликовые опоры (желобчатые) при­ меняют при транспортировке сыпучих грузов (соль, уголь и пр.).

Привод ленточного транспортера в данном варианте осуще­ ствляется от индивидуального электродвигателя 7 через червяч­

5


ный редуктор 8 и клиноременную передачу 9. Натяжное устрой­ ство состоит из барабана 3, двух передвижных подшипников 10 (последние могут перемещаться в направляющих параллелях) и двух винтов 11, которые перемещаются вдоль неподвижных гаек 12.

При эксплуатации ленточного транспортера необходимо ре­ гулярно смазывать все подшипники, а также в случае пробук­ совки ленты на приводном барабане производить натяжение ра­ бочего органа —ленты. Натяжение осуществляют двумя натяж­ ными винтами, избегая перекоса, так как при неравномерном натяжении лента будет сходить с барабана. Оптимальная ско­ рость ленты 0,5—1,2 м/с, для сортировочных транспортеров ско­ рость ленты 0,15—0,25 м/с.

Производительность ленточного транспортера G (в кг/ч) при транспортировке штучного груза можно определить по формуле

 

0 = 3 600 — q ,

 

а

где

qмасса штучного груза, кг;

 

а — расстояние между штучными грузами, м;

 

о— скорость движения тягового органа, м/с (0,5—1,2).

 

При транспортировке рыбы производительность транспортера

определяют по формуле:

 

G = 3600 Bvg,

где

В — ширина ленты, м;

 

gсредняя удельная нагрузка рыбы на ленту, кг/м2 (12—15).

Мощность электродвигателя N (в кВт) для привода горизон­ тального транспортера можно определить по формуле

 

GL со

N = ------------- ,

■367000 в

где G— производительность транспортера, кг/ч;

L — длина транспортера, м;

 

В — к. п. д. привода (0,7—0,8);

(для роликовых опор со = 0,3—0,8, при

со — коэффициент сопротивления

сплошной опоре со=1,0—4,0).

Мощность электродвигателя для привода наклонного тран­

спортера соответственно определяется по формуле

G

(Я+Lco),

N =

367000 в

где Н — высота подъема груза, м.

 

Пример. Определить производительность горизонтального ленточного

транспортера и мощность электродвигателя его привода, если удельная на­

грузка транспортируемой

рыбы

g = 1 5 кг/м2,

ширина ленты

В = 0,5 м, ско­

рость ленты о = 1,0 м/с, к.

п. д.

привода в =

0,7,

коэффициент

сопротивления

<» = 0,4, длина транспортера L =

50 м.

 

 

 

Производительность транспортера составляет

 

 

G = 3600-Bog =

3600-0,5-1,0-15 =

27000 кг/ч.

 

6


Мощность электродвигателя для привода транспортера

N =

GL со

27000-50 0,4

-------------=

------------------ = 2,0 кВт

 

367000 л

367000-0,7

Пластинчатые транспортеры. На предприятиях рыбной про­ мышленности эти транспортеры применяют для транспортиров­ ки штучных грузов (бочки, ящики и пр.). Пластинчатые тран­ спортеры могут перемещать груз на расстояние до 150 м, под углом до 30—40°. Скорость движения ленты 0,2—0,6 м/с.

На рис. 3 изображен пластинчатый транспортер, состоящий из станины 1 из профильного железа, двух приводных 4 и двух натяжных 3 звездочек, огибаемых бесконечной лентой, состоя­ щей из шарнирных цепей 5, к которым прикреплены пластины 6 с бортиками 9. На шарнирах цепей расположены ролики 7, об­ катывающиеся по направляющим 8, прикрепленным к станине транспортера. Приводной вал конвейера 10 приводится в дви­ жение от рабочего шкива 11 через пару цилиндрических шесте­ рен 12. Два винта обеспечивают натяжение цепного полотна транспортера.

Винтовые транспортеры. Винтовые транспортеры (шнеки) бы­ вают горизонтальными, наклонными и вертикальными. Они при­ меняются для транспортировки рыбных отходов, а также сы­ пучих и кусковых материалов.

Винтовой транспортер (рис. 4) представляет собой закрытый желоб /, в котором вращается шнек 2, сидящий на валу 3. Пере­ мещаемый материал загружают в патрубок 4, а выгружают че­

7

рез патрубок 5. Люк 6 служит для контроля за работой шнека. Шнековый вал, приводимый в движение от шкива 7, вращается в подшипниках 8. При длине шнекового вала более 5 м устанав­ ливают подвесные подшипники 9, которые обеспечивают продви­ жение продукта и предохраняют вал от изгиба. Диаметры шне­ ков винтовых транспортеров 150, 200, 250, 300, 400, 500 и 600 мм.

В процессе эксплуатации необходимо регулярно следить за смазкой подшипников, а также обеспечивать равномерную за­ грузку продукта, при излишке загрузки продукт может спрессо­ вываться, в этом случае транспортер не будет работать.

Рис. 4. Винтовой транспортер (шнек).

Производительность винтового транспортера G (в кг/ч) при­ ближенно можно определить по формуле

G — 60 — (D — d)2 snip р, 4

где D — диаметр шнека, м; d — диаметр вала, м; s — шаг винта, м;

п — частота вращения шнека, об/мин; р— насыпная масса материала, кг/м3;

ф — коэффициент заполнения (0,15—0,40).

Раздвижной транспортер. Раздвижной роликовый транспор­ тер предназначен для транспортировки мороженой рыбы в кар­ тонных ящиках при загрузке и выгрузке изотермических ваго­ нов или при транспортировке других штучных грузов. На рис. 5 представлен раздвижной транспортер и его кинематическая схема.

Основой конструкции раздвижного транспортера является двойная ферма, изготовленная из шарнирно-соединенных швел­ лерообразных щек 1. Ферма шарнирно закреплена на трех пе­ редвигающихся стойках 2, установленных на поворотных коле­ сах 3.

Рабочим органом транспортера являются приводные ролики 4 диаметром 42 мм, установленные на шарикоподшипниках в верхних шарнирах фермы. Ролики соединены между собой по­ следовательными цепными передачами 5 через промежуточные валы 6, установленные в средних шарнирах фермы.

Приводные цепи размещены в щеках фермы. Ролики и про­

8


межуточные валы приводятся в движение от двух электродвига­ телей 7, закрепленных совместно с редукторами на щеках раз­ движной фермы.

Для удобства перемещения транспортера и во избежание не­ счастного случая при съеме ящиков крайний ролик 8 со стороны свободного конца транспортера выполнен неприводным.

Средняя производительность транспортера — 20 ящиков в минуту, скорость движения ящика —0,457 м/с, мощность элект­ родвигателей 2X0,6 кВт, наибольшая рабочая длина —8,4 м. Минимальные габариты в сложенном состоянии: длина 1280 мм, ширина —614, высота —810 мм.

Рис. 5. Транспортер раздвижной:

а — общий вид; б — кинематическая схема.

Лотковые гидротранспортеры. Для транспортировки рыбы применяют лотковые гидротранспортеры (рис. 6), представляю­ щие собой открытые желоба 1, установленные на опорных кон­ струкциях 2. Сечение желоба (рис. 7) может быть прямоуголь­ ным, трапецеидальным или полукруглым. Желоб изготовляют в основном из деревянных досок, но применяют желоба из бето­ на, кирпича, листовой стали и оцинкованного железа.

Желоб устанавливают с уклоном в сторону движения потока. Оптимальная величина уклона 0,008—0,015, т. е. на 1 м желоба перепад должен составлять от 8 до 15 мм. Радиус закругления желобов при повороте гидротранспортеров должен быть не ме­ нее 3 м.

Для равномерного движения потока в желобе в местах за­ кругления уклон желоба необходимо увеличивать на 50% по сравнению с прямолинейным участком.

Для транспортировки рыбы следует правильно регулировать подачу воды в желоб. При транспортировке мелкой рыбы коли­ чество воды должно превышать количество транспортируемой

9