Файл: Чупахин, В. М. Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Для кадров массовых профессий
В. М. ЧУПАХИН
ОБОРУДОВАНИЕ
РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Издание второе, переработанное и дополненное
Одобрено Ученым советом Государ ственного комитета Совета Минист ров СССР по профессионально-техни ческому образованию в качестве учебного пособия для профессиональ но-технических училищ и подготовки рабочих на производстве.
Москва
Пищевая промышленность
1974
Контрольный экз
УДК 637.56.002.5(075.8)
Рецензент Д. X. Бунин
©Издательство «Пищевая промышленность», 1974 г.
ч31705—104 104—74
044(01)—74
ТУ- № 3 4 6
Василий Михайлович Чупахин
Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий
Редактор С. М. Зябрева
Художественный редактор С. Р. Нак Технический редактор Н. Н. Зиновьева
Корректор Т. Н. Бобрикова
Т-03145. Сдано в набор 22/VIII—1973 г. Подписано в печать
б/Ш—1974 |
г. Формат |
60X90l/ieБумага тип. |
№ |
3. |
|
Объем 20,0 |
печ. л. |
Уч.-изд. л. 22,29. Тираж 6500 экз. |
|||
Заказ 1037. Цена 61 |
коп. |
|
|
|
|
Издательство «Пищевая промышленность» |
д. |
12 |
|||
113035, Москва, |
М-35, |
1-й Кадашевский пер., |
Владимирская типография Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР
по делам издательств, ролиграфии и книжной торговли Гор. Владимир, ул. Победы, д. 18-6.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В решениях партии и правительства предусматривается зна чительное увеличение добычи рыбы, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции.
Выполнение этих задач неразрывно связано с подготовкой кадров для рыбной промышленности.
Данное учебное пособие включает изучение основных видов рыбоперерабатывающего оборудования. Особое внимание в кни ге уделено оборудованию, освоенному отечественной промыш ленностью за последние годы, в частности технологическому обо рудованию для плавучих рыбоперерабатывающих предприятий.
В связи с быстрым развитием техники, совершенствованием производства и организации труда необходимо в процессе под готовки рабочих массовых профессий учебный материал, изло женный в настоящей книге, дополнять материалом о новом обо рудовании и технологических процессах, а также о передовых методах труда и других достижениях науки и техники, которые освещаются в периодических изданиях отечественной и зарубеж ной печати.
Второе издание данной книги значительно отличается от пер вого, вышедшего в 1968 г. В частности, исключено описание устаревших конструкций машин и аппаратов и описано новое прогрессивное отечественное и зарубежное оборудование.
Приведены простейшие расчетные примеры, связанные с оп ределением производительности некоторых видов машин и мощ ности электродвигателей для их привода. В качестве примера дана методика продуктового расчета поточно-механизированной линии.
Автор выражает благодарность старшему научному сотруд нику Д. X. Бунину за полезные советы, сделанные при рецензи ровании рукописи.
Автор также выражает благодарность старшему инженеру Гипрорыбпрома Л. В. Тюниковой за помощь в оформлении графического материала по некоторым видам оборудования.
1*
Г л а в а I. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВЫГРУЗКИ
И ТРАНСПОРТИРОВКИ РЫБЫ И РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ
Выгрузка и транспортировка рыбы и рыбной продукции — тяжелые и трудоемкие операции. На предприятиях рыбной про мышленности для механизации этих операций применяют кра ны, стеллинги, стрелы, рыбонасосы, гидравлические, ленточные, скребковые и пластинчатые конвейеры, а также авто- и электро погрузчики, узкоколейные вагонетки и тележки различных кон струкций. Кроме того, для внутрицеховой транспортировки час то применяют электротали, ковшовые и люлечные элеваторы.
Применение тех или иных средств механизации зависит от конкретных условий, в частности от продолжительности тран спортных и погрузочно-разгрузочных операций, рельефа мест ности, расстояния транспортировки, породы обрабатываемой ры бы, а также от конструкции рыбопромысловых и транспортных судов, из которых выгружается рыба.
Перечисленные средства механизации в основном использу ют комплексно. Рациональное сочетание различных средств ме ханизации значительно повышает их эффективность.
Транспортное оборудование можно разделить на оборудова ние непрерывного действия, которое перемещает груз непрерыв ным потоком, и оборудование периодического действия, переме щающее груз отдельными порциями. Различают также тран спортные устройства для перемещения сыпучих и штучных грузов.
ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ
Транспортеры
Ленточные транспортеры. Ленточные транспортеры применя ют в рыбной промышленности для транспортировки рыбы, соли,
атакже штучных грузов. Различают горизонтальные, наклонные
икомбинированные ленточные транспортеры.
На рис. 1 изображен ленточный горизонтальный транспортер, основными узлами которого являются станина, несущий и тя говый органы, приводной, натяжной барабаны, опоры для ленты, привод и натяжное устройство.
Станину 1 в большинстве случаев изготовляют из стальных труб или профильного стального проката. Станины бывают
4
сплошные и секционные. Последние более удобны в монтаже. Диаметр и длину приводного 2 и натяжного 3 барабанов оп
ределяют расчетом .
В качестве несущего и тягового органов 4 в ленточных тран спортерах наиболее широко применяют тканевые прорезиненные
|
Т ~ Щ ~ Т — |
Ш — |
щ |
М |
т р 1 / * |
||
|
|
|
■.... |
... |
|||
10 |
11 |
|
|
в |
|
A h ' " |
|
|
|
|
Д |
||||
t1) ..... г111 |
г1*1 |
■К |
|||||
|
|||||||
г1 |
|
|
|||||
|
Рис. |
1. |
Ленточный транспортер. |
|
ленты (бельтинг) шириной от 300 до 2000 мм, которые состоят из тканевых прокладок (от 3 до 12) с резиновой прослойкой между ними и покрыты резиновой оболочкой. Толщина одной прокладки в готовой ленте 2 мм. Толщина резиновых обкладок на рабочей стороне ленты 3—6, на нерабочей 1 —1,5 мм. Конны
У Лента
, Лента
S
Рис. 2. Конструкция опор ленты:
а — роликовые; 6 — трехроликовые; в — плоские.
ленты можно соединять различными способами, однако наиболее надежным является соединение концов ленты склейкой с после дующей вулканизацией.
Опоры (рис. 2) для рабочей ветви 5 (см. рис. 1) могут быть роликовые, трехроликовые и плоские (деревянные или металли ческие настилы). Для холостой ветви 6 применяют опоры — ро ликовые или плоские. Трехроликовые опоры (желобчатые) при меняют при транспортировке сыпучих грузов (соль, уголь и пр.).
Привод ленточного транспортера в данном варианте осуще ствляется от индивидуального электродвигателя 7 через червяч
5
ный редуктор 8 и клиноременную передачу 9. Натяжное устрой ство состоит из барабана 3, двух передвижных подшипников 10 (последние могут перемещаться в направляющих параллелях) и двух винтов 11, которые перемещаются вдоль неподвижных гаек 12.
При эксплуатации ленточного транспортера необходимо ре гулярно смазывать все подшипники, а также в случае пробук совки ленты на приводном барабане производить натяжение ра бочего органа —ленты. Натяжение осуществляют двумя натяж ными винтами, избегая перекоса, так как при неравномерном натяжении лента будет сходить с барабана. Оптимальная ско рость ленты 0,5—1,2 м/с, для сортировочных транспортеров ско рость ленты 0,15—0,25 м/с.
Производительность ленточного транспортера G (в кг/ч) при транспортировке штучного груза можно определить по формуле
|
0 = 3 600 — q , |
|
а |
где |
q— масса штучного груза, кг; |
|
а — расстояние между штучными грузами, м; |
|
о— скорость движения тягового органа, м/с (0,5—1,2). |
|
При транспортировке рыбы производительность транспортера |
определяют по формуле: |
|
|
G = 3600 Bvg, |
где |
В — ширина ленты, м; |
|
g—средняя удельная нагрузка рыбы на ленту, кг/м2 (12—15). |
Мощность электродвигателя N (в кВт) для привода горизон тального транспортера можно определить по формуле
|
GL со |
N = ------------- , |
|
■367000 в |
|
где G— производительность транспортера, кг/ч; |
|
L — длина транспортера, м; |
|
В — к. п. д. привода (0,7—0,8); |
(для роликовых опор со = 0,3—0,8, при |
со — коэффициент сопротивления |
|
сплошной опоре со=1,0—4,0). |
|
Мощность электродвигателя для привода наклонного тран |
|
спортера соответственно определяется по формуле |
|
G |
(Я+Lco), |
N = |
|
367000 в |
|
где Н — высота подъема груза, м. |
|
Пример. Определить производительность горизонтального ленточного |
транспортера и мощность электродвигателя его привода, если удельная на
грузка транспортируемой |
рыбы |
g = 1 5 кг/м2, |
ширина ленты |
В = 0,5 м, ско |
|
рость ленты о = 1,0 м/с, к. |
п. д. |
привода в = |
0,7, |
коэффициент |
сопротивления |
<» = 0,4, длина транспортера L = |
50 м. |
|
|
|
|
Производительность транспортера составляет |
|
|
|||
G = 3600-Bog = |
3600-0,5-1,0-15 = |
27000 кг/ч. |
|
6
Мощность электродвигателя для привода транспортера
N = |
GL со |
27000-50 0,4 |
-------------= |
------------------ = 2,0 кВт |
|
|
367000 л |
367000-0,7 |
Пластинчатые транспортеры. На предприятиях рыбной про мышленности эти транспортеры применяют для транспортиров ки штучных грузов (бочки, ящики и пр.). Пластинчатые тран спортеры могут перемещать груз на расстояние до 150 м, под углом до 30—40°. Скорость движения ленты 0,2—0,6 м/с.
На рис. 3 изображен пластинчатый транспортер, состоящий из станины 1 из профильного железа, двух приводных 4 и двух натяжных 3 звездочек, огибаемых бесконечной лентой, состоя щей из шарнирных цепей 5, к которым прикреплены пластины 6 с бортиками 9. На шарнирах цепей расположены ролики 7, об катывающиеся по направляющим 8, прикрепленным к станине транспортера. Приводной вал конвейера 10 приводится в дви жение от рабочего шкива 11 через пару цилиндрических шесте рен 12. Два винта обеспечивают натяжение цепного полотна транспортера.
Винтовые транспортеры. Винтовые транспортеры (шнеки) бы вают горизонтальными, наклонными и вертикальными. Они при меняются для транспортировки рыбных отходов, а также сы пучих и кусковых материалов.
Винтовой транспортер (рис. 4) представляет собой закрытый желоб /, в котором вращается шнек 2, сидящий на валу 3. Пере мещаемый материал загружают в патрубок 4, а выгружают че
7
рез патрубок 5. Люк 6 служит для контроля за работой шнека. Шнековый вал, приводимый в движение от шкива 7, вращается в подшипниках 8. При длине шнекового вала более 5 м устанав ливают подвесные подшипники 9, которые обеспечивают продви жение продукта и предохраняют вал от изгиба. Диаметры шне ков винтовых транспортеров 150, 200, 250, 300, 400, 500 и 600 мм.
В процессе эксплуатации необходимо регулярно следить за смазкой подшипников, а также обеспечивать равномерную за грузку продукта, при излишке загрузки продукт может спрессо вываться, в этом случае транспортер не будет работать.
Рис. 4. Винтовой транспортер (шнек).
Производительность винтового транспортера G (в кг/ч) при ближенно можно определить по формуле
G — 60 — (D — d)2 snip р, 4
где D — диаметр шнека, м; d — диаметр вала, м; s — шаг винта, м;
п — частота вращения шнека, об/мин; р— насыпная масса материала, кг/м3;
ф — коэффициент заполнения (0,15—0,40).
Раздвижной транспортер. Раздвижной роликовый транспор тер предназначен для транспортировки мороженой рыбы в кар тонных ящиках при загрузке и выгрузке изотермических ваго нов или при транспортировке других штучных грузов. На рис. 5 представлен раздвижной транспортер и его кинематическая схема.
Основой конструкции раздвижного транспортера является двойная ферма, изготовленная из шарнирно-соединенных швел лерообразных щек 1. Ферма шарнирно закреплена на трех пе редвигающихся стойках 2, установленных на поворотных коле сах 3.
Рабочим органом транспортера являются приводные ролики 4 диаметром 42 мм, установленные на шарикоподшипниках в верхних шарнирах фермы. Ролики соединены между собой по следовательными цепными передачами 5 через промежуточные валы 6, установленные в средних шарнирах фермы.
Приводные цепи размещены в щеках фермы. Ролики и про
8
межуточные валы приводятся в движение от двух электродвига телей 7, закрепленных совместно с редукторами на щеках раз движной фермы.
Для удобства перемещения транспортера и во избежание не счастного случая при съеме ящиков крайний ролик 8 со стороны свободного конца транспортера выполнен неприводным.
Средняя производительность транспортера — 20 ящиков в минуту, скорость движения ящика —0,457 м/с, мощность элект родвигателей 2X0,6 кВт, наибольшая рабочая длина —8,4 м. Минимальные габариты в сложенном состоянии: длина 1280 мм, ширина —614, высота —810 мм.
Рис. 5. Транспортер раздвижной:
а — общий вид; б — кинематическая схема.
Лотковые гидротранспортеры. Для транспортировки рыбы применяют лотковые гидротранспортеры (рис. 6), представляю щие собой открытые желоба 1, установленные на опорных кон струкциях 2. Сечение желоба (рис. 7) может быть прямоуголь ным, трапецеидальным или полукруглым. Желоб изготовляют в основном из деревянных досок, но применяют желоба из бето на, кирпича, листовой стали и оцинкованного железа.
Желоб устанавливают с уклоном в сторону движения потока. Оптимальная величина уклона 0,008—0,015, т. е. на 1 м желоба перепад должен составлять от 8 до 15 мм. Радиус закругления желобов при повороте гидротранспортеров должен быть не ме нее 3 м.
Для равномерного движения потока в желобе в местах за кругления уклон желоба необходимо увеличивать на 50% по сравнению с прямолинейным участком.
Для транспортировки рыбы следует правильно регулировать подачу воды в желоб. При транспортировке мелкой рыбы коли чество воды должно превышать количество транспортируемой
9