Файл: Чупахин, В. М. Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вне угла наклона последней) до упорного башмака, упирается в него и останавливается. В это время фасонный рычаг 8 зацеп­ ляется за стержень 11, а собачка 6 упирается в планку и освобож­ дает храповое колесо, в результате чего блок с грузовым крюком и бадьей начинает опускаться при одновременном вращении блока 4.

При подъеме груженой бадьи грузовой блок упирается в фа­ сонный рычаг 8 и выводит его из зацепления со стержнем 11. Каретка отходит от башмака, при этом собачка 6 под действием пружины 7 запирает храповое колесо, блок 4 перестает вращать­ ся и каретка лебедкой подтягивается к месту разгрузки.

Грузоподъемность (по рыбе, загружаемой в бадью) 350 кг, скорость движения троса 0,98 м/с, вылет подъемной части стре­ лы 6 м, мощность электродвигателя грузовой лебедки 4,5 кВт.

Производительность стеллинга G (в кг/ч) можно определить по формуле

где gмасса груза, кг;

т — продолжительность цикла, с.

Продолжительность цикла определяют хронометражем всех технологических операций, которые входят в цикл работы стел­ линга. Средняя продолжительность одного цикла для бадьи гру­ зоподъемностью 350 кг составляет 210 с.

Таким образом, при работе с одной бадьей производитель­ ность стеллинга составит

3600-350

= 6000 кг/ч.

210

Фактически производительность стеллингов описанного типа до 10—12 т/ч.

Для повышения производительности стеллинга необходимо работать не с одной, а с тремя съемными бадьями. В этом слу­ чае продолжительность загрузки бадьи рыбой сокращается до минимума, а производительность резко повышается.

Краны

На предприятиях рыбной промышленности для выгрузки и погрузки рыбы и рыбной продукции применяют консольный кран (рис. 19), который характеризуется ограниченным углом поворота стрелы.

Он. состоит из сварной металлической фермы 1, закреплен­ ной внизу в подпятнике 2 и вверху в подшипнике 3 (рис. 19, а ) .

Верхний подшипник прикреплен к металлической раме 4, ко­ торая закреплена за специальные стойки. Рама 4 позволяет от­ далить подшипник 3 от неподвижных стоек, и ферма крана мо­

20


жет поворачиваться вокруг вертикальной оси на угол 270°. Под­ пятник фермы закреплен на фундаменте. На конце стрелы крана установлен свободно вращающийся блок 5, через блок переки­ нут стальной трос 6. К свисающему концу троса прикреплен

Рис. 19. Консольный кран:

а — общий вид, б — подъемный и регулирующий механизмы.

грузовой крюк 7 с дополнительным грузом 8, который на­ тягивает трос ненагруженного крана. Другой конец троса за­ креплен на барабане грузовой лебедки.

К ферме крана приварена металлическая площадка 9, на ко­ торой размещены механизмы крана, закрытые кожухом 10. Ни­ же на площадке фермы укреплен барабанный переключатель 11.

21

Подъемный и регулирующие механизмы (см. рис. 19, б) со­ стоят из электродвигателя с короткозамкнутым ротором, тормо­ за, лебедки и концевого выключателя.

Вал электродвигателя вращающийся с частотой 1260 об/мин, через эластичную муфту 2 соединен с валом чер­ вяка редуктора 3. На одном конце вала червячного колеса ре­ дуктора насажена цилиндрическая шестерня, входящая в зацеп­ ление с шестерней, прикрепленной к барабану 4 для навивки троса. На другом конце вала имеется штифт, ведущий муфту вала концевого выключателя 5. Барабан лебедки свободно вра­ щается на оси. На поверхности барабана имеется винтовой же­ лоб для навивки троса, который прикреплен к барабану сталь­ ной планкой. Концевой выключатель состоит из червячного ре­ дуктора, вращающегося валика с контактными кольцами, размыкающими линию подводки тока к электродвигателю.

Концевой выключатель предохраняет кран от поломок и ава­ рий, которые неизбежны при упоре грузового крюка в блок стрелы.

Другим предохранительным устройством крана является двухколодочный тормоз 6. В качестве тормозного шкива исполь­ зуется ведомая полумуфта электродвигателя. На рычаге тор­ мозного устройства имеется груз, прижимающий колодки к тор­ мозному шкиву. К этому же рычагу прикреплен якорь электро­ магнита 7.

Пусковое устройство крана — барабанный переключатель — является видоизмененным рубильником с двумя комплектами контактов; один для пуска электродвигателя при подъеме гру­ за, другой для пуска его при опускании груза. Рукоятка бара­ банного переключателя может быть установлена в трех поло­ жениях: вверх — подъем груза; горизонтально — стоп; вниз — опускание груза.

Ферму крана поворачивают вручную. Грузоподъемная сила до 500 кг, скорость подъема и опускания груза 23,6 м/с, наиболь­ шая высота крюка над уровнем причала 2,45 м, наибольший ход крюка 8,50 м, мощность электродвигателя 3,2 кВт, вылет стрелы 4,0 м. Общая масса крана 700 кг.

Электротали

Электротали широко применяют на рыбоконсервных заво­ дах для перемещения автоклавных сеток с консервами в авто­ клавных цехах, а также в других цехах для подъема, спуска и горизонтального перемещения рыбы и рыбной продукции.

Электроталь (рис. 20) состоит из грузоподъемного механиз­ ма, предназначенного для подъема и спуска груза, и ходовой тележки. К монорельсу 1 крепится тележка 2, состоящая из кар­ каса и двух пар ходовых колес 3. К тележке прикреплен ходо­ вой электродвигатель 4, который через шестеренчатые переда­

22


чи 5 приводит во вращение ходовые колеса 3. На кронштейне 6'

смонтированы троллеи (токосниматели)

7. Скользя

вдоль

шин 8, они обеспечивают питание электродвигателей.

ходовой

Корпус грузоподъемного механизма 9

подвешен к

тележке 2. Вал грузового электродвигателя 10 соединен с ва­ лом 11, на конце которого расположен шестеренный редуктор. Через шестерню 12 приводится в движение шестерня 13, кото­ рая свободно сидит на валу 11 и жестко связана с барабаном 14,

т. е. шестерня 13 вращает барабан 14. На поверхности барабана имеются полукруглые канавки, фиксирующие положение тро­ са 15, один конец которого соединен с корпусом 9, а второй про­ ходит через блок 16 и прикрепляется к барабану 14. Крюк 17 служит для захвата груза. Барабан 14, наматывающий трос 15, вращается частотой 20 об/мин и обеспечивает подъем груза.

На консольном конце вала И сидит тормозной барабан 18. Диск 19, прижимаясь пружиной 21 к'барабану, обеспечивает торможение. Диск отходит от барабана с помощью электромаг­ нитов 20, которые питаются током параллельно с электродвига­ телем. Таким образом, когда работает грузовой электродвига­ тель, тормоз бездействует и пружина 21 сжимается. Если по какой-либо причине подача тока прекращается, то барабан оста­ навливается, ибо в этом случае электромагниты выключаются, а пружина 21 прижимает диск 19 к барабану 18 и барабан 14 ос­ танавливается.

23

Пуск и остановка электротали производится магнитными пускателями с пусковыми кнопками 22. В нижней части корпуса находится концевой выключатель 23, который выключает грузо­ вой электродвигатель 10 в верхнем положении блока 16.

Электротали аналогичной конструкции марки ТЭ выпуска­ ются грузоподъемностью 0,5 и 1,0 т.

Мощность грузового и ходового электродвигателей для электротали грузоподъемностью 0,5 т — 0,6 кВт, грузоподъем­ ностью 1,0 т — 1,7 кВт. Высота подъема груза от 3 до 18 м, ско­ рость подъема — 8 м/мин, скорость движения тележек 20 м/мин. Масса электротали грузоподъемностью 0,5 т около 125 кг, гру­ зоподъемностью 1,0 т около 200 кг.

Наземный транспорт

Наземный (безрельсовый и рельсовый) транспорт на пред­ приятиях рыбной промышленности применяют как для внутри­ цеховой транспортировки грузов, так и для межцеховой транс­ портировки рыбы и рыбной продукции.

Рис. 21. Грузовые тележки:

а — самоходные: б — несамоходные.

24


Наиболее широко применяемыми на рыбных предприятиях видами наземного транспорта являются самоходные и несамо­ ходные тележки, авто- и электропогрузчики, автомашины раз­ личных конструкций, а также рельсовый транспорт с платфор­ мами и опрокидывающимися вагонетками.

Самоходные и несамоходные тележки. На рис. 21, а изобра­ жена самоходная грузовая тележка. Источником энергии явля­ ется аккумуляторная батарея, расположенная в ящике 1 под платформой 2. Электродвигатель 3, включаемый ножной педа­ лью 5, вращает передние колеса. Водитель находится на пло­ щадке 4. Тележка поворачивается при помощи рычагов 6. Гру­ зоподъемность тележек от 750 до 2000 кг. Скорость передвиже­ ния с грузом до 6 км/ч, масса с батареей от 520 до 1500 кг.

На рис. 21,6 представлена несамоходная тележка с обрезиненными колесами, применяющаяся для перевозки рыбных гру­ зов. Несамоходные тележки бывают трех-, четырехколесные, грузоподъемность их от 250 до 1000 кг.

Авто- и электропогрузчики. Эти средства механизации предназначаются для межцеховой транспортировки всевозмож­

ных грузов,

а также для штабелирования готовой продукции

в складских

помещениях (электропогрузчики) и на открытых

площадках (автопогрузчики).

На рис. 22, а изображена схема электропогрузчика, источни­ ком электроэнергии которого является аккумуляторная батарея. Такие электропогрузчики отечественная промышленность выпу­ скает грузоподъемностью от 0,25 до 5,0 т. В рыбной промышлен­ ности в основном применяются электропогрузчики грузоподъем­ ностью от 0,5 до 1,5 т.

 

Основные технические данные электропогрузчиков

 

Грузоподъемность, к г .......................................

 

 

500

750

1500

Минимальный радиус поворота (внешний),

1,3

1,55

2,1

м .........................................................................

 

 

 

Максимальная высота подъема груза (Hi),

2,0

2,8

2,75

м

....................................................................

 

м/мин .

Скорость подъема полного груза,

8

10

4,3

Скорость передвижения с грузом,

км/ч . .

8,5

9

6,5

Емкость аккумуляторной

батареи,

А-ч . .

250

300

500

Габариты, мм

 

 

2320

2335

3000

длина (/) с вилками..................................

 

 

ширина ......................................................

 

 

1020

910

1000

высота с опущенными вилками (Я)

1545

1900

2100

высота с поднятыми

вилками

(Я2) . .

2660

2900

4000

Длина вилок (5), мм .......................................

 

 

750

750

950

Угол наклона рамы, град

 

 

4

3

3

а

(вперед) .................................................

 

 

Р

(назад) .....................................................

к г

 

10

8

10

Масса

электропогрузчика,

 

1225

1720

2800

На рис. 22, б изображена схема автопогрузчика с бензиновым двигателем. Отечественная промышленность такие автопогрузчи­ ки изготавливает грузоподъемностью от 1,0 до 10,0 т.

25