Файл: Чупахин, В. М. Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
рыбы в 3—4 раза, средней рыбы (сельдь) в 5—6 раз и крупной рыбы (массой до 3—4 кг) в 7—8 раз.
Оптимальная скорость транспортировки рыбы в желобах 0,7—1,2 м/с, при меньшей скорости рыба, будет залегать в жело бах, при скоростях более 1,2 м/с наблюдаются механические по вреждения тела рыбы. Разгрузка рыбы из гидротранспортеров
Рис. 6. Схема лоткового гидротранспортера.
Рис. 7. Схема желобов лотковых транспортеров.
может быть концевая (рис. 8, а) и боковая (рис. 8,6). Первый способ разгрузки применяется в случаях подачи рыбы в одну емкость, второй — позволяет доставлять рыбу в несколько емко стей, при этом поток рыбы и воды перекрывается шарнирной за слонкой.
Рис. 8. Схема разгрузочных устройств: |
Рис. 9. Схема устройства для |
а — концевая; б — боковая. |
разветвления потока гидро |
|
транспортера. |
На рис. 9 изображена схема устройства для разветвления
одного потока на два. Направление потока регулируется шар нирной заслонкой.
Гравитационные транспортеры (спуски). Эти транспортеры применяются для спуска различных грузов, например ящиков, мешков, льда и пр. Их особенностью является то, что груз пере
10
мещается под действием собственной силы тяжести. Угол накло на гравитационных транспортеров должен обеспечивать непре рывное движение груза со скоростью, допустимой для данного груза.
На рис. 10, а показана схема лоткового, на рис. 10,6—роли кового, а на рис. 10, в — винтового спусков. На предприятиях
Рис. 10. Гравитационные транспортеры:
а—лотковый; б — роликовый; в — винтовой.
рыбной промышленности в основном применяются роликовые спуски, которые представляют собой рольганги, установленные наклонно.
Следует отметить, что рольганги, т. е. роликовые транспорте ры, широко применяются не только в качестве спусков, но и как конвейеры для транспортировки штучных грузов.
И
Центробежные рыбонасосы
Для выливки и транспортировки рыбы широко применяют центробежные рыбонасосы типа РБ. Промышленность изготав ливает четыре типоразмера этих рыбонасосов: РБ-100, РБ-150, РБ-200, РБ-250. Основные данные центробежных рыбонасосов приведены в табл. 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1 |
|
Показатели |
|
|
Рыбонасос |
|
|
||
|
|
РБ-100 |
РБ-150 |
РБ-200 |
РБ-250 |
|||
|
|
|
|
|||||
Производительность |
по |
10 |
12 |
16 |
25 |
|||
рыбе, |
т / ч ................... |
|||||||
Мощность электродвига |
7 |
14 |
25 |
35 |
||||
теля привода, |
кВт . . |
|||||||
Оптимальная |
частота |
|
|
|
|
|
||
вращения рабочего ко |
800 |
500 |
580 |
400 |
||||
леса, об/мин . . . . ■ |
||||||||
Диаметр |
всасывающего |
100 |
150 |
200 |
250 |
|||
патрубка, мм . . . . |
||||||||
Максимальный напор, |
м |
12 |
12 |
10 |
8 |
|||
Обрабатываемая |
рыба . |
Килька, |
Салака, |
Сельдь, |
Кета, |
|||
|
|
|
|
тюлька, |
средняя |
вобла, |
лещ |
горбуша, |
|
|
|
|
хамса |
и мелкая |
|
|
судак |
|
|
|
|
|
сельдь |
|
|
|
Рыбонасос |
(рис. 11) |
состоит |
из станины 1, |
к которой при |
креплен на шпильках корпус (улитка) 2. В корпусе расположе но рабочее колесо 3, закрепленное на конце горизонтального ва ла 4, который проходит через стенку корпуса и опирается на два подшипника 5 станины. В месте прохода вала через корпус име ется сальниковое'уплотнение 6. На другом конце вала находит ся муфта для непосредственного соединения насоса с двигателем или шкив для ременного привода.
В торцевой стенке корпуса со стороны, противоположной ва лу, имеется круглое отверстие, через которое внутрь корпуса можно вставлять рабочее колесо. Это отверстие перекрыто крыш кой 7 с патрубком по центру для всасывающего трубопровода. На периферии корпуса расположен второй патрубок 8 для при соединения напорного трубопровода. В корпусе насоса имеется четыре бобышки с резьбой для установки краника 9, через кото рый выходит воздух в процессе заливки насоса водой.
Рабочее колесо рыбонасоса состоит из заднего сплошного диска 10 с приливом и переднего диска 11 с центральным отвер стием, диаметр которого равен диаметру патрубка 12 для вса сывающего турбопровода. Между дисками расположены две ло патки 13 криволинейной формы. К патрубку 12 прикрепляется всасывающий шланг с обратным клапаном.
Для работы центробежных рыбонасосов систему предвари-
12
тельно заполняют водой до такого уровня, чтобы вся улитка ры бонасоса была заполнена водой. Для удержания воды в системе
на конце всасывающего трубопровода устанавливают обратный клапан (рис. 12).
ный клапан (храпок).
Клапан стальной сварной. На нижнем фланце корпуса 1 кла пана шарнирно укреплена заглушка 2. С низу заглушки имеет ся резиновая прокладка 3. В нормальном состоянии заглушка под действием силы тяжести перекрывает входное отверстие
13
I
клапана. При заливке насоса водой на заглушку действует сила тяжести столба воды, имеющейся во всасывающем трубопрово де; под действием этих сил заглушка надежно перекрывает входное отверстие. При работе рыбонасоса в системе создается разрежение и заглушка давлением атмосферного воздуха подни мается кверху, открывая свободный проход перекачиваемой смеси.
Размеры клапанов для рыбонасосов четырех типоразмеров приведены в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
|
Размеры (в мм) |
клапана (обозначения см. рис. |
11) |
Масса |
||
Тип рыбонасоса |
|
|
|
|
|
|
А |
d |
4, |
1 |
и |
клапана, |
|
|
кг |
|||||
РБ-ЮО |
295 |
120 |
100 |
258 |
160 |
14,8 |
БР-150 |
365 |
170 |
150 |
343 |
180 |
21,8 |
РБ-200 |
420 |
220 |
200 |
385 |
200 |
32,5 |
РБ-250 |
580 |
275 |
250 |
484 |
330 |
94,0 |
Кроме отдельных рыбонасосов, выпускают рыбонасосные ус тановки, в которых рыбонасос скомплектован с двигателем на общей станине.
Для правильной эксплуатации рыбонасоса большое значение
Рис. 13. Центробежный рыбонасос фирмы «Фербенкс Морос».
имеет состав пульпы (смесь рыбы и воды). Чем гуще рабочая смесь, тем больше производительность насоса по рыбе, но тем больше рыба повреждается при перекачке. Оптимальное соот ношение смеси от 1 :3 до 1:10, при этом для мелкой рыбы пуль па может быть более густая, чем для крупной.
Центробежный насос фирмы «Фербенкс Морс» отличается от
14
других рыбонасосов конструкцией ротора, выполненной в виде спирального рабочего колеса с одним проходом.
Рыбонасос (рис. 13) состоит из корпуса 1, ротора 2, который жестко связан с приводным валом 3, всасывающего 4 и нагнета тельного 5 патрубков. В отличие от обычных центробежных ры бонасосов типа РБ в рыбонасосах фирмы «Фербенкс Морс» рез ко снижаются механические повреждения рыбы в процессе ее перекачки.
Фирма изготовляет насосы с всасывающими патрубками ди аметром 100, 125, 200 и 250 мм.
Элеваторы
На предприятиях рыбной промышленности наиболее часто применяют люлечные, ковшовые и фрикционные элеваторы.
Люлечные элеваторы. Люлечные элеваторы широко приме няются на рыбообрабатывающих судах для подъема и спуска рыбной продукции, упакованной в коробки или ящики.
Люлечный элеватор (рис. 14) представляет собой шахту 1, в которой расположен двухлинейный вертикальный цепной тран спортер 2. На цепях транспортера через равные интервалы ук реплены люльки 3 грузоподъемностью 35 кг.
С одной стороны шахты смонтированы дверные рамы 4, че рез которые груз подают в люльки, а с противоположной сторо ны — дверные рамы 5, предназначенные для разгрузки.
Привод элеватора осуществляется от индивидуального элек тродвигателя 6, который через червячный редуктор 7 и две па ры цилиндрических передач 8 приводит в движение два ведущих колеса приводной станции 9. Ведомые колеса натяжной станции 10 смонтированы на общем валу 11 и расположены в нижней части шахты.
Дверные рамы снабжены погрузочно-разгрузочными приспо соблениями, представляющими собой кронштейны. Загрузочные приспособления позволяют устанавливать ящики 12 в элеватор до подхода очередной люльки к загрузочному люку, а разгру зочные приспособления в результате наклона обеспечивают ав томатический съем ящиков с люлек и выгрузку их из' верхнего люка.
Все дверные рамы снабжены кнопками «Пуск» и «Стоп». До полнительно элеватор снабжен автоматическим устройством, которое в случае заклинивания ящика в дверной раме останав ливает элеватор.
Производительность элеватора около 2 т/ч, мощность элек тродвигателя 0,6 кВт, количество грузовых люлек 10, габариты
11765X1730X500 мм.
Ковшовый элеватор «Гусиная шея». Такие элеваторы выпу скают двух типоразмеров одинаковой производительности. Ков
15
шовые элеваторы (рис. 15) применяют в поточных линиях рыбо консервного производства для подъема рыбного сырья. Элева тор состоит из загрузочного устройства 1, каркаса 2, опорной стойки 3, цепного конвейера 4, снабженного ковшами 5, и при
вода, состоящего из электродвигателя 6, редуктора 7, муфты 8 и цепной передачи 9. Цепной конвейер состоит из двух тяговых цепей и перфорированных ковшей, расположенных между цепя ми. Конструкция ковшей исключает возможность попадания ры бы в зазор между ними. Натяжное устройство цепного конвей ера расположено в зоне загрузочного устройства.
Производительность элеватора около 2 т/ч, емкость ковша
16
0,0028 м3, мощность электродвигателя 1,7 кВт, шаг цепи 160 мм, габариты (в мм): длина 4213/4947, ширина 1136, высота
3172/4221, масса элеватора 875/1038 кг.
Производительность ковшового элеватора G (в кг/ч) можно определить по формуле
G = 3600— <7 р if,
а
где q — емкость ковша, м3; а — шаг ковша, м;
if — коэффициент заполнения ковшей (if = 0,4—0,6); v — скорость цепи, м/с;
р — насыпная масса материала, кг/м3.
Фрикционный элеватор. Эти элеваторы используются для подъема пустых жестяных банок в рыбоконсервном производст ве. Элеватор (рис. 16) представляет собой вертикальный ленточ ный конвейер, состоящий из станины 1 с направляющими для банок, ведущего 2 и ведомого 3 шкивов. Лента 4 натягивается роликом 5. Ведущая ветвь ленты поддерживается плоскими пру жинами 6, которые способствуют постоянному контакту ленты с банками. Пружина прикрепляет ся к вертикальной стойке 7. Бан-
Рис. |
15. Ковшовый элеватор «Гусиная |
Рис. 16. Фрикционный |
|
шея». |
элеватор. |
ки загружаются по наклонному желобу 8, |
а отводятся по же |
|
лобу 9. |
Ведущий шкив элеватора приводится во вращение от |
электродвигателя 10 через клиноременную передачу 11.
В процессе эксплуатации фрикционного элеватора необходи мо следить за натяжением ленты, регулируя ее натяжение роли ком 5. Средняя производительность таких э^вахоров до 300 ба нок в минуту. •
2 В. М. Чупахин |
I |
17 |
|
|
Производительность фрикционного элеватора G (банок в час) можно определить по формуле
G = збоо — ар,
2а
где ил— скорость ленты, м/с; а — расстояние между центрами банок, м;
ф— коэффициент загрузки, равный 0,6—0,9.
ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Стеллинги
Стеллинги (рис. 17) применяют для выгрузки рыбы из трю мов рыболовных судов.
На деревянной или металлической конструкции 1 смонтиро ваны все механизмы стеллинга и стрелы. Стрела 2 представляет
собой металлическую разрезную по длине балку, имеющую за пределами береговой конструкции шарнирное соединение 3, ко торое позволяет поднимать и опускать выносной конец стрелы в вертикальной плоскости.
18
Выносной конец стрелы соединен с тросом 4 и якорной цепью 5. Трос 4 перекинут через блок 6 и прикреплен к барабану руч ной лебедки 7, при помощи которой поднимают и опускают стре лу. Якорная цепь 5 служит предохранительным устройством на случай обрыва троса 4. Кроме того, к стреле прикреплены два троса §, свободные концы которых укреплены на барабанах двух ручных лебедок 9, установленных на правой и левой стен-
2 W
ках береговой конструкции. С помощью этих лебедок стрелу можно перемещать на небольшой угол в горизонтальной плос кости. Грузовая лебедка 10 с помощью грузового троса 11 обес печивает перемещение каретки 12 вдоль стрелы 2.
К блоку каретки 12 присоединен грузовой крюк 13. В конце стрелы укреплен упорный башмак 14. В качестве грузозахват ного приспособления применяют опрокидывающуюся бадью 15.
Каретка стеллинга (рис. 18) состоит из обоймы 1, с которой соединены ходовые колеса 2, катящиеся по стреле. Внутри обой мы на оси 3 расположен блок 4, к которому прикреплено хра повое колесо 5. Собачка 6 шарнирно укреплена в обойме и под пружинена спиральной пружиной 7 так, что при движении карет ки по стреле блок 4 и колесо 5 не вращаются. В обойме, кроме того, укреплен фасонный рычаг 8. На упорном башмаке 9 имеет ся планка 10 и стержень 11.
Каретка с поднятым крюком 12 катится по стреле (вследст-
2* |
19 |