Файл: Чупахин, В. М. Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рыбы в 3—4 раза, средней рыбы (сельдь) в 5—6 раз и крупной рыбы (массой до 3—4 кг) в 7—8 раз.

Оптимальная скорость транспортировки рыбы в желобах 0,7—1,2 м/с, при меньшей скорости рыба, будет залегать в жело­ бах, при скоростях более 1,2 м/с наблюдаются механические по­ вреждения тела рыбы. Разгрузка рыбы из гидротранспортеров

Рис. 6. Схема лоткового гидротранспортера.

Рис. 7. Схема желобов лотковых транспортеров.

может быть концевая (рис. 8, а) и боковая (рис. 8,6). Первый способ разгрузки применяется в случаях подачи рыбы в одну емкость, второй — позволяет доставлять рыбу в несколько емко­ стей, при этом поток рыбы и воды перекрывается шарнирной за­ слонкой.

Рис. 8. Схема разгрузочных устройств:

Рис. 9. Схема устройства для

а — концевая; б — боковая.

разветвления потока гидро­

 

транспортера.

На рис. 9 изображена схема устройства для разветвления

одного потока на два. Направление потока регулируется шар­ нирной заслонкой.

Гравитационные транспортеры (спуски). Эти транспортеры применяются для спуска различных грузов, например ящиков, мешков, льда и пр. Их особенностью является то, что груз пере­

10

мещается под действием собственной силы тяжести. Угол накло­ на гравитационных транспортеров должен обеспечивать непре­ рывное движение груза со скоростью, допустимой для данного груза.

На рис. 10, а показана схема лоткового, на рис. 10,6—роли­ кового, а на рис. 10, в — винтового спусков. На предприятиях

Рис. 10. Гравитационные транспортеры:

а—лотковый; б — роликовый; в — винтовой.

рыбной промышленности в основном применяются роликовые спуски, которые представляют собой рольганги, установленные наклонно.

Следует отметить, что рольганги, т. е. роликовые транспорте­ ры, широко применяются не только в качестве спусков, но и как конвейеры для транспортировки штучных грузов.

И

Центробежные рыбонасосы

Для выливки и транспортировки рыбы широко применяют центробежные рыбонасосы типа РБ. Промышленность изготав­ ливает четыре типоразмера этих рыбонасосов: РБ-100, РБ-150, РБ-200, РБ-250. Основные данные центробежных рыбонасосов приведены в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

 

Показатели

 

 

Рыбонасос

 

 

 

 

РБ-100

РБ-150

РБ-200

РБ-250

 

 

 

 

Производительность

по

10

12

16

25

рыбе,

т / ч ...................

Мощность электродвига­

7

14

25

35

теля привода,

кВт . .

Оптимальная

частота

 

 

 

 

 

вращения рабочего ко­

800

500

580

400

леса, об/мин . . . . ■

Диаметр

всасывающего

100

150

200

250

патрубка, мм . . . .

Максимальный напор,

м

12

12

10

8

Обрабатываемая

рыба .

Килька,

Салака,

Сельдь,

Кета,

 

 

 

 

тюлька,

средняя

вобла,

лещ

горбуша,

 

 

 

 

хамса

и мелкая

 

 

судак

 

 

 

 

 

сельдь

 

 

 

Рыбонасос

(рис. 11)

состоит

из станины 1,

к которой при­

креплен на шпильках корпус (улитка) 2. В корпусе расположе­ но рабочее колесо 3, закрепленное на конце горизонтального ва­ ла 4, который проходит через стенку корпуса и опирается на два подшипника 5 станины. В месте прохода вала через корпус име­ ется сальниковое'уплотнение 6. На другом конце вала находит­ ся муфта для непосредственного соединения насоса с двигателем или шкив для ременного привода.

В торцевой стенке корпуса со стороны, противоположной ва­ лу, имеется круглое отверстие, через которое внутрь корпуса можно вставлять рабочее колесо. Это отверстие перекрыто крыш­ кой 7 с патрубком по центру для всасывающего трубопровода. На периферии корпуса расположен второй патрубок 8 для при­ соединения напорного трубопровода. В корпусе насоса имеется четыре бобышки с резьбой для установки краника 9, через кото­ рый выходит воздух в процессе заливки насоса водой.

Рабочее колесо рыбонасоса состоит из заднего сплошного диска 10 с приливом и переднего диска 11 с центральным отвер­ стием, диаметр которого равен диаметру патрубка 12 для вса­ сывающего турбопровода. Между дисками расположены две ло­ патки 13 криволинейной формы. К патрубку 12 прикрепляется всасывающий шланг с обратным клапаном.

Для работы центробежных рыбонасосов систему предвари-

12


тельно заполняют водой до такого уровня, чтобы вся улитка ры­ бонасоса была заполнена водой. Для удержания воды в системе

на конце всасывающего трубопровода устанавливают обратный клапан (рис. 12).

ный клапан (храпок).

Клапан стальной сварной. На нижнем фланце корпуса 1 кла­ пана шарнирно укреплена заглушка 2. С низу заглушки имеет­ ся резиновая прокладка 3. В нормальном состоянии заглушка под действием силы тяжести перекрывает входное отверстие

13

I

клапана. При заливке насоса водой на заглушку действует сила тяжести столба воды, имеющейся во всасывающем трубопрово­ де; под действием этих сил заглушка надежно перекрывает входное отверстие. При работе рыбонасоса в системе создается разрежение и заглушка давлением атмосферного воздуха подни­ мается кверху, открывая свободный проход перекачиваемой смеси.

Размеры клапанов для рыбонасосов четырех типоразмеров приведены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

 

Размеры (в мм)

клапана (обозначения см. рис.

11)

Масса

Тип рыбонасоса

 

 

 

 

 

А

d

4,

1

и

клапана,

 

кг

РБ-ЮО

295

120

100

258

160

14,8

БР-150

365

170

150

343

180

21,8

РБ-200

420

220

200

385

200

32,5

РБ-250

580

275

250

484

330

94,0

Кроме отдельных рыбонасосов, выпускают рыбонасосные ус­ тановки, в которых рыбонасос скомплектован с двигателем на общей станине.

Для правильной эксплуатации рыбонасоса большое значение

Рис. 13. Центробежный рыбонасос фирмы «Фербенкс Морос».

имеет состав пульпы (смесь рыбы и воды). Чем гуще рабочая смесь, тем больше производительность насоса по рыбе, но тем больше рыба повреждается при перекачке. Оптимальное соот­ ношение смеси от 1 :3 до 1:10, при этом для мелкой рыбы пуль­ па может быть более густая, чем для крупной.

Центробежный насос фирмы «Фербенкс Морс» отличается от

14


других рыбонасосов конструкцией ротора, выполненной в виде спирального рабочего колеса с одним проходом.

Рыбонасос (рис. 13) состоит из корпуса 1, ротора 2, который жестко связан с приводным валом 3, всасывающего 4 и нагнета­ тельного 5 патрубков. В отличие от обычных центробежных ры­ бонасосов типа РБ в рыбонасосах фирмы «Фербенкс Морс» рез­ ко снижаются механические повреждения рыбы в процессе ее перекачки.

Фирма изготовляет насосы с всасывающими патрубками ди­ аметром 100, 125, 200 и 250 мм.

Элеваторы

На предприятиях рыбной промышленности наиболее часто применяют люлечные, ковшовые и фрикционные элеваторы.

Люлечные элеваторы. Люлечные элеваторы широко приме­ няются на рыбообрабатывающих судах для подъема и спуска рыбной продукции, упакованной в коробки или ящики.

Люлечный элеватор (рис. 14) представляет собой шахту 1, в которой расположен двухлинейный вертикальный цепной тран­ спортер 2. На цепях транспортера через равные интервалы ук­ реплены люльки 3 грузоподъемностью 35 кг.

С одной стороны шахты смонтированы дверные рамы 4, че­ рез которые груз подают в люльки, а с противоположной сторо­ ны — дверные рамы 5, предназначенные для разгрузки.

Привод элеватора осуществляется от индивидуального элек­ тродвигателя 6, который через червячный редуктор 7 и две па­ ры цилиндрических передач 8 приводит в движение два ведущих колеса приводной станции 9. Ведомые колеса натяжной станции 10 смонтированы на общем валу 11 и расположены в нижней части шахты.

Дверные рамы снабжены погрузочно-разгрузочными приспо­ соблениями, представляющими собой кронштейны. Загрузочные приспособления позволяют устанавливать ящики 12 в элеватор до подхода очередной люльки к загрузочному люку, а разгру­ зочные приспособления в результате наклона обеспечивают ав­ томатический съем ящиков с люлек и выгрузку их из' верхнего люка.

Все дверные рамы снабжены кнопками «Пуск» и «Стоп». До­ полнительно элеватор снабжен автоматическим устройством, которое в случае заклинивания ящика в дверной раме останав­ ливает элеватор.

Производительность элеватора около 2 т/ч, мощность элек­ тродвигателя 0,6 кВт, количество грузовых люлек 10, габариты

11765X1730X500 мм.

Ковшовый элеватор «Гусиная шея». Такие элеваторы выпу­ скают двух типоразмеров одинаковой производительности. Ков­

15


шовые элеваторы (рис. 15) применяют в поточных линиях рыбо­ консервного производства для подъема рыбного сырья. Элева­ тор состоит из загрузочного устройства 1, каркаса 2, опорной стойки 3, цепного конвейера 4, снабженного ковшами 5, и при­

вода, состоящего из электродвигателя 6, редуктора 7, муфты 8 и цепной передачи 9. Цепной конвейер состоит из двух тяговых цепей и перфорированных ковшей, расположенных между цепя­ ми. Конструкция ковшей исключает возможность попадания ры­ бы в зазор между ними. Натяжное устройство цепного конвей­ ера расположено в зоне загрузочного устройства.

Производительность элеватора около 2 т/ч, емкость ковша

16

0,0028 м3, мощность электродвигателя 1,7 кВт, шаг цепи 160 мм, габариты (в мм): длина 4213/4947, ширина 1136, высота

3172/4221, масса элеватора 875/1038 кг.

Производительность ковшового элеватора G (в кг/ч) можно определить по формуле

G = 3600— <7 р if,

а

где q — емкость ковша, м3; а — шаг ковша, м;

if — коэффициент заполнения ковшей (if = 0,4—0,6); v — скорость цепи, м/с;

р — насыпная масса материала, кг/м3.

Фрикционный элеватор. Эти элеваторы используются для подъема пустых жестяных банок в рыбоконсервном производст­ ве. Элеватор (рис. 16) представляет собой вертикальный ленточ­ ный конвейер, состоящий из станины 1 с направляющими для банок, ведущего 2 и ведомого 3 шкивов. Лента 4 натягивается роликом 5. Ведущая ветвь ленты поддерживается плоскими пру­ жинами 6, которые способствуют постоянному контакту ленты с банками. Пружина прикрепляет­ ся к вертикальной стойке 7. Бан-

Рис.

15. Ковшовый элеватор «Гусиная

Рис. 16. Фрикционный

 

шея».

элеватор.

ки загружаются по наклонному желобу 8,

а отводятся по же­

лобу 9.

Ведущий шкив элеватора приводится во вращение от

электродвигателя 10 через клиноременную передачу 11.

В процессе эксплуатации фрикционного элеватора необходи­ мо следить за натяжением ленты, регулируя ее натяжение роли­ ком 5. Средняя производительность таких э^вахоров до 300 ба­ нок в минуту. •

2 В. М. Чупахин

I

17

 

 


Производительность фрикционного элеватора G (банок в час) можно определить по формуле

G = збоо — ар,

2а

где ил— скорость ленты, м/с; а — расстояние между центрами банок, м;

ф— коэффициент загрузки, равный 0,6—0,9.

ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Стеллинги

Стеллинги (рис. 17) применяют для выгрузки рыбы из трю­ мов рыболовных судов.

На деревянной или металлической конструкции 1 смонтиро­ ваны все механизмы стеллинга и стрелы. Стрела 2 представляет

собой металлическую разрезную по длине балку, имеющую за пределами береговой конструкции шарнирное соединение 3, ко­ торое позволяет поднимать и опускать выносной конец стрелы в вертикальной плоскости.

18

Выносной конец стрелы соединен с тросом 4 и якорной цепью 5. Трос 4 перекинут через блок 6 и прикреплен к барабану руч­ ной лебедки 7, при помощи которой поднимают и опускают стре­ лу. Якорная цепь 5 служит предохранительным устройством на случай обрыва троса 4. Кроме того, к стреле прикреплены два троса §, свободные концы которых укреплены на барабанах двух ручных лебедок 9, установленных на правой и левой стен-

2 W

ках береговой конструкции. С помощью этих лебедок стрелу можно перемещать на небольшой угол в горизонтальной плос­ кости. Грузовая лебедка 10 с помощью грузового троса 11 обес­ печивает перемещение каретки 12 вдоль стрелы 2.

К блоку каретки 12 присоединен грузовой крюк 13. В конце стрелы укреплен упорный башмак 14. В качестве грузозахват­ ного приспособления применяют опрокидывающуюся бадью 15.

Каретка стеллинга (рис. 18) состоит из обоймы 1, с которой соединены ходовые колеса 2, катящиеся по стреле. Внутри обой­ мы на оси 3 расположен блок 4, к которому прикреплено хра­ повое колесо 5. Собачка 6 шарнирно укреплена в обойме и под­ пружинена спиральной пружиной 7 так, что при движении карет­ ки по стреле блок 4 и колесо 5 не вращаются. В обойме, кроме того, укреплен фасонный рычаг 8. На упорном башмаке 9 имеет­ ся планка 10 и стержень 11.

Каретка с поднятым крюком 12 катится по стреле (вследст-

2*

19