Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 15 |
||
|
|
|
|
|
|
|
Твердость коротки, |
HRC |
|
|
|
Тип долотчатой |
Корсики, |
|
|
ω Q4 |
|
ó ó |
|
||||
|
|
та >> <υ |
|
|
|||||||
|
|
S |
|
о ⅛ |
|
||||||
|
фирма |
|
(D |
|
V |
|
о |
|
о |
||
|
|
|
X |
|
та |
||||||
|
|
|
|
|
О Z |
о |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
со |
|
«ä |
И |
о |
||
|
|
|
|
|
со |
о |
X |
|
О |
||
|
|
|
|
|
ta |
≈i |
|
г |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диаметр |
40 |
мм |
(«Утилита |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Холмэн») |
(«Стандарт» |
41-45 |
41—45 |
37—39 |
28—31 |
|
|||||
Диаметр |
40 мм |
|
|
|
|
|
|
|
|||
«Холмэн-») |
(«Викман») |
43—46 |
43—46 |
39—43 |
28—31 |
|
|||||
Диаметр |
38 мм |
46—47 |
46—47 |
43—44 |
28—30 |
|
|||||
Диаметр 32 мм |
(«Тангалой») |
47—49 |
33—35 |
35—39 |
35—39 |
|
|||||
Диаметр 40 мм |
(«Тангалой») |
47-49 |
33—35 |
35—38 |
35—38 |
|
|||||
Диаметр |
35 мм |
(«Бёлер») |
37—43 |
37—43 |
37—43 |
37—43 |
|
||||
Диаметр 40 |
мм |
(«Сандвик |
|
|
|
52—55 |
|
|
|
||
Коромаит») : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
на поверхности |
|
|
|
|
55 |
|
|
|
|||
сердцевина |
|
|
|
|
|
33—40 |
|
|
|
||
обладают равнопрочностью всех элементов корпуса, |
что следует, |
очевидно, считать наиболее рациональным по сравнению с пе ременной прочностью по длине корпуса, наблюдаемой в корон ках других фирм.
В горной промышленности СССР для перфораторного буре ния шпуров по породам различной крепости при проходке под готовительных, нарезных выработок, а также проходке тонне лей, стволов шахт широкое применение получили съемные бу ровые коронки. Преимущественно заводы выпускают коронки с пластинками из металлокерамических твердых сплавов. Сталь ные коронки одноразового употребления имеют ограниченное применение. По расположению пластинок твердого сплава вы пускают коронки долотчатые, крестовые, трехперные и кресто вые со штыревыми цилиндрическими вставками. Коронки всех типов выпускаются главным образом с коническим гнездом, имеющим угол конусности 3o30. Коронки с резьбовым соедине нием выпускаются в ограниченном количестве только для бу рения глубоких скважин диаметром 50—85 мм.
Основными поставщиками буровых коронок являются Кузнец кий машиностроительный завод, Самаркандский механический завод, Криворожский завод «Коммунист», а также Благовещен ский завод «Амурский металлист». Кроме того, серийный вы пуск коронок производит Дарасунский завод горношахтного оборудования и некоторые крупные рудники и рудоремонтные заводы.
Кузнецкий машиностроительный^завод самый крупный по ставщик буровых коронок. Заводом освоен выпуск около 20 на именований коронок для различных условий бурения. Коронки
185
P и с. 85. Некоторые виды буровых коронок KM3, применяемые в горной
промышленности.
186 |
187 |
|
KM3, наиболее широко распространенные в горной промышлен ности, показаны на рис. 85.
В последнее время освоен серийный выпуск крестовых буровых коронок типа HKB со штыревыми победитовыми встав ками, а также долотчатых коронок с аналогичными вставками типа «Истра»-20. Большое внимание уделяется разра ботке новых типов буровых коронок, особенно коронок для спе цифичных условий бурения, например, для Крайнего Севера, для бурения с пылеотсосом и т. п. Завод «Коммунист» выпускает ко ронки типа AK-19А и АК-35, которые позволяют бурить при повышенном расходе промывочной жидкости, что улучшает очи стку шпура и смачиваемость пыли. Выпускаются также корон ки с прерывистым лезвием в виде цилиндирческих вставок. Са маркандский механический завод в содружестве с институтом ВНИИТС также разрабатывает и серийно выпускает типы ко ронок для различных условий бурения. Широкую известность получили коронки типа БКПМ-40 (рис. 86), изготавливаемые с различными марками победитовых пластинок.
P и с. 86. Коронка БКПМ-40 конструкции ВНИИТС.
Большое внимание в СССР уделяется разработке новых на иболее прогрессивных и рациональных видов буровых коронок. Эту работу в содружестве с заводами успешно выполняют ин ституты ВНИИТС, ВНИИПТуглемаш, объединение ОРГПРИМтвердосплав и другие организации.
§ 2. Исследование циклической прочности и долговечности буровых коронок
Буровые коронки, применяемые в горнорудной промышлен ности для бурения шпуров, имеют очень низкий ресурс долго вечности, не превышающий 10—12 м, а в крепких породах 2— 5 м. Это не только снижает производительность буровых работ на рудниках, но и вызывает большой расход металла и твердого сплава/ Принимая во внимание необходимость значительного повышения долговечности буровых коронок, как одного из ос-
188
новпых видов бурового инструмента, ВостНИГРИ в содружест ве с Кузнецким машиностроительным заводом и Абаканским железным рудником провели исследования. Данные исследо вания преследовали две цели: установление причин и характе ра разрушения коронок в процессе бурения; изыскание рацио нальной и эффективной технологии их упрочнения.
Первоначально в шахтных условиях Абаканского рудника испытали 6000 буровых коронок типа КДА-40, выпускаемых Кузнецким машиностроительным заводом, 1500 коронок типа БКПМ-40, выпускаемых Самаркандским механическим заводом. Коронки КДА-40 изготавливаются из стали 35ХГСА, а в качест ве рабочего лезвия чаще всего применяется пластинка твердого сплава ВК-15, соединяемая с корпусом путем напайки припоем Л-62. Термообработка коронок заключается в -изотермической закалке их корпуса в селитровой ванне с паечного нагрева, осу ществляемого индукционным способом. Коронки БКПМ-40 изго тавливаются из хромомолибденовой стали мартенситного класса (содержание углерода 0,28—0,33%). После объемной воздушной закалки коронки подвергаются шаровой обработке в специаль ных барабанах.
Бурение по породам 12—14 по Протодьяконову перфорато рами ПР-30К показало, что при средней стойкости 5—10 м ко ронки КДА-40 выходят из строя:
а) |
по |
причине усталостного |
разрушения |
корпуса |
— 34% |
(2000 шт); |
|
|
— 20% |
||
б) |
в |
результате разрушения |
твердого |
сплава |
|
(1200 |
шт.); |
|
|
|
в) в результате разрушения контакта припоя с пластинкой твердого сплава — 22% (1150 шт).
Использование коронок, до полной амортизации, т. е. до мак симально возможного износа твердого сплава, вследствие за тупления, составило только 28—30% (1650 шт.).
Коронки БКПМ-40 показали в целом стойкость в 2—2,5 ра за выше коронок КДА-40. Более 60% данных коронок исполь зовано до полной амортизации. Только 10—15% коронок вышли из строя по причине усталостного разрушения корпуса. Из это го следует, что коронки БКПМ-40, у которых удачно сочетается конструкция с подбором материала корпуса, обладают значи тельно большим запасом усталостной прочности и надежности.
Как показали массовые испытания в производственных ус ловиях, наибольшее количество коронок КДА-40 выходят преж девременно из строя по причине усталостного разрушения.
Установлено, что разрушение коронок происходит по юбке корпуса (рис. 87) с преимущественным развитием усталостных трещин от внутренней поверхности конусного гнезда. Кроме того, как видно из рис. 876, довольно часто происходит разрыв юбки вдоль образующей корпуса коронки. В изломе коронок од-
189
P и с. 87. Внешний вид коронок КДА-40, разрушившихся в процессе эк сплуатации:
а — разрушение корпуса коронки по кольцу; б—разрушение корпуса коронки вдоль образующей;
наруженъ! одна и реже две развивающихся усталостных трещин симметричной круглой или эллипсной формы. Площадь зоны усталости данных трещин очень мала (5—1G% от площади се чения корпуса), что дает основание отнести данный вид раз рушения к случаю, когда напряжения, определяющие развитие трещин, превышают предел усталости стали, из которой изго товлены коровки.
Металлографический анализ корпусов разрушенных коро нок показал, что они состоят из троостомартенситной структу ры, выраженной неравномерно по длине и сечению коронки.
Нередко в структуре встречаются обширные зоны структуры троосто-сорбита и свободного сорбита. Это вызывает неравно мерное распределение твердости в коронке по длине, которая преобладает в основном в центральной зоне корпуса и резко снижается у основания юбки. Усталостные изломы коронок по длине корпуса достаточно точно совпадают с зонами понижен ной твердости металла в данных местах и поэтому являются первичным очагом зарождения и роста усталостных трещин.
Неравномерное распределение твердости и наличие переход ных структурных составляющих по длине и сечению коронки, несомненно вызваны неравномерно протекающими превращени ями в структуре стали при закалке. А это, в свою очередь, выз вано, как установлено, неравномерностью нагрева корпусов ко ронок под закалку. Практически температура, соответствую-
190
щая режиму закалки, достигается в коронках только у головки корпуса, там, где впаивается пластина твердого сплава. У ос нования же корпуса коронки температура ниже закалочной, что вызывает неполное превращение структуры металла при охлаж дении и, естественно, значительное снижение твердости.
Очевидно, для буровых коронок, работающих в исключитель но жестких условиях ударно-циклического нагружения и кор розионного воздействия химически активных рудничных вод, не может быть применена указанная технология термообработки, способствующая появлению неравномерной структуры по сече нию, обусловливающей различную твердость и как следствие этого появление неблагоприятных остаточных растягивающих напряжений.
Буровая коронка в процессе. работы испытывает сложный характер нагружения, связанный не только с появлением в по верхностных слоях высоких напряжений растяжения, смятия, изгиба, но к тому же подвергается и поверхностному износу. Поэтому необходимо при назначении и разработке режимов уп рочнения коронок учитывать' эксплуатационные особенности их нагружения. В последние годы осуществлены некоторые работы, направленные на увеличение долговечности буровых коронок [159], однако в них основное внимание уделяется технологии пайки, выбору оптимальных конструктивных параметров, а так же видам твердосплавного вооружения, и практически мало за трагиваются вопросы, связанные с разработкой способов повы шения циклической прочности корпуса.
В связи с этим проведены шахтные исследования несколь ких партий коронок типа КДА-40, подвергнутых, с целью новы шения циклической прочности корпуса различным режимам уп рочнения.
Испытывались три партии буровых коронок, подвергнутых дробеструйной обработке, нитроцементации, поверхностной ин дукционной закалке. Для сравнения испытывались коронки, выполняемые по существующему режиму. Испытания коронок осуществлялись при бурении магнетитовой руды с крепостью 12—14 по шкале Протодьяконова с помощью перфораторов ПР—ЗОК. Стойкость коронок определялась до разрушения пу тем хронометражных наблюдений. Результаты испытании опыт ных партий коронок, а также режимы упрочняющей обработки приведены в таблице 16.
Как видно из таблицы, наилучшую стойкость в 2—2,5 раза показали коронки, подвергнутые нитроцементации и поверхност ной индукционной закалке. Наклеп дробью показал несколько меньший эффект упрочнения, однако достаточно высокий по сравнению с обычными коронками.
В целом, как видно из результатов испытаний, упрочняющая обработка значительно повышает циклическую прочность коро-
191
Таблица 16
Н ом ер п ар ти и
1
2
3
4
4
Технология упрочнения |
Количество |
Средняя |
испытанных |
стойкость, |
|
|
коронок |
шпурометры |
Изотермическая’ закалка корпуса при |
|
|
температуре 875—890° в селитровой |
70 |
12,0 |
ванне с температурой 3300C. Выдерж |
|
|
ка 7—10 мин. Твердость 40—44 HRC. |
|
|
Нитроцементация в печи ПН-50 при |
|
|
температуре 865—8700C, глубина |
|
|
слоя 0,6—0,8 мм. Закалка в масле |
50 |
21,0 |
из печи. Отпуск при температуре |
|
|
170—190° в течение 1—1,5 часов. |
|
|
Твердость 58—61 HRC. |
|
|
Непрерывно последовательная поверхност |
|
|
ная индукционная закалка на глубину |
|
19,5 |
0,6—0,8 мм с помощью генератора ЛЗ-67. |
48 |
|
Температура закалки 8800C. Твердость |
|
|
56—59 HRC. |
|
|
Изотермическая закалка, аналогичная |
|
|
для партии 1. Последующая дробеструй |
|
|
ная обработка (диаметр дроби 2—4 мм) |
45 |
15,5 |
в течение 7—10 мин. |
нок, что обусловлено созданием в них сжимающих остаточных напряжений и высокой поверхностной твердости, препятствую щей зарождению усталостных трещин в поверхностных, наибо лее нагруженных элементах корпуса.
Полученные результаты исследований дают основание к широкому внедрению поверхностных методов упрочнения буро вых коронок с получением гарантированного прироста стойко сти не менее, чем в 2—2,5 раза.
§ 3. К расчету бурового инструмента на прочность и
долговечность
C бурным развитием эксплуатационных параметров в техни ке, когда резко возросли удельные нагрузки на элементы, кон струкции и узлы машин, все более участились случаи внезапного (хрупкого) разрушения деталей, которые по предварительным расчетам могли работать достаточно долгое время. При этом стало очевидным, что обычное представление о стали, обладаю щей значительными пластическими свойствами, совершенно меняется, так как при определенных силовых факторах даже очень пластичная и вязкая сталь ведет себя как совершенно хрупкое тело. Тщательные исследования указанного явления, выполненные в последнее десятилетие, позволило открыть ряд фундаментальных законов трещинообразования в металлах.
192
<fi'∙